WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 12 |

– работыпо анализу и организации проектногопроцесса23,

– работыпо архитектурной педагогике24.

Специфику данногоисследования составляют:

–позиция «теория определяет развитиепрактики» и нацеленность данногоисследования на формирование новыхметодологических подходов к решениюпрактических проблем зодчества всовременных экономических условиях иразвивающейся в России новой культурыпотребления;

–последовательное применениефеноменологического подхода в егосовременныхмодификациях отличает данное исследованиеот более ранних по времени работ 1920-х годовА.Г. Габричевского, а также работ,использующих феноменологию как один изспособов описания архитектурной формы (А.Г.Раппапорт, И.Г. Лежава), рефлексиюисследовательской позиции (А.Г.Габричевский, А.В. Боков), сочетаниефеноменологии с традиционнымструктуралистским подходом (барьерная концепция Кр.Норберга-Шульца25). Применениеданного подхода в работе обоснованоисторико-генетическим анализом влиянияфилософско-психологических концепцийна развитие представлений об организации ивосприятииархитектурной формы и определяетспецифику и характер результатов;

–последовательное применение базовыхфеноменологических принципов: приоритетпереживающего субъекта, телесностьпространственного переживания,конструируемость образных иморфологических структур объекта какпроизводныхсоциального взаимодействия, – приводит квыделению новой предметнойобласти,рассматривающей архитектурный объект какпереживаемуючеловеком с позиции его личных итипических потребностей часть бытия,имеющую материальнуюхудожественно-упорядоченную структуру,являющуюся результатом и условиемдеятельностной и познавательнойактивностью человека, выполняющуюпосредническую функцию во взаимодействиис окружающей средой; эта предметная областьвыделена на основе пересечения рядатрадиционно принятых в архитектуроведенииобластей (композиции, типологии,психологии восприятия, семиотики, герменевтики).Ее принципиальное отличие в том, чтоактуализируются потребности различных субъектов, а нетолько те, которые приняты архитектором.

–специфика исследовательской позицииопределила последовательность анализапредметного поля, не характерную длябольшинства работ по архитектуре, – от анализаобразной структуры к конструированиюструктуры морфологической и характеррезультатов.

На защитувыносится:

Теория архитектурнойдеятельности в условияхпостиндустриального общества, акцентирующих значимостьмежсубъектных взаимодействий,включающая всебя:

А) концепциюархитектурного проектирования в процессемежсубъектного взаимодействия,

Б) фундаментальнуюконцепцию переживаемого архитектурногообъекта и ее составляющие:

– модельанализа образной структуры архитектурногообъекта,

– модельанализа морфологической структурыархитектурного объекта;

В) прикладную концепциюразвивающейся типологической системы и еесоставляющие:

–архитектурный типологический метод,

–типологизацию архитектурных объектов,

–концепцию архитектурногоформообразования,

–концепцию модальности архитектурногообъекта.

Научная новизна работы состоит в формулировке иобосновании теорииархитектурной деятельности в условияхпостиндустриального общества, акцентирующих значимость межсубъектныхвзаимодействий, направленной наоптимизацию иметодологическое оснащение проектногопроцесса, формирование адекватных современнымэкономическим условиям обществапотребления профессиональногоархитектурного маркетинга и менеджмента.Сформированы базовые положения теории,логико-методологический аппарат, системаописаний.

Для создания основтеории архитектурной деятельности,соответствующих современным требованиям вдиссертационном исследовании:

– разработана модель образнойструктуры на основе выделенияонтологических слоев переживаемогочеловеком архитектурного объекта,обусловленных характером рефлексии – приоритетомопределенного вида мышления в процессевзаимодействия и ведущей рольюкогнитивного или телесно-чуственногокомпонента вформировании составляющих образнойструктуры;

–разработана модель морфологическойструктуры на основе пространственно-телесногоописания объекта в единстве и взаимосвязиприродных и социально-культурных потребностейчеловека; модель характеризуетсясоответствием «материальный элемент–поведенческий стереотип» и основана навыделении двух уровней организацииархитектурного объекта природного исоциально-культурного;

–сформирована концепция переживаемогоархитектурного объекта; ее принципиальнымотличием является процессуальность и динамичностьраскрытияархитектурного объекта,раскрывающаяся черезвзаимообусловленность двух амбивалентных структуробразной и морфологической; доказана ееметодологическая продуктивность какосновы приращения нового теоретического иприкладногознания;

