WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ

На правах рукописи

ФУРМАН ОльгаЮрьевна

ХОРОВОДНО-ИГРОВАЯТРАДИЦИЯ

СТАРООБРЯДЦЕВЗАБАЙКАЛЬЯ
РУБЕЖАXIX—XXвеков:

ОПЫТМОРФОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ

Специальность 17.00.09— Теория иистория искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации насоискание ученой степени
кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2009

Работа выполнена накафедре искусствоведенияСанкт-Петербургского
Гуманитарного университетапрофсоюзов.

Научныйруководитель:

доктор искусствоведения,профессор

КАТЫШЕВА ДженниНиколаевна

Официальныеоппоненты:

доктор искусствоведения,профессор

СТУПНИКОВ ИгорьВасильевич

кандидатискусствоведения, доцент

ВОРОНОВ АлексейМихайлович

Ведущаяорганизация:

РОССИЙСКИЙИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Защита состоится 25сентября 2009 года в 16 часов на заседаниидиссертационного совета Д 602.004.02 приСанкт-Петербургском Гуманитарномуниверситете профсоюзов по адресу: 192238,Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15.

С диссертацией можноознакомиться в Научной библиотекеСанкт-Петербургского Гуманитарногоуниверситета профсоюзов.

Автореферат разослан 24августа 2009 года.

 

Ученый секретарь

диссертационногосовета

кандидат культурологии,доцент А.В. Карпов

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Всовременномискусствоведении,фольклористике и этнологии региональные исследованияявляются одними из основных и приоритетныхнаправлений. Впостперестроечныйпериод особенно актуализировалосьвнимание кизучению традиционнойкультуры семейских Забайкалья,поскольку нельзя говорить о достаточнополной изученности огромногопласта культурных феноменов,определяющих их уникальностькак недоста­ющегозвена впонимании ихистоков и развития. Изучение хороводов и описание их в данной работе будут способствоватьзаполнению многих пробелов как втрадиционнойкультуре русских старообрядцевЗабайкалья, так и висследованииобщерусского хореографического искусства. С искусствоведче­скойточки зрения,хороводно-игроваятрадиция какмалоизученнаяжанровая область в пределах русскойэтнической культуры представляет большой интерес по несколькимпричинам. Находясь между обрядом, игрой, песней и пляской ипрофессиональнымивидами искусства, она может пролить свет на природу зачаточных формпервобытногоискусства.

Изучениедвиженческих форм хороводно-игровойтрадиции вызвано необходимостьюнаучного осмысления и разработки обозначениялексики всехсоставляющиххороводно-игровыхдействий из-за их отсутствия. Хореографы отстранилисьот изучениянародных истоков. В. Н.Топоров считает, что именно в движении нужно искать началаосновных характеристик мира и способов его категориальногоописания. Основную причину«непонимания»движения онвидит внеумении и/или невозможности правильнообъяснить феномен движения, т. е. особую проблему составляет языковое выражениеидеи движенияв разныхтрадициях1.От того,насколько правильно и адекватно будет описано и понято движение,изложенное наязыке слова,зависит возможность его понимания или непонимания.В кинетической(движенческой) си­стеме хороводно-игровойтрадиции намтолько предстоит разобраться. В связи с этимразрешение проблемы объяснения/описания ивместе стем определения статусадвижения мывидим вприменениидругих методов исследования.

