WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

Иванов Дмитрий Игоревич

РОК-АЛЬБОМ 1980-х ГОДОВ КАК СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ:

Ю. ШЕВЧУК «ПЛАСТУН»

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Иваново – 2008

Работа выполнена в Ивановском государственном университете

Научный руководитель доктор филологических наук, доцент

Тюленева Елена Михайловна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Доманский Юрий Викторович

Тверской государственный университет

кандидат филологических наук

Лакербай Дмитрий Леонидович

Ивановский государственный университет

Ведущая организация: Брянский государственный университет

им. академика И.Г. Петровского

Защита диссертации состоится 15 мая 2008 года в 13:00 часов на заседании

диссертационного совета Д 212. 062. 04. при Ивановском государственном

университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака, д.39, ауд. 459.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан «___» __________________2008 г.

Учёный секретарь диссертационного совета Тюленева Е.М. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В истории отечественной рок-культуры можно выделить несколько этапов развития: субкультура, контркультура («героические восьмидесятые»), массовая культура. Исследователи справедливо указывают на их генетическую связь, несмотря на это очевидно, что каждая эпоха обладает специфическими чертами и играет определённую роль в развитии рок-культуры. На наш взгляд, определяющее значение в истории русского рока имеет «героическая» эпоха. Связано это с тем, что 1) в контркультурный период складывается отличная от западной, самобытная, оригинальная «классическая» версия рок-эстетики; 2) в середине 80-х годов ХХ века русский рок становится самостоятельным феноменом культуры, то есть приобретает особый статус и место в изменяющемся культурном пространстве; 3) в этот период рок-поэты осознают важность работы с художественным словом и создают тексты, не только ставшие «классическими» для рок-поэзии, но и вошедшие в большую литературу; 4) «героическая» эпоха во многом определила специфику перехода отечественного рока в пространстве массовой культуры и особенности существования в нём; 5) в этот период музыкальный и вербальный компоненты рок-текста объединяются, что приводит к восприятию рок-произведения как особого синтетического текста.

Актуальность и новизна работы состоит в следующем: 1) разрабатывается новый подход к рок-произведению как синтетическому тексту; 2) определяется специфика взаимодействия субтекстуального и метатекстуального уровней рок-композиции, что выявляет скрытые механизмы смыслообразования и глубинные пласты содержания рок-текста; 3) предлагается общая модель синтетического рок-текста эпохи 1980 гг.

Целью работы является системное изучение цикла композиций Ю. Шевчука «Пластун» с точки зрения определения специфики рок-альбома периода «героической» эпохи русского рока (1980 годы).

Достижение поставленной цели реализуется в ходе решения следующих задач:

  1. определение принципов создания рок-текста в 1980 годы и особенностей перехода культуры русского рока от субкультуры к контркультуре;
  2. рассмотрение существующих в литературоведении подходов к изучению рок-произведения (мифологический, филологический, синтетический) и определение степени продуктивности каждого;
  3. исследование на примере альбома Ю. Шевчука «Пластун» (1991) особенностей структуры рок-текста с учётом субтекстуального, пограничных и метатекстуального уровней произведения;
  4. построение общей модели синтетического рок-текста «героической» эпохи (1980 гг.), отражающей синтагматический, прагматический и семантический аспекты рок-произведения.

Степень изученности темы можно считать достаточно высокой, но в то же время необходимо отметить, что в современном роковедении до сих пор не предпринималось попыток аналитического, системного, целостного осмысления «героической» эпохи русского рока. В целом исследователи рок-поэзии, рассматривая качественные особенности «героических восьмидесятых», как правило, обращаются к частной проблематике. Можно выделить несколько аспектов изучения «героической» эпохи русского рока: 1) романтическая версия рок-эстетики (Лексина-Цыдендамбаева А.В., Маркелова О.А., Милюгина Е.Г., Неганова О.Н., Нежданова Н.К., Чумакова Ю.А., Яркова А.В.); 2) проблема автора (Козицкая Е.А., Давыдов Д.М.); 3) особенности циклизации (Орлицкий Ю.Б., Доманский Ю.В., Капрусова М.Н., Петрова С.А.); 4) логоцентрические тенденции в рок-поэзии (Цвигун Т.В., Свиридов С.В., Шаулов С.С.); 5) специфика отношения к «слову» в роке (Щербенок А.В., Свиридов С.В., Шадурский В.В.); 6) специфика взаимодействия русского рока с «большой» культурой (Логачёва Т.Е., Ивлева Т.Г., Ступников Д.О., Прокофьев Д.С., Козицкая Е.А., Шидер М.).

