WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |

Санкт-Петербургскийгосударственный университет

На правах рукописи

Глазунова ОльгаИгоревна

ПОЭТИКА ИОСИФАБРОДСКОГО

Специальность 10.01.01– русскаялитература

А в т о р е ф е р а т

диссертации насоискание ученой степени

доктора филологическихнаук

Санкт-Петербург

2008

Работа выполнена на кафедре русскойлитературы на факультете филологии иискусств Санкт-Петербургскогогосударственного университета

Официальные оппоненты:

докторфилологических наук,

главный научныйсотрудник ИРЛИ РАН

Грякалова НатальяЮрьевна

доктор филологическихнаук,

профессор

Зобнин ЮрийВладимирович

доктор филологическихнаук,

профессор

Тлостанова МадинаВладимировна

Ведущаяорганизация:

Московскийпедагогический

государственныйуниверситет

Защита состоится «____»_________________ 200 года в ____ часов назаседании диссертационного совета Д.212.232.26по защите диссертаций на соискание ученойстепени доктора наук приСанкт-Петербургском государственномуниверситете по адресу: 199034,Санкт-Петербург, Университетскаянабережная, 11.

С диссертацией можноознакомиться в Научной библиотеке им. М.Горького Санкт-Петербургскогогосударственного университета(Санкт-Петербург, Университетскаянабережная, 7/9).

Автореферат разослан«_____» _________________2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного советаД.212.232.26

кандидат филологическихнаукС.Д.Титаренко

Для объективного представлениязамыслапоэтических текстов и изученияособенностей функционирования языкахудожественной литературы необходимыкомплексные исследования, направленные навыявление используемых в них принциповлингвистического и построения с учетом своеобразияличности автора, а также обстоятельств егожизни и творчества.

И здесь недостаточноопираться исключительно налитературоведческие или лингвистическиеметоды. Только их взаимодействие способнопринести результаты, которые помогутпроникнуть в замысел писателя, понятьистоки его творчества. Как писалВ.В.Виноградов, «лингвистическиобоснованная стилистика художественнойлитературы изучает стиль как внутреннецельную и единую систему взаимосвязанныхструктурных элементов, находящихся междусобою в разных формах связи, соотношений ивзаимодействий. Но она не в состоянии похарактеру своих приемов, задач и методовпривести к пониманию и созданиюсловесно-художественного произведения каквоплощения едино-целостного смысла,«замысла» писателя. Проблемы замыслаписателя, идейных тенденций, заложенных влитературном произведении, его тематики,связи сюжета и образов персонажей сдействительностью и мировоззрениемавтора, вопрос о месте данноголитературного произведения в общемконтексте современной ему литературы, оботношении самого автора к воспроизводимойи художественно преобразованнойдействительности и многие другие подобныевопросы –связаны с искусствоведческим (в том числе илитературоведческим) понятием стиля исоставляют предмет изучения стилистикилитературоведческой, а тем самым ипоэтики».

Поэтический язык какособый стиль речи, как способсуществования языка с «установкой наэстетически значимое творчество»(В.П.Григорьев) рассматривался в работахБ.М.Эйхенбаума, Б.В.Томашевского,Ю.М.Лотмана, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтина,В.Б.Шкловского, В.П.Григорьева, М.Л.Гаспарова,Л.Я.Гинзбург.Являясь формой отображения поэтическойкартины мира, язык художественнойлитературы обладает рядом специфическихособенностей, среди которых особоезначение приобретают эмоциональные иэкспрессивные средства выражения. Пословам В.О.Винокура, «слово в поэтическомязыке выступает как знак искусства имотивируется его законами, а не законами”практического языка”», и в этойдвойственной природе слова кроетсяглубинная связь между литературоведениеми лингвистикой.

В диссертационнойработе исследуется природа мыслительнойактивности и принципы кодированияинформации в художественномтексте на уровне лексем,словосочетаний и предложений. Особоезначение уделяется ассоциативно-образномумышление и его роли в творчестве, а такжепринципам существования и развитияхудожественного мышления. На базепроведенных исследований выявляютсяспособы презентации информации попринципу «от противного» прииспользовании парадокса в поэтическихтекстах И.Бродского, а также особенностиупотребления метафорических образов всистеме субъективно-авторскихсимволических значений.

Актуальностьисследования определяются необходимостью комплексногоописания поэтического языка одного изнаиболее значительных представителейрусской поэзии ХХ века – ИосифаБродского.