Впервыев диссертациипредставленоисследование в грамматическомракурсе, что,по мнениюавтора, должно внестисущественные коррективы в осмысление самогофеноменахороводно-игровогодействия итакихосновополагающихкатегорийсовременного хореографического искусства,как видыформперемещений илокализацийхороводно-игровогопространства,направительныесвойства ипризнакихороводных действий, формы перево­площений и то,как тотили инойкинетическийэлемент формирует образ той илииной пляски,хоровода. Вхореографическомфольклоре семейских Забайкальяорганично сочетаются хороводно-плясовыеи игровыетрадиции центральных, южных и северных регионов России. Это обусловленотем, чтоволею исторических перипетийрусскоязычное население в Забайкальеформировалось из людей разных губернийРоссии. Старообрядцы Забайкалья были приравнены к государственнымпреступникам и подлежалифизическому уничтожению.Ихкультурно-нравственныйисоциально-адаптивныйопыт схожс эпохойгонений наранниххристиан. Напротяжении четырёх столетий в условияхстрожайшего запрета семейские, тем не менее, сохранилисвою самобытность, истокикоторой уходят корнями в период позднесредневековой общерусскойэтнической культуры —в раннехристианскую культуру Древней Руси. Уникальностьтрадиционнойкультуры семейских Забайкалья обусловлена не только глубиннымиисторическимисвязями сцерковным расколом, но итем, чтосемейские являются хранителямиязыческо-христианскогосубстрата своей культуры с признаками двоеверия —сосуществованияэлементов язычества в православии. Наш интереспродиктованвозможностьюрассматриватьхороводно-игровуютрадицию вконтекстепраздничнойобрядности, которая до сих пор остаётся наименееизученной областью русскойтрадиционной культуры,следовательно,представляет большой интерес для исследования.

Степеньразработанностипроблемы. Дляанализахороводно-игровойтрадиции забайкальских старообрядцевдиссертантупотребовалось в рамкахпостановки проблемы рассмотретьисториографиювопроса, литературныеисточники обисторииформирования и становленияэтноконфессиональныхгрупп старообрядцев в Забайкалье (XVII—XIX вв.). На всейтерриторииЗабайкалья, Бурятии, Читинскойобласти нарубеже XVII—XIX вв. былирасселенымногочисленныегруппы старообрядцев,которые врезультате раскола Русскойправославной церкви, вызванногореформой патриарха Никона (1653—1660 гг.), отказалисьпринять«нововведения»,придерживаясь старых обрядов,скрывались отпреследованийправительства,покидали родные места (Печору,Псковскую,Новгородскую,Московскую, Тульскую, Орловскую,Калужскую, Рязанскую, Могилевскую,Черниговскую и др. губернии центральной,северной июжной России),переселялись в Белоруссию и Польшу (в районы Ветки и Стародубья) и оттуда в течение двух-трех лет шли пешком в Забайкалье, где селилисьсемьями. Так,по однойиз версийпроизошлосамоназвание«семейские». Они свято оберегали все, что связывало их корнями с предками.Сведения озаселении иосвоении Забайкалья семейскимиподробно даныв работахП.А. Ровинского, Ю.Д. Талько-Гринцевича,А.М. Селищева,А.М. Поповой,В.П. Гирченко,А. Долотова,Л.Е. Элиасова,Ф.Ф. Болоневаи др.МатериалисследованияохватываеттерриториюЗабайкалья, районы ихкомпактного проживания в Бурятии (Тарбагатайский,Бичурский, Мухоршибирский,Прибайкальский, Джидинский районы) и Красночикойскийрайон Читинской области, а по времени фиксации лежитв промежутке с конца 1820-х до начала 2000-х гг.

Врамках постановки проблемытакже былиисследованылитературныеисточники поисториографии русскиххороводов ивскрыты проблемы их изучения. Общеизвестно,что хороводыпришли кнам изглубины векови несутв себенекую информацию, которую можнопознать черезпереченьсохранившихся в составехороводовдвиженческих форм, представляющихсобойрудименты древних культур имировоззрений, но о структуре русскиххороводов мыимеем лишьотрывочные сведения.

