WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 ||

Но если прошлое встихотворении обладает для Бродскогонеизъяснимой притягательностью, то внастоящем и будущем он уже не ждет ничегохорошего от судьбы. После смерти Вертумнанадежды на перемены к лучшему сменилисьтревожными ожиданиями и неуверенностью.Стихотворение заканчивается обращенным кбогу перемен отчаянным призывом вернуться.Трагическая безысходность последних строксвидетельствует о том, что в жизни поэтанаступил момент, когда он уже не считаетнужным скрывать свои чувства передчитателем. И этот всплескнеконтролируемых эмоций неоставляет иллюзий относительно состоянияавтора и верности его пессимистическогопрогноза на будущее. Ничто нельзя обратитьвспять, все попытки воскресить Вертумнаабсолютно бессмысленны, а раз так, тоотныне наступает последний этап в жизнипоэта – этапвсеобщего оледенения.

** *

Язык художественнойлитературы представляет собой сложнуюмногоуровневую структуру, отражающуювнутренний мир автора. Все многообразиевзглядов, формирующихся под влияниемэмоционально-чувственного илирационального мышления на разных уровнях иэтапах развития человека, фиксировались спомощью языка, находили отражения впроизведениях художественной литературы,передающих не толькоиндивидуально-эстетическую, но исоциально-историческую точку зрения наописываемые события.

Наиболее актуальнымданное положение представляется дляпроизведений литературы, которые в силуязыковых и художественно-эстетическихособенностей построения нуждаются впояснениях и комментариях, дающихвозможность читателю проникнуть в сложныймир субъективно-авторских ассоциативныхзначений, понять специфику иидейно-тематическую направленностьтворчества.

Проведенныеисследования текстов Бродского помогливыявить причины обращения поэта кнетрадиционным поэтическимструктурам и принципы,которыми он руководствовался в своемтворчестве. В конечном счете,лингвистический анализ текстовспособствовал более адекватному ихосмыслению и разрешению вопросов,неизбежно возникающих при изучении поэзииБродского в рамкахлитературоведения.

Особенностипостроения поэтических текстов Бродского,описанные в диссертационном исследовании,позволили провести комплексный разборотдельных его произведений, обладающих, сточки зрения носителей языка,нетрадиционной лингвистическойструктурой и содержанием. Рассмотренные в диссертациистихотворения «Колыбельная Трескового мыса» и «Вертумн»можно рассматривать как своеобразныелетописи жизни и творчества поэта, в основекоторых лежит осмысление пройденного пути,выражение взглядов на настоящее ибудущее.

Выявленные вдиссертации особенности поэтическогоязыка Иосифа Бродского могут бытьиспользованы в вузовском образовании и вдальнейшей работе как по изучениютворчества поэта в целом, так и при анализеотдельных его произведений.

Список работ,опубликованных по темедиссертационного исследования:

Монографии: Логикаметафорических преобразований. СПб: СПбГУ. 2000. 190 с.

Иосиф Бродский:американский дневник. О стихотворениях,написанных в эмиграции. СПб: Нестор. 2005. 373с.

Люди и Боги. Остихотворении «Вертумн» Бродского. СПб:СПбГУ. 2006. 140 с.

Статьи: Стереотипынационального восприятия обобщенныхсравнительных конструкций вхудожественном тексте // Вестник СПбГУ. 1996.№ 1. С. 98 –100.

К вопросу опотенциально-комбинаторных свойствахнаречий степени // Вестник СПбГУ. 1997. Сер.2.Вып. 2. № 9. С. 39 –48.

Парадокс как принципорганизации художественного текста //Вестник СПбГУ. 1998. Сeр.2. Вып. 3. С. 40 – 50.

Метафора вхудожественном тексте (Часть I) //Вестник СПбГУ. 2001. Сер.2. Вып. 2. С. 41 – 51.

Метафора вхудожественном тексте (Часть II) // ВестникСПбГУ. 2001. Сер.2. Вып. 4. С. 51 – 62.

Проблема выбора ивопросы сочетаемости единиц языка в речи(на примере экспликации повышенной степенипроявления признака) // Обработка текста икогнитивные технологии. Материалымеждународной конференции «Когнитивноемоделирование в лингвистике. Казань:Отечество. 2001. С. 53 – 63.

Литовская тема в поэзииИосифа Бродского (О стихотворении«Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова»)(Часть I) // Русский язык зарубежом.2003. № 3. С. 90 – 99.

Литовская тема в поэзииИосифа Бродского (Часть II) // Русский язык зарубежом. 2003. № 4. С. 82 – 90.

Парадоксы восприятияпоэзии Иосифа Бродского // Русскаялитература.2004.№ 2. С. 254 –265.

Клетки и райские кущи (Остихотворении И.Бродского «Я входил вместодикого зверя в клетку») // Нева. 2004. № 10. С. 227– 236.

Мотивы одиночества исмерти в поэзии И.Бродского 80-х годов //Русская литература. 2005. № 1. С. 230 – 242.

СтихотворениеБродского «На смерть Жукова» // Нева. 2005. №5.С. 237 – 247.

В погоне за призраками(О стихотворении Бродского «Новый ЖюльВерн») // Русская литература. 2007. № 2. С. 64– 83.

Учебно-методическиепособия: Давайте говорить по-русски (учебноепособие по русскому языку какиностранному). Изд. 7-ое. Москва: Русскийязык. 2005. 336 с.

Петербург в жизни итворчестве русских писателей. СПб:Златоуст. 2003. 455 с.

Грамматика русскогоязыка в упражнениях и комментариях.Морфология. Изд. 3-е. СПб: Златоуст. 2005. 423с.


1 В качестве примера можно привестиобраз белого листа бумаги из поэзииБродского как части вещественного мира иотносящихся ко Времени слов, которые на немзаписаны.

2 Лосев Л. На столетие Анны Ахматовой(1989). В сб.: Как работает стихотворениеБродского. М., НЛО, 2002, с. 202 – 222.

3Rigsbee D. >

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»