WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |

«падения». Понаправленностифункций действующих субстанцийона имеетрегулярную,устойчивую оследовательностьв пляскахряженых. Выделяется семь фаз этой формулы и даетсяобоснование того, что ее феноменимеет сходные составляющиес элементамидругих типовтрадиционных плясок с экстатическим характеромактем. Своими корнями они, возможно,уходят вутраченную традицию либо«скоморошьих», либо«радельных» плясок, связанных с достаточноархаичной практикой, сходной с формамишаманских экстатических плясок,вызывающих изменение состояниясознания<вращениями вокруг мачты/ствола дерева>, <катаниемпо полу/земле>,<гаданиями-пророчествами>, <диалоговымиформами> всостояниирелигиозного экстаза. Актемы «вращения», по-видимому,позволяли (на духовномуровне) перейти в состояние изменённогосознания — внутрь себя, когда возникалапространственная«вненаходимость» по отношению к себе или перевоплощение в образыживотных ииные состояния в восприятии других. Речь идет об определенномтипе культовой практики и связанных с нейфольклорных формах экстатическихплясок, смешенииканоническойцерковной обрядностии традицийнародной языческой религиозности,отторжении церковной обрядности и тяге к беспоповскомуритуальному творчеству в старообрядческойсреде.

Вразделе«Формы кинетики хороводов» установленыв хороводно-игровой традициисемейских Забайкалья триразличимых визуально формыкинетики:

- первая форма кинетики(бытовая) –произвольное,естественное,бытовое поведение участниковхороводно-игровыхдействий, когда онивзаимодействуют с субъектами и объектами вэмпирическомпраздничномпространстве;

- втораяформа кинетики (игровая) –регламентированное поведениеучастников хороводно-игровых действий в обусловленномтрадициейпространстве, часто согласующеесяс вербальными/ шумовыми/музыкальнымиреалиями;

- третьяформа кинетики (хореографическая)– регламентированные, эстетическиосмысленные движенияучастниковхороводно-игровыхдействий вусловномритуально-игровомпространстве, обусловленные определённойдинамической и пластическойформой, аглавное –ритмическойсогласованностьюдвижений.

В§ 7«Классификацияплясок ряженых» по степени и характеруиспользования различных актемряжения(маскирования),использованияритуальных атрибутови образовперсонажей, форм их особой пластики на основанииполученных данных условно было выделено три типаплясовых действий ряженых: подражательный,эротическийи экстатический («негармоничный»,по классификации К. Закса). Обращают на себявнимание пляски с «корявыми»/ «кривыми»телодвижениями,неупорядоченными в ритмическомотношении. Стук по печнойзаслонке илипо ведру/кастрюле служит лишь неким фоном для этих плясок. Это «страшные»пляски, которые чаще всего воспроизводятпарни, переодетые в старух или чертей. Это, на наш взгляд, попытка плясать, как кричать «нечеловеческимголосом». Стремление ряженых в пляскеизображать нечистую силу,двигаться иначе, чтобы создалась атмосфера необычностии зловещейнапряженности.Поэтому вподобных плясках происходилинеистовыеразмахивания руками, топтанияногами, истерические скоки и вращения — вподражание чертям, оборотням,колдуньям ит. д. В пляскахряженых ив создаваемых ими образахчувствуетсястремление запутать, завуалироватьпод одеждойи пляскойне толькопризнаки половой принадлежности,но ипризнаки«человеческого».

