WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 || 9 |

В диссертацииобосновано заключение, что религиозныйязык личности представляет собойкогнитивную модель уникальныхсубъективационных СП, формирующихспецифику индивидуального семантическогопространства и влияющих на формированиеязыков религиозной культуры, одновременнонаходясь под влиянием последних. При всейсвоей индивидуальной неповторимости, языкрелигиозной личности, как и любойрелигиозный язык, содержитинвариантные квант-смыслы иструктуры языка религии, являясь продуктомего модификации. По мнению автора, критериемтипологии религиозных языков являетсясоциокультурная составляющая проектажизни в триедином мире, которая «уточняет»его мировоззренческую специфику идетерминирует модификацииобъективационных СП. Поскольку спецификарелигиозно-конфессиональных языковобусловлена культурно-историческимиособенностями происхождения и эволюции,автор считает целесообразным называтьтакие дифференциальные модификацииязыками религиозно-конфессиональныхкультур, а не конфессий.

Третий параграф«Модусы перевода языка религии: языкидиалога», как и второй,посвящен решениюкритериологическо-диагностические задачрелигиоведческой онтосемантики. Вдиссертации обоснован вывод, что переводязыка религии на другие языки(социокультурные или дискурсивные)означает выход из религиозной семасферы ирелигиозного СП, переход в другоесемантическое пространство и, какследствие, наделение религиозныхонтосемантических копулятивностей икатегорий коннотативным смыслом, отличнымот религиозного. Диссертационноеисследование демонстрирует важностьразличения внутреннего и внешнеговекторного модуса, детерминирующеготрансформацию языка религии.

Резюмируя результатыанализа, диссертант приходит к заключению,что главным идентификационным механизмомпри определении признаков языка религии идиагностики религиозных явлений служитфакт наличия или отсутствияонтосемантических константязыка религии, которыеопределяют субстанциональную специфику изадают сущностные свойства религиозныхязыков. Главным идентификационнымкритерием номинируется различениемодусной и атрибутивной спецификионтосемантических конструктов, посколькурелигиозные языки можно заимствовать ииспользовать как форму нерелигиозныхявлений, в то время как на языке религииговорит только религия иего позаимствовать невозможно. Последнееобстоятельство, по мнению автора, позволяет, вчастности, различатьрелигиозные и нерелигиозные языкифанатизма, экстремизма, терроризма идругих полисемантичныхфеноменов.

В работеакцентирована диалоговаясторона философско-когнитивногоанализа языка религии, егогуманистическая составляющая. Подводя итогионтосемантического анализа проблемывзаимодействия языков культуры,диссертант аргументирует вывод, что верныйвыбор модуса перевода языка религиипредопределяет взаимопонимание в диалогекультур и конфессий, а также в диалогерелигиоведения и теологии.

В Заключении подводятся итоги исследования,намечаются перспективы дальнейшей научнойдеятельности в рамках выбранногонаправления. Результаты исследованиясвидетельствуют о перспективностиуглубления онтосемантического анализакогнитивной проблематики языкарелигии в такихнаправлениях, как разработка экспериментальнойонтосемантики вкачестве основы диагностическойидентификационной критериологии и идентификационногорелигиоведения;нейропсихолингвистическое ионтопсихологическое углублениеонтосемантической методологии в сфере бессознательныхрепрезентационных механизмов; онтосемантическаяконцептуализации языка светскойкультуры и др.

Предложенный вдиссертации онтосемантический подход,безусловно, подлежит дальнейшейразработке и разноуровневой коррекции.Вместе с тем, сама проблемаконцептуализации религии в философско-когнитивном дискурсе, решениекоторой исходит из необходимости ивозможности онтосемантического подхода,независимо от конкретных результатов егоиспользования, является актуальной дляфилософии религии и может послужитьдополнительным стимулом для дальнейшихдискуссий в проблемной области языкарелигии.

