WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

При использовании мифологического подхода субкультурная и контркультурная эпохи русского рока рассматриваются как комплекс мифологических конструкций, каждая из которых функционирует на определённом уровне рок-культуры. Важным является то, что исследователи, двигаясь от мифа к мифу, постепенно уходят от анализа структуры и художественных особенностей рок-произведения, подменяя их социологическими изысканиями. В этом случае трансформации, происходящие в структуре рок-текста, превращаются в иллюстрации социально-политических процессов. Если в начале 1980 годов понимание рока как образа жизни, своеобразного мироощущения воспринималось как знак причастности к особому, «другому» миру свободного творчества, то в конце 1980 – начале 1990 годов, в контексте социально-политических преобразований (теперь не от кого уходить, не с чем бороться), оно трансформируется в ощущение исчерпанности, завершённости. Рок-поэты не могут преодолеть мифы, которые сами создали.

Следуя логике сторонников мифологического подхода, необходимо принять на веру утверждение, что рок-культура – явление завершившееся, исчерпавшее себя, прекратившее своё существование в начале 1990 годов. Это утверждение вызывает серьёзные сомнения.

Сторонники филологического подхода настаивают на том, что рок-текст может быть адекватно проанализирован методами классической филологии, активно применяемыми при изучении непесенной поэзии. Однако в науке этот подход принимается не всеми исследователями, так как он содержит некоторые недостатки. Чаще всего его сторонников упрекают в «забывчивости»: «Филологический подход к рок-текстам страдает одним очевидным недостатком: для того, чтобы он оказался возможен, мы должны забыть, что имеем дело с песней» (А.В. Щербенок). Другой отрицательной чертой филологического подхода является то, что с его помощью трудно описать эволюцию отечественной рок-культуры, так как он обращается только к поэтическому уровню рок-композиции. Соответственно, за рамками исследования остаются другие значимые элементы, без учёта которых невозможно объективно анализировать как рок-поэзию, так и рок-культуру в целом.

На наш взгляд, подход к рок-произведению как к разновидности синтетического текста является наиболее продуктивным. При использовании этого подхода в зону исследовательского внимания попадает не только семантический, но и синтагматический и прагматический аспекты текста. Это, в свою очередь, создаёт возможность для проведения более точного и глубокого анализа конкретного рок-произведения. Синтетический подход позволяет определить особенности «ускользающего объекта исследования» и конкретизировать, прояснить значение «противоречивого» термина рок-поэзия (к первой части «рок-» относятся музыкальный, пограничные и метакстуальные уровни, а ко второй «поэзия» собственно поэтический (вербальный) компонент рок-произведения).

Кроме того, синтетический подход позволяет определить структуру рок-текста. Он состоит из трёх уровней: субтекстуального, пограничного, метатекстуального.

Субтекстуальный уровень в свою очередь включает два компонента: а) вербальный (поэтический) компонент субтекста; б) музыкальный компонент субтекста (аранжировка, мелодика, особенности вокала). Укажем, что они являются конститутивными, обязательными элементами рок-произведения.

Пограничный уровень также состоит из двух компонентов: а) пластический (мимика, пластика (особенности поведения рок-музыкантов на сцене)); б) театрально-феерический (декорации, свет, костюмы музыкантов, различные специальные эффекты). Если говорить об обязательности – необязательности включения этих элементов в структуру синтетического рок-текста, то пластический ряд обладает более высокой степенью обязательности.

Метатекстуальный уровень чаще всего представлен аудио-альбомом и его разновидностями. В эпоху «героических восьмидесятых» рок-поэты создают рок-альбомы с помощью традиционных способов циклизации. Необходимо отметить, что на закате «героической» эпохи начинается процесс усложнения метатекстуального уровня рок-композиции. На современном этапе развития к аудио-альбому примыкают видеоклипы (сюжетные, портретные, сюжетно-портретные, записи концертных выступлений рок-музыкантов с элементами видео монтажа и т.д.), фильмы о русском роке и Интернет-ресурсы (сайты рок-групп).

Итак, синтетический рок-текст – это система, все элементы синтетического текста взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Причём корреляция элементов наблюдается как внутри каждого отдельного уровня, так и между уровнями.

1.3. «Синтетическая модель рок-текста: структура и взаимоотношение компонентов». Переход рока от субкультурной модели к контркультуре закономерно приводит к трансформации принципов рок-эстетики. Сущность этих изменений сводится к переосмыслению функции поэтического компонента в пространстве синтетического рок-текста. Слово рока в эпоху «героических восьмидесятых» – это не только способ самовыражения, но и основной инструмент, с помощью которого рок-поэт может передать свои мысли, идеи, чувства.

