WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |

Анализируя методологические возможности изначение когнитивного подхода к языкурелигии, диссертант исследует соотношениеметодов классического и когнитивногорелигиоведения, аргументируетнеобходимость методологическойпреемственности. Это касается, в частности,принципов компаративизма, апостериоризма,генетического и исторического методовэволюционизма, структурализма ифункционализма. При сопоставлениипсихоаналитического и онтопсихологическогоинструментария обоснованыавторские предпочтения в выбореонтопсихологической методологии (А.Менегетти), а также гуманистическойпсихологии (А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл). Для объяснения своихкогнитологических ориентиров диссертант, во-первых, даетсравнительную характеристику двухнаправлений в когнитологии –репрезентационализма и коннекционизма иаргументирует выбор методологии первогоподхода, усматривая в нем продолжениетрадиции Э. Кассирера. Во-вторых, даетсяобоснование размежеванияантропоцентрической позиции когнитивногодискурса с позицией когнитивизма,эксплицируемого какрелигиозно-философский дискурскогнитологических изысканий,оппонирующий, прежде всего,неопозитивистскому вызову (Я. Бабур, Ф.Уотс, М. Вильямс и др.).

Резюмируя результатыанализа специфических возможностей изадач когнитивного дискурса, диссертантзаключает, что такой подходдемонстрирует единствофилософской икогнитологической стратегийисследования языка религиичерез категории смысла исимвола, выступая систематизатором и катализатороммеждисциплинарного изучения религии.Иначе говоря, когнитивный дискурс языка религии,благодаря своей философскойметодологической основе, позволяетустановить связь между религиознымсмыслом бытия, онтологизированным в языкерелигии, и смыслом бытия самойрелигии. Последний непосредственно связан скреативными возможностями религиозногосознания и языка, которые, в свою очередь,обусловлены когнитивными способамисмыслообразования и репрезентациирелигиозного смысла.

В поисках третьегоинтегратора, который бы сталметодологическим ядром когнитивногоизучения религии, приблизив к решениюпроблемы парадигмального плюрализма имировоззренческогоантиномизма в религиоведении, автор анализирует взаимосвязьсимвологии и религиоведческойкогнитологии и правомерностьидентификации философско-когнитивного дискурса языкарелигии как символогического дискурса. Дляподтверждения предположения, что именносимвология соединяет философский икогнитивный подходы к языку религии, вовторой части параграфа предпринимаетсяанализ специфики и значения символогии какмеждисциплинарного ученияи метода, заложенных втрудах Э. Кассирера и его последователей. В диссертациипредлагается авторскаяконцептуализация понятия символа и символогии,аргументируются причины размежевания скогнитивистской позицией «символизма», атакже преимущества символогическогоподхода к языку религии по сравнению ссемиотическим. По мнению автора, вметодологическом плане симвология так жешире семиотики, как и в предметномрассмотрении (где символизацияпредставляется более широким процессом,чем обозначение), поскольку,инструментально используя болееэвристичную, чем знак, категорию символа,предпринимает не толькокультурологическое, лингвистическое исемантическое, но также онтологическое ипсихологическое исследование продуктовсознания и когнитивных процессов.

Третья частьпараграфа посвящена конкретизациисимвологической методологии исследованияв рамках обоснования авторскойинструментальной методологии, соединяющейсемантический и онтологический подходы вонтосемантическом дискурсе, посколькуязык религии репрезентирует каконтосемантическую сущность (смысл бытиярелигии в языке религии), так ионтосемантические проявления религии(бытие религиозных смыслов в религиозныхязыках).

Предпринятое в работеобоснованиеметодологического статуса онтосемантикивключает в себя анализ взаимосвязионтологии и семантики, где автор вступает впреемственный диалог с Э. Кассирером, А.Менегетти и П. Рикером, которые предлагаюторигинальные программы «усиления»семантического исследованияонтологическим. Позиционируя интересы иобъект онтосемантики, диссертантдетализирует предмет исследования. С цельюопределения места онтосемантики средидругих когнитивных наук представленсравнительный анализ: 1) онтосемантики ивыделенных автором пяти видов когнитивнойсемантики –концептуальной, фреймовой, коннекционной,репрезентационной, коннотационной; 2)онтосемантики и когнитивнойлингвосемантики; 3) онтосемантики ипсихосемантики; 4) онтосемантики ионтопсихологии.

