WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 12 |

На правах рукописи

Янковская ЮлияСергеевна

АРХИТЕКТУРНЫЙОБЪЕКТ:

ОБРАЗ И МОРФОЛОГИЯ

Специальность 18.00.01

“Теория и историяархитектуры,

реставрация иреконструкция историко-архитектурногонаследия”

Автореферат

диссертации на соисканиеученой степени

доктораархитектуры

Москва - 2006

Диссертация выполнена вУральской государственнойархитектурно-художественнойакадемии

Официальные оппоненты:

доктор архитектуры, профессорО.Г.Максимов

доктор архитектуры, профессорГ.Н.Айдарова

доктор архитектуры, профессорВ.А. Нефедов

Ведущая организация:

Новосибирский государственныйархитектурно-строительныйуниверситет

Защита состоится“­­­­­1”марта 2007 г. в 12 часов

на заседанииДиссертационного советаД 212.124.02

при Московскомархитектурном институте

по адресу: 103754, Москва,ул. Рождественка, 11.

С диссертацией можноознакомиться в библиотеке Московскогоархитектурного института

Автореферат разослан “__”_________ 2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат архитектуры,профессорМ.Н. Иманов

ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ

Актуальность работысвязана с необходимостьюдальнейшего развития теории и практикиархитектурной деятельности в качественноновых социокультурных условиях, связанных сдействием закономерностейнаучно-технического прогресса. Врезультате создания новых технологий,изменяющих все сферы жизни человека,происходит быстрая смена тех потребностей,которые определяют использование человеком различныхзданий и сооружений. Если в условияхэпохистабильного воспроизводства условийтрудовой и бытовой деятельности человек мог в течениемногих поколений пользоватьсяопределенным набором функций архитектурногообъекта, то в настоящее время, подвоздействием быстроизменяющихся потребностей,возникают целый набор вариантов егоиспользования для различных целей. В связис этим возникает необходимость изучениятех изменений,которые происходят при взаимодействииархитектора и потребителя в проектировочнойдеятельности. Если прежде в архитектурегосподствовало представление о том, чтоархитектор может автономно, исходя изнеких устоявшихся и нормативнозакрепленных представлений о требуемомсооружении, проектировать различные объекты, то внастоящее время смысл и качество еготворческой деятельности в значительной степениопределяется тем, насколько онасоответствуетпотребностям и интересам потенциальныхпотребителей. При этом важно учитывать, что если вусловиях традиционного (стабильного)общества потребитель был ориентирован на длительноеиспользование архитектурного объекта, то внастоящеевремя здания и сооружения постояннопереходят от одного потребителя к другому. Каждый новыйвладелец имеет свое представление офункциональном наполнении и иных характеристикахархитектурного объекта, которым начинаетпользоваться. В связи с этим архитектурноепроектирование впервые приобретаетхарактер постоянного взаимодействияархитектора с целой совокупностьюсубъектов,которые могут выступать в роли заказчика,застройщика и многочисленных потребителейс разным набором представлении о желаемомархитектурном объекте. Практика показывает, что всечаще и чаще смена пользователей того или иногоздания или сооружения ведет к изменениюего планировочной структуры, функциональногонаполнения, пластического решения,оформленияинтерьеров и т.д. Возникает необходимостьпроектирования таких архитектурных объектов,которые способны к определеннымтрансформациям, исходя из потребностейпользователей.

Самобытное развитиеотечественной архитектурной деятельности,ее востребованность иконкурентоспособность на мировом рынкевозможна только через осознание новой ролии места субъекта в современном мире иорганизацию схем взаимодействияархитектора и иных участниковпроектного процесса. Организация архитектурнойдеятельности в условиях обществапотребления уже невозможна без пониманиямногообразия ценностных ориентиров, какразличных потребителей, так и субъектовпроектирования и строительства(архитектор, инженеры-смежники, заказчик, застройщик ит.д.). Необходимость признания важностиучетаменяющихся потребностей субъектовархитектурного проектирования ведет кизменениюбазовых ориентиров потребителяархитектурного объекта как человекапостиндустриального общества. Он уженацелен не только на непосредственную сиюминутнуюпользу от конкретного архитектурногообъекта, а учитывает возможность еготрансформации в связи с появлениемпотребностей вновых его функциях. Следовательно,перспективным развитием теории и практикиархитектурнойдеятельности является исследованиесистемы взаимодействия всех участников проектногопроцесса. При этом на первое место выходитспецифика взаимодействия тех образов, которыесуществуют в представлениях различныхсубъектов-участиков проектного процессао будущем архитектурном объекте. В этихобразахотражается с различной степеньюпротиворечивости совокупностьпредставлений о функциях, структуре, комфортности,узнаваемости, социально-культурнойзначимости архитектурного объекта. Поэтомуактуальной проблемой становятсязакономерности формирования этих образов,а также факторов, которые влияют на их содержание, причин,вызывающих их различия и совпадения, атакже вариантов достижения согласованности ивыделения основных характеристикпроектируемого архитектурного объекта. Поэтомузначимой проблемой становится дальнейшеезакрепление образов-предпочтений вморфологической структуре объекта.

