WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |

Научно-теоретическаязначимость исследованияобусловлена его новизной и концептуальнойсодержательностью и определяетсятеоретическим и методологическим вкладомавтора в изучение междисциплинарнойпроблемы языка религии. Предложенные вдиссертационном исследованииметодологические подходы, а такжерезультаты методологической рефлексиимогут внести свою лепту в становлениеметодологии когнитивногорелигиоведения, обладающейэвристическим и диалоговымпотенциалом.

Систематизациярелигиоведческих знаний в когнитивномдискурсе как интегральный проектизучения языка религии катализирует три междисциплинарных интегратора–когнитологический, религиоведческий исимвологический. Такая интеграцияпроисходит на основе онтосемантическойметодологии, которая может статьметодологическим ядром когнитивногоизучения религии.

Обоснованные вдиссертации когнитивные и типологическиемодели языка религии и концептуальныесхемы структурных механизмов религиозногорепрезентационного процесса вопределенной мере восполняют пробел вкогнитивном изучении актуальной проблемырелигиозного смыслообразования ионтологизации смысла в религиозномсознании и культуре, что представляетсянеобходимой предпосылкой изучения сущностныххарактеристикпоследних.Онтосемантический подход в когнитивномрелигиоведении представляется болееэвристичным по сравнению слингвосемантическим и психосемантическим,поскольку он, с одной стороны, расширяетэкстралингвистический горизонт дофилософского осмысления сущности религии,а с другой, стороны, позволяет исследоватьне только фиксированные в языковыхкатегориях религиозныезначения, но сам процессрелигиозногосмыслообразования и способыбытия смысла в языкахрелигиозного сознания и культуры.

Проблема языка религиисвязана с проблемой поиска когнитивной исубстанциональной специфики религии,поскольку язык религии эксплицируется каккреативное свойство религиозногосознания, составляющее его сущностнуюспецифику, в отличие от многообразных формрелигиозных и конфессиональных языков.Язык религии обнаруживает инвариантные семантическиеструктуры и механизмы онтологизациисмысла, что позволяетквалифицировать когнитивные исоциокультурные феномены как религиозные,отделяя от нерелигиозных илипсевдорелигиозных. Итоги анализасмысловых структур религиозногоуниверсума и закономерностей ихфилогенеза и онтогенеза прокладывает путьк пониманию как субстанциональныхоснований религии, так и типологическойспецифики религиозной семасферы, копределению онтологической игносеологической природы религии ипостижению особого компонентарелигиозного комплекса, создающегоспецифически религиозный способвосприятия действительности.

Разработаннаяавтором методологияспособствует расширению парадигмальныхвозможностей кактеоретического религиоведения, так и самой когнитологической науки,обогащая ее разыскания религиоведческойметодологией и итогами анализа языкарелигии как бытия смысла и спецификирелигиозных ментальных репрезентаций. Вданном случае религиоведение не толькоиспользует методы различных наук, но ипредлагает собственные когнитивныеметоды, разработанные именно врелигиоведческом дискурсе,позволяющем эксплицироватьсмысловые детерминантыбытия человека в мире, которые на языкерелигии сакрализуются и превращаются врелигиозные смыслы.

Когнитивно-религиоведческийанализ в силу своейспецифики обладает потенциалом, чтобыактивизировать создание интегративноймодели организациирепрезентаций, предоставитьценный материал и выводы для теоретическойи экспериментальной когнитологии. Можноконстатировать важность исследованиярелигиозного смыслогенеза иязыка религии для решения проблемыстановления человеческогоразума, а также вкладрелигиоведения в разработкумеждисциплинарной проблемымножественного смысла. Следовательно,онтосемантический подход позиционируетсяне только как использование когнитологии врелигиоведческих исследованиях, но и каквклад религиоведения в разработкууниверсальной методологии когнитивныхнаук.

Поскольку философско-когнитивный анализдемонстрирует объяснительные и диалоговыевозможности религиоведения,не выходя за рамки его научнойметодологической программы, то концептуализация языка диалоговогорелигиоведения открывает дополнительныевозможности корректного диалогарелигиоведения и теологии в условияхмировоззренческого плюрализма «постсекулярной» эпохи, а такжепозволяет диагностировать специфическиепродукты взаимодействия религиозной исветской культур.