Список основныхпубликаций

по темедиссертации

Монографии, учебныепособия

1. Ересько М.Н. Язык религии: смысл исимвол (Опыт онтосемантического анализа):Монография. – Тюмень: Издательство Тюменскогогосударственного университета, 2007. – 436с. – 27,3 п. л.

2. Ересько М.Н. Введение в диалоговоерелигиоведение: Учебное пособие. – Тюмень:«Печатник», 2006. – 204с. – 13,5 п. л.

3. Ересько М.Н. Религиозная культураТюменской области: единство человеческихценностей в различиях конфессиональныхтрадиций: Учебноепособие. – Тюмень:«Печатник», 2007. –250 с. – 16,5 п. л.

Статьи в уставныхизданиях

4.Ересько М.Н. Спецификарелигиозного символа //Вестник Московского университета. Серия 7.Философия. –1983. – № 1.– С.60-70. – 1,1 п. л.

5.Ересько М.Н. Взаимодействие светских ирелигиозных идентичностей каксоциологическая проблема // ВестникТюменского государственного университета.– 2006. – № 1. – С.110-117. – 0,7 п. л.

6.Ересько М.Н. Специфика религиозного смысла:онтосемантический дискурс // ВестникТюменского государственного университета.– 2007. – № 1. – С.75-80. – 0, 6 п. л.

7.Ересько М.Н. Язык религии: пролегомены ккогнитивному дискурсу //Религиоведение. – 2007. – № 2. – С.98-115. –1,4 п. л.

8. Ересько М.Н. Специфика религиознойрепрезентации: семантика и онтология //Религиоведение. – 2008. – №2. – С. 95-107. – 1,1 п. л.

9.Ересько М.Н. Легитимация религии: когнитивныекритерии статусной диагностики // Известия высшихучебных заведений.Социология. Экономика. Политика.– 2008. – № 3. – С.10-13. – 0,8 п. л.

10.Ересько М.Н. Религиозная личность вкогнитивно-социологическомизмерении // ВестникТюменского государственного университета. – 2008. – №4. – С. 30-38. – 0,7 п. л.

11. Ересько М.Н. Языкрелигии в учении Э. Кассирера:философско-когнитивный дискурс // ВестникМосковского государственногоуниверситета. Серия 7. Философия. – 2008. – №5. – С. 93-109. – 0,9 п.л.