Изучениебиблиографическогоматериалазатруднялось тем, что мы не имели точногоназвания объекта нашегоисследования. Оно постоянноварьировалось: «хороводныеигры», «игровые песни»,«игры-пляски»,«хороводные песни», «хороводныепляски»,«хороводно-орнаментальныепесни»,«хороводно-игровыепесни» идр. Сконца XVIII в.и донастоящего времени хороводыстановились объектом внимания не только этнографов-фольклористов и музыковедов, но иискусствоведов,хореографов. Надо признать, что при всей кажущейсяизученности хороводы не были объектомспециальногоизучения сточки зрения«грамматики» — состава элементов. В силуразличных причин аспектыанализа, изучения, оценкидвиженческих фактов еще не обозначились,поскольку досих порне вполнеосознано, как организованадвиженческая система, каковы ее важнейшиеединицы иправила ихфункционирования, не сформированни понятийный, нианалитическийаппарат. Втаких условиях диссертантомбыла предпринята попытканаметить некоторые пути и способырешения давно «зависнувшей»проблемы.

Приизложении общих принциповоценки движенческих фактовхороводно-игровой традиции забайкальскихстарообрядцев речь пойдет о принципиальнодругом подходе к способамизучениядвиженческогосостава такого сложногофольклорного явления, как хороводно-игровая традиция.Отбор источников обусловлентем, чтоне удалосьобнаружить сколько-нибудь полноценнойфиксациикинетических текстов хороводов, необходимыхдля такогорода исследования, а также и методологическойнеобходимостьюпострочной системы фиксацииобразцовхороводно-игровойтрадиции, иначе выводы о наличиивыявленных кинетических форм и классификационныхгрупп кинетических элементов не могли бы претендовать нарепрезентативность.

Объектом исследованияявляется хороводно-игроваятрадиция семей­ских старообрядцевЗабайкалья.

Предметом исследованияявляется кинетика(движенческие формы) хороводно-игровойтрадициизабайкальскихстарообрядцев как элемент созданияхудожественнойобразности2.

Цельисследования —аналитическоеописание состава/структуры и функ­ционированиякинетической системы хороводов.

Задачиисследованияследующие:

1) обосноватьметодикуморфологическогоописания 3/анализа функционированиякинетическойсистемыхороводно-игровойтрадиции семейских Забайкалья;

2) определить уровнифункционированиякинетической системы хороводов и их основнуюсинтагматическуюкинетическую единицу описания;

3) осуществить типологизациюэлементовкинетической системы хороводов и на этой основепровестидифференциацию их кинетическихсоставля­ющих в рамкаххороводно-игровойтрадициизабайкальскихсемейских;

4) раскрыть кинетическиеформыхороводно-игровойтрадиции семей­ских;

5) определить основные свойства/признаки форм кинетическихэлементов;

6) создать систематизированный каталогкинетических форм (актем)изучаемой хороводно-игровойтрадиции;

7)проанализироватьсистемуклассификациикинетических форм цепочных хороводов —по направительному признаку.

Теоретико-методологическим обоснованиемдля данногоисследованияявляются работы поэтнографии,фольклористике и искусствоведениюА.К. Байбурина,Т.А. Бернштам, П.Г.Богатырева, Н.Н. Велецкой,А.Н. Веселовского, Л.Н.Виноградовой, В.Н. Всеволодского-Гернгросса,В.Е. Гусева,Л.М. Ивлевой,Д.Н. Катышевой, Г.П.Клепиковой, М.Л. Лурье, Г.И. Мальцева,И.А. Морозова, А.Ф. Некрыловой, Е.С. Новик, В.Я. Проппа, Е.М.Рогачевской, Н.И. Савушкиной,Н.И. Толстого, А.Л.Топоркова, В.Н. Топорова,К.В. Чистоваи др.;по структурной лингвистикеФ.Соссюра, И.П. Распопова, Э. Бенвениста;работы этномузыковедов А.А. Банина, Н.М.Бачинской, И.И. Веретенникова, Е.В.Гиппиуса, И.И. Земцов­ского, В.А. Лапина, В.И. Мациевского,Л.А. Мухомедшиной и др.; трудыэтнохореологов С.С. Лисициан, Р. Лабана, К.Я.Голейзовского, М.Я. Жорницкой,А.А. Климова,Э.А. Королевой, В.В. Мальми, Е.М.Марголис, Х.Ю. Сунна, А.А. Соколова-Каминского, Ю.М. Чурко, А.С. Фомина и др. Анализданных работпозволил вы­явить проблемыизучения объекта и предмета диссертационногоисследования и далвозможность наметить новые пути, подходы и способы их описания.

