WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

Трагическое развитие получает мотив золота. На фоне описания нравственного разложения Рима и упадка некогда сильной власти семантика золотого цвета корреспондирует с мыслью об утрате духовных основ жизни: писатель использует только три значения – «деньги», «материал», «фальшь императорского двора». Золото становится аналогом мира, который должен быть разрушен.

Множество смыслов деструктивного характера аккумулирует красный цвет, вводящий тему апокалипсиса. Красным песком очерчен круг, маркирующий последний осколок упорядоченного существования. За его пределами мир уже погружен в хаос. Микросюжет с «красным» сном Атиллы соотносится с грядущим процессом разрушения Рима. Цвет концентрирует в едином фокусе атрибуты нового и старого мира: мифологему «пира во время чумы» и образы «раскаленного» неба в эпизоде у переправы. Метафоры, связанные с огнем и кровью (имплицитные колоронимы), писатель развертывает до избыточности, превращает их в лейтмотивы.

Красно-черное сочетание реализует традиционную символику тревожности, грядущих перемен. Сцена покушения Атиллы на отца окрашена в те же красно-черные тона, что и ночь нападения варваров на Рим: микрореволюция сопоставляется с гибелью государства, становясь ее отражением в миниатюре и ее предвестницей.

Атрибутом варварского мира является белый цвет. Он эксплицирует символику «жизни до начала творения» (В. Кандинский). Появление хунов в Риме дает точку отсчета для времени, которое в начале романа «исчезло».

«Логическая посылка» Замятина обнаруживается при анализе персонажей-антиподов (варвара Атиллы и римлянина Басcа). Подчеркивается, что на цветовом уровне они воплощены сходным образом – как аллюзия на Христа, несущего в мир спасительные идеалы. Основные внешние признаки Атиллы – белая рубашка, расшитая золотом, Басса – желтая лысина и белая одежда. Однако колористика здесь выполняет пародийную функцию.

На уровне сюжета приход Атиллы (проповедника ценностей нового мира) сопровождается картинами разрушения. Хранитель идей и ценностей старого мира Басс в своей «божественной» ипостаси аморален и неспособен вывести к свету.

Ключевую роль в романе играет голубой цвет, противопоставленный предыдущим, имеющим инфернально-смертельный ореол. В водяных часах Басса время течет «чуть заметной голубой нитью, отсчитывающей дни и годы» [II, 431]. То, что все римляне воспринимают как катастрофу, для Басса только «спектакль»: он ощущает исторический процесс как неизбежность и закономерность.

Таким образом, можно заключить, что конфликты обоих романов Замятина сходны, но в «Мы» оппозиция пространственная (Единое Государство и мир за Зеленой Стеной), а в романе «Бич Божий» – временная (Старый мир – Новый мир). Проводя параллели между цветами этих миров, Замятин показывает отсутствие конструктивного начала в социальных столкновениях и изменениях, грозящих утратой общечеловеческих ценностей. Примиряющей силой между противостоящими мирами является цветовой образ времени, воплощенный в клепсидре Басса («Бич Божий») и в движении желтого песка («Мы»).

В заключении подведены итоги исследования и намечены возможные перспективы изучения затронутых в диссертации вопросов. Обостренное чувство цвета помогало Замятину запечатлевать философскую мысль о мире. Писатель активно искал новые, модернистские средства и приемы, воспринимая цвет как саморазвивающуюся систему символов, способную встраивать в себя субъективно-индивидуальные и общепринятые значения и воспроизводить все новые и новые смыслы. Основой колористической символики Замятина является амбивалентность, выражающая деструктивное и органическое начала. Инверсированный характер цвета в прозе Замятина обусловлен «логической посылкой» автора, культурными и контекстуальными коннотациями, особенностями характера персонажа, значением ситуации в сюжетной структуре произведения, конфликтом, способностью колористики создавать интертекстуальное смысловое поле. При обнаружении вектора цветового означаемого эстетические системы писателя оказываются открытыми принципиально новому содержанию (экзистенциальному, психологическому, символическому, историческому, бытийному).

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

  1. Гуделева Е.М. «Икс написал рассказ об иксе…»: о символической роли цвета в рассказе Е.И. Замятина «Икс» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2007. Т. 13. Вып. 2. 0,5 п.л.
  2. Гуделева Е. Символика цвета в романе Е. Замятина «Мы»: проявление сущностных качеств человека, социума, мира природы // Литература русского зарубежья. Е.И. Замятин: Материалы Всероссийского конкурса научных студенческих работ. Тамбов, 2004. 1,4 п.л.
  3. Гуделева Е.М. Цвет как смыслообразующий элемент романа Е.И. Замятина «Мы» // Молодая наука в классическом университете. Иваново, 2006. Ч. 6. 0,1 п.л.
  4. Гуделева Е.М. Анализ символического смысла цветовой палитры романа Е. Замятина «Мы» // Филологические штудии. Иваново, 2006. Вып. 10. 0,3 п.л.
  5. Гуделева Е.М. Россия и революция в публицистике Е.И. Замятина // Профессия – журналист: вызовы XXI века. Сборник материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». М., 2007. 0,1 п.л.
  6. Гуделева Е.М. Цвет как средство психологической характеристики героев в рассказе Е.И. Замятина «Ловец человеков» (в аспекте соотношения различных моделей художественного сознания в постсимволистском тексте) // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Коллективная монография. Тамбов, 2007. Кн. 14. 1 п.л.
  7. Гуделева Е.М. Творчество Е.И. Замятина в оценке современной англоязычной критики // Филологические штудии. Иваново, 2008. Вып. 11. 0,3 п.л.
  8. Гуделева Е.М. Колористические традиции античности и христианства (по роману Е.И. Замятина «Бич Божий») // Художественный текст и культура VII. Материалы международной научной конференции. Владимир, 2008. 0,4 п.л.
  9. Гуделева Е.М. «На разных плоскостях мы стоим»: проза Е.И. Замятина в оценке А.К. Воронского // История русской литературы XX–XXI века в литературоведении, литературной критике и журналистике. XII Шешуковские чтения. М., 2008. 0,3 п.л.

1 Замятин Е.И. Мы // Собр. соч.: В 5 т. М., 20022004. Т. 2. С. 339. Далее ссылки на это издание даются с указанием в скобках тома (римской цифрой) и страниц (арабской).

2 Proffer Carl R. Notes on the Imagery in Zamyatin’s «We»// Slavic and East European Journal. Tempe (Az.). 1963. Vol. 7. No 3. P. 269–278.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»