WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |

Санкт-Петербургскийгосударственный университет

На правах рукописи

Глазунова ОльгаИгоревна

ПОЭТИКА ИОСИФАБРОДСКОГО

Специальность 10.01.01– русскаялитература

10.02.01 – русский язык

А в т о р е ф е р а т

диссертации насоискание ученой степени

доктора филологическихнаук

Санкт-Петербург

2009

Работа выполнена на кафедрерусского языка для гуманитарных иестественных факультетов факультетафилологии и искусств Санкт-Петербургскогогосударственного университета.

Официальные оппоненты:

докторфилологических наук,

главный научныйсотрудник ИРЛИ РАН

Грякалова НатальяЮрьевна

доктор филологическихнаук,

профессор

Зобнин ЮрийВладимирович

доктор филологическихнаук,

профессор

Дымарский МихаилЯковлевич

Ведущаяорганизация:

Московскийпедагогический

государственныйуниверситет

Защита состоится 26февраля 2009 года в ____ часов на заседаниисовета Д.212.232.26 по защите докторских икандидатских диссертаций приСанкт-Петербургском государственномуниверситете по адресу: 199034,Санкт-Петербург, Университетскаянабережная, 11.

С диссертацией можноознакомиться в Научной библиотеке им. М.Горького Санкт-Петербургскогогосударственного университета(Санкт-Петербург, Университетскаянабережная, 7/9).

Автореферат разослан«_____» _________________200 года.

УченыйсекретарьС.Д.Титаренко

Для объективного представлениязамысла поэтических текстов и изученияособенностей функционирования языкахудожественной литературы необходимыкомплексные исследования, направленные навыявление используемых в них принциповлингвистического построения с учетомсвоеобразия личности автора, а такжеобстоятельств его жизни итворчества.

При этомнедостаточно опираться исключительно налитературоведческие или лингвистическиеметоды. Только их взаимодействие может помочьпроникнуть в замысел писателя, понятьистоки его творчества. Как писалВ.В.Виноградов, «лингвистическиобоснованная стилистика художественнойлитературы изучает стиль как внутреннецельную и единую систему взаимосвязанныхструктурных элементов, находящихся междусобою в разных формах связи, соотношений ивзаимодействий. Но она не в состоянии похарактеру своих приемов, задач и методовпривести к пониманию и созданиюсловесно-художественного произведения каквоплощения едино-целостногосмысла, “замысла” писателя.Проблемы замысла писателя, идейныхтенденций, заложенных в литературномпроизведении, его тематики, связи сюжета иобразов персонажей с действительностью имировоззрением автора, вопрос о местеданного литературного произведения вобщем контексте современной емулитературы, об отношении самого автора квоспроизводимой и художественнопреобразованной действительности и многиедругие подобные вопросы – связаны сискусствоведческим (в том числе илитературоведческим) понятием стиля исоставляют предмет изучения стилистикилитературоведческой, а тем самым ипоэтики» 1

.

Поэтический язык какособый способ существования языка с«установкой на эстетически значимоетворчество» (В.П.Григорьев) рассматривалсяв работах Б.М.Эйхенбаума, Б.В.Томашевского,Ю.М.Лотмана, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтина,В.Б.Шкловского, В.П.Григорьева,М.Л.Гаспарова, Л.Я.Гинзбург, В.И.Заики и мн.др. Являясь формой отображения поэтическойкартины мира, язык художественнойлитературы обладает рядом специфическихособенностей, среди которых особоезначение приобретают эмоциональные иэкспрессивные средства. Слово впоэтическом языке выступает не только какзнак языковой, но и как знак искусства имотивируется его законами, и этадвойственная природа поэтическогослова мотивируетглубинную связь между литературоведением илингвистикой.

Диссертация посвященаисследованию поэтических особенностейлирики Иосифа Бродского в системетрадиционных языковых значений. В диссертационнойработе устанавливаетсяпериодизация творчества поэта, исследуются принципыкодирования информации втекстах произведенийБродского эмиграционного периода на уровнелексем, словосочетаний ипредложений, делается вывод о том, что язык стихотворений, созданных поэтом вэмиграции,имеет кардинальные отличияот языка произведений,написанных ранее. Особоезначение уделяется ассоциативно-образномумышлению и егороли в творчестве, а также принципам существования иразвития художественного мышления. Выявляются способыпрезентации информации впоэтических текстах И.Бродского по принципу «от противного» прииспользовании парадокса, а такжеособенности функционированияметафорических образов в системесубъективно-авторских символическихзначений.

