WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |

«Актема» —это кинетическая единицаболее высокого иерархическогоуровня, которая по своему составуотражает связи различныхэлементовкинетического текста, их взаимную обусловленностьи отношениядвиженче­скойорганизации. Все элементы в составеактемы занимают определеннуюпозицию, положение. В качестве примерапростейшей формы актемы может послужитьактема персонажа, в составкоторой входят персонаж(актант), дведвижемы илокус: <«Дрема» «лежит на боку»,«изображает спящего» «в цент­рекруга»>. Вэтой актемепервую позицию занимаетперсонаж — актант, центральнуюпозицию — движема «лежать на боку» и движема«изображать спящего» как ядро актемы, в которой отображается, чтоделает персонаж, а также способ воспроизведенияэтих действий —каким способом «на боку» —это свойстводвижения. Последнюю позицию этой актемы занимает элементмалого локуса, которыйуказывает место или направление воспроизведенияактемы — «вцентре круга». Вприведенной актеме позиции и состав элементоввыглядят следующим образом:<актант> <движема> <движема> <локус>. Изприведенного примера следует, что в актеме трансформацияэлементов текста происходитпо правиламперераспределения, путем некоторыхперемещений и упорядоченияпо указаннойсхеме. Этиперемещения не искажают ни визуально-кинетическую интерпретацию,ни реалиивизуально-звуковойприроды хороводов и ихинвариантов. Актема получиластатус законченной по форме субстанциональнозначимойкинетической единицы. Актемы так же, как кинемы, отличаютсядруг отдруга потрем позициям —действующейсубстанцией,движемным/ кинемным корнем либо направительным/локативным свойством. В ходе анализаавтор подчеркивает роль актем, которыеодновременноявляются элементами художественногообраза в традиции(ассоциативные,зрелищные,экспрессивные,гротесковые, диалогичные и др.), олицетворяющимихудожественные формы действия, в контексте и вовзаимодействии с другимиэлементамисоздающими атмосферу эмоциональностии творческойимпровизации. Они формируютхудожественный образ тойили инойпляски, хоровода.

Вовторойглаве «Круговые хороводысемейскихЗабайкалья» в §1 «Культурно-историческиеаспекты изучения танцевальнойкультуры семейских Забайкалья» рассматриваютсяисторические аспекты и степень изученноститрадиционнойтанцевальнойкультуры семейских Забайкалья.Автор сообщает, что сбором фольклорныхматериалов, дающих представлениео русскихнародныхтанцах Забайкалья, специальноникто незанимался. На этообстоятельство ещё в 1989г. обратилавниманиеэтнохореолог М.Я. Жорницкая,которая ибыла вдохновителем идеи сбора, точнойфиксации иизучениятрадиционнойхореографии русских Забайкалья. Сведения о традиционнойтанцевальнойкультуре семейских Забайкалья в литературе весьмаограничены ифрагментарны.Выдающаяся роль висследовании истории и культуры семейскихЗабайкальяпринадлежитэтнографу Ф.Ф. Болоневу. Из современныхученых он наиболеепрофессионально и глубокоотразил всвоих работах их историю, культуру и быт.

В§ 2«Круговые хороводы: опыт реконструкции»анализируютсяогромный полевой материал,отчеты студенческих экспедиционныхпрактик,многочисленныесвидетельствасемейских оместе хороводов в жизни старообрядческойобщины ипредставляется опытреконструкциикруговых хороводов. Этохороводы типа «Коршун»,«Олень», «Явокруг столба хожу»,«Заинька», «Дрёма», «Каравай»,«Девки сеяликапусту», «На горе-то мак» и др. Многие из них уже не бытуют, оставшись в памятистарожилов от святок,девичников, троицкихгуляний, вечёрок и детских развлечений.