Анализ состояния иперспектив развития отечественнойархитектурной теории и практики показываетактуальность дальнейшего изучениявзаимосвязи образа и морфологии архитектурногообъекта в условиях нового взаимодействияархитектора сцелой совокупностью тех субъектов, которыевыступают участниками архитектурногопроектирования, строительства ипотребления здания. При этом самаизменчивость содержания потребностей этихсубъектов определяет особенности образной иморфологической структуры современногоархитектурного объекта.

Изменение в системевзаимодействия субъектовархитектурного проектирования, вызванноекачественно новыми способами развитиявсех сфер жизнедеятельности человека, ведет кнеобходимости дальнейшего развития теорииархитектуры иприкладной архитектурной науки. Одним изважнейших их направлений становитсявыявление особенностей конструированияобраза и морфологии архитектурного объектав условиях, когда участниками этогопроцесса становятся не только архитекторы,но и другие субъекты проектирования,строительства и потребления. Выделяется общийпроцесс постепенного формированиямногосубъектного подхода в зодчестве.

Свидетельством этогопроцесса является отказ от приоритетафункциональной типологии зданий1, воснове которой лежала традиционная дляклассического миропониманияпривилегированная роль объекта,выполненного по меркам абстрактного индивида,несущего общие типические потребности ипредставления. Следующий шаг, сделанныйархитектуроведением, – осознаниеприоритета эмоционально-чувственного мирасубъекта-потребителя, лежащего в основемножественности интерпретаций и трактовокархитектурных объектов в семиотических исемиотико-герменевтических толкованияхзодчества, а также выдвижение концепции соучастия,ориентированной на изучение и толкованиеархитектором потребностей людей. Прямой перенос вархитектуру философских представлений оконцепции«Места» и «обитаемого ландшафта»сторонниками эколого-средового движениявызывает определенные сомнения с точкизрения его правомерности. Эти шаги логически приводят косознанию необходимости формирования и развития взодчестве постклассическогомиропонимания, основанного на принципах межсубъектноговзаимодействия. В современномбыстроизменяющемся мире человек определяетмодели взаимодействия с объектом и сосредой, рассматривая здание с точки зрениясвоих потребностей, в том числе ипотребностей в изменении среды и включенности в ту илииную социокультурную систему. Современнаяпрактика подсказывает нам необходимостьформирования в зодчестве диалогичных формвзаимодействия архитектора и потребителя,представленного в архитектуре в качествемногостороннего субъекта (участникипроектного процесса, заказчик, застройщик,пользователь и пр.). Такое пониманиедиалогичности ни в коем случае неумаляет роли архитектора, а наоборот,должно обогатить и раскрыть новые граниархитектурно-проектного творческогопроцесса.

Актуальностьдиссертационного исследованияобусловлена наличием следующих противоречий втеории и практике архитектуры:

–противоречия, связанные с постояннымиизменениями во всех сферах жизнисовременного человека, инесоответствующие им способы организацииустойчивойархитектурной среды;

–противоречия на уровне организациипроектных процессов, связанные снеобходимостью переориентации набыстроизменяющиеся и разнообразныепотребностиреальных и потенциальных потребителей;

–противоречия, связанные с отсутствиемсформированной потребительской культуры инедостаточным вниманием архитектора кинтересам потребителя. Человек, меняясь,нуждается в новой архитектуре, но не можетсформулировать заказ, а архитектор должен датьему возможность реализовать своипотребности в отвечающих современнымзапросам архитектурных объектах;

–противоречия, вызванные недостаточнымосмыслением гуманистической ролизодчества в современном мире. Они выраженыв отсутствии, как в профессиональноммышлении, так и в творческом процессе,представлений об архитектуре как способеорганизации взаимодействия человека черезпредметную форму с природной средой исамим собой (как основе самореализациипотребителя).

