WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |

На этой основе вдиссертационной работе анализируетсяпроблема фактуальности и верифицируемостипродуктов языка религии, релевантностькоторых обусловлена спецификойсимвологической онтологизациирелигиозного смысла (перестановкисмысл-объекта и смысл-предмета врелигиозном СП): символ как способ бытиясмысла отождествляется с самим смыслом,поэтому язык религии способен превращатьсемантику религиозных объектов в ихонтологию. Автор резюмирует, чтоонтологическая специфика языка религииопределяет его семантическую специфику,поэтому любой смысл на языке религиистановится сакрализованным игипостазированным. Следовательно,когнитивная специфика и структурныезакономерности языка религии определяютсяне врожденной спецификой природыкогнитивных религиозных процессов, аспецификой религиозного СП изакономерностями онтологизациирелигиозного смысла в языке религии,онтосемантический статус которого вышестатуса религиозного сознания иопределяет специфику религиозногокогнитивного процесса.

Выяснению того, как ипочему это происходит, каковы механизмысмыслообразования и онтологизации смыслав языке религии посвящен второй параграф «Архитектоника имеханика языка религии: закономерности идетерминанты», гдедиссертант предпринимает попыткузаглянуть в когнитологическую«лабораторию» производства религиозногосмысла, анализируя структурные параметры икогнитивные механизмы религиозного СП наоснове онтосемантических принциповисследования религиозной когниции.

В работе представленакопулятивная схема религиозного СП,в архитектонике котороговыделяются три многофункциональныхструктурных элемента, или когерентныхэтапа: 1) символизирования(смыслообразования, объективации ирепрезентации-оформления смысла); 2) символизации (наделения смыслом вещей и явленийокружающего мира); 3) интерпретации(толкования символогического смысла,осмысления и переосмыслениясимвологической формы). Диссертантпредлагает обоснование полихронной иполитопной формул религиозного СП в егосубъективационном и объективационном(интерсубъективном) измерениях,анализирует единство синхронного идиахронного механизмов копуляции врелигиозном СП, в соответствии сразличением двух типов религиозныхкопулятивностей (внутренней и внешней), атакже эксплицирует секторную архитектурупространства как проекцию когнитивнойструктуры языка религии.

Анализ механики языкарелигии сосредоточен на исследовании трехкогнитивных конструктов, обозначенных каккопулятивная проекция в религиозном СП,религиозная точка копуляции и религиознаяустановка-фильтр. Если экспликация копулятивной проекции в диссертационном исследованииобъясняет механику гипостазирования, то точкакопуляции определяется как энергетическийузел связи, активизирующий и регулирующийвсю динамику копулятивного механизма. Помнению диссертанта, копулятивнаядисгармония создает диссонансный смысл иточку копуляции. Стремление к гармонизациимира специфически реализуется врелигиозном СП, что подразумеваетструктурную организацию семантическихкопулятивностей, приведение смыслов вопределенный (религиозный) порядокпосредством пропозициональных механизмовСП. Вместе с тем, результаты религиозногоупорядочения сами создают «мониторыотклонения», искажающие жизненные функции(А. Менегетти).

Установка-фильтрэксплицируется диссертантом как первичныйконструкт механизма религиознойкопуляции, формирующий в семантическомполе личности не только специфическиерелигиозные потребности, но имировоззренческие и ценностные ориентиры.В работе обоснована комплементарностьустановки-фильтра и религиозной веры, атакже религиозного опыта как переживанияприсутствия объекта веры и «обратнойсвязи» с ним. Диссертант расставляет акценты в решении дискуссионнойпроблемы бессознательных структуррелигиозного СП, его суггестивных икатарсисных механизмов, спецификимеханизмов религиозного замещения, а такжепредлагает свой концепт«трансперсональных» конструктовбессознательного и социокультурныхинвариантов (транскультурных символов).Результаты анализа систематизируетоперациональная схема онтосемантическоймеханики религиозного СП, позволяющаяэксплицировать конструкцию ипоследовательность действия копулятивныхмеханизмов любого модуса языка религии,как и любого его элемента илипризнака.

В третьем параграфе «Язык каксубстанциональный инвариант религии:статус и функции» представлено обоснование связи между религиозным смысломбытия, онтологизированным в языке религии,и логикой бытия самой религии, обусловленной еефундаментальной когнитивной функциейсакрализации бытия. Для этого в работеставится задача эксплицировать квантрелигиозного смысла, который соединяетсмысл-объект и смысл-предмет, являясьинвариантным смыслом языка религии, ипревращает последний в субстанциональныйинвариант самой религии. Диссертант решаетэту задачу, фокусируя внимание на трехвопросах: 1) квант религиозного смысла; 2)религиозный проект жизни; 3) сущностныйстатус и функции языка религии.

