WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 8 | 9 || 11 | 12 |

А) на основеприменения неклассической логики,позволяющей описывать многомерныепроцессы становлении и лежащей в основеприменения конструктивных методов теоретических построений;

Б) на применениианалитического инструментария структур какпроизводныхсоциального взаимодействия, лежащего воснове выделения совокупностиустойчивых связей при изменяющихсяусловиях;

В) на методологиигуманитарного проектирования вархитектуре, построенной на приоритетемежсубъектных взаимодействий и лежащих воснове формирования проектного мышления вархитектуре зданий, соответствующегосовременнымэкономическим условиям и требованиямпостиндустриального общества.

Г) на разработанномавтором архитектурном типологическомметоде.

VI. 2. Вработе предложен принципиально новыйархитектурный типологический метод,направленный на понимание сложных явленийформо- и типообразования в современной архитектурев их структурной целостности, становлениии характере взаимодействия с окружающейсредой. Как особую форму осмысления иреализации современного типологическогоподхода архитектурный типологический метод характеризуют:

А)генерализующий принцип -построение развивающейся типологическойсистемы, который придает ейспособность к продуцированию на основеобщей целостной модели (конструкта)системы взаимосвязанных концепций,направленных на детальное рассмотрение иразвитие отдельных аспектов формированияархитектурных объектов;

Б)алгоритмичность типологических процедур, котораяподразумевает определенную последовательностьдействий в процессе типологизации. Этапоследовательность предусматривает впервую очередь создание целостногоконструкта, связывающего между собойосновные структурные характеристикиархитектурного объекта. На основе этогоконструкта происходит:

–обоснование типов архитектурных объектов,обеспечивающее при дальнейшихтипологических процедурах ихгенетическую связь, котораяосуществляется через элементарную природнуюсистему «преграда–стимул»;

–сопоставление типов архитектурныхобъектов на основе модели объемно-планировочнойструктуры, имеющей атрибутивные и модусныехарактеристики, что обеспечивает основудля выделения базовых типов и инвариантовбазовых типов, обладающих структурнойсвязью;

–поиск оптимальных критериев выделенияобоснованного минимума базовых типов иинвариантов;

В)эвристическаянаправленность, котораяисходит из способности типологической системы ксовершенствованию и появлению новыхтипообразований.

VI. 3.Разработана концепцияразвивающейся типологическойсистемы для архитектурыжилых и общественных зданий, включающая в себя:

Типологизациюархитектурных объектов. Ееоснова –универсальность, соответствующая современнымтенденциям перехода от моно- к полифункции,комплексныйучет ценностных и эколого-средовыхфакторов, эвристическаянаправленность,открытость к развитию и появлению новыхтипов архитектурных объектов,соответствующих изменяющимся требованиямсовременного человека, и оптимизирующиххарактер взаимодействия человека сосредой.

Предметное поле–современная архитектура жилых иобщественных зданий. Точка отсчета – концепцияпереживаемого архитектурного объекта.Средство осуществления типологическихпроцедур –целостный конструкт, построенный на основедвух амбивалентных структур: образной иморфологической, связывающих ценностные,пространственные, сенсорные и др.характеристики архитектурного объекта.Типологизация строится на выделении шестибазовых типов ориентационно-планировочных структур ишести их инвариантов – пластическихструктур, обладающих генетической иструктурной связью, и, за счет смещений имодификаций, покрывающих все предметноеполе. Критериями для выделения базовыхтипов являются: дифференциациякоммуникационного каркаса и заполнения, структуракаркаса, вместимость основныхсоставляющих каркаса и заполнения. На основекритериев: визуальная проницаемость, визуальновоспринимаемая фиксация или нивелированиеконтура объекта, иерархическое построениепреграды–выделяютсяинварианты преграды. На основерассмотрения архитектурного объекта, как системыпреград, определяющих характервзаимодействия человека с окружающейсредой, выделяются инварианты базовыхтипов.

Генерализующийпринцип развивающейся типологическойсистемы основан на возможности создания,на основе общей идеализированной модели,системы взаимосвязанных и болееспециализированных концепций:

Концепцияархитектурного формообразования раскрывает поэтику контурапреграды, искусство создания граничности,посредством которой человек вступает вотношения со средой, культурой, обществом исамим собой. Основа формообразованияобусловлена строением человеческого телаи определяет специфику взаимодействиячеловека с окружающей средой. Ценностныйаспект формообразования – выстраивание взаимоотношений сконтекстом, основан на пластическиххарактеристиках преграды, отражает иматериально фиксирует стабильность/изменчивость отношения к миру,окружающей среде, культуре.

Концепция модальностиархитектурного объектараскрывает специфику организацииструктуры архитектурного объекта,обеспечивающую эффективноефункционирование сложной динамическойсистемы взаимоотношений «человек – архитектурныйобъект –среда» с позиции адаптивности структурыархитектурного объекта, ее открытости дляреализации разнообразных потребностейчеловека и динамичности биоклиматическиххарактеристик, обеспечивающих оптимальноевзаимодействие архитектурного объекта сокружающей средой и включение в негоприродных компонентов.