В этой ситуации наиболее востребованной в современном роковедении является проблема трансформации рок-культуры на рубеже 1980 – 1990 годов на уровнях как эстетическом, так и статусном; в плане как содержания, так и формы. Рок-альбом в этом контексте может стать своеобразной моделью, демонстрирующей механизмы трансформации и способы существования рок-текста в исследуемую эпоху.

Материалом исследования являются рок-тексты Ю. Шевчука, А. Башлачёва, К. Кинчева, В. Цоя, созданные в «героическую» эпоху русского рока. Причём в зону авторского внимания попадают не только «словесные варианты» (вербальные компоненты субтекста), но и элементы музыкального, пограничного и метатекстуального уровней рок-композиции.

В работе использовались следующие методы исследования: типологический, сравнительно-исторический, метод комплексного (системного) анализа, метод контекстуального анализа, метод интертекстуального анализа.

Научно-практическое значение диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения рок-поэзии, а также материалы диссертации могут быть полезны в вузовской практике при разработке общих и специальных курсов лекций по истории русской литературы ХХ века и современной литературы.

Апробация работы: работа на разных её этапах обсуждалась на заседаниях кафедры теории литературы и русской литературы ХХ века Ивановского государственного университета. Отдельные положения диссертации были представлены в виде научных докладов на конференциях и семинарах: «Потаённая литература», «Литература ХХ – ХХI веков: автор, текст, интерпретация», «Медведевские чтения» (Иваново (ИвГУ)); «Шешуковские чтения» (Москва (МПГУ)); «Поэтика и лингвистика», «Мир романтизма» (Тверь (ТГУ)); «Дергачёвские чтения» (Екатеринбург (УГУ им. А.М. Горького)); «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы» (Ярославль (ЯГПУ)).

Цели и задачи исследования определяют следующую структуру работы: введение, две главы, заключение и список литературы (206 наименований).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяется степень изученности темы и обосновывается актуальность исследования, формируются объект и предмет, цели и конкретные задачи работы, обозначается круг проблем, непосредственно связанных с темой диссертации.

В современном роковедении понятие «рок» разработано в трёх аспектах: 1) формальная сторона явления – это жесткий, четкий ритм, мощный звук; воплощение на сцене феерического, магического шоу; культура, возникшая и оформившаяся в пространстве андеграунда; 2) содержательная сторона понятия – это, прежде всего, слово, наполненное экзистенциальными смыслами, романтическими идеями, ярко выраженная гражданская позиция, противостояние посвящённого героя и безликой толпы; 3) синтез формы и содержания понятия, позволивший стать русскому року мировоззрением целого поколения, состоянием души и полем зарождения новых мифологических и мифобиографических конструкций. Третий аспект изучения является наиболее продуктивным, так как способность к синтезу – это наиболее значимая характеристика феномена рок-культуры.

Определение культуры русского рока как синтетической системы позволяет выявить специфические особенности её происхождения. Действительно, комплекс различных по своей природе элементов составляет фундамент эстетики и философии русского рока. Отечественная рок-культура вмещает в себя элементы мифологических конструкций, языческие (фольклорные) корни, христианскую традицию, эстетику западного рок-движения и принципы авторской, бардовской песни. Именно в результате синтеза столь различных элементов русская рок-культура выработала специфические, самобытные черты.

Вместе с тем в жанрово-родовом отношении рок-произведение представляет собой синтез эпических, лирических и драматических начал. Нужно иметь в виду, что понятие «песня» применяется здесь весьма условно. А потому для выработки адекватного представления о феномене «рок-поэзии» необходимо изучение взаимообусловленного проявления трёх составляющих рок-произведение начал: собственно поэтического (вербального), музыкального и пластического. Очевидно, что их взаимодействие будет определять как формально-содержательную сторону, так и способ существования «рок-текста». Соответственно, именно синтетическая природа рок-произведения должна диктовать выбор соответствующих синтезированных подходов к его изучению.

Первая глава – «“Героическая” эпоха русского рока и проблема синтетического текста» посвящена особенностям «вхождения» отечественной рок-культуры в «героическую» эпоху 1980 годов, а также рассмотрению существующих в литературоведении подходов к изучению рок-текста с акцентом на продуктивности синтетического подхода.

