WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 ||

1 Понятие «когнитивный»производно от понятия «когниция» (вкогнитологии – познание, познавание) иупотребляется в диссертации как синонимпонятий «ментальный», «познавательный» и«смыслообразующий», связанный с любымиоперациями со смыслом, любыми формамисимвологических репрезентаций,механизмами психических процессов.Применительно к понятиям «анализ»,«дискурс», «исследование» термин«когнитивный» употребляется как синонимтермина «когнитологический», производногоот понятия «когнитология», или когнитивнаянаука, означающего комплекс различных науккак междисциплинарный проект изучениямыслительных процессов. Следовательно,термин «когнитивныйдискурс», по существу,соединяет в себе значения понятий«когнитивный» (предметный аспект) и«когнитологический» (методологическийаспект).

2 См. Яблоков И.Н. Религиоведение:Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. С. 299.

3 См. Спасибенко С.Г. Социологиячеловека. М.: Экслибрис-Пресс, 2007. С.346-350.

4 См. Забияко А.П. Категория святости.Сравнительное исследованиелингворелигиозных традиций. М.:Издательский дом «Московский учебник-2000»,1998. С. 33-34.

5 См. Тощенко Ж.Т. Фантомыобщественного сознания и поведения //Социологические исследования. 2004. № 12. С.3-15.

6 См. Хабермас Ю. Будущеечеловеческой природы / Пер с нем. М.:Издательство «Весь мир», 2002. С. 129.

7 См. Сагатовский В.Н. Бытиеидеального. СПб.: ООО «ИздательствоПетрополис», 2003. С. 54.

8 См. Порус В.Н. О перспективахрелигиоведения /Философско-методологические проблемыизучения религии Материалы конференции.РАГС, Институт философии РАН. М., 2004. С.77-78.

9 См. Философско-методологическиепроблемы изучения религии (РАГС, Институтфилософии РАН) Материалы конференции 28-29октября 2003 г. М., 2004. С. 4.

10 См. Писманик M.Г. Религиоведческиеразмышления // Религиоведение, 2006. № 3. С.192-193.

11 В философском дискурсе проблемылогической семантики разрабатывали Р.Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, К. Поппер,Г.Х. Вригт, Я. Хинтикки, а проблемы мышления,языка и культуры – Э. Кассирер, В. Виндельбанд, О.Шпенглер, С. Лангер, Б.А. Фохт, М.К.Мамардашвили, А.Ф. Лосев, С. Аверинцев, В.В.Бибихин, М.М. Бахтин, Г. Фреге, П. Рикер, М.Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийар, Г. Бейтсон, А.А.Леонтьев, Е.А. Басин, В.В. Давыдов и др.Вопросы семиотики и семантики исследовалиР. Барт, Ю. Лотман, В.Н. Топоров, В.В. Иванов,Ю.Д. Апресян, Б.А. Успенский, И.А. Мельчук идр.

12 Проблемы лингвистическойсемантики и лингвокультурологиирассматривают также В.А. Маслова, Н.Б.Мечковская, М.М. Маковский, Н.Г. Комлев, Е.М.Верещагин, Л.П. Крысин, А.А. Брагина, В.Г.Костомаров. В решении проблемы соотношенияязыка и культуры имеются различные подходыи направления исследования. Язык каксубстрат культуры и инструментментального упорядочения мира исследуетсяВ.Н. Топоровым, В.В. Ивановым, Н.И. Толстым,Т.В. Цивьян, Т.М. Судником, Ю.А. Сорокиным, Н.В.Уфимцевой и др. Э.С. Маркарян, Г.А. Брутян,С.А. Атановский, Е.И. Кукушкина анализируютязык как отражение культурной реальности.Когнитивный подход к языкуразрабатывается в трудах Ю.Н. Караулова,И.А. Стернина, Ю.Д. Апресяна, А.Е. Кибрика, А.А.Залевской, А.В. Рябовой, П.А. Стаценко и др.