На защиту выносятсяследующие положения:

1) В процессе передачиинформации наряду с нормативнымиспользованием языковых единициспользуются не зафиксированные в системеязыка авторские новообразования. В отличиеот ошибки, сознательное отступление отнормы всегда функционально оправданно иимеет своей целью эксплицировать значения,которые выходят за рамки бытового общенияи не могут быть переданы с помощьюобщепринятых языковых средств выражения.

2) При сознательномотступлении от языковых норм«кодирование» информации в художественномтексте остается в рамках логическихпринципов существования и развития языка илитературы, что дает возможность читателю,используя здравый смысл, опыт ианалитические способности,восстанавливать недостающие фрагменты,постигая смысл произведений автора и еготворчества в целом.

3) В основепреобразования языковых единиц в поэтикеИ.Бродского эмиграционного периода лежитсубъективно-авторская концепция отношенияк читателю как к «соучастнику творчества».Язык, который был создан поэтом вэмиграции, обладает своей внутреннейлогикой и соответствует авторскимпринципам восприятия и отображениядействительности.

4) Исследованиефункциональных особенностей языка ииспользуемых в стихотворениях поэтическихприемов И.Бродского позволит понять мотивыего творчества, выявить причины, которымируководствовался автор при отступлении оттрадиций, что, в конечном итоге, даствозможность выявить наиболее характерныедля поэта особенности его мировосприятия вэмиграции.

Основная цельдиссертации состоит ввыявлении и описании наиболее значимыхпринципов построения поэтических текстовИ.Бродского, что, в конечном итоге, даетвозможность выявить значение ипроблематику как отдельных произведенийпоэта, так и его творчества в целом.

В процессе достиженияэтой цели планируется решить рядзадач:

1) На примере поэзииИ.Бродского исследовать природу нарушенияисторико-литературнойнормы при созданиихудожественных текстов, а также выявитьмеханизмы, лежащие в основе последующего«декодирования» информации с учетомсубъективно-авторских ассоциативныхзначений и сознательно допущенныхискажений, которые противоречаттрадиционным представлениям читателя офункционировании языковых структур.

2) Описать наиболеесущественные особенности поэтическогоязыка Иосифа Бродского, функциональноезначение лексических новообразований,принципы построения метафорических исинтаксических конструкций, символикуцвета, света и звука в стихотворных текстахэмиграционного периода творчества.Выявить значение и механизмыметафорического переноса в стихотворенияхБродского.

3) Исследовать природулогического парадокса, сознательногонарушения норм, способствующего созданиювторого плана – имплицитно представленнойинформации, которая может быть выявлена изконтекста только при условиипоследовательного осмысления с учетомособенностей построения и тематикистихотворений, определяющих творческуюманеру автора.

4) Провести исследованиецветоупотребления в поэзии Бродского сточки зрения эстетической теориицветовосприятия в искусстве, с тем чтобыпроследить за изменением настроения поэтав эмиграции.

5) Исследовать впоэтических текстах Бродского функциисогласных и гласных звуков в их смысловом иэстетическом выражении с учетомзаложенных в них традиционных исубъективно авторских ассоциативныхзначений. Выявить звуковые образы,обладающие устойчивым символическимзначением, чтобы на их основе проследить заизменением душевного состояния поэта вэмиграции.

6) В процессеструктурно-семантического анализастихотворений «Колыбельная Тресковогомыса» и «Вертумн» продемонстрироватьпрактическое применение результатовисследования и актуальность принципов,составляющих основу поэтического языкаБродского.

Положения, изложенныевыше, определяют теоретическую значимостьисследования, котораязаключается в представлении на уровне художественных текстовязыковых явлений с точкизрения заложенных в них объективныхлогически обоснованных принциповотражения в сознании человека внеязыковойдействительности.

Практическаязначимость диссертационной работы заключается всоздании методологической базы дляизучения лирики Бродского и применениирезультатов исследования прилингвистическом анализе текстов, которыйна современном уровне является наиболеепродуктивным способом интерпретациипроизведений художественной литературы.Выявленные особенности построения иреализации образных структур в поэзииИ.Бродского позволят выйти на качественноновый уровень понимания структуры исодержания современных поэтическихтекстов и будут способствовать разрешениюпротиворечий винтерпретации субъективно-авторскихзначений.

Объектомисследования послужилкорпус стихотворных произведенийИ.Бродского. В силу того что своеобразиепоэтики и идейно-тематическаянаправленность творчества поэтаокончательно сложились в условияхэмиграции, в ходе исследования на основесплошной выборки были проанализированыстихотворения и эссе, написанные в период с1972 по 1996 год (около 300 стихотворений и более80 эссе Бродского). Чтобы выявить и четчеобозначить различия в способахпредставления и отражения поэтомдействительности, полученные данныесопоставлялись с произведениями,написанными ранее.