Это приводит к тому, что рок-поэты постепенно уходят от частной проблематики (центральной для субкультурной эпохи русского рока) и обращаются к абстрактным экзистенциальным темам. Причиной такой переориентации является специфика общей атмосферы конца 1980 годов (имеется в виду социально-политический кризис). В этой ситуации вербальный субтекст насыщается элементами лозунгового типа, содержащими призыв к борьбе.

В это время в творчестве рок-музыкантов появляются трагические, эсхатологические мотивы, актуализация которых, в свою очередь, превращает авторов рок-текстов в гражданских поэтов, несущих слово правды, истины. Необходимо указать на тот факт, что практически все рок-поэты воспринимают эту эпоху как кризисную, поэтому постепенно формируется комплекс общих мотивов: мотив самоопределения личности и своего поколения; мотив пути, выбора верной дороги; мотив непрекращающейся войны.

Таким образом, вербальный компонент субтекста рок-композиции в эпоху «героических восьмидесятых» – это не совокупность разнородных образов-символов, а система, обладающая чёткой структурой, которая подчинена главной идее текста.

Следует отметить, что вербальный компонент субтекста не просто становится более значимым, он занимает центральное положение в пространстве синтетического рок-текста (свойства текста определяют, программируют и поведение рок-музыкантов на сцене, и особенности её оформления, и наличие / отсутствие специальных эффектов). Такое положение поэтического компонента определяется восприятием слова в качестве основного инструмента создания смысла.

Вынесение в центр вербального компонента субтекста – это фундамент синтетической модели рок-композиции 1980 гг. В данном контексте поэтический компонент наделяется магнетическими свойствами. Он притягивает к себе элементы других уровней, во многом определяя их свойства и специфику функционирования в пространстве синтетического рок-текста. Суть этого притяжения состоит в особом семантическом взаимодействии центрального и периферийных элементов рок-композиции.

Рассматривая взаимодействие вербального и музыкального компонентов субтекста, можно выделить две основные формы корреляций.

Ритмическая корреляция основана на сходстве поэтического и музыкального ритма (чередование ударных и безударных слогов (вербальный компонент) и чередование сильных и слабых долей в такте, повторение самих тактов (музыкальный компонент)).

Семантическая корреляция определяет степень смыслового взаимодействия вербального и музыкального компонентов субтекста. Музыкальный ряд необходим вербальному компоненту, так как он способен корректировать, уточнять общую семантику рок-композиции. Дело в том, что музыка – это катализатор, она обладает заразительным эффектом, что делает вербальный компонент субтекста более доступным для понимания.

Если говорить о метатекстуальном уровне рок-композиции, то в рамках синтетической модели важную роль играет аудио-альбом, так как в конце 1980 годов альбомная форма существования русского рока получила широкое распространение. Укажем, что при создании рок-альбома в это время рок-поэты используют традиционные методы циклизации. Это обязательное условие, его соблюдение является основным при определении степени взаимодействия метатекста (альбома) и вербального компонента рок-композиции.

Необходимо отметить, что в эпоху «героических восьмидесятых» к синтетической модели обращаются практически все рок-поэты (В. Цой, К. Кинчев, В. Бутусов, Ю. Шевчук, Д. Ревякин, А. Григорян, В. Шахрин), поэтому на примере анализа одной рок-композиции можно показать общие тенденции развития русского рока конца 1980 годов.

Во второй главе «Синтетическая модель рок-композиции: “Пластун” группы “ДДТ”» анализируется синтетический текст рок-произведения конца 1980 годов – альбом Ю. Шевчука «Пластун» – в контексте «героической» эпохи русского рока.

2.1. «“Пластун”: заглавие альбома и “центральный” текст». В рамках синтетической модели анализ рок-произведения следует начинать с рассмотрения содержательных и структурных особенностей заглавия рок-текста. Дело в том, что заглавие – это семантически значимая часть рок-композиции, генетически связанная с основным текстом.

Заглавие «Пластун» обладает сложной, многослойной семантикой, это своеобразный шифр. Автор создаёт его путём синтеза различных представлений, укоренённых в сознании человека. Отметим, что они являются общими, так как вписаны в контексты отечественной истории и русской литературы ХIХ–ХХ веков. Вместе с тем рок-поэт не просто использует потенциал культурных кодов, построенных на основе категорий и архетипов национальной культуры, он их переосмысливает, перерабатывает.