Вчетвертойглаве «Хороводные шествиясемейскихЗабайкалья» в §1—5 («“Тыночные” — цепочные хороводы», «Хороводыцепочно-орнаментальноготипа», «Хороводыцепочно-парноколонноготипа», «Хороводыцепочно-шеренговоготипа»)продолженоописание хороводных шествийразного типа, особенноузловых моментов —переходных форм локализацииритуально-игрового пространства.Выражения «ходить рядуками» или «ходить тынкм»(раньше такговорили, кое-где старикиприпоминали) уже давно вышли изупотребления семейских, забыватьстали «…оне вон де тынкмходють подяревне…». На вопрос «Как это “тынкм”» хозяйка попросила всех взяться за руки, т. е. образовать«цепочку», ипояснила, что «так пляшуть друг за дружкой, по вулице, а то во кружок заведёть» — тынки теперьхороводами зовут. Общеизвестноеназвание хороводов южнорусскойтрадиции «танок» скореепроисходит от производногослова «тын»—ограждение, забор, частокол,изгородь. Забытым словом «тынк» семейские обозначали и способсоединения «в цепочку»(друг задругом), икруговые вращения по периметру круга, и обходныедорожные шествия и пляски —перемещения в прост­ранстве поселения: «…раньше-тоу насна троицу ешо уЛяксадроуке жильа ходильа тыноцками…». Традицияограждать подворье тыном и обходить с заговором-молитвой, освящаясвои земельные наделы, сохраняется у семей­ских до сих пор. Если «тынки»плясали/ водили вдоль дорог,вокруг всегоселения,оградительноедействиераспространялось на всёпоселение иживущих внём людей,а еслив маломхороводном кругу, то «тынчные» пляски и хороводымогли положительно воздействоватьтолько натех, ктонаходится вовнутрихороводномпространстве.Семейские верили всуществование«нечистой силы» как злой, которуюнадо либоизгнать, либо задобрить. Поэтому рядом с групповымицепочными формами перемещений были и такие, когдахозяйка самасовершаланеобходимые обходные действия в «значимые» дни внутри своейтерритории (дома, огорода,усадьбы). Усемейскихсохранился групповой способотгонять или«спужать»нечистую силу/ духов.Свадебный поезд оберегали — бегали, плясали впереди него,гремели, звенелибубенцами или с гармошкой громко пели и приплясывали,чтобы свадьбу никто «ня спортил».

В§ 6 «Крестныешествия» описаны крестныеходы, которые имелибольшое значение в жизни семейских.Их устраивали попы и уставщикиместной приходской церкви или молельногодома. Убеспоповцев крестные шествия устраивалисами жителинебольших поселений. Происходилоэто впрестольныепраздники (на Вербноевоскресенье, Пасху, Троицу) или в засушливое лето. Общий смыслкрестных шествий так же, как и календарныхобходных обрядов, заключалсяв освящениии магическом/божественномобеспечении благополучия территориисела. Подобные шествиязафиксированы в другихрайонах Бурятии, в Читинской области. На Пасхузабайкальскиестарообрядцы в обязательномпорядке устраиваливокруг храма/ молельногодома крест­ныйход, который был включён в структуру пасхальной литургии,сопровождалсяколокольным звоном. Послеобщего молебна и литургии в каждом из домов селениясовершалисьосвящения домов, полей, скота. Убеспоповцев единоверцы посещалидома сиконой вРождество, служили вних, освящали людей, скот, хозяйственныепостройки. Хозяева вблагодарность давали дары: сало, хлеб и др. Дано подробное описание этой и другихпроцессий — шест­вий, которые в случае с обходоммолельного дома сходны с хороводамицепочно-парноколонноготипа,шествиями сперемещением за пределыпоселкового пространства или с хороводамицепочно-шеренговоготипа.

В§7 «Систематизацияобрядовых ипространственныхформ хороводных шествийсемейских Забайкалья: формылокализацииритуально-игровогопространства хороводов»в разделе«Элементы обрядности в дорожных хороводах» систематизированыкинетическиеэлементы обрядности в группы актем:1) «приготовленияк празднику»; 2) «украшениязеленью»; 3) «заламывания макушки/отламывания веток»; 4) «втыканияветок»; 5)«хлестанья ветками»; 6) «заплетания»;7) «привязывания»; 8)«ритуальногобросания»; 9)«держания»; 10)«открывания»; 11) «закрывания»; 12)«прятанья»; 13)«ритуальноговоровства»; 14) «да­рения» –убыли/ прибыли; 15) «драки»; 16)«сжигания»;17) «перескакиваниячерез огонь»; 18) «выпечкимучного»; 19)«освящения воды/ продуктов»; 20)«угощения гостей»; 21) «окропления/купания вреке»; 22)«окуриванияместа действия»; 23) «очерчивания»;24) «снимания/надеваниякрестика» идр.