В поискесубстанционального религиозного смыслаавтор обращается к семантикежизнеутверждения, имплицитнопредставленной в смысл-предмете языкарелигии и реализуемой в идее спасения ирелигиозном проекте жизни без смерти. Вэтой связи анализируется спецификарелигиозного взгляда на мир и проектажизни в триедином сакрализованноммире. Инвариантный квант религиозногосмысла эксплицируется автором каксемантическая константа смысл-предметарелигиозного СП – семантика жизнеутверждения,победы жизни над смертью. Обоснован вывод,что смысл-объект религиозного СПсакрализует предметный смысл, придает емурелигиозные формы посредством специфических механизмовонтологизации в языкерелигии, где продуктом и инструментоминверсии объекта и предмета являетсярелигиозный проект жизни в триединомсакрализованном мире, предопределяющийзависимость от третьего мира и служениеему.

По мнению диссертанта,триалектический способ гармонизации бытияпредставляет собой конституирующийпринцип семасферы языка религии,религиозной организации времени ипространства, проекции когнитивныхпрактик любой конфессиональной культуры,ее ценностей и смыслов. Исследование показало, что именно взаимозамещениеобъекта и предмета языка религии обеспечиваетлегитимность последнего, как и его особый(субстанциональный) статусв системе религии. Подтверждением такого выводаслужит анализ функциональной спецификиязыка религии, предпринятый в последнемподразделе параграфа.

В диссертационнойработе дифференцированы два классафункций языка религии, обусловленных егоонтосемантической спецификой изакономерностями – когнитивно детерминированные исоциокультурно детерминированные функцииязыка религии и религиозных языков. Такаяклассификация обусловленапозиционируемой в работе дифференциациейпервично-когнитивных ивторично-когнитивных (социокультурных)источников и детерминант религиозного СП.Диссертант отмечает условностьдихотомической систематизации, посколькуэти классы функций являютсякомплементарными, как и типы религиозногоСП (субъективационный и объективационный),составляющие структурную основуфункционирования языка религии. В числекогнитивных функцийанализируются смыслообразующая, сакрализующая,экспрессивно-суггестивная,когнитивно-компенсирующая(психотерапевтическая), а в системесоциокультурных функций языка религииособенно значимыми представленырегулятивная, коммуникативная,легитимирующая, мнемоническаяфункции.

Резюмируя итоги второйглавы, диссертант подчеркивает, чтосубстанциональный инвариант религииформируют не врожденные когнитивныеконструкты и механизмы сознания ибессознательного, а социокультурнодетерминированные закономерностиархитектоники и механики религиозногосмыслообразования и онтологизации смыслав языке религии, которые определяютспецифику религиозной семасферы исимволосферы. Исследованиезакономерностей сакрализации смысла врелигиозном СП и специфики квантарелигиозного смысла позволяет заключить,что язык религии являетсясубстанциональным инвариантом религии, еесубстанциональной функцией.Соответственно, в онтосемантическомдискурсе все когнитивные исоциокультурные функции религииопределяются и реализуются припосредничестве ее полифункциональногоязыка.

В заключение даетсяобобщенное определение языка религии,который представляет собой – 1) язык религиозногосознания и религиозной культуры какрелигиозная модификация языкачеловеческой психики и культуры; 2) способформирования, репрезентации, трансляции ивоспроизводства религиозного смыслаявлений бытия, сакрализующий окружающиймир и бытие человека в мире; 3) впространственно-временном измерении– единстворелигиозного символизирующего процесса,семасферы и символосферы религии; 4) языксущности религии, ее субстанциональныйинвариант, который определяетсемантическую специфику религиозногосознания и социокультурнотрансформируется в многообразныерелигиозные и конфессиональные языки(языки религиозной культуры, личности,институций и т.п.); 5) функциональныйинвариант религии, детерминирующиймеханизм ее когнитивных и социокультурныхфункций и способ реализации религиозногопроекта жизни в сакрализованном мире.

Третья глава « Языкрелигии в социокультурном процессе:генезис и эволюция» несетменьшую концептуальнуюнагрузку, чем две предыдущие, выполняя задачи детализации икоррекции итогов исследования на егозавершающем этапе. Для этого диссертантобращается к филогенетическойретроспективе и социокультурномуизмерению проблемы, к закономерностямгенезиса и эволюции атрибутивных имодусных свойств языка религии висторическом пространстве и времени. Впервом параграфе«Археология языка религии: смыслогенез исимвологенез» представленоавторское видение зарождения когнитивныхконструктов и механизмов религиозного СП втрех плоскостях анализа: 1) этапысимвологенеза; 2) генезис инвариантногосмысла; 3) закономерностиэволюции религиознойсимволосферы. Этим вопросам посвященысоответствующие подразделы параграфа.