13 См. Deacon T.F. The Symbolic Species: The Co-evolution ofLanguage and the Brain. New York: W.W. Norton & Company, inc., 1997;Daddesio T.C. On minds and symbols: The relevance of cognitive science forsemiotics. Berlin; N.Y.: de Gruyter, 1995; Черниговская Т.В.,Деглин В.Л. Проблема внутреннегодиалогизма (нейрофизиологическоеисследование языковой компетенции) /Ученые записки Тартуского Университета,Труды по знаковым системам. Тарту, 1984, вып.17,48-67; Черниговская Т.В. Нейронауки илингвистика: как совместить парадигмы /Междисциплинарность в науке и образовании,СПб, 2001; Тульвисте П.Культурно-историческое развитиевербального мышления: (Психологическиеисследования) / Тарт. Гос. ун-т. Таллин:Валтус, 1988; Вежбицкая А. Семантическиеуниверсалии и описание языков/ Пер. с англ.А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. М.:«Языки русской культуры»,1999; Фрумкина Р.М.Психолингвистика: что мы делаем, когдаговорим и думаем. М.: ГУ ВШЭ, 2004; Насонова Л.И.Обыденное сознание как социокультурныйфеномен. М.: «Знак», 1997 и др.

14 Cassirer E. Language and myth. New York- London: Harper, 1946;Cassirer E. Symbol, myth and culture: Essays & lectures of Ernst Cassirer,1935-1945. New Haven - London: Vale univ. press, 1979; Кассирер Э.Познание и действительность. Понятиесубстанции и понятие функции. М.: ИТДГК«Гнозис», 2006; Кассирер Э. Избранное. Опыт очеловеке. М.: Гардарика, 1998; Кассирер Э.Философия символических форм. Том 1. Язык.М.; СПб.: Университетская книга, 2002;Кассирер. Э. Сущность и действиесимволического понятия / Кассирер Э.Избранное: Индивид и космос. М.: СПб.:Университетская книга, 2000; Langer S.K. Mind: an essay onhuman feeling. Vol. I. Baltimore-London: Johns Hopkins univ. press, 1967;Лангер С. Философия в новом ключе:Исследование символики разума, ритуала иискусства: Пер. с англ. С.П. Евтушенко /Общ.ред. и послесл. В.П. Шестакова. М.:Республика, 2000.

15 См. Менегетти А. Мир образов / Пер. ситальянского. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ННБФ«Онтопсихология», 2005; Менегетти А. Образ ибессознательное: Учебное пособие поинтерпретации образов и сновидений / Пер. ситальянского. М.: ННБФ «Онтопсихология»,2000.

16 Традиции эволюционизма, заложенныев трудах Г. Спенсера, Л. Моргана, Дж.Стефанса, Ф. Боаса, А.Н. Веселовского, Б.Ф.Поршнева, Б. Малиновского, А.Радклифф-Брауна, Л. Леви-Брюля, В. Вунда,продолжили в различных методологическихнаправлениях Ф. Патнэм, Ф. Кашинг, А.Флетчер, Э. Смит, У. Пауэлл, Л. Уайт, Дж.Стюард, К. Гирц, Д.П. Мердок, Э. Лич, Р.Бенедикт, М. Мид, В. Тэрнер, Н. Гудмен, Т.Шварц, М. Коул, С. Скрибнер, Э. Ротхакер, М.Ландманн и др.

17 См. Barbour J. G. Myths, models & paradigms. London: SCMPress. Ltd, 1974; Bertalanffy L. Robots, men & minds: Psychology in themodern world. New York: G. Braziller, 1967; Campbell J.J. The language ofreligion. New York: The Bruce Company Pub., 1971; Eaton R.M. Symbolismand truth: An introduction to the theory of knowledge. 2-nd ed. New York: DoverPub., 1964; Symbolic anthropology: A reader in the study of symbols.andmeanings. New York: Columbia univ. press, 1977; Goldsmith E.E. Ancient pagansymbols. Detroit: Gale research, 1976; Progoff I. Jung's psychology and itssocial meaning. New York: Julian press, 1953; Progoff I. The symbolic and thereal. New York: McGraw book Comp., 1973; Rasmussen D.K. Symbol andinterpretation. Hague: M. Nighoff, 1974 и др.

18 См.Фохт Б.А. Понятие символической формы ипроблема значения в философии языка Э.Кассирера / Кассирер Э. Избранное. Опыт очеловеке. М.: Гардарика, 1998; Фохт Б.А.Избранное: (Из философского наследия). М.:Прогресс-Традиция, 2003.

19 См. Лосев А.Ф. Проблема символа иреалистическое искусство. М.: Искусство, 1976;Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982; Лосев А.Ф. Из ранних произведений.М.: «Правда», 1990; Лосев А.Ф. Самое само:Сочинения. М., ЗАО Изд-во КСМО-Пресс, 1999 идр.