Вразделе«Свойства актем пространственныхформ» анализируются способы пространственныхперемещений людей в поселковом пространствево времяхороводов, шествий, плясок.Форма построения (конфигурацияперемещений) могла бытьразличной. Хороводы семейскихобнаруживают чёткие и регулярные правилафункционированияразличных актем в системе традициихороводно-игровогокомплексазабайкальскихстарообрядцев, что позволило им сохранятькинетическую форму в течение длительноговремени ипередаваться из поколения в поколение. Однакоколичество типов и форм в них ограничено;выделено восемь основныхгрупп образованияпространст­венных форм: 1) образоватьзамкнутый круг (окружить); 2)образоватьнезамкнутый круг (дугой/«подковой»); 3)образовать «цепочку» (встать друг за другом); 4)образовать «мостик» (сплестируки парамидруг кдругу); 5) образовать «колоннупар» (встатьпарами другза другом); 6)образовать «шеренгу» (встатьпоперёк дороги); 7) образовать«колонну шеренг» (встать друг за другом), в каждой по три иболее; 8) образовать «двешеренги» друг против друга.

Входе сравнительного анализа были сформулированыосновные положения и различительные признакисистематизациихороводно-игровойтрадиции: 1) количество актантов(один, пара,группа); 2) форма пространственногопостроения актантов(а): а) расположение/соположение актантов(а)относительно друг друга в малом локусе; б)построениеактантов(а) относительнодругих вбольшом локусе; в) их соотнесённостьво внутрихороводноми вовнутрипоселковомпространстве; 3) направлениеперемещений актантов(а) (конфигурация передвижений).Далее авторформулирует другие свойствахороводов. Все они имеют цепочную организациюпространственныхперемещений и построений,независимо от того,соединены или разъединеныруки уих участников.Актемы перемещений также связаныс ихразличнойпространственнойнаправленностью: а) поокружности:солнцу — противсолнца, вцентр круга— за периметркруга, внутрь круга — наружу круга,сужать — расширять периметркруга, поднимать —опускать периметр круга руками вверх —вниз, соединять —разъединять руки, сходиться —расходиться,впускать вкруг — выпускать из круга, забегать в круг — выбегать из круга; б) вдоль дороги —поперёк дороги, друг за другом — друг против друга, друг к другу — друг от друга, к себе —от себя,входить — выходить, заплетать — расплетать руки, вперёд —назад, вправо —влево, сквозь —через воротца—касательно идр. Сточки зренияформы актемные формулыперемещений характеризуются кинетическойпоследовательностью и пространственно-временной цикличностью:в определённом порядкеактемы повторяются раз за разом,образуя некий перемещенческийцикл, который в традиции транслируетсямного раз—проигрывается до конца,возвращается кначалу своего воспроизведения— «на круги своя». Цикличное воспроизведениеопределенныхрегламентированныхдействийхороводно-игровыхобразцов является главной закономерностью их формы (структуры).Кроме того,цикличностьпроявляется в том, что со строгой периодичностьюпроисходитвозвращение хороводно-игровыхсобытий вособые временные периоды.

