WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |

2)Грамматическиеаспекты организации кинетическойсистемы хороводов, спецификавыделения еёкинетическогосостава(представлениеметодики/ уровней моделированияформ кинетических элементов и на этой основеправил образования и выделения уровнейкинетической системы хороводов).

3) Обоснование основныхсинтагматическихединиц кинетической системы хороводов —кинем иактем, того,что элементыкинетической системы хороводнойтрадиции функционируют на двух уровнях (кинемном и актемном); в первомслучае действующей субстанциейкинем являются частичеловеческого тела (ноги, руки и др.), во втором —действующей субстанцией актем может бытьодиночная, парная илигрупповая; одна и таже актемнаяоснова (движема) приразличном составе действующихсубстанций (актантов) приобретаетразличнуюкинетическую форму.

4) Обоснованиетого, чтопосредствомсловесного описания, т. е. обозначениякинетических форм различныхактем, появляетсявозможность отличать одну кинетическую форму от другой, сравниватьих междусобой, устанавливать их сходства и различия, выявлятьграмматическиесвойства ипризнаки.

5) Проведениетипологизацииэлементовкинетической системы хороводно-игровойтрадиции сих последующей систематизациейпо функциональнымгруппам.

6) Принципы систематизациии классификации на типы понаправительномупризнакухороводно-игровойтрадиции семейских Забайкалья.

7) Создание фонда/каталога (актем) кинетическихсоставляющиххороводно-игровойтрадициизабайкальских старообрядцев.

8) Кинетические элементыхороводно-игровойтрадиции семейских Забайкальяявляются символами художественнойобразности хорео­графическогоискусства.

Апробация исследования.Основныеположенияисследованияизложены намеждународных,всероссийских,межрегиональныхконференциях,семинарах (6 докладов, 4 тезиса, 3статьи, 1 монография, 1 публикацияв изданиипо спискуВАК). Крометого, результаты диссертационногоисследованияобсуждались на заседанияхсектора «Этнография» БНЦ СО РАН (г. Улан-Удэ, 1996 г.) и сектора«Фольклор» РИИИ МКРФ РАН(г. Санкт-Петербург, 2000 г.).

Структура диссертации.Работа состоит из введения, четырёхглав (23 параграфа), заключения,библиографии, списка информаторови приложений. Общий объем — 280 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вовведенииобосновываетсяактуальность темы, оцениваетсястепень разработанности проблем,определяются объект и предмет исследования,его целии задачи,указываютсятеоретико-методологическаяоснова, методы и источники исследования,его научнаяновизна ипрактическаязначимость,формулируютсяположения, выносимые на защиту.

Впервой главе«Хороводно-игроваятрадиция:методологияисследования» в §1 «К историиизучения хороводов» рассмотренынакопленные наукой сведения о русском традиционном хороводно-игровомнаследии, даны анализпроблемы егоизучения, краткий обзорпостановки проблемы иисториографиивопроса. В§ 2«Понятие “хоровод” и его составляющие» выясняетсясущность понятий «хоровод», «игра», «песня»,«пляска (танец)», «дейст­вия» и показано, что стоящие за нимиопределения и признакиблизки посодержанию. Они обнаруживаютмножество тождеств, взаимныхтяготений ипересечений внутри, которые и приводят к размываниюразличий между ними. При всейкажущейсяизученности хороводы не были объектом специальногоизучения сточки зрения«грамматики» — состава элементов.При рассмотрении понятия«хоровод» иего составляющих замечено,что употребление исследователямиразных терминов применительнок однойсубстанции или к одному явлениючасто приводит ктому, чтопрактическиневозможно понять, о целом или о части целого идет речь. Воизбежание понятийной итерминологическойнечеткости автор диссертациидля обозначения определяемойсубстанции использует название «хороводно-игроваятрадиция».

В§ 3«Кинетикахороводной традиции и основные подходы к еёисследованию» в разделе «Кинетическийтекст» рассмотренызначения термина «действия» и то, как это понятие формулируетсяфольклористами,филологами иэтнологами,этноискусствоведамипри изученииразличных фольклорныхявлений. Всевиды действия в хороводах по содержанию обладаютблизкими, апорой итождественнымизначениями ине должныискусственнорасчленяться,поскольку имеют общуюкинетическую природу, составляютоснову,типологическуюобщность хороводов. Однако обнаружитьэто невооруженным глазом невозможно. Необходимыдругой подход, другиеметоды. Разрешение проблемыобъяснения/ описания и вместе с тем определениястатуса движения мы видим в применении методовисследования,разработанныхпервоначально, как структурализмв целомв лингвистике, в работах Ф. де Соссюра и на основе созданияобобщеннойформализованноймодели, реализованной черезсловесную форму. (Идеяобращения кисследованиям структуралистовподсказана А. Ф.Некрыловой.) В силувышеперечисленныхпричин аспекты анализа,изучения, оценки движенческихфактов ещене обозначились, посколькудо сихпор невполне осознано,как организована движенческаясистема, каковы ее важнейшие единицы и правила их функционирования,не сформированы понятийный и аналитическийаппарат.Предлагаемаяметодика, сточки зренияспособовформулированиясоответствующихтерминов ипонятий инаправлений развертывания процедуранализа, основана на некоторых приёмах и методах,разработанных в языкознаниии этномузыковедении, в работах В.Я. Проппа, В.Е.Гиппиуса. Прибегая к типологиче­скому принципуизучения, мырассчитываем на то, что путемпреодоления издержек профилизаций(разнородности)различных видов текстов,выяснения общих закономерностейкинетическогостроения4хороводов и возможна ихобъективнаяпоследующаядифференциация,способствующаяразрешению проблем, связанных с систематизациейне толькокинетических единиц5,но идругих кинетических элементов6.