Практическаязначимость исследования обусловлена возможностьюиспользования научных результатов вразличных дискурсивных и социокультурныхсферах.

1. В сфере образования.Теоретические результатыисследования могут быть использованы вобразовательных программах учебныхрелигиоведческих и других гуманитарныхдисциплин и спецкурсов (философия религии,социология религии, культурология иантропология религии, когнитивнаяантропология, этнология, социологиядуховной жизни общества, этика деловогообщения и др.).

2. В сферерелигиоведческой экспертизы. Обоснованный в диссертациионтосемантический механизм идентификациии диагностики религиозных явлений важендля развития института религиоведческойэкспертизы. Сегодня религия стремительноврывается в публичную сферу и становитсяпредметом разнообразных рефлексий в СМИ,на различных общественных форумах и т.п.Здесь для адекватного понимания сутиоценок религиозных явлений особуюважность имеет методика типологизациирелигиозной символизации конкретныхявлений, ее задач, способов, а такжеметодика реконструкции формы и содержаниярелигиозного языка для обнаруженияистинных и декларируемых целей, различениярелигиозного знания и знания о религии. Этовозможно лишь при условии когнитивногоанализа семантической спецификивысказывания о религии.

Концептуализацияформальных и содержательных различийязыка религии и религиозных языков имеетпрактическую значимость длярелигиоведческой экспертизы, длядиагностики социокультурных проявленийрелигии, позволяет дифференцироватьрелигиозные, псевдорелигиозные,околорелигиозные субстраты,формально-религиозные исодержательно-религиозные явления. В частности,определив тип символизации, можноопределить и тип сознания символизирующейличности, группы, а также спецификурелигиозной идентичности и типрелигиозности: 1) религиозный,нерелигиозный, квазирелигиозный типидентичности; 2) конфессиональный инеконфессиональный тип религиозности; 3)тип конфессиональной идентичности; 5)внешний и внутренний тип религиозности идр.

3. В сфере профилактикиэкстремизма и манипулирования религиознымсознанием. Религиозныеязыки нередко используются как форма иширма нерелигиозных явлений, создаваяиллюзию религиозной окраски. Когнитивныезакономерности религиозногосмыслообразования, онтологизации ирепрезентации смысла важны в изучениипроблемы деликвентной религиозности какосновы фанатизма, экстремизма итерроризма, для профилактикинецивилизованной религиозности. С ростомновых религиозно-мистических движенийвозрастает необходимость разработкикогнитивных методик диагностикирелигиозных и нерелигиозных языковэкстремизма,противостояниясуггестивному воздействию на религиознуюличность, манипулированию мировоззрениеми поведением людей, а такжеразличным методикамиспользования религиозного языка дляизменения структур восприятия мира,формирования нецивилизованнойрелигиозности.

4. В сферемежкультурного диалога. Результаты исследования важны вразвитии как межконфессионального имежэтнического диалога, так и диалогасветской и религиозной культур.Обоснованная в диссертации толерантнаяметодология диалогового религиоведения,гуманистический принцип паритетностикультур и когнитивной релевантности важендля достижения межконфессионального имировоззренческого согласия в условияхмировоззренческого плюрализма. Итоги исследованиямогут способствовать решению проблемыкорректного перевода языка религии надругие языки в постсекулярном обществе.Поиск модуса такого перевода становитсянепременным условием диалоговоговзаимодействия языков религии (теологии),философии, науки, искусства, политики.Обоснованные автором закономерностивзаимодействия языков культуры помогутизбежать как их конфронтации, так исмешивания, подмены, что весьма значимо длядостижения взаимопонимания в толерантномдиалоговом общении.

5. В сфере менеджмента,деловых отношений. Учет когнитивной спецификирелигиозной и конфессиональнойментальности будет иметь практическуюпользу в формировании этики корпоративнойдеятельности и деловых отношений, в сфересоциокультурного менеджментаразличных уровней и сфер.

6. В сфере социальнойработы и практике взаимодействия срелигиозными организациями. Результаты систематизации итипологии религиозных языков будутполезны в выработке критериев анализарегиональных религиозных процессов иоценки эффективности социальноговзаимодействия с религиознымиорганизациями. Различение языка религии,групповых и индивидуальных языков, ихстатусная идентификация при анализерелигиозной легитимации (проекцииидеального религиозного смысла наотдельную группу или личность) помогут ввыборе стратегии и конкретных направленийсотрудничества, в практике выполнениясовместных социальных проектов ит.п.