–разработан архитектурный типологическийметод, как форма реализации современноготипологического подхода в зодчестве;типологический метод отличает:генерализующий принцип развивающейсятипологической системы; алгоритмичностьтипологических процедур: созданиецелостный конструкта, обоснование типов,определение критериев выделения базовыхтипов и инвариантов; эвристическаянаправленность на поиск новыхпотенциальных возможностей конструированияструктур архитектурных объектов;

–разработана типологизация архитектурныхобъектов (на примере новейшей архитектурыжилых и общественных зданий и комплексов),основанная на выделение минимума базовыхтипов ориентационно-планировочныхструктур и их инвариантов – пластическихструктур, обладающих генетической иструктурнойсвязью, за счет смещений и модификаций,покрывающих все предметное поле;

–выдвинута система дополняющихтипологизацию взаимосвязанных концепций: а)концепция архитектурногоформообразования, основанная наспецификеформирования архитектурных объектов каксистемы взаимоотношений человек иархитектурный объект в изменяющемся мире;б) концепция модальности архитектурногообъекта, направленная на формированиекомплекса архитектурно-планировочныхсвойств, обеспечивающих адаптивность как кизменяющимся потребительским ценностям иприоритетам, так и к условиям внешнейсреды;

–выдвинута концепция развивающейсятипологической системы – теоретическаяконструкция, имеющая единое основание иоткрытая к изменениям и дополнениям,состоящая из взаимосвязанных элементов:типологизации, концепции формообразованияи модальности, технологичностиархитектурного объекта. Она ориентированакак на возможность генерирования новыхтипообразований, в соответствии спостоянно изменяющимися требованиямиархитектурной практики в современныхэкономических условиях, так и на созданиевариативных типологий, (в том числе ирыночных), а также является основойформирования теории;

–выдвинута концепция архитектурногопроектирования в процессе межсубъектноговзаимодействия, ориентированная наметодологическую работу поконструированию: современных формсубъектности в архитектуре, схем итехнологийвзаимодействия субъектов проектирования ипотребления, лежащих в основе формированиясовременного архитектурногоменеджмента;

Теоретическая и практическаязначимость результатов работы

Диссертационноеисследование открывает новое научное направление развития теоретических исследований вобласти архитектуры, нацеленное наизучение межсубъектныхвзаимодействий в архитектурномпроцессе, формирует егометодологическую базу. В рамкахданного направления в диссертациивыдвинута Теория архитектурнойдеятельности в условияхпостиндустриального общества, акцентирующих значимостьмежсубъектных взаимодействий, лежащая воснове формирования:

–архитектурного профессиональногомаркетинга,

–архитектурного менеджмента,

–рыночных типологий как комплексных системоценок жилых и общественных зданий (и проектовгражданских зданий), с точки зренияориентации на сегмент рынка,

–методологии проектирования жилых иобщественных зданий в современных рыночныхусловиях;

–современной методологической базы теорииархитектуры, нацеленной на понимание иразработку технологий, соответствующихсложным динамично изменяющимся явлениямформо- и типообразования в современнойархитектуре в их структурной целостности ивзаимодействии с окружающей средой;

–современных подходов к комплексномупреподаванию в специализированных учебныхзаведениях архитектурного проектированияв современных условиях, и связанных с нимтеоретических и гуманитарных дисциплин.

Значимость и реальнаянеобходимость формирования новогонаучного направления развития теоретическихисследований в области архитектуры,нацеленногона изучение межсубъектных взаимодействийв архитектурном процессе, обусловленатребованиями архитектурной практики всовременных условиях, соответствующей имэкономической ситуации, определяющейдеятельность зодчих. Архитектура истроительство, как и вся производственнаясфера в современной экономическойситуации ориентированы напотребителя, и,соответственно, разнообразие и качество продукции, - с однойстороны, и на личностиархитектора, и,соответственно, качество его деятельности,- с другой. Т.е. в основе оптимальногофункционирования в современных рыночныхусловияхархитектурно-строительной деятельностилежит разработка методологии, технологии имеханизмовоптимального взаимодействиясубъектов-участников процессовпроектирования, строительства и пользованияархитектурным объектом. Выдвинутое вработе направление развития архитектурнойтеории нацелено: а) на преодолениестандартов,до сих пор во многом обуславливающих отечественнуюархитектурно-строительную деятельность; б)ориентацию на создание архитектурныхобъектов, способствующих максимальномуудовлетворению разнообразных ибыстроизменяющихся потребностей людей, чтоопределяет эффективность архитектурной практики всовременных условиях жесткой конкурентнойборьбы и активно развивающейся в Россиив последние десятилетия культурыпотребления.