В§ 4 «О методикеморфологическогоописания/ изучения хороводов:основные установки, термины и понятия,процедуры испособы описания» диссертантостанавливается на уточнении и упорядочениисистемы основных понятий и терминов, на которые опирается исследование.Обосновывается выбор методологииисследования как аналитическогоописанияструктуры ифункционированиякинетической системы хороводов.Ведущим приёмом избранотипологическоеобобщениеэмпирическогоматериала. Таким критериямудовлетворяетструктурно-типологическийметод, который используетсяв целяхсравнительногоизучениясуществующихпризнаков, свойств движений,отношений элементов, уровнейорганизациикинетических форм хороводов и основываетсяна процедурах расчленения систем и объектов и ихгруппировки с помощьюобобщенной(унифицированной) модели того или иного типа. Такое изучениекинетической системы хороводно-игровойтрадиции можно назватьморфологическим(грамматическим)изучением.

Термин«морфология» (от греч. morph—«форма») использован автором, с одной стороны, как понятие, обозначающеесостав истроение кинетической формы хороводов, с другой стороны, как понятие, обозначающееизучение организации кинетическойсистемы, строения формкинетических единиц, способов их соединения и сочетаниякак носителей грамматическихзначений. Поскольку хороводно-игроваятрадиция какцелостное фольклорное явлениеобнаруживаетсочетание различных составляющихформ: ритмиче­ской, речевой,возгласной, стиховой, музыкальной,движенческой(кинетической) и др., — для осуществления идеи параллельногоописания ианализа этосочетание было разграниченона двеформы проявления/ выражения: 1)слышимая, фонетическая(всё то,что мыслышим вмоментвоспроизведения),отображающаязвуковую систему, определяемуюзвуковыми единицами ивыражающуюся через ритмический,звуковысотныйконтур, речевые, шумовые, т. е. звучащие,аспекты; 2) видимая, визуальная(всё то,что мывидим вмоментвоспроизведения),отображающаяпространственно-движенческую сферу,определяемуюкинетическими (движенческими) единицами и характеризующуюсявизуально-кинетическимиаспектами,включающимиразличные движения актантов,направление движений, способыдвижений, артикуляцию губ, мимику лица, а такжеперемещения в определенномместе пространства (локусдвижений) ивзаимодействие с предметами.

Воплощением фонетическойформы выраженияхороводов служат стиховаяречь (поэтический текст),речевые диалоги, звукоподражанияи шумовыепроявления — хлопки в ладоши,смех, выкрики, которыеусловно можно назвать «звуковаясистема».Олицетворениемвизуальной формы выражениястали всесубъекты иобъекты, находящиеся в поле хороводов, все движения, их визуальныекомпоненты(пространственно-ориентационные параметры), которые мы назовем «визуальная система».Таким образом, на уровне аналитическогорасчленения и согласованияв рамкахобозначенных составныхцелого мыбудем рассматривать кинетику звуковой(кроме мелоса)7 и визуальнойсистем хороводов. Термином «кинетика» (от греч. kinetiks —«приводящий в движение»)обозначены все виды«действия» и«движения»хороводов: 1)получаемые из речевыхисточников—«сообщений» о реальныхдействиях, которые чаще всего довольнопрочно вошлив лексиконэтнохореологов, выражающиеся через имена действий(глагольные лексемы); 2) име­ющие визуальнуюи звуковую(песенно-речевую,шумовую, возгласную) формывыражения — это реальные (физические),визуально наблюда­емыедвиженческиепроявления.

Кинетические элементызвуковой ивизуальной систем мы рассматриваемкак единыйтекст «кинетической системы»хороводов, которая так же, как и другие системы (языковая,музыкальная), состоит из множестваэлементов (единиц), находящихсяв корреляции— отношениях и связях друг с другом.Отсюда главная задача — адекватное описание и интерпретацияотношений, вкоторых находятся между собой составляющиеэтой кинетической системы,представляющей собой очень сложную,многоплановую и многослойнуюдинамическуюкартину движенческой организации,системувзаимодействиякинетических единиц икинетических элементов различныхуровней. Сложность еезаключается в том, что онаскладывается из ряда ярусов —подсистем, которые образуют уровникинетической системы.С помощьюпонятия «уровень кинетическойсистемы» была полученавозможность правильно отразитьтакую существенную особенностьдвижения, как егочленораздельный характер идискретность его основных кинетических единиц. Для описаниякинетической системы хороводовдиссертант оказалась переднеобходимостьюобеспечитьсоизмеримостьэмпирическойвизуальной извуковой систем. Преодолетьиздержки этой несовместимости,разнородностизвуковой ивизуальной систем ивидов текстов было решено путем их преобразования/адаптации вязыковую систему, т. е. перевода по формеаутентичного движенческого содержанияхороводов всловесный текст для придания емусловесной формы.