1.1. «“Героическая” эпоха русского рока: трансформация мироощущения и специфика рок-текстов». Существует два подхода к определению качественных особенностей рок-эстетики и культурного статуса рока. С точки зрения первого, «узкого» подхода, рок-движение – это самостоятельный, изолированный, самодостаточный, закрытый от воздействия дальних культурных контекстов феномен, зародившийся и существовавший в пространстве культуры советского времени. При таком подходе рок-эстетика укладывается в классическую «романтическую» модель, сущность которой сводится к ярко выраженному бунту против стереотипов, сложившихся в пространстве советской цивилизации.

В рамках более широкого подхода русский рок – это оригинальная художественная надсистема, сверхъединство, «конгломерат диалогически взаимодействующих субъязыков и субкультур, в совокупности описывающих отношение мира и человека во всей их сложности» (Е.А. Козицкая). В основе второго подхода лежит принцип открытости рок-культуры как ближним, так и дальним контекстам. Результатом осмысления «чужого» опыта является создание «рок-версий» романтической, авангардной, натуралистической и других эстетик.

На субкультурном этапе развития рок-андеграунд осваивает западные образцы рок-музыки и рок-текстов, воспринимая их как эталон. Следовательно, субкультурную эпоху русского рока нельзя в полной мере считать временем формирования оригинальной рок-эстетики. Это скорее эпоха адаптации западных рок-н-ролльных традиций к «другому» социокультурному контексту.

В контркультурную эпоху (1980-е годы) рок от нейтральной позиции переходит к активной борьбе за свободу и победу. Понятие свободы в сознании рок-поэтов расслаивается. С одной стороны, свобода – это экзистенциальная категория, сопряжённая с надеждой на возрождение, реабилитацию духовного потенциала личности, на преодоление эсхатологического кризиса и на обретение новых бытийных смыслов. С другой стороны – это «клишированный» лозунг, утративший сакральный смысл и превратившийся в обессмысленный штамп, стереотип. Чётко определить объект противостояния сложно, так как деструктивность рок-культуры характеризуется нелинейной направленностью, хаотичностью и спонтанностью. Деструктивный пафос, порождённый контркультурной эпохой, разрушает рок изнутри.

Структура рок-текста упрощается и доводится до плакатного схематизма. Возрастет роль афористической фразы. Она становится структурообразующим элементом рок-текста. Многократно повторяющееся слово или сочетание слов превращается в заклинание, в сакрализованное сочетание знаков. Стержневой элемент текста (отдельное слово или фраза) – это своеобразный код, вписываемый в сознание слушателя.

Рок-поэты работают с фонетическим уровнем текста. На первый план выводится звуковая какофония «скрежета», «крика», ассоциативно связанная: а) с неизбежным обновлением мира; б) с утверждением особого статуса поэта-героя.

Заимствуя форму советской песни, рок-поэты по-разному трансформируют её содержание. С одной стороны, она становится объектом пародии, штампы перетолковываются, доводятся до абсурда, гротеска. С другой – очевидно типологическое сходство рок-музыки с советскими революционными песнями, гимнический пафос рок-культуры оказывает прямое воздействие на стиль рок-текстов. К основе текста (афористической фразе) примыкают глагольные элементы, усиливающие гипнотические свойства рок-композиции и превращающие структуру стиха в последовательность действий. Рождается очищенный от полутонов и двусмысленностей динамически-экспрессивный язык рок-поэзии.

Возникшие противоречия приводят к кризису и переходу рок-культуры от контркультурной модели к массовому искусству. Можно выделить две объективные причины нестабильности культурного статуса русского рока в эпоху «героических восьмидесятых»: 1) рок, воскрешая фольклорные, христианские и другие традиции, стремится стать искусством для народа, голосом и совестью поколения. Рок-поэты обращаются к «животрепещущим» темам общественно-политической жизни страны. Актуальность рассматриваемых проблем и общедоступность рока приводят к популяризации рок-культуры; 2) рок-культура становится частью шоу-бизнеса, коммерциализируется.

1.2. «Проблема целостного изучения рок-произведений и синтетический подход к рок-тексту». В современном отечественном роковедении вопрос о поиске наиболее продуктивного подхода к изучению рок-культуры является дискуссионным. Можно выделить три основных подхода к изучению рок-текста: мифологический, филологический и синтетический.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»