Творчество Бродскогодавно привлекает внимание исследователейи изучается в самых разных аспектах:интертекстуальных соответствий (А.Ранчин),античных заимствований (Н.Казанский,И.Ковалева), метафизической проблематики(И.Плеханова), поэтической философии(Е.Келебай), традиций английской метафизической поэзии (И.Шайтанов,А.Нестеров) и русской классическойлитературы (В.Полухина,Л.Зубова, Я.Гордин, Л.Лосев). Основная цель диссертации состоит в исследовании принциповорганизации произведений Бродского ивыявлении наиболее значимых поэтическихсоставляющих его творчества. В диссертациирассматриваются сложные с точки зренияформы и содержания стихотворения,которые относятся ко времени вынужденнойэмиграции поэта, когдатрагический разрыв между ним и егочитателями привел к созданию абсолютнозакрытой системы поэтических структур иобразов. Проведенноеисследование, в конечном счете, даетвозможность проникнуть впроблематику как отдельных произведенийпоэта, так и его творчества в целом.

Для достижения цели былпоставлен ряд задач:

1) исследовать природуотступлений от общепринятой языковойнормы в поэзии И.Бродского, выявитьмеханизмы, лежащие в основе последующего«декодирования» информации с учетомсубъективно-авторских ассоциативныхзначений и сознательно допущенныхискажений, которые противоречаттрадиционным представлениям читателя офункционировании языковых структур;

2) описать наиболеесущественные особенности поэтическогоязыка И.Бродского, функциональноеназначение лексических новообразований,принципы построения образной системы иавторских синтаксических конструкций,символику цвета, света и звука встихотворных текстах эмиграционногопериода творчества поэта. Выявить значенияи механизмы метафорического переноса встихотворениях Бродского;

3) исследовать природулогического парадокса, сознательногонарушения норм, способствующего созданиювторого плана – имплицитно представленнойинформации, которая может быть извлеченатолько при условии последовательногоосмысления всех структурных компонентов сучетом тематики стихотворений иособенностей построения, определяющихтворческую манеру автора;

4) исследоватьцветоупотребления, составляющие основу передачимироощущения в поэзии Бродского, с точкизрения эстетической теориицветовосприятия в искусстве;

5) исследоватьфункциональные особенности согласных игласных звуков с учетом заложенных в нихтрадиционных смысловых, эстетических исубъективно авторских ассоциативныхзначений. Выявить в поэтических текстахБродского звуковые образы, обладающиеустойчивым символическим значением;

6) в процессеструктурно-семантического анализастихотворений «Колыбельная Тресковогомыса» и «Вертумн» продемонстрироватьпрактическое применение результатовисследования и актуальность принципов,составляющих основу поэтического языкаБродского.

Актуальность и новизна исследования определяются необходимостью комплексного структурно-семантического описания поэтического языка одногоиз наиболее значительных представителейрусской поэзии ХХ века – ИосифаБродского. ТворчествоИ.Бродского представлено в диссертации сточки зрения целостности формы исодержания, раскрыты и осмыслены наиболеесложные авторские приемы художественногоотображения действительности, определена система связей междуотдельными произведениями иобразными структурами, составляющимиоснову поэтики Бродского.

Теоретическаязначимость исследованиязаключается в создании методологическойбазы, позволяющей последовательнодекодировать тексты Бродского с учетомвзаимозависимости и взаимоотношений всехих составляющих. В работеобоснован принципиально новый подход к описанию поэтическогоязыка Бродского, исходящий из того факта, чтоэтот языкпредставляет собой совершенно особуюсистему, обладающую авторскими принципамисмыслообразования, текстообразования,лексической сочетаемости и синтаксиса, несовпадающими с общепринятой языковойнормой, закрепленной не только в сознанииносителей языка, но и в кодифицирующихизданиях. Для носителей языка поэтическийязык Бродского является языком«иностранным» и потомутребует сходных методовизучения.

Практическаязначимость диссертационной работы заключается в возможностииспользования результатов исследованияпри лингвистическом анализе текстов ввузовской и школьной аудитории. Выявленныеособенности построения и реализацииобразных структур позволяют обеспечитькачественно новый уровень пониманияструктуры и содержания поэтическихтекстов И.Бродского и будут способствовать разрешениюпротиворечий в интерпретации заложенных вних субъективно-авторских значений.

Объектомисследования послужилкорпус стихотворных произведенийИ.Бродского. В силу того, что своеобразиепоэтики и идейно-тематическаянаправленность творчества поэтаокончательно сложились в условияхэмиграции, в ходе исследования на основесплошной выборки были проанализированыпроизведения, написанные в период с 1972 по1996 год (около 300 стихотворений и более 80эссе). В сопоставительных целяхисследовались также произведения,написанные поэтом впредшествующий период.

