WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

2.7. «“Пластун”: субтекстуальный и метатекстуальный уровни». Рассмотрев метатекстуальный уровень композиции «Пластун», мы выяснили следующее: 1) совпадение заглавий рок-альбома и главной песни определяет особенности их взаимодействия; 2) мотивы, зашифрованные в названии центральной песни, пронизывают весь альбом. Общими являются следующими мотивы: а) трансформации поэтического сознания (поэт-герой превращается в поэта-человека); б) войны (афганской, гражданской, войны власти со своим народом, войны как особого состояния мира); в) появления человека-пластуна; г) возможности / невозможности духовного возрождения человека. Всё это свидетельствует о том, что композиция «Пластун» и песни, входящие в пространство одноимённого альбома, соотносятся как общее (песня-формула «Пластун») и частное (композиции, раскрывающие, уточняющие содержание общей формулы).

Поскольку центральная композиция-формула «Пластун» и элементы метатекстуального уровня (рок-альбома) соотносятся как общее и частное, то пограничный театрально-феерический уровень связан не только с главной композицией, но и с каждой частной песней (одни и те же декорации, свет, имидж рок-музыканта могут быть использованы при создании синтетического текста любой композиции, включённой в метатекстуальный уровень).

При рассмотрении рок-композиции как синтетического текста к заголовку вербального компонента субтекста примыкают элементы пограничного театрально-феерического уровня. В рамках синтетической модели элементы театрально-феерического уровня могут заменять заголовок вербального компонента субтекста. Ситуация замены возможна по двум причинам: 1) они, как и заголовок вербального компонента субтекста, появляются до основного текста рок-композиции; 2) они образуют систему, каждый из элементов которой актуализирует и раскрывает определённую сему общего содержания заглавия вербального компонента субтекста. Таким образом, декорации, свет, имидж рок-музыканта, взаимодействуя с заглавием вербального компонента, объединяются в заголовочный комплекс. Он состоит из следующих элементов: декорации (плакат-карта боевых действий); имидж рок-музыканта (наличие / отсутствие специального костюма, грима); свет (серый цвет – символ подчинения системе; чёрный цвет – символ бесконечной войны; белый цвет – символ тотального безумия).

Таким образом, музыкальный компонент субтекста, пограничные и метатекстуальные уровни рок-композиции – это чётко выстроенная система, в которой нет случайных элементов. Важно, что каждый из них в определённой степени, сохраняя самостоятельность, является частью целого (элементы генетически связаны друг с другом). При этом они корректируют, дополняют содержание не только элементов своего уровня, но и стержневого вербального компонента субтекста, который обладает магнетическими свойствами. В результате образуется синтетический рок-текст.

В «Заключении» подводятся итоги работы и намечаются перспективы дальнейшего изучения рок-поэзии как особого синтетического текста.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Иванов Д.И. Понятие русского рока и фольклорная традиция // Вестник ИГЭУ. Приложение: Актуальные проблемы и социально-гуманитарные знания. Иваново, 2007. 0,7 п.л.
  2. Иванов Д.И. Современная литература в социокультурном контексте: проблемы актуализации, исследования и преподавания // Федеральная итоговая научно-техническая конференция «Всероссийского конкурса на лучшие научные работы студентов по естественным, техническим наукам (в области высоких технологий) и инновационным научно-образовательным проектам». Материалы итоговой конференции. М., 2004. 0,1 п.л.
  3. Иванов Д.И. «Женская субстанция» в текстовом пространстве А. Башлачёва: (Материалы к уроку-лекции в ХI классе)) // Культурологический подход к преподаванию литературы в современной школе: Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции памяти В.П. Медведева. Иваново, 2005. 0,5 п.л.
  4. Иванов Д.И. А. Башлачёв. «Грибоедовский вальс» (опыт анализа поэтического текста) // Филологические штудии: Сборник научных трудов. Вып. 9. Иваново, 2005. 0,9 п.л.
  5. Иванов Д.И. Александр Башлачёв. Жизнь и смерть поэта // Современная литература в школе: Сборник научно-методических материалов и разработок. Вып. 1. Иваново, 2005. 0,6 п.л.
  6. Иванов Д.И. А. Башлачёв «Все от винта»: К проблеме анализа художественного текста // Филологические штудии: Сборник научных трудов. Вып. 10. Иваново, 2006. 0,9 п.л.
  7. Иванов Д.И. Мифобиографические структуры в поэтике текстов А. Башлачёва и Б. Гребенщикова // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль, 2006. 0,5 п.л.
  8. Иванов Д.И. Особенности семантики образа-символа «мать» в русской рок-поэзии // Поэтика и лингвистика: Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Р.Р. Гельгардта. 16-19 октября 2006 г. Тверь, 2006. 0,1 п.л.
  9. Иванов Д.И. Опыт сопоставительного анализа синтетических поэтических текстов А. Башлачёва, Б. Гребенщикова, Е. Летова, К. Кинчева (материалы к спецкурсу по изучению русской рок-поэзии в 11 классе) // Медведевские чтения – 2006: Проблемы школьного и вузовского анализа литературного произведения в жанрово-родовом аспекте: теория, содержание, технологии: Сборник научно-методических статей. Иваново, 2006. 1 п.л.
  10. Иванов Д.И. Поэтика сна в романтической лирике А. Башлачёва (предварительные замечания) // Дергачёвские чтения – 2006: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 2007. 0,6 п.л.
  11. Иванов Д.И. Поэзия А. Башлачева: синтез классики, андеграунда и элементов стилистики постмодернизма // Потаённая литература. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2006. 0,9 п.л.
  12. Иванов Д.И. Особенности формирования эстетических принципов отечественной рок-культуры (предварительные замечания) // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции, посвящённой 45-летию научной деятельности профессора И.В. Карташовой. Тверь, 24-27 мая 2006 г. Тверь, 2006. 0,7 п.л.
  13. Иванов Д.И. «Героическая» эпоха русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Вып. 9. Тверь-Екатеринбург, 2007. 0,8 п.л.

14.Иванов Д.И.Отечественная рок-культура: специфика, проблемы, пути изучения // Современная литература в школе: Сборник научно-методических материалов и разработок. Вып. 2. Иваново, 2007. 1,1 п.л.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»