В экономическомаспекте необходимостьпризнания приоритета субъекта-потребителяопределяется базовыми ориентирами мировойэкономики на «изменяющуюся ценность», вносящуюмомент субъектности и создающуюмногообразие форм потребления и свободусубъекта-потребителя в реализации своихпотребностей в архитектурном объекте.В экологическомаспекте приоритет субъектаи систем взаимодействий субъекта сприродной средой обеспечиваетформирование современных подходов корганизации архитектурных объектов какэффективно функционирующих, динамичных иадаптивных по отношению к окружающейсредеструктур, оптимально взаимодействующих сокружающей средой.

Апробацияработы. Основные положенияработы были представлены архитектурнойобщественности на 45 конференциях исимпозиумах26. Результаты работывнедрены в учебный процесс УралГАХА влекционные курсы27. Ряд результатов лег воснову методики учебного проектирования,опубликованной в двух учебных пособиях:«Малоэтажный жилой дом» (Екатеринбург, 2002)и «Современное малоэтажное жилище»(Екатеринбург, 2003). Вторая из указанныхработ допущена в качестве учебного пособиядля студентов по специальности 2901«Архитектура» УМО Минобразования РФ.Прикладное значение результатов исследованияэкспериментально проверено вкурсовом и дипломном проектировании (специализацияАЖОЗ), а также в реальном иэкспериментальном проектировании28жилых и общественных зданий. Внедрениерезультатов работы в прикладной курс«архитектурное проектирование» получилопризнание на Международныхсмотрах-конкурсах, где были отмечены29дипломные работы студентов, выполненные подруководством автора.

По теме диссертацииавтором опубликовано две монографии«Семиотика в архитектуре – диалог вовзаимодействии: Место семиотическихисследований в современной теорииархитектуры» (Екатеринбург, 2003) – отмеченадипломом МООСАО I степени (в 2004г.); «Образ иморфология архитектурного объекта»(Екатеринбург, 2004).

Материалыисследования представлены автором вотчете по НИР по гранту Министерстваобразования по фундаментальнымисследованиям в области технических наук. Шифргранта ТО2-12.1-2741. Наименование НИР по гранту – «Актуальные проблемыархитектурного проектирования:методические основы взаимосвязикомпозиционного и типологическогопроектирования». Номер госрегистрации 01.2.00 310040 воВНТИЦентре.

Структура и объемработы: Диссертацияизложена в двух томах; первый том на 270стр. и включает в себя: введение, четыреглавы, заключение, кроме того - 19аналитических таблиц; список литературы– 264наименований, одно приложение; второй томвключает иллюстративные материалы на 136стр. Очередность решения задач определиластруктуруработы:

Глава 1. Образ иформообразование – эволюция представлений вархитектурной теории XX века

Глава 2. Образархитектурного объекта

Глава 3. Морфологияархитектурного объекта

Глава 4. Архитектурныйобъект

Глава 5. Архитектурнаядеятельность

Заключение.

СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

В первой главе «Образ иформообразование – эволюция представлений вархитектурной теории XX века» рассматривается генезиспрофессиональных представлений, лежащий воснове перехода к пониманию значимостимежсубъектных взаимодействий вархитектурном процессе. Последовательнораскрывается:

–философско-психологический аспект;

–архитектурно-семиотический аспект.

Философско-психологическийаспект. В диссертациирассматривается влияние следующих психологическихконцепций: бихевиоризм,гештальтпсихология, функционализм,формализм, деятельностный исистемно-деятельностный подходы, когнитивныйподход, феноменологический подход. Всерассмотренные нами концепции, кромебихевиоризма30, ставили напервый план изучения пространственной формыобраз какоснову восприятия: от трактовки целостнойперцептивной структуры вгештальтпсихологии (и родственных ейнаправлениях) до трактовок, связанных схарактером деятельности субъекта впредметном мире (деятельностный подход), иопределивших методологическую позициюдиссертационной работы, трактовок образа в качествесемиотического инструмента (когнитивныйподход),формы отношения к миру и взаимодействия сбытием, в которой выделяются рядонтологических слоев и чувственныхпризнаков (феноменологическая позиция,восстанавливающая в правах объективныйстатус образа). Влияние бихевиоризмаосновывается на внедрении концепции«ролевого поведения».

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»