В§ 3«Систематизацияэлементов круговых хороводов:актанты, локус, группы актем» представленопыт выявления основныхсвойств/ признаков формкинетических элементов(через ихмоделирование) и проведенатипологизация элементовкинетической системы хороводов — ихсистематизация по группам и каталогизация,показанная вприложении кдиссертации. На актемномуровне главной действующейсубстанцией актем является человек(актант), иих кинетическая форма зависит от того, кто или какоеколичество актантов воспроизводятактему. Междусобой актемыразличаются по количественномупризнаку (одиночные, парные,групповые).

«Групповые» —это «все»/«участники», «все персонажи»,различным образом группирующиесяв хороводно-игровомдействии: «группа девушек»,«группа парней», «группадетей», «цыплята», «гусята»,«барашки», «цепочка», «колоннапар», «шеренга», «гости»,«неряженые»,«свадебный поезд», «процессия»и др.

«Одиночные» —это «лишнийучастник (без пары)», «участник,стоящийс краю,последним»,«участник сизъяном (больной, дурочка и др.)», «первыйучастник», «один участник»,«ряженый», «стоящий впереди»,«ведущая», «новый участник»,«хозяйка/хозяин». К одиночнымотносятсяперсонажная группа ряженых и персонажныеактемы — «Столб», «Столбица»,«Заинька», «Коршун», «Матка»,«Курица», «Дрема», «Каравай»,«Капуста».

«Парные» —действуют двое (ихсоположения): <пара>, <дваучастника>,<персонаж иномер участника>. Каталогактем кинетической системыхороводно-игровойтрадиции — система условнойдифференциациикинетиче­ских форм хороводов,которая открыта длявозможностидополнить ееактемами издругих материалов.

Диссертант приходит к выводу, что 1) основнымипризнаками,определяющимисвойства актем, являются их пространственно-локативные и пространст­венно-ориентационные параметры,которые влияют на форму кинетическихединиц, ихразличительныепризнаки: а)указывающиенаправлениепередвижений в пространстве:<«цепочка» ходит вдоль прямой, последовательноизменяя направление перемещения«зигзагом» из стороны в сторону>; б) ука­зывающиеспособ расположения/ соположения/перемещения с одного места на другое: <Дрёмалежит в центре круга>,<«пара» ходит по кругу «бок к боку»>, <«пара» ходит по кругу «друг за другом»> и др.; в) указывающие место (локус)пространственныхперемещений: <через«воротца»>; <сквозьколонну пар>; <в центр круга> и др.; 2) различныеформы актемфункционируют в хороводно-игровойтрадиции попринципу полифонии —одновременноговоспроизведенияразных поформе кинетическихсоставляющих как в большом, так и в маломлокусе; 3) входе моделирования парных актем были выделены 7видов кинетических свойствпарных соположений: встречные, параллельные,зеркальные,синхронные, последовательные, чередующиесяи касательные; 4) групповые актемыпространственныхперемещенийобнаруживают не толькосвойства цепочности —последовательности,но и попеременности,чередования,статичности —динамичности; на­растания —убывания; замедления—ускорения;зеркальности,синхронно­сти, параллельности и хаотичности.

Далеевсе актемысистематизируются по группам на статичные и динамичные. Статичные — это актемыгрупповогорасположения,парного соположения и актемыперсонажа/одного участника (персонаж/ряженый лежит, стоит, сидит, встает и др.); актемы динамичного типа(формировались по функциональномупризнаку:«соединение»(группового, парного, одиночного),«разъединение»,«рассечение»,«поднимание рук», «опусканиерук», «поклон/ наклон»,«выбор», «поиск партнёра» и «определениеглавного персонажа» и др.). В отдельныегруппысистематизированыактемы «целования», «обладания/овладения», «пятнания», «хватания»,«препятствия»,«хлестания/ битья», «принуждения»,«прятания», «покупки/выкупа» идр.).