Методыисследования. В работе над диссертациейавтор использовала комплекс методовискусствознания,этнографии ифольклористики, а также структурнойлингвистики, в том числе метод наблюдения, интервью — сцелью получения эмпирическогоматериала; методпострочной фиксации визуально-звукового составахороводов иего моделирование(преобразование в кинетическийтекст); методсинтагматического(линейного)«вытягивания» визуально-звукового инвентаряхороводов для синтагматическогогоризонтального (последовательного) описания элементовкинетической си­стемы даннойтрадиции; методпарадигматическогоанализа на актемном уровнекинетической системы хороводно-игровойтрадиции — сцелью установления вертикальногоперечня свойств ивидоизменения форм однокоренныхактем; методысинхронного,сравнительноготипологическогоанализа — сцелью сопоставления элементовкинетической системы хороводно-игровойтрадиции.

Источники исследованияможноклассифицироватьследующим образом:

•научные труды (монографии,сборники статей, материалыконференций, авторефераты диссертацийи т. п.) —работы А.М.Станиловского, А. Макаренко,Н.И. Савушкиной, Ф.Ф.Болонева, Р.П. Потаниной, Е.М. Дележа, И.С.Кузнецова, где даныэтнографические описанияхороводов иигр;

•хореографическиеописания плясок и хороводов, опубликованныхА.В. Палилеем, О.Ю. Фурман, Ю.А. Стадник;

•архивные материалы фольклорно-этнографических экспедиций (1967 г.) сотрудниковсектора русского фольклораБИОН СОРАН Р.П.Потаниной, Л.В. Соболевой,Л.М. Свиридовой, В.И. Зоркина;

•собственные полевые материалыавтора иматериалыэкспедиционнойпрактики студентов фольклорногоотделения ВСГАКИ (г.Улан-Удэ,1989—1999гг.) сучастием автора сталиосновнойисточниковой базой.

Научнаяновизна исследованиязаключена вследующем:

1) анализ движенческихформ ваналитическом,лингвистическом,археологическом,морфологическомракурсах впервые осмыслен и рассмотренкак феноменхороводно-игровой традиции и основополагающихкатегорийсовременногохореографическогоискусства;

2) быливведены новые термины и использованранее неприменяемыйпонятийный аппарат дляаналитическогоописания: введён термин«актема» как единица движения в составехороводов;

3) введено понятие «кинетическаясистема хороводов», даны анализ ее состава и процедура упорядоченияогромного количества (более 1500единиц) входящих в нее актем;

4) впервые сделанморфологическийанализ/описание хороводно-игровыхявленийв этнохореологиина основеавторскойразработаннойметодики,направленной на выявление(на формообразующем уровне)кинетическогоинвентаря икинетическогостроения хороводно-игровыхобразцов;

5) впервые предложенасистематизациядвиженческих форм (актем) кинетическойсистемыхороводно-игровойтрадициизабайкальскихсемейских.

Практическая значимостьдиссертациизаключается в следующем:
1) внаучный оборот вводитсясистематизированныйфольклорно-этнографиче­ский материал, дающий представлениео правилахфункционирования локальнойхороводно-игровойтрадиции; 2) положения работы могут найтиприменение всмежных научных областях знания— в исследованияхискусствоведов,этнохореологов,культурологов и др.; 3)результатыисследования могут бытьиспользованы при дальнейшейсистематизациикинетических элементов хороводов,игр иплясок, других фольклорныхявлений длясоздания системы научнойкаталогизации и классификациихороводно-игровыхсоставляющих.

Назащиту выносятся следующиеположения:

1) Обоснованиеметодикиморфологическогоописанияхороводно-игровой традиции.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»