Развитиевостребованной теории архитектурнойдеятельности должно быть нацелено нарешение практических проблем зодчества всовременных экономических условиях иразвивающейся в России культурыпотребления, в основе которой лежатпрактики «Диалога» архитектора с целымрядом субъектов, заинтересованных в разнообразномиспользовании архитектурного объекта. Приэтом творческая и направляющая рользодчего как организатора и руководителяпроектного процесса не только сохраняется, но иприобретает новые грани, становясь болеецелостной,комплексной, учитывающей многообразныефакторы, определяющие современноепроектирование.

Научнойгипотезой исследованияявляется представление о том, чторазвитиевостребованной профессиональной теории вжестких условиях современного рынка ипотребительской культуры не мыслимо безакцентирования приоритетной роли субъекта(архитектора, заказчика, застройщика,потребителя и т.д.) и его потребностей,межсубъектных взаимодействий,определяющих возможность архитектурнойдеятельности в современном мире.Корректное введение активно действующего субъекта ипрактик межсубъектных взаимодействий вархитектурную теорию возможно черезпересмотр базовых профессиональныхпредставлений об архитектурном объекте,переживаемом человеком с позиции егоценностныххарактеристик, проявляющихся в образе изакрепленных в морфологии объекта.

Объект исследования– архитектурный объект вкоммуникативном взаимодействии различных субъектов(создания и использования).

Предмет – особенностиобразной и морфологической структурыархитектурного объекта, создаваемого вмежсубъектном взаимодействии.

Цель данного исследования – разработка теорииархитектурной деятельности в условияхмежсубъектного взаимодействия всоответствии с быстроизменяющимисяпотребностями современного человека. И вее рамках планируется создание концепцииархитектурного объекта, построенной навзаимосвязи образа (как совокупностиценностных характеристик) и морфологии;развивающейся типологической системы; концепцииархитектурного проектирования всовременных рыночных условиях (построенной наприоритете субъекта-потребителя).

Границыисследования:

Архитектурный объектрассматривается в условияхпостиндустриального общества.Исследование ограничено архитектуройжилых и общественных зданий,градостроительный и средовой аспектыанализируются только для дополнительных характеристик.Типологизация архитектурных объектовпроводилась на предметном поле новейшей архитектуры.

Работа носитметодологический характер; проблемытехнологии конкретных построений межсубъектныхвзаимодействий, систем документооборота ипр. в маркетинговых и менеджментскихстратегиях зодчества не рассматриваются.Также взадачи данной работы не входит построениечастных риэлтерских типологий, включающихконкретные экономические показатели исистемы оценок зданий (жилых иобщественных). Хотя автором утверждаетсявозможность, целесообразность икорректность таких построений на основепредставленной в работе методологическойбазы.Анализ морфологическиххарактеристик архитектурного объекта вданной работе сосредоточен напространственных и пластическиххарактеристиках архитектурной формы, раскрытиесвето-цветовых отношений2 подробно не рассматривается.

Образ архитектурногообъекта нас интересует в большей степени вприкладномаспекте как носитель ценностныххарактеристик, являющихся базовымиориентирами для современной концепции«всеобщей экономики» с ее проблемойизбытка, демонстративного потребления иразнообразия изменяющихся потребностей современногочеловека –основы рыночных отношений.Искусствоведческий аспект трактовки образа какносителя субъективных значений и смысловдля даннойработы –вторичен.

Поставленная цельобъясняет специфику выбора подходов и методов исследования. Феноменологический подход определил исходнуюмировоззренческую позицию автора, ракурсрассмотрения архитектурного объекта кактелесно-переживаемого человеком впроцессе взаимодействия, и, в соответствиис этим, выделение образа и морфологии вкачестве базовых представлений. Выборструктур вкачестве аналитического инструментарияконструированиявзаимообусловленных моделей образа иморфологии архитектурного объекта видитсянаиболееадекватным объекту исследования, так какпредполагает выделение совокупности устойчивыхсвязей, обеспечивающих ихвоспроизводимость при изменяющихся условиях иявляющихся производными от социальногодействия и взаимодействия. Применениесовременных аналитических иконструктивных методов позволило адекватно описатьпроцессы становления, развития сложныхнелинейныхявлений в современном зодчестве и впроцессах архитектурной деятельности.Методология гуманитарного проектирования,принятая в работе, нацелена на разрешениепротиворечий участников архитектурногопроектирования в организации архитектурного объекта иего ценностной составляющей – образа иструктуры– морфологии.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 12 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»