Втретьей главе «Пляскиряженых вхороводно-игровой традициисемейских Забайкалья» в § 1—5(«Святочные ряжения», «Ряжение на свадьбе»,«Ряжение наМасленицу», «Обход дворов на Пасху»,«Обход дворов с элементами ряжения на Троицу») дан анализ полевыхматериалов,представлены свидетельства очевидцев и опубликованныеданные обытовании иналичии усемейских Забайкалья плясокряженых. Материал излагается по принципукалендарнойхронологии. Особое вниманиеобращается на то, что в обрядовой и бытовой практике у старообрядцевсохранилисьритуально-игровыеплясовыедейства с элементамиряжения,перевоплощения,связанными сдорожнымиперемещениями во времяпраздников ипредставляющимисобой наиболее сущностныеэлементы традиционногомировоззрения и танцевальнойкультуры семейских. Материалрасположен впорядке убывания/уменьшения и значимостиэлементов ряжения.

В§ 6«Систематизация форм ряжения/перевоплощенияв пляскахряженых» вразделах «Способыряжения (одежда “машкаратников”)» и«Элементыперевоплощенияв пляскахряженых»представленасистематизацияэлементов плясок ряженых.Диссертантразграничиваетспособы ряжения: в старую плохуюодежду ив новуюнарядную сэлементами украшений (цветы, ленты, платки, бусы), когдаголовные уборы сохранилиподобие рогов (вКрасночикойском р-не) или один рог/ клюв (во лбу) в подражаниеживотным илиптицам (наличие украшенийперьями селезня поднизей на головныхуборах). Отдельно выделеныактемы, имеющие переходнуюфункциюперевоплощения — входа в«персонажноесостояние» ивыхода. Ванализе плясок ряженых на уровнесостава актем былнамечен ихнекоторыйкинетический инвентарь и проведена дифференциациясоставляющих на отдельныегруппы. Врезультате получили огромныйперечень актем «ряжения/ перевоплощения»,включающий четыре группы: 1) переменыоблика/ ряжения, 2)зооподражательные, 3) изображенияповедения и состоянияиграющих/ ряженых, 4) вождения.К актемамряжениябыли отнесены все действия, связанные с переменойоблика, надеванием на себя вещей,которые используются только в значимые дни. Кроме того, часть актем отражаетналичиедействий, связанных с ряжением неодушевлённыхпредметов иперсонажей иразного родаатрибутов, которые задействованыв пляскахи праздничных шествиях.

Кгруппе зооподражательныхактем былиотнесены движения, изображающиеповадки животных и птиц. К актемамперевоплощения, при помощикоторых ряженые изображают какое-либо поведениеили состояние, былиотнесены: <«один» изображаетбольного/ спящего/ умершего>,<«один» изображает цыганку>,<«один» кривляется/ корчится>.К группеактем вождениябыли отнесены актемы соследующимисвойствами: <«двое»/ «группа муж­ская» водит за собойживотное/ ряженого в животноепо дворам/по улице/за уздечку>, <«группадевушек» водит за собой «наряженноедеревце»/«берёзку-Кумушку» по улицам / по дворам/ к реке/ в лес/ в поле>.

Вразделе«Состав звуковых элементовплясок ряженых» быливыделены ещечетыре группы актемслышимого/ звукового ряда: 1)звукоподражательные; 2)шумовые/ возгласные; 3) песенные; 4)речевые. Кзвукоподражательным актемам былиотнесены возгласы со звуковой имитацией криковживотных иптиц; к шумовым/возгласным — актемы <«все» кричат/ выкрикивают>,<«все» восклицают «ура..!»>, <«один»свистит>, <«все» визжат/пищат>, <«все» смеются/хохочут>, <«один» голосит,«обчитывает»>,<«все» причитают (имитация)>и др. В отдельную группу были выделеныактемы песенногосостава: <все поют>,<«все» поютречитативом>,<«один» «курнакает» (поёт про себя)>,<«все» поют«под язык»и пляшут«тина-ти-на»>,<«все» поют«под язык»—имитация игры на балалайке «трим-на-на-на»>,<«все»поют «подязык» — имитация игры на гармошке«тына-тыры-гыры»>.Выделение речевых актемсвязано сналичием реплик и диалоговых форм:<«один» говорит—спрашивает>, <«все»говорят—спрашивают>,<«один» говорит—отвечает>, <«все»говорят—отвечают>,<говорить—величать> (называтьимя), <говорить—просить>, <«один»говорит—изменяетголос>, <«один» говоритнесуразное/ бредит>, <«один»говорит шепотом/ неразборчиво(быстро)>,<«один» говорит хулинки>,<«один» говорит—заставляет/ принуждаетчто-либо делать>, <«один» говорит—считалку»>.Актемы создают различныетипыхудожественно-образныхсвязей.