Методологическуюоснову диссертациисоставили принципы и положениятеории поэтического языка,стилистики художественноготекста и поэтической семантики,разработанные в исследованиях В.В.Виноградова,Ю.М.Лотмана, М.Л.Гаспарова, В.М. Жирмунского,Б.В.Томашевского, В.П.Григорьева,Л.В.Зубовой и др.

В основу изученияпоэтического творчества И.Бродскогоположен комплексный подход к анализуиндивидуального авторского стиля с учетомкомпозиционно-структурных,образно-семантических, лексических играмматических составляющих текста.Достижение поставленных целейпредполагает сочетаниеисторико-литературного подхода соструктурно-семантическим анализом текстовстихотворений Бродского. В работеиспользовались, кроме того, методинтерпретации, а такжеисторико-литературное комментирование,сравнение, логический, стилистический иконтекстуальный анализ текста.

На защиту выносятсяследующие положения:

1) Творчество Бродского можноразделить на два периода в зависимости от тематики ипоэтических средств выражения, которыележат в основе стихотворныхтекстов: 1. 60-егоды – 1972 г.(доэмиграционный период); 2. 1972г. – 1996г. – период эмиграции, в котором прослеживаютсяследующие этапы: а) 1972 – 1980гг. (зрелость и творческий подъем);б) 80-е годы (начало творческого «оледенения»); в)90-е годы (разрыв всех жизненных связей,начало конца). Особоезначение имеет эмиграционный период, таккак именно в это время поэтом были созданынаиболее значительные по форме исодержаниюпроизведения.

2) В стихотворенияхБродского эмиграционногопериода наряду снормативнымиязыковымиединицамииспользуются не зафиксированные в системеязыка авторские новообразования, которые приобретают в тексте основополагающее значение. В отличие от ошибки, сознательноеотступление от нормы всегдафункционально оправданно и имеет цельюэксплицировать значения, которые выходятза рамки бытового общения и не могут бытьпереданы с помощью общепринятых языковыхсредств выражения.

3) Воснове преобразования языковых единиц впоэтике И.Бродского эмиграционногопериода лежит субъективно-авторскаяконцепция отношения к читателю как ксоучастнику творчества, от котороготребуется определенная подготовка ижелание проникнуть в замысел автора, сознательно прилагая к этомуопределенные усилия. Язык,созданныйпоэтом в эмиграции, обладает своейвнутренней логикой и соответствуетавторским принципам восприятия иотображения действительности.

4) Вкачестве основного текстообразующегопринципа построения стихотворных текстовБродского выступает парадокс. Так как отклонение от нормы при восприятии текста «передает смысл с увеличеннойинтенсивностью и имеет своим результатомэмоциональное или логическоеусиление»2, можно говоритьо том, что в поэзии Бродскогопарадоксявляется тем фактором, который привлекаетвнимание читателя к наиболее важным дляпоэта темам. Наряду с парадоксом, особоезначение в поэтике Бродского приобретаютметафорический перенос какспособ выражения мировоззрения имировосприятия поэта и трансформация цветовыхзначений.

5)Исследование функциональных особенностейязыка и используемых в стихотворенияхпоэтических приемов И.Бродскогопозволяет понять мотивы еготворчества, раскрыть причины, которымируководствовался автор при отступлении отпоэтических традиций, что, в конечном итоге,даетвозможность выявить характерные для поэтаособенности мировосприятия в период эмиграции.

Апробация работы. Основные положениядиссертационного исследованияобсуждались на научно-методическойконференции «Социолингвистическиепроблемы в разных регионах мира» (Москва,Институт языкознания РАН, октябрь 1996), намеждународной конференции Международнойассоциации преподавателей русского языкаи литературы «Теория и практика русистикив мировом контексте» (Москва, октябрь 1997),на Международном конгрессе исследователейрусского языка «Русский язык: историческиесудьбы и современность» (Москва, МГУ, март2001), на международной конференции«Когнитивное моделирование в лингвистике»(Дивноморское, сентябрь 2001), на 4-оймеждународной научно-практическойконференции «Русистика и современность»(СПб, РГПУ им. А.И.Герцена, июнь 2001), намеждународной конференции «Грамматикаславянского предлога» (Москва, МГУ, март2003), на Международной научно-практическойконференции «Традиции и новаторство впреподавании русского языка какиностранного» (Москва, МГУ, ноябрь 2006); наXXXVI Международной филологическойконференции (СПб, филологический ф-т СПбГУ,март 2007), на конгрессе МАПРЯЛ «Мир русскогослова и русское слово в мире» (Варна,сентябрь 2007) и конгрессе «Русскаялитература в мировом и образовательномпространстве (Санкт-Петербург, октябрь2008).

Структура и содержаниеработы. Диссертация состоитиз введения, трех глав, заключения и спискаиспользованной литературы(около 260 позиций).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»