Методологическая основа диссертацииопределяется спецификойпоэтического творчества Бродского ивключает принципы научнойобъективности, историзма и системности,которые конкретизировались в ходеисследования в зависимости от изучаемогоматериала и частных задач. Достижениепоставленных целей предполагает сочетаниетипологического и историко-генетическогоподходов к анализу литературногоматериала. В ходе проведения исследований использовались библиографическиеразыскания,историко-литературное комментирование, обобщениеисторико-литературных фактов изакономерностей поэтическоготворчества, сопоставление исравнение, логический,стилистический и структурно-семантическийанализ текста, рассуждение,таксономическая систематизация,контекстуальный анализ, элементыкомпонентного анализа и статистическийподсчет.

Апробация работы. Основные положениядиссертационного исследованияобсуждались на научно-методическойконференции "Социолингвистическиепроблемы в разных регионах мира" (Москва,Институт языкознания РАН, 22 -25 октября 1996),на международной конференцииМеждународной ассоциации преподавателейрусского языка и литературы "Теория ипрактика русистики в мировом контексте"(Москва, 28 - 30 октября 1997), на Международномконгрессе исследователей русского языка«Русский язык: исторические судьбы исовременность» (Москва, МГУ, 13 – 16 марта 2001), намеждународной конференции «Когнитивноемоделирование в лингвистике»(Дивноморское, сентябрь 2001 года), на 4-оймеждународной научно-практическойконференции «Русистика и современность»(СПб, Педагогический университет им.Герцена, 28 – 29июня 2001 года), на международной конференции«Грамматика славянского предлога» (Москва,МГУ, 26-28 марта 2003 года), на Международнойнаучно-практической конференции «Традициии новаторство в преподавании русскогоязыка как иностранного» (Москва, МГУ, 22– 24 ноября 2006года); на III Международный конгрессисследователей русского языка ««Русскийязык: исторические судьбы и современность»(Москва, МГУ, 20 – 23 марта 2007); на XXXVI Международнаяфилологическая конференция(Санкт-Петербург, филологический ф-тСПбГУ, 12 – 17марта 2007).

Структура и содержаниеработы. Диссертация состоитиз введения, трех глав, каждая из которыхпосвящена решению определенных задач,заключения и списка использованнойлитературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Во Введенииобосновывается тема исследования иосновные его направления, намечается кругвопросов, которые предполагаетсярассмотреть, дается общая характеристикаработы: определяются предмет и объектыисследования, его новизна и актуальность,практическая и теоретическая значимость,цели и задачи, которые стояли перед авторомдиссертационного исследования.

Глава I.Принципы построенияпоэтического языка Иосифа Бродского.

Парадокс кактекстообразующий фактор поэзииБродского

В первой главе диссертации анализируются особенностипостроения и функционирования языковых иобразных структур в поэтических текстахИосифа Бродского; рассматривается понятиеисторико-литературной нормы; отмечаетсяпринципиальное значение отступления отнее в процессе синтаксической и образнойорганизации стихотворных текстов;предлагаются логические и собственноязыковые подходы к интерпретациипарадоксальных явлений; исследуютсяпотенциально-семантические ипрагматические возможности различныхметафорических структур и механизмыреализации метафорического переноса ввысказывании; выявляются способыметафорического представлениядействительности в зависимости от целей изадач отправителя речи, описываютсяметафизические основы цвето- извуковосприятия в контексте стихотворенийБродского эмиграционного периода.

Явления и объектыокружающей человека действительностиобладают количественными и качественнымихарактеристиками, которые отображаютсячеловеческим сознанием как неотъемлемаячасть данной структуры. Степень проявленияпризнаков фиксируется в наиболеечастотном из значений как обобщенныйсредний показатель, свойственный данномуклассу объектов в целом.

Интуитивно-опытныйхарактер оценки нормативности проявленияпризнаков соответствует общему подходу кпонятию нормы, активно разрабатываемому впоследнее время в искусствоведении,социальных науках и лингвистике. Являясь,по сути, отражением сложившихся в процессеразвития общества коллективныхпредставлений, историко-литературная норма представляет собойразвернутую систему общественныхценностей, закрепляемую и внедряемую науровне национального самосознания. Любое исследование стилевыхособенностей того или иного литературногопроизведения нуждается в сопоставлениииспользованной писателем системыхудожественных средств (приемов) с другимианалогичными системами, т.е. с принятойлитературным сообществом в пределахрассматриваемого исторического периоданормой.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»