Вразделе«Последовательностьперемещений ряженых» была реконст­руированатрадиция плясок ряженыхчерезпоследовательностьих перемещений. Обычаиустраивать обходные подворовые дорожныегрупповые пляски былирассмотрены в совокупностис различнымипо формекинетическими действиями: 1)«перевоплощение»(подготовительныйэтап) — связано с подбором необходимойодежды иатрибутов: а) изготовлениемасок, нанесение на лицо «чужого лика»,облачение вдругой образ, т. е. «создание образа»; б)«машкировать» ходили с кнутом, батагом(палкой), веником, ухватом,кочергой, старыми ведрами,печными заслонками —для шума,который устрашал людей, или же с«заметалкой»,бутылкой, скалкой (зажатыми между ног); в) имела место другая формаряжения, когда желающиепогостить ипоплясать сряженой берёзкой илиМасленицей ипройтись собходными плясками по дворам одевались во всё самое лучшее,самое нарядное (регламентировалось надеватьновый нарядна каждыйдень праздника) —такая формаряжения характерна дляпасхальных итроицких дорожных плясок (у семейских дейст­вовалстрогий запрет плясать,менять облик, гадать,ворожить,пророчествовать,послабления имели беспоповцы — они и сохранилиэту уникальную традицию —ритуальные формы плясок); 2) создание шумовойатмосферы: громко стучали,звонили, гремели, кричали,пели, хлопали в ладоши, играли на музыкальныхинструментах(«тальянки, свистульки (из куста), балалайки(две струны),рожки», «скрипки, бандуры, гармошки»; 3) дорожные пляски и хороводныешествия: обходные перемещенияпо улице«цепочкой», друг за другом, либо толпой/ кучей* (здесь и далее звёздочкойпомеченоодновременноесоздание шумовой атмосферы: стук, звон, крики, хлопки); 4)импровизированные пляски в домах*; 5) учинение беспорядка в доме/ во дворе* в присутст­виихозяев; 6) угощение ряженых«хмельным»; 7)произнесение благопожеланий; 8)рассыпание зерна, крупы*; 9)требование подаяний продуктами; 10) поднесение угощений(продуктами); 11) проделки у ворот(«втихую»), которые сводились к перемещениямвдоль улицмелкими перебежками —от однихворот кдругим; ряженые могликрадучись завалить снегом чужие ворота;залить ихводой, чтобыприморозить; могли подперетьдвери вдом; замазать ворота дёгтем, чтобы «опозорить»девушку; снять ворота с петель и спрятать их; развалитьзабор илиполенницу; закрыть трубу, чтобы дым пошел в дом; моглиутащить содвора сании спрятатьих идр.

Прианализе пляски и еёмоторно-пластическойартикуляции были дифференцированыэлементы пляски (установленыих различия)по пятигруппам: актемы «маха/ размашистыедвижения руки ног»,«хлопа/стучать ладонями рук», «топа/ стучать ногами», «скока/ прыгать», «кружения/ вращения».На этихдвижемах строятся все плясовые актемы.Наблюдения за формой той или иной актемы в системехороводно-игровойтрадиции позволили сделатьпредположение, что при анализе свойствразличных групп актемнаправительнаяфункция лежит в основе их дифференциации и определяет разнообразиесвойств движений: актемы«топа» связаны спространственнымпосылом внижнюю субстанцию; актемы «хлопа»и «маха»— с посылом в верхнюю —потустороннююсубстанцию; актемы «скока» резонируют впространстве между верхом и низом.

Вразделе«Феноменкинетической формулы “падения”» рассмотренапоследовательность актем хороводно-игровойтрадиции семейских, условноназваннаякинетической формулой 8

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»