20 Свасьян.. Проблема символа в современнойфилософии. Ереван: Изд-во Ак. Арм. ССР, 1980;Свасьян.. философиясимволических форм Э. Кассирера. Ереван:Изд-во АН Арм. ССР, 1989 и др.

21 См. Мантатов В.В. Образ, знак,условность. М.: Высшая школа, 1980; РезниковЛ.О. Гносеологические вопросы семиотики. Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1964; Тахо-Годи А.А.Термин «символ» в древнегреческойлитературе / 0браз и слово: Вопросыклассической филологии, вып. VII. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1980; Иванов В.В., Топоров В.Н.Структурно-типологический подход ксемантической интерпретации произведенийизобразительного искусства вдиахроническом аспекте / Ученые запискиТартуского ун-та. Труды по знаковымсистемам, VIII, вып.411. Тарту, 1977; Лотман Ю.М.,Успенский Б.А. Миф-имя-культура /Учен.записки Тартуского ун-та. Труды познаковым системам, VI, вып.308. Тарту, 1973;Лотман Ю.М. Символ в системе культуры /Символ в системе культуры: труды познаковым системам / Ред. Лотман Ю.М. / Ученыезаписки тартуского государственногоуниверситета; Вып. 754. Тарту, 1987. С. 10-21. идр.

22 Весьма активно исследуетсякогнитивная проблематика и проблемасимвола в трудах таких социологов, как М.Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Блумер, А. Сикурел, Ч.Кули, Дж.Г. Мид, Г.С. Беккер, Т. Парсонс, К.Манхейм, А. Маслоу, А. Щюц, Р.Н. Белла, Н.Элиас, К. Бёрк, П. Бурдье, П. Шампань, И. Вах, Г.Гарфинкель, Э. Гидденс, И. Гофман, Ю.Хабермас, А.И. Пигалев, О.А. Кармадонов и др.

23 Семантика языка религииисследуется в рамках традициианалитической философии религии (Ф. Брэдли,Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт, П. Донован идр.), лингвокультурологии (Э. Бенвенист, В.Бэтке, Ж. Дюмезиль, Н. Смарт, Т.Я.Елизаренкова, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, Н.Б.Мечковская и др.), философии языка (Я. Гримм,Ф.М. Мюллер), герменевтического ифеноменологического направления (Р. Отто,П. Тиллих, Ф. Шлейермахер, Г. Гадамер, М.Хайдеггер, П. Рикер, М. Элиаде и др.).

24 См. Boyer P. Explaining religious ideas: elements of acognitive approach // Numen. Amsterdam, 1992. Vol. 39, fasc. 1. P. 27-57; BoyerP., Ramble C. Cognitive templates for religious concepts: cross-culturalevidence for recall of counter-intuitive representations // Cognitive science.Norwood, 2001. Vol. 25, № 4. P. 535-564; Rot Schaefer W.A. Philosophical andreligious implications of cognitive social learning theories of personality //Zygon. Winter Park, 1991. Vol. 26, N 1. P. 137-148; Budd E.M. Cognitivepsychology and religious experience // Amer. rationalist. St. Louis, 1991. Vol.36,№ 4. P. 58-59; Wilcox C., Jelen T.G., Leege, D.C. Religious groupindentifications: toward a cognitive theory of religious mobilization //Rediscovering the religious factor in American politics. Armonk (N.Y.); L.,1993. P. 72-99; John Poinsot // Amer. catholic philos. quart. Wash.,1994. Vol. 68, N 3. P. 259-446; Illge H.M.A. Inwiefern bedurfen religioseSprechakte eines kognitiven Referenzrahmens // Neue Ztschr. fur systematischeTheologie & Religions philosophie. B. (West), 1999. Bd. 41, № 3. S.245-269 и др.

25 См. Угринович Д.М. Введение врелигиоведение. 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985;Угринович Д.М. Искусство и религия. М.:Политиздат, 1982; Угринович Д.М. Культура ирелигия (некоторые теоретические проблемы)/ Вопросы научного атеизма: Вып.30. М.: Мысль,1982; Угринович Д.М. Психология религии. М.:Политиздат, 1986; Яблоков И.Н. Религия:сущность и явления. М.: Знание, 1982; ЯблоковИ.Н. Религиоведение: Учебное пособие. М.:Гардарики, 2004; Яблоков И.Н. Символырелигиозные / Религиоведение /Энциклопедический словарь. М.:Академический проект, 2006. С. 982-983 и др.