Дополнение концепцииразвивающейся типологической системыпозицией «технологичность» обеспечиваетвозможность развитиярыночных типологий жилых и общественныхзданий, включающих системыоценок, ориентации на определенный сегментрынка и подходов к эффективному иконкурентоспособному проектированиюархитектурных объектов в современныхэкономических условиях.

VI. 4.Выдвинута концепция архитектурногопроектирования в процессе межсубъектноговзаимодействия, направленная наметодологическое обеспечение проектнойдеятельности в современных рыночныхусловиях, конструирование современных формсубъектности в архитектуре, схемвзаимодействий субъектов проектирования ипотребления, формирование концептуальныхподходов организации архитектурных объектов,соответствующих быстроизменяющимсяпотребностям современного человека.

Прикладноезначение результатов работы:

А) Раскрывается ввыдвижении и обосновании позиции,акцентирующей принципиальнуюнесводимость архитектурного объектатолько к внешней вещественной(материальной) обезличенной форме. Этапозиция направлена на преодоление одномерныхузкопрактических подходов к архитектуре иархитектурной теории. Архитектурнаядеятельность связывает воединопредметный, социальный и личностный (самореализациячеловека)аспекты.

Практичностьвыдвинутой в работе теории не сводится квыработке набора готовых купотреблению «рецептов» проектнойдеятельности. Практичность теории архитектурнойдеятельности заключается в переработкепрофессиональных стереотипов иавтоматизмов, обуславливающих инерциюархитектурной практики. Пересмотр ипреобразование базовых профессиональныхпредставлений создает предпосылки длясоздания новых эвристичных подходов кформированию архитектурных объектов ивзаимодействию людей с природой и друг сдругом (в процессах проектирования, создания ипользования объектом).

Б) Заключается вформировании методологических основархитектурного маркетинга и менеджмента.

Архитектурныймаркетинг в современныхусловиях, когда потенциальный потребительархитектурного объекта нацелен навозможность быстрого измененияматериально-предметного мира и реализациисвоих разнообразных потребностей вархитектурном объекте, требует измененияподходов к организации архитектурных объектов всторону отказа от стабильности инеизменности. Архитектурный маркетингпризван формировать современные гибкие,процессуальныеподходы к архитектурегражданских зданий и оценке ееэкономической эффективности, ориентированные впервую очередь на потребителя (на уровнесоциальной группы), оптимальное удовлетворениеего быстроизменяющихся потребностей, засчет специфики структурной организацииархитектурного объекта (егоформообразования, модальности, технологичности),обеспечивающей динамичные формыпотребительской культуры, заданной впроектном решении возможностьюопределенных преобразований структурархитектурных объектов, а также впостоянном развитии и появлении новых типовобъектов (в области архитектуры жилых иобщественных зданий).

Архитектурныйменеджмент призванформировать современные подходы коптимальной и эффективной организацииархитектурной проектной деятельности всовременных экономических условияхпостиндустриального общества. В том числе:

–стратегическое планирование проектногопроцесса, ориентированного набыстроизменяющиеся ценностные приоритетыпотребителя, т.е. опережающее и расширяющеесуществующие на этапе проектированиятребования и потребностипотребителя;

– тактическоепланирование проектного процесса какдинамичного, т.е. ориентированного напостоянные обновления и совершенствованияструктур архитектурных объектов в процессе ихпроектирования, строительства,эксплуатации;

– оперативноепланирование проектного процесса спозиции гибкости и открытости изменениямна всех стадиях проектной разработкиархитектурных объектов.

Развитие современныхрыночных форм системной организацииархитектурных проектных образований (в томчисле и временных), ориентированных наформирование профессиональнойкультуры социального взаимодействияучастников процессов проектирования,строительства и потребления.

Формирование новыхподходов к управлению участникамипроектногопроцесса, с позиции ролевыхвзаимодействий. Выделение управленческих ролей впроектном процессе:

–технических, ориентированных в основном напрофессиональные навыки и умениявыполнять специализированные задачи;

– коммуникативных,ориентированных на профессиональнуюорганизацию эффективных межличностныхвзаимодействий, направляющих проектныйпроцесс с точки зрения наибольшегоудовлетворения полилогичных требованийего участников и потребителей;

–прогностических, направляющих проектныйпроцесс и ориентированных на предвидениевозможных траекторий развития ситуации,требований и потребительских предпочтений, лежащих воснове выбора и принятия наиболееэффективныхпроектных решений.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

МОНОГРАФИИ

1. Семиотика вархитектуре – диалог во взаимодействии: Местосемиотических исследований в современнойтеории архитектуры. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун–та, 2003. ­(15,5 п.л.)

2. Образ и морфологияархитектурного объекта. – Екатеринбург:Архитектон, 2004. ­(7,5 п.л.)

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

3. Малоэтажный жилойдом. Учеб. пособие. – Архитектон, 2002. (6,0 п.л.) (всоавт.)