Заглавие анализируемой рок-композиции состоит из нескольких смысловых блоков.

Первый семантический блок. Уже в заглавии рок-композиции автор выделяет несколько основных качеств «нового» человека эпохи. Важно, что Ю. Шевчук переосмысливает выведенный образ, поэтому некоторые частные семы общего значения лексического элемента «пластун» могут интерпретироваться по-разному. В зону авторского внимания попадают три семы: 1) «пехотный»; 2) «сторожевой»; 3) «разведывательный». Каждая из представленных сем содержит в себе комплекс характеристик «обновленного» человека.

Сема «пехотный». Ю. Шевчук использует её для определения статуса человека в пространстве советского государства. В его интерпретации «пехотный» – значит непривилегированный, обычный, рядовой. Акцентируя эти значения, автор подчёркивает, что основным качеством человека является «обычность». Одновременно с этим сема «пехотный» указывает на то, что перед нами не просто человек, а солдат (пехотинец). Солдат – это человек, обязанный беспрекословно выполнять приказы командира. Через сему «пехотный» автор стремится показать, что основные свойства человека – это обычность, незначительность, ничтожность, зависимость и несамостоятельность.

Сема «сторожевой». По мысли Ю. Шевчука, в современных условиях лексический элемент сторожевой наполняется новым содержанием. Это происходит из-за того, что изменяется сознание человека. В этом контексте сторожить значит охранять, но при этом непонятно, что и от кого. Исконные смыслы нейтрализуются: «совершение подвига» – это бессмысленная функция, которую человек-солдат выполняет бездумно, автоматически. Аксиоматическая обязанность каждого советского гражданина – быть «героем» – деформируется: героизм состоит в том, чтобы беспрекословно выполнять приказы и быть копией другого. Всё это приводит к тому, что символическое действие (защита границ, исполнение священного долга) наполняется деструктивной энергетикой, постепенно превращаясь в иллюзию. Советский человек находится в состоянии летаргического сна. Он не способен отличить правду от лжи, героизм от абсурда.

Сема «разведывательный». Рок-поэт рассматривает сему в двух аспектах: 1) трансформация в пространстве советского дискурса образа героя-разведчика; 2) изменение семантики глагола «разведывать». В современных условиях символическое содержание образа дискредитируется. Отметим, что автор обращается к нему не случайно, этот образ является ключевым для понимания положения человека. Разведчик не символ героического начала, а состояние и форма существования советского человека. Семантика образа сужается, конкретизируется: разведчик – это тот, кто вынужден скрываться, прятаться. А с точки зрения романтического сознания активные и пассивные действия противопоставляются. Важно то, что для автора пассивное действие собственно действием не является.

Автор акцентирует внимание на двойственности положения советского человека. С одной стороны, он вынужден уходить из-под надзора власти, а это практически невозможно, так как сознание ей полностью подчинено. С другой – человек «избегает» самого себя, прячется от правды.

Второй семантический блок. В его основе лежит выражение ползать по-пластунски («ползать по-пластунски – ползти на локтях, не отрываясь от земли»). Оно также трактуется автором двояко. В зону авторского внимания попадают такие семантические элементы, как ползти и не отрываясь от земли. Поэт переосмысливает их значение. В его понимании это не просто конкретное действие и его характеристика, это метафора, которая отражает качественные особенности положения советского человека. Глагольный элемент ползти – это единственно возможная форма существования советского сознания. Ползти в этом контексте – значит создавать видимость движения. Это действие сомнительно и иллюзорно. Важно, что оно является не только формой существования, но и главной чертой характера человека. Сема не отрываясь от земли усиливает деструктивные свойства глагола ползти, так как она указывает на постоянность, неизменность, аксиоматичность такого положения.

Для рок-поэта важно, что выражение ползать по-пластунски связано с семантикой войны. Ю. Шевчук, актуализируя мотив войны через образ казака-пластуна, пытается показать, что сознание современного человека зарождается в особом военизированном пространстве и существует по его законам.

Важно то, что Ю. Шевчук, создавая альбом «Пластун», озаглавливает его по одной из композиций (одноимённая композиция стоит в альбоме под вторым номером). Поэт обращает внимание на тот факт, что этот образ является ключевым для понимания концепции альбома.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»