Изучение потенциалаработающих в области когнитологии наукпозволило автору обосновать необходимость когнитологическогосамоопределения и разработки обобщеннойтеоретической и инструментальнойонтосемантической методологии, наилучшимспособом отвечающей задачам исследованияязыка религии, что, в свою очередь, даловозможность разработать параметры,аналитические модели исследования языкарелигии и операциональные схемыконцептуализации основных понятий,которые представлены в конце параграфа.Подводя итоги решения методологическихзадач, автор резюмирует, что когнитивнаяфилософия, скорректировавшая выводысимвологии, когнитивной семантики ионтопсихологии, идет путем онтосемантики,сконцентрировав усилия на законахрепрезентации религиозного смысла испособах его онтологизации.

Третий параграф«Понятийный аппаратонтосемантики» посвящен экспликации авторскогопонятийного аппарата, обоснования егоспецифики и целесообразности введенияновых терминов, которые в дальнейшемиспользуется и конкретизируется прианализе языка религии. Многозначностьбольшинства когнитивных терминовобусловлена междисциплинарным характеромкогнитологии и дискуссионностью ееконцептуальных категорий. Этообстоятельство потребовало строгости иопределенности онтосемантическогопонятийного аппарата, который отличаетсяопределенной новизной, однакоподдерживает сохранениетерминологической преемственности.

Когнитологическаяэкспликация различных философских ипсихологических концептов,систематизированных в диссертационномисследовании, предполагаетсоответствующую понятийную корреляцию. Сдругой стороны, онтосемантическаяметодология исследования обусловилаакцентированное уточнение понятийногоаппарата ряда когнитивных наук. Преждевсего, это касается категорийпсихосемантики, лингвосемантики,психолингвистики и лингвокультурологии.Следовательно, речь идет, во-первых, обоперационализации общеизвестных понятий вонтосемантическом дискурсе, а во-вторых, овведении новых, собственноонтосемантических понятий, которые, в своюочередь, приобретают в диссертационномисследовании религиоведческую специфику всоответствии с его задачами.

Понятийный аппаратонтосемантики опирается на терминологию,принятую в когнитологии, но имеет своюспецифику в соответствии с задачами илогикой операциональных схем авторскогодискурса. Для экспликации языка религиикак когнитивного процесса и пространствадиссертант вводит пять новых понятий: 1)символизирующий(символогический) процесс (СП) – когнитивныйрепрезентационный процессязыка религии; 2) копулятивность – определенность связи как принцип, механизм, закон и основаСП; 3) семасфера – смысловоепространство языка религии; 4) символосфера–онтологизированное смысловоепространство языка религии; 5) триалектика – утроение мира, креативный принцип семасферырелигии и религиозного проектажизни, определяющийсодержание религиозного СП.

В дальнейшемизложении предлагаются определения иобоснование концептуализации авторскихпонятий, а необходимый круг остальныхпонятий, связанных с анализом языкарелигии, достаточно подробно раскрываетсяс позиций онтосемантического подхода.Соответственно выстраивается иоперациональная схема концептуализациикатегориального аппарата, включающая тринаправления категоризации основныхпонятий: 1) терминология экспликациисмысла; 2) терминология экспликациисимвола; 3) терминология экспликацииязыка.

В рамках указанныхнаправленийавтор систематизирует и сопоставляетсемантические и символогические термины,уточняя собственный подход к ихопределению и предлагая авторскиепонятийные формулировки. В первомподразделе это касаетсятаких категорий, как «смысл», «значение», «информация».Концептуализированыпонятия идеального, анагогического,аутентичного, коннотативного иденотативного, ментального,образного смысла. В архитектоникесмысла диссертант различает три его типа всоответствии с уровневым критерием: 1)актуальный смысл –смысл-процесс; 2) пропозициональный, илимнемонический смысл, – смысл-константа;3) субстанциональный смысл –смысл-инвариант. Проблема релевантностирелигиозного смысла в онтосемантическомдискурсе решается путем дифференциацииобъекта и предмета языка религии сиспользованием авторскихпонятий смысла-объекта СП исмысла-предмета СП, гдесмысл-предмет – это референтно-реалитивный смысл, онтологизированный в языкерелигии как латентный религиозный смысл, асмысл-объект– это референтно-имажинативный сакрализованныйсмысл, онтологизированный в языке религиикак явный религиозный смысл.

Во втором подразделепараграфа концептуализируются понятиярелигиознойрепрезентации и копулятивности какее когнитивного механизма, анализируютсякогнитивные различия категорий символа и знака, а такжеэксплицируются параметрысимволизирующего процесса (СП)и символосферы как центральных понятийонтосемантики. Третий подраздел параграфасодержит обоснование понятийной моделиязыка, где представлена концептуальнаямодель языка религии, включающая в себяпять операциональных схем, которыесодержат базовую, функциональную исодержательнуюматрицу определения предмета исследования и демонстрируют комплексныйподход к его изучению. Когнитивная модельязыка религии и типологическая модельрелигиозных языков разработаны на основеисходной гипотезы исследования сиспользованием онтосемантическойметодологии.