4. Современноемалоэтажное жилище. Учеб. пособие. – Архитектон, 2003. (8,0п.л.) (в соавт.) Допущено в качестве учебногопособия для студентов по специальности 2901«Архитектура» учебно-методическимобъединением по образованию в областиархитектуры Министерства образованияРоссийской Федерации.

СТАТЬИ в изданиях,рекомендованных ВАК

5. Семиотическиемеханизмы архитектуры // Известия УрГУ.Серия: Проблемы образования, науки икультуры. Выпуск 16. 2004. № 32. (0,7 п.л.)

6. Приглашение ксопереживанию // Архитектура.Строительство. Дизайн № 1, 2006 (0,3 п.л.)

7. Поиски жанра //Архитектура. Строительство. Дизайн № 2, 2006(0,6 п.л.) (в соавт.)

8. Поэтика преграды //Архитектура. Строительство. Дизайн № 3, 2006(0,3 п.л.)

9. Архитектурныетеоретические концепции: о вреде и пользе//Архитектура. Строительство. Дизайн № 4, 2006(0,6 п.л.)

10. Пьянящий воздухсвободы (современная архитектура Франции)//Архитектура. Строительство. Дизайн № 4, 2006(0,6 п.л.) (в соавт.)

11. Метафизикаархитектуры // Архитектура и строительствоМосквы № 2-3, 2006 (0,8 п.л.)

12. Концепциясовременного социального жилища //Жилищное строительство № 6, 2006 (0,4 п.л.) (всоавт.)

13. Пластическаяорганизация современного жилища //Жилищное строительство № 9, 2006 (0,3 п.л.)

14. Современное жилище–архитектура диалога// Архитектон: ИзвестияВУЗов. 2006. № 14. (0,4 п.л.) (http://archvuz.ru/. На 01.05.2006 в ФГУП НТЦ"Информрегистре" зарегистрирован какэлектронное научное издание. Публикации вэлектронных научных изданиях,зарегистрированных в Информрегистре, всоответствии с п. 11 Положения о порядкеприсуждения ученых степеней могутучитываться как опубликованные работы,отражающие основные научные результатыдиссертации.)

15. Архитектурныйтипологический метод//Архитектон: Известия ВУЗов. 2006. № 14. (0,3 п.л.)(http://archvuz.ru/. На 01.05.2006в ФГУП НТЦ "Информрегистре"зарегистрирован как электронное научноеиздание. Публикации в электронных научныхизданиях, зарегистрированных вИнформрегистре, в соответствии с п. 11Положения о порядке присуждения ученыхстепеней могут учитываться какопубликованные работы, отражающиеосновные научные результатыдиссертации.)

СТАТЬИ

16. Применение методовмногомерной интерполяции к анализуархитектурных ансамблей // Теорияприближений и гармонический анализ:Материалы международной конференции,проводимой Математическим институтом РАН,Московским и Тульским государственнымиуниверситетами – Тула: ТулГУ, 1998. (0,3) (в соавт.)

17. К развитию идей А.Э.Коротковского в современной теориивосприятия // Семиотика пространства: Сб.науч. тр. Междунар. ассоциации семиотикипространства / Под ред. А.А. Барабанова.–Екатеринбург: Архитектон, 1999. (0,5 п.л.)

18. Переосмыслениеконцептуальных основ развития творческогопотенциала студентов-архитекторов // Наукаи образование в стратегии национальнойбезопасности и регионального развития /Материалы Междунар. науч. конф.,посвященной 275-летию РАН. — Екатеринбург:Изд-во гум. ин-та, 1999. С. 380–381. (0,2 п.л.)

19. Здание и образ //Строительный вестник № 9, 1999. (0,3 п.л.)

20. Память среды //Строительный вестник № 10, 1999. (0,4 п.л.)

21. Semantic fields of architecturalobject // International Congress: The future of the Architect (Mind, Land,Society). — Barselona,2000. (0,2 п.л.)

22. Отражениеархитектурных идей-утопий в формированиипетербургских ансамблей // Клод Николя Ледуи русская архитектура: Каталог выставки.Екатеринбург: Архитектон, 2001. (0,7 п.л.)

23. Архитектурнаясемиотика в интерпретации региональныхшкол // Принципы формирования региональныхархитектурных школ: Сб. науч. статей. – Пенза: ПГУАС, 2003. (0,5п.л.)

24. Вопросыпроектирования современного элитногожилища // Принципы формированиярегиональных архитектурных школ: Сб. науч.статей. –Пенза: ПГУАС, 2003. (0,3 п.л.) (в соавт.)

25.Социально-психологические аспектыкомпозиционно-художественного мышления //Композиционная подготовка в современномархитектурно-художественном образовании:Материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Подред. А.А. Старикова, В.И. Иовлева. – Екатеринбург:Архитектон, 2003. (0,5 п.л.)

Pages:     | 1 |   ...   | 8 | 9 || 11 | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»