Статьи в научныхсборниках, материалыколлективных изданийи конференций

  1. Ересько М.Н.Языки духовной культуры иязык образования / Духовно-нравственные ценности вобразовательном пространстве России (VII Рождественскиеобразовательные чтения): Материалывсероссийской научно-практическойконференции (5-6 февраля).Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. – 0,2п. л.
  2. Ересько М.Н.Религиозный символ какценностная категория: проблемалегитимации / Философия ценностей: Религия,право, мораль в современной России:Материалы IVмеждународной научной конференции (Курган,10-11 апреля 2008 г.). Курган:Изд-во Курганского государственногоуниверситета, 2008. –0,3 п. л.
  3. Ересько М.Н.Легитимационные механизмысоциализации религии: когнитивныекритерии анализа / Современное общество исоциология: Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции (Туапсе, 24-26 сентября2008 г.).Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета,2008. – 0,4 п. л.
  4. Ересько М.Н.История религии: Учебное пособие / Под ред.И.Б. Муравьева. Тюмень: ИздательствоТюменского государственного университета,2007. – 49,8 п. л.(В соавторстве: Адаев В.Н.,Иванов А.Г., Муравьев И.Б.Симонов С.А., Тухтаров И., Усманов Н.)
  5. Ересько М.Н.Когнитивный подход в социологии религии:проблема символа / Тезисы докладов и выступлений наВсероссийском социологическом конгрессе«Глобализация и социальные изменения всовременной России»: В 16 т. – Т. 10. – М.: Альфа-М, 2006.– 0,4 п. л.
  6. ЕреськоМ.Н. Когнитивнаяметодология изучения религии в парадигмедиалогового религиоведения / Религиоведение какмеждисциплинарная наука. Международнаятеоретическая конференция. (СПб., 27-30 марта2006 г.). –Санкт-Петербургский государственный ун-т,2006. / http: //relig. philosophy.pu.ru/konf_religiovedenie. htm. – 0,1 п. л.
  7. Ересько М.Н.Диалоговое религиоведение: когнитивныйподход / Естествознание и гуманизм. Сборникнаучных работ / Под редакцией Н.Н.Ильинских. –Т. 3. – № 1.– Томск:«Вайар», 2006. – 0, 8 п. л.
  8. Ересько М.Н.Диалог ценностей и диалоговоерелигиоведение: когнитивный дискурс/ Машины.Люди. Ценности: Материалы Международноймеждисциплинарной научной конференции,посвященной 85-летию со дня рождения проф.С.М. Шалютина (Курган, 20-21 апреля 2006 г.)– Курган:Изд-во Курганского госуниверситета, 2006.– 0,5 п.л.
  9. Ересько М.Н.Социология религии в когнитивном дискурсе/ XVI Уральские социологические чтения:Социальное пространствоУрала в условиях глобализации – XXI век. МатериалыМеждународной научно-практическойконференции. (Челябинск, 7-8 апреля2006 года): В 3 ч. / Отв. ред. С.Г. Зырянов. – Ч. III – Челябинск: Центр анализа ипрогнозирования, 2006. – 0,8 п. л.
  10. Ересько М.Н.Религиозная культура Тюменского региона:единство в многообразии / Тюмень. Междупрошлым и будущим: В 3 тт. – Т. 2. Дорога кхраму. –Тюмень: ООО «Кронос», 2006. – 0,6 п. л.
  11. Ересько М.Н.Конфессиональныеособенности современных религиозныхорганизаций Тюменской области / Конфессии и религиозные объединения в Тюменской области:Справочник / Ярков А.П., Ересько М.Н., ВидтИ.Е., Мальчевский А.В. идр. Тюмень: ИПЦ «Экспресс»,2005. – 9 п. л.
  12. Ересько М.Н.Определенность и определимость религиикак онтологическая проблема / Философия ибудущее цивилизации: Тезисы докладов ивыступлений IV Российского философскогоконгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т. 2.– М.:Современные тетради, 2005. – 0,1 п. л.
  13. Ересько М.Н.Психосемантическое пространстворелигиозной идентичности: диалогценностей / Этнопсихологические исоциокультурные процессы в современномобществе: Материалы Второй Международнойнаучной конференции (22-24 сент. 2005 г.) / Отв.Ред. В.В. Гриценко. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005.– 0,4 п.л.
  14. Ересько М.Н.Методологические проблемы диалогасветской и религиозной культуры всемантическом пространстве школьногорелигиоведения / Диалоговоерелигиоведение в современной школе:проблемы статуса, образовательнойстратегии и тактики / Материалырегионального круглого стола. Тюмень,14 октября 2005 г. / Под ред.Ересько М.Н. – Тюмень: Феликс, 2005. – 2,5 п. л.