Резюмируяэкспликацию пролегоменов,диссертант формулирует основныеконцепты и расставляетстратегические акценты,которые реализуют авторский замысел. В онтосемантическомдискурсе язык предстает некак выражение религиозных значений, акак фундаментальное понятие,вмещающее в себя категории религиозногосмысла и смысла бытия религии, а такжепроцесс конструирования смысла. Бытиеязыка религии обнаруживаетнеразрывную связь с бытиемрелигии, а онтологизация религиозногоосмысления бытия мира и человека в ее языке– ссемантикой ее бытия.Следовательно, язык религииэксплицируется как способ бытиярелигиозного смысла, который реализуетсмысл бытия самой религии.

Вторая глава«Семантическая и онтологическая спецификаязыка религии» решаетглавные аналитические задачидиссертационного исследования, реализуяего парадигму на сущностном уровнеизучения религии. Углубление в кореньонтосемантической проблемы языка религиитребует аргументации детерминантвзаимозависимости специфики религиозногосмысла и способов его онтологизации.Взаимодействие семантики и онтологииязыка религии, закономерности и продуктытакого взаимодействия составляютпроблемное поле, которое и определяеткоординаты анализа.

Для выясненияонтосемантической сущности языка религии и его продуктов в первомпараграфе «Язык как способ бытиярелигиозного смысла: семасфера исимволосфера религии»исследуются основополагающиесемантические характеристикирелигиозного сознания, а такжедетерминанты онтологизации религиозногосмысла. Три подраздела параграфа посвященысоответственно анализутрех проблем: 1) спецификирелигиозной семасферы; 2)спецификирелигиозной символосферы; 3)закономерностей бытиясмысла в языке религии.

В первом подразделедиссертант типологизирует характеристикисемасферы религии, определяетспецифические особенности смысл-процесса исмысл-константа, анализирует взаимодействиеактуального и пропозиционального(константного) религиозногосмысла, выясняет закономерности его«анагогизации» и идеализации (нуминозный,апофатический, профетический). Анализрешает задачу обоснования главной идеи,что «сакральность» смысла являетсясодержательной характеристикой,семантической универсалией, котораяобъединяет все выделенные типырелигиозного смысла, детерминирует егоимманентные признаки (амбивалентность идихотомичность), а также сущностнуюспецифику (сакрализованность),обусловленную символогичностью природыпоследнего. Автор сопоставляет понятиясакрального и сверхъестественного смыслаи аргументирует свой вывод о том, чтосакральный смысл следует понимать каксакрализованный продукт онтологизацииреферентно-реалитивного смысл-предмета вязыке религии и превращения его вреферентно-имажинативный смысл-объект. Врамках семантического решения проблемырелевантности обоснованы специфика«религиозного субъективизма» идеструктивный потенциал конфессионализмакак продукта абсолютизациипропозиционального смысла.

Во втором подразделепараграфа анализ сосредоточен накогнитивной, функциональной иаксиологической специфике религиозногосимвола как способа бытия смысла, а такжеонтосемантической специфике символосферырелигии в ее пространственно-временныхграницах. В диссертации представленаклассификация символов религиозного типа,разработанная на основе когнитивныхкритериев и семантических оснований. Врамках экспликации религиозного символакак аксиологической категории авторподнимает актуальный вопрос олегитимированности продуктов языкарелигии и аргументирует различия междуфеноменами религиозной легитимацииобщечеловеческих ценностей и легитимациисобственно религиозных ценностей вразличных сферах социализациирелигии.

В последнемподразделе параграфа решается проблемасемантических и онтологическихприоритетов в детерминации спецификирелигиозных семантических универсалий.Для этого в работе обсуждаются вопросы озакономерности религиознойкопулятивности, о когнитивном «прорыве»религии и об онтологическом аспектерелевантности религиозного смысла. Впервом вопросе автор показывает различиямежду семантическими и онтосемантическимикопулятивностями, выделяя тризакономерности иерархическоговзаимодействия семантических константныхуровней языка религии.

По мнению диссертанта,главным когнитивным детерминантомсакрализации мира в религиозном сознанииявляется уникальный копулятивныймеханизм, реализованный в языке религии,обеспечивающий когнитивный «прорыв»религии в триединый44сакрализованный мир, специфику семасферы религии и специфику религиознойтрансценденции. Обоснование этогоконцепта в онтосемантическом ключесодержит экспликациюинверсионного взаимодействия (перестановки)смысл-объекта и смысл-предмета в языкерелигии, где религиозные значения каконтосемантические копулятивности,содержащие пропозициональные смыслы, врелигиозном сознании и языке выполняюткогнитивную функцию религиозных «знаний».

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»