26 См. Борунков Ю.Ф. Структурарелигиозного сознания. М.: Мысль, 1971;Никонов К.И. К вопросу об уровняхрелигиозного сознания / Вопросы научногоатеизма: Вып. II. М.: Мысль, 1971. С. 236-249; НиконовК.И. Современная христианская антропология(опыт философского критического анализа).М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983; Яковлев Е.Г.Искусство и мировые религии. М.: Высшаяшкола, 1977; Писманик М.Г. Личность и религия.М.:Наука,1976; Габинский Г.А. Теология и чудо.М.: Мысль, 1978 и др.

27 См. Гараджа В.И. Социология религии:Учеб пособие. 3-е изд., прераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2005; Митрохин Л.Н. Религия и культура(философские очерки) / РАН. Ин–т философии. М., 2000;Религия в истории и культуре: Учебник длявузов / Под. ред. проф. М.Г. Писманика. 2-е изд.,перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000; Аринин Е.И.Философия религии: Принципы сущностногоанализа: Монография / Помор. гос. ун-т им.М.В.Ломоносова. Архангельск: Изд-во Помор.гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, 1998 и др.

28 См. Угринович Д.М. Введение врелигиоведение. С. 58.

29 См. Яблоков И.Н. Религиоведение. С.212.

30 Кимелев Ю.А. Философия религии:Систематический очерк. М.: Издательский дом«Nota Bene», 1998.

31 Пивоваров Д. В. Проблема носителяидеального образа: операционный аспект.Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986; ПивоваровД.В. Язык религии: Учебное пособие.Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006;Пивоваров Д.В. Философия религии: Учебноепособие. М: Академический проект, 2006;Пивоваров Д.В. Язык религии //Религиоведение. 2007. № 2. и др.

32См. Забияко А.П. Категория святости;Забияко А.П. Философия языка религии,лингвофилософия религии / Религиоведение /Энциклопедический словарь. М.:Академический проект, 2006. С. 1114-1115; ЗабиякоА.П. Религия и язык / Религиоведение /Энциклопедический словарь. М.:Академический проект, 2006. С. 911-913 и др.

33 Мечковская Н.Б. Язык и религия:Учебное пособие. М.: Агентство «ФАИР», 1998.

34 Бибихин В.В. Язык философии. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Языки славянской культуры,2002.

35 См. Шахнович М.М. Когнитивныеаспекты изучения религии / Философия ибудущее цивилизации: Тезисы докладов ивыступлений IV Российского философскогоконгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т. 2. М.:Современные тетради, 2005. С. 612-613;Религиоведение: Учебное пособие / Под ред.М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006. С. 362-383 идр.

36 См. Хомелев Г.В. Культура какисточник жизненного смысла:мировоззренческое содержание, знаки исимволы религиозно-философской культурыВостока: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб.,1997; Гудимова С.А. Символы культур: Сб. статей/ РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ.исслед.; Отв. ред. Галинская ИЛ. М., 2002 идр.

37 См.Вежбицкая А. Семантические универсалииописания языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелевапод ред. Т.В. Булыгиной. М.: «Языки русскойкультуры», 1999; Гриненко Г.В. Смысл и знчениев сакральных текстах / Логическиеисследования. Вып. 6. М.: «Российскаяполитическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. С.288-298; Головащенко С.И. Священный текст вполе научно-религиоведческого дискурса:некоторые замечания к постановке проблемы/ Современное религиоведение. Вып 135 /http://www.upelsinka.com.; Тульпе И.А. История религиидля философии религии // ВестникСанкт-Петербургского университета. Сер. 6,2004. Вып. 4. С. 105-115 и др.

38 Так, в отечественной социологии наблизких автору позициях в пониманиисимвола и когнитивной деятельности стоитО.А. Кармадонов, хотя он развивает своюконцепцию в русле социологическихисследований и не позиционирует свойдискурс как когнитивный, преследуя иныезадачи –анализ социальных интеракций на основеоперационализации категории символа. См.Кармадонов О.А. Проблема символа всоциальной теории. Монография. Иркутск:Иркут.Ун-т, 2003. Деп. в ИНИОН РАН; КармадоновО.А. «Символ» в эмпирических исследованиях:опыт зарубежных социологов /Социологические исследования. 2004. № 6. С.130-138; Кармадонов О.А. Социология символа. М.:Academia, 2004; Кармадонов О.А. Роль и местосимвола в социологии Толкотта Парсонса //Журнал социологии и социальнойантропологии. 2004. Том VII. № 3. С. 73-88 идр.

Pages:     | 1 |   ...   | 7 | 8 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»