Кинетика визуальнойсистемы хороводов определялась через выделение наблюдаемых воочиюактантов/ частей тела,предметов ичерез описание кинетическихединиц иих пространственно-ориентационных и локативных свойств,которые врезультате номинации получилисловесные имена. Кинетиказвуковой системы хороводов определяласьчерез глагольные лексемы. Так реальные,физические,визуально наблюдаемые аутентичныеи различаемые на слух (слышимые)движения (стиховая речь,речевые диалоги, звукоподражательныеи шумовыедействия) были преобразованыв визуально-звуковой текст, т. е. в словесную формуязыковой системы, отражающуюсвойст­ва икачества несловоформы, а движения.Этот текстполучил название «кинетическийтекст». Далее диссертант,используя три уровнямоделирования,показывает на примерахпроцесс преобразованиявизуальной извуковой си­стем в словесный кинетическийтекст, который осуществлялсяпараллельно в рамкахстержневого сегмента — строки, лежащей в основе всех поэтиче­ских текстов хороводов,поскольку перечень движений,записанных словами и преобразованных в буквенно-цифровыезнаки, должен соответствоватьстроке поэтического текста. Если провестипараллель с известнымиуровнямимоделированиямузыкальных явлений, предложеннымиЕ.В. Гиппиусом, преобразованиеэмпирическогоматериала для аналитическогоизученияхороводов можно представитьв видетрех уровнеймоделирования.Анализ полученных моделейпозволил осуществить систематизациюпо группамкинетиче­ских единиц (актем) и элементов системы и выявить грамматическиезакономерности их функционированияв системехороводно-игровойтрадиции семейских Забайкалья.

В§ 5 «Уровнифункционированиякинетической системы хороводно-игровойтрадиции и ее единицы» показан небольшойсрез организации кинетическойсистемы хороводов, грамматическиеаспекты некоторых ее кинетических составляющих и даны конкретныепримеры,иллюстрирующиеправила образования и выделения уровнейкинетической системы хороводов;определены основные синтагматическиеединицы этойкинетической системы —кинемы иактемы. Притаком подходе персонажи,участникии ихдействия (хождениедруг задругом «цепочкой», пение,звукоподражания,хлопки, диалоги, пляски,одевание одежды наизнанку,разбрасывание веток берёзы в доме и др.)становятся своего рода кинетическими элементамихороводно-игровойтрадиции каксистемы.В ходеанализа выяснилось, чтоэлементы кинетиче­ской системыхороводной традиции функционируютна двухуровнях — кинемном и актемном; в первом случаедействующейсубстанцией кинем являются части человеческоготела (ноги,руки идр.), вовтором — действу­ющейсубстанцией актемможет бытьодиночная, парная илигрупповая. Одна и таже актемнаяоснова (движема) приразличном составе действующихсубстанций (актантов) приобретаетразличную кинетическую форму.Основой кинетической единицыявляется движенческий корень(глагол) «движема» — было выявлено 7движем: <(вы)двигать>, <ступать (опора)>, <сгибать>, <вытягивать>,<махать>,<поворачивать>, <прыгать>, которыевходят всостав всехкинетическихединиц низшего уровня и являютсятолько частью сегментанаименьшейкинетической единицы, точнее,частью лексического наименованиянаименьшейкинетической единицы кинемы. На актемномуровне корней (движем)оказалосьзначительно больше (около 80движем): <сидеть>, <стоять>, <лежать>, <вставать>,<скакать/прыгать>, <под(от)ходить/ с(рас)ходиться,пере(про)ходить, в(вы)ходить>, <бегать/ убегать,догонять>, <падать>, <топать/стучать>, <хлопать/ бить, ударять>, <хлестать>,<махать>,<трясти>,<дёргать>,<щипать>,<топтать>,<толкать>,<давить>, <держать>, <открывать(ся)>, <за(на)крывать(ся)>, <прятаться>, <вы(по)купать>, <класть>,<красть>, <дарить>, <просить>,<отдать>, <со(раз)единяться>,<кланяться>,<искать>,<смотреть>, <(вы)водить>,<показать>, <мазать>, <пятнать (пачкать)>, <обливать>,<бросать>,<хватать>, <кружиться>, <закручиваться>,<подражать>, <изображать> и др. Эти и другиедвижемные корни кинем и актемвыявляются по сходствам, а их признаки и свойства — по различиям.

Именнона актемномуровне былопредпринято описание кинетическихэлементов хороводно-игровойтрадициизабайкальскихстарообрядцевсемейских.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»