Исследование генезиса и эволюцииязыка религии обнаруживает рядзакономерностей: во-первых, историческуюпервичность религиозного символа, а,следовательно, и языка религии посравнению с другими языками современнойкультуры; во-вторых, закономерный путьсмыслогенеза от универсальных глубинных«символов жизни» через семантикужизнеутверждения к когнитивному «прорыву»в триалектику миров и формированиюрелигиозного проекта жизни всакрализованном мире, реализуемогопосредством языка религии; в-третьих, триэтапа обретения жизненного смыслачеловеком: 1) этап зарождения смысла исимвола в языке мифа; 2) этап обретениясмысла через триалектическое соединениемиров в языке религии; 3) этап обретениясмысла через разделение миров в языкесекулярной культуры. В работе обоснованвывод, что рождение символа означает нетолько конец единовластия языкапервобытного мифа, но и рождение языкарелигии, а с ним – рождение самой религии.Диссертант подчеркивает, что религиозныйсмыслогенез неотделим от символогенеза, а«говорящее» бытие человека и осмысленногоим мира зарождается одновременно ссимволизирующим процессом, а такжерезюмирует, что язык религии унаследовалот языка мифа изоморфизм формы исодержания репрезентации, символа иреферента, смысл-предмета и смысл-объекта.

Итоги исследованияэтапов символогенеза и закономерностейэволюции религиозной символосферыподтверждают обоснованную диссертантомгипотезу о субстанциональнойинвариантности языка религии, посколькудемонстрируют, во-первых, зависимостьгенезиса религии от генезиса ее языка, аво-вторых, наличие преемственностирелигиозных верований различных эпох инародов, сохранение архаических элементовв языках мировых религий. Аргументированвывод, что язык религии осуществляетмногоуровневую контаминацию архаических иновейших элементов религиознойсимволосферы, формируя инвариантнуюсемасферу религии, где «вневременные»символогические формы являютсярезультатом социализации древних символов (прасимволов).

Вовтором параграфе «Язык религии ирелигиозные языки: типологическаяспецифика» на основеэкспликации языка сущности религиипредпринят анализ второй ипостаси языкарелигии, выражающей его дифференциальнуюспецифику, –религиозных языков социокультурныхявлений. Внимание автора сосредоточено,преимущественно, на экспликации языкарелигиозной культуры и религиознойличности.

Диссертант предлагаетсвое определение религиозной культуры вкогнитивном аспекте рассмотрения, а такжедает характеристику языка народнойрелигиознойкультуры. Изучение проблемы«народной» религии вонтосемантическом ключе показывает,во-первых, что подобные явленияэксплицируются как языки народнойкультуры (национальных культур), а нерелигии, обусловленные онтосемантическимикопулятивностями не вероисповедного, акультурно-исторического уровнярелигиозной культуры, поскольку именно ониформируют язык любой народной религиознойкультуры. Более корректным, по мнениюдиссертанта, будет использовать термины«народная православная культура»,«сибирская мусульманская культура» и т.п.,а не термины «народное православие»,«сибирский ислам» и т.п.

Во-вторых,онтосемантический анализ этого вопросапоказывает, что язык народной культурыявляется всецело зависимым откультурно-исторического контекстаэволюции и достаточно не зависимым отрелигиозно-идеологического содержанияязыка, поэтому очевидна неправомерностьотождествления конфессионально-церковнойидеологии с традициями конкретнойнародной культуры, а культурнойидентичности – с религиозной, атакже «титулования» конфессий постепени их «укорененности» в народнойкультуре.

Диссертант приходит кзаключению, что религиозный языкрепрезентирует семантические признаки,присущие определенным состояниямрелигиозного СП в субстратных проявленияхрелигии и аргументирует вывод о наличии улюбого религиозного языка атрибутивыхпризнаков языка религии (инвариантногоквант-смысла). В работе предложена схемаиерархического взаимодействиярелигиозных языков, которая имеетродо-видовую основу и сложную уровневуюструктуру систем и подсистем, гдегоризонтальный срез обнаруживаетсоциокультурные икультурно-конфессиональные модификации, авертикальный – институциональные и субстратные,которые структурируются по разнымоснованиям в иерархии систем элементов.

Анализируя различныекритерии для типологизациисимволизирующей религиозной личности,диссертант считает наиболее эвристичнымуровень символизирующей способности, еекреативного потенциала, или оценкаспособности к смыслообразованию.Соответственно выделяются три типасимволизирующей личности, по которым можетоцениваться и когнитивная функциясубъекта религиозного СП: творцы символов,адаптаторы (интерпретаторы) символов ипотребители символов.

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 || 8 | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»