Сравнительный анализдействий показывает, чтокинетическиеэлементы стечениемвремени обнаруживают достаточно устойчивыйкинетический каркас/ определеннуюсистему(структуру)цикличного типа, варьируется только вербальная и предметнаяих сторона,зависящая отлокативныхипространственно-направительных свойствактем. Регламентация различныхформ перемещений в поселковом пространствево многоммоделирует отношения человека с окружающиммиром: с помощью коллективныхцепочных перемещенийописывалось и структурировалосьокружающее прост­ранство как в горизонтальном,так ивертикальномплане. Здесьпроявляетсяуниверсальность,прослеживаетсяустойчивая связь различныхпространст­венно-направительных символов и их постоянное присутствие, регулярноевоспроизведение в периодпраздников бытового и календарноготипов, которые являютсянеотъемлемойсоставляющей всего праздничногокомплекса различных старообрядческихобщин забайкальских семейских. В результатеобобщения итипологического анализаэмпирическогоматериала было определено 11форм локализации ритуально-игровогопространствахороводови полученвывод отом, чтохороводно-игроваятрадициязабайкальскихсемейских имеет значениеритуально-игровогокомплекса икак типтрадиции является универсальнойкинетическойсистемой устного народноготворчества ивыражается как взаимосвязькинетическихсоставляющих (актем), создающиххудожественную образность разножанровыхэлементов внутри праздничнойобрядности.

Втанцевальном фольклоресемейских органично сочетаютсяхороводно-игровыетрадициицентральных,северных ив большейстепени южных регионовРоссии.

В§ 8«Классификация форм дорожныхплясок ихороводов»подводятся некоторые итогиисследования,подчеркивается, что одним из самых сложных моментовв изучениихороводно-игровыхформ является вопрос их типологии.Очевидно, что круговые и дорожные хороводы представляютсобой довольно сложный и неоднородныйматериал, чем обусловленатрудность выделения классификационныхпризнаков. Кроме того, отсутствуютметодологическиуниверсальныекритерии дляосуществления такого родапроцедуры анализа. Имеющиесяпопытки классификациихороводов основаны на степени присутствияили отсутствия в хороводах тех или иныхэлементов. Проблемы также связаны со сложностьюучётахороводно-игровыхформ, занима­ющих промежуточноеположениемежду типами, посколькубольшое количество формальных (физических) и содержательныхкритериеввызываютэлементарнуюпутаницу. Итогом проделаннойработы сталоопределение основныхположенийсистематизации и классификациихороводно-игровойтрадиции семейских Забайкалья. Все хороводы,имеющие цепочную формуперемещений, были классифицированына четыреосновных вида. Различительнымпризнаком выступила форма(конфигурация) пространственногопо­строенияцепочных хороводов. Внутрикаждого видахороводы дифференцируютсяна типыпо направительному признаку:

1) формыцепочно-кругового типа (8 типов), направленныепо окружности «по солнцу»/ «противсолнца»; вцентр круга—замкнутого/ разомкнутого — вокруг персонажей;в центркруга — насужение/ расширение круговойцепочки; внутрь —закручивающиеся в центр круга; наружу — раскручива­ющиеся из круга на периферию; по кругу черезворотца петлями—заплетающие руки; по кругу черезворотца петлями —расплетающие руки; по кругу со сменой направлениячерез «петлю» в другой круг;

2) формыцепочно-орнаментального типа (7 типов) сменяющейся прост­ранственно-направительной формой,направленные вдоль прямой через воротца — вворотца входящие; вдоль прямой через воротца — изворотец выходящие; вдольпрямой попериметру «восьмёрки»; вдольпрямой попериметру круга и «восьмёрки»; сосмешаннойпродольно-поперечнойнаправительнойформой, направленные вдоль прямой через петлю из стороны в сторону «змейкой»;вдоль прямойчерез петлю—«подковой»; вдоль прямой через воротца — «зигзагом»;

3) формыцепочно-парноколонного типа (5 типов), направленныена прохождение пар вдоль прямой,внутрь — наружу в воротца/ из воротец, внутрь — наружу черезворотца колонны (с выбором пары); нарасхождение и схождениепар вколонну (попарам); наразъединение и соединение в колонну пар (по одному);

4) формыцепочно-шеренгового типа (3 типа),направленные вдоль прямой поперечной шеренгой,поперечнымишеренгами друг за другом, продольными шеренгами друг к другу/ друг от друга.

Взаключенииисследованиядиссертантформулирует основные выводы и итоги проведенного исследованияи намечаетперспективыдальнейшегоизучения.

Публикации автора по темедиссертации:

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»