  15. Ересько М.Н.Религиоведческий профессионализм впарадигме регионального религиоведения /Сибирь на перекрестье мировых религий:Материалы Второй Межрегиональной конференции /Новосибирский государственный ун-т. – Новосибирск, 2005.– 0,6 п.л.
  16. Ересько М.Н.Символическое пространстворелигиозной традиции заговора: генезис исоциокультурная эволюция / Живая традициязаговора Сибири: сакрально-ритуальныйдискурс знахарскойпрактики / Под ред.Карабулатовой И.С. – Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2005. – 1,5 п. л.
  17. Ересько М.Н.Исторические этапы и типологиярелигиозной культуры Тюменского края/ Словцовские чтения: Материалыдокладов и сообщений ХVI Всероссийскойнаучно-практической краеведческойконференции, 17-18 ноября. 2004 г. Часть 1. – Тюмень: Изд-во Тюменскогогосударственного ун-та, 2004. – 0,4п. л.
  18. Ересько М.Н.Религиозное самоопределение и перспективымежкультурного согласия /Проблемысоциально-культурной адаптации мигрантовиз стран СНГ в приграничных зонахРоссийской Федерации. МатериалыМеждународной научно-практическойконференции. Тюмень, 7-8 октября 2004 г. / Подред. Карабулатовой И.С., Трофимовой О.В.,Ермаковой Е.Е. Часть II. –Тюмень: Мединфо, 2004. – 0,4п. л.
  19. Ересько М.Н.Символизация религии как явлениеглобализации / Глобализация и региональнаякультура: методологические проблемыизучения. Материалы Всероссийскойнаучно-практической конференции, 28 октября2004 г. / Под общейредакцией Е.Н. Ярковой.– Тюмень: Мединфо, 2004. – 0,3п. л.
  20. Ересько М.Н.Символ как язык культуры / Язык культурыкак интенсивный фактор формированияобщественного сознания: Материалымежвузовской научно-практическойконференции. – Тюмень: Изд-воТюменского государственногонефтегазового ун-та, 2003. – 0,3п. л.
  21. Ересько М.Н.Художественный тип символа: проблемагенезиса / Художественная культура какфеномен. –Тюмень: Изд-во Тюменскогогосударственного ун-та, 2002. – 0,6п. л.
  22. Ересько М.Н.Специфика и эволюция православнойсимволики / М.Н. Ересько / Славянские истокисловесности и культуры в Западной Сибири.Часть 2. –Тюмень: Изд-во Тюменскогогосударственного ун-та, 2001. – 0,4п. л.
  23. Ересько М.Н.Религиозные поиски: проблема подлинностидуховных ориентиров / Человек и мир.Межвузовский сборник научных трудов.– Вып. 4.– Тюмень: Изд-во Тюменскогогосударственного нефтегазового ун-та, 2001.– 0,4 п. л.
  24. Ересько М.Н.Религиозный феномен культуры исовременное религиоведение / Особенностиизучения феномена культуры в системесоциально-гуманитарных наук: Материалынаучно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во Тюменскогогосударственного нефтегазового ун-та, 2000.– 0,3 п. л.
  25. Ересько М.Н.Символ в духовной эволюции общества /Духовные процессы в условиях социальныхпреобразований. Тюмень: «Вектор Бук», 1997.– 0,3 п. л.
  26. Ересько М.Н.Символ в первобытной мифологии какпредпосылка генезиса религии / Генезис ифункционирование общественного сознания.– Уфа: Изд-во Башкирскогогосуниверситета, 1991. – 0,9п. л.
  27. Ересько М.Н. Кхарактеристике символа в религиозномсознании / Атеизм, религия, культура,личность. Уфа: Изд-во Башкирскогогосуниверситета, 1990. – 0,3 п.л.
  28. Ересько М.Н.Закономерности и особенностифункционирования символов в системеобщественного сознания / XXVII научнаяконференция Омского политехническогоинститута. Деп. ИНИОН АН СССР № 36189 от 25.11.1989г. – 0, 6 п.л.
  29. Ересько М.Н.Концепция религиозного символизма М.Элиаде / Актуальные проблемыатеистического воспитания. М.: Изд-воМосковского госуниверситета, 1983. – 0,4 п. л.


Автореферат

диссертации на соисканиеученой степени

доктора философскихнаук

Ересько МаринаНиколаевна

язык религии:

философско-когнитивныйанализ

Изготовлениеоригинал-макета

Ересько М.Н.

Подписано в печать

Тираж 100 экз.

Усл. п.л. 2,3

Московскийгосударственный университет

им. М.В. Ломоносова

Отпечатано вИздательстве МГУ им. М.В. Ломоносова

Заказ №

119991, ГСП-1, Москва,

Ленинские горы,

1-й гуманитарный корпусМГУ им. М.В. Ломоносова

Pages:     | 1 |   ...   | 6 | 7 || 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»