7. В проведенииконкретных социологическихисследований. Проблемаидентификации религиозных явлений стоитсегодня достаточно остро как в сфереидеологии и политики, так и в областиметодологии конкретных социологическихисследований религиозности. Анализдевоционального аспекта религиознойинтериоризации требует использованияметодов онтосемантической диагностикипоказателей религиознойсамоидентификации. Предложенная вдиссертации концепция языка религии важнаи для определения когнитивных типоврелигиозности (типов смыслообразования,апперцепции, символизирования) и типоврелигиозного поведения.

Апробация результатовисследования. Основные идеии концепты диссертационного исследованияпредставлены в авторской монографии и двухучебных пособиях, коллективныхмонографиях, восьми статьяхв ведущих рецензируемых изданиях, а также ряде статей, тезисов, методических разработок(51 публикация общим объемом104,3 п. л.).

Тема диссертационногоисследования, первоначальный замыселавтора и итоги его реализации обсуждались на кафедре философиирелигии и религиоведения Московского государственногоуниверситета им. М.В. Ломоносова,промежуточные итоги – на кафедре философии,кафедре социологии и социального управления Тюменского государственногоуниверситета.

Методологические ианалитические результаты работы над темойисследования обобщались ввыступлениях и докладах диссертанта нанаучных и научно-практическихконференциях и симпозиумах различногоуровня. В их числе: «Философия и будущеецивилизации»:IV Российский философский конгресс (Москва,24-28 мая 2005 г.); «Религиоведение какмеждисциплинарная наука»: Международнаятеоретическая конференция(Санкт-Петербург, 27-30 марта 2006); «Глобализация исоциальные изменения в современнойРоссии»:Всероссийский социологический конгресс(Москва, 3-6 октября 2006 г.);«Религия, право, мораль в современнойРоссии: IVмеждународная научная конференция (Курган,10-11 апреля 2008 г.); «Социальное пространство Урала в условияхглобализации – XXIвек»: XVI Уральские социологические чтения:Международнаянаучно-практическая конференция (Челябинск, 7-8 апреля 2006 г.); «Духовно-нравственное воспитание вобразовании: роль социогуманитарныхдисциплин»:Всероссийскаянаучно-практическая конференция (Уфа,Филиал МГОПУ им. М. А.Шолохова, 23-28 апреля 2006 г.); «Этнопсихологические исоциокультурные процессы в современномобществе»:Вторая Международная научная конференция(Балашов, 22-24 сентября 2005 г.); «Модернизацияобразования в условиях глобализации»: Международнаянаучная конференция (Тюмень, 14-15 сентября2005 г.); Сибирь на перекрестье мировыхрелигий: Вторая межрегиональнаянаучно-практическая конференция памятипроф. М.И. Рижского. (Новосибирск, 28-29октября 2004 г.); «Проблемы социально-культурнойадаптации мигрантов из стран СНГ вприграничных зонах РоссийскойФедерации»:Международная научно-практическаяконференция. (Тюмень, 7-8 октября 2004 г.);«Глобализация и региональнаякультура»:методологические проблемы изучения:Всероссийская научно-практическаяконференция (Тюмень, 28 октября 2004 г.) и др.

Разработанное авторомонтосемантическое направлениекогнитивного религиоведения сталометодологической основой авторской парадигмыдиалогового религиоведения иинновационной образовательной программы«Религиоведческое образование ипросвещение как форма диалога светской ирелигиозной культур в реформируемойРоссии», одобренной Департаментомобразования и науки иКомитетом по делам национальностейправительства Тюменской области. Результаты исследования прошлиуспешную проверку в «живом» форматедиалога – впрактике формирования инфраструктурырегионального диалога ученых, учителей,работников СМИ, руководителей религиозныхобъединений, слушателей конфессиональныхобразовательных учреждений, слушателей«Университета третьего возраста» идр. Итогипрактической реализацииавторского программы доложены наКонгрессе общественного просветительскогодвижения России (Москва, 23-24сентября 2008 г.).

Промежуточные итогидиссертационного исследования апробировались втечение ряда лет в процессе реализациирегиональных научно-методических проектовв рамках авторской программырелигиоведческого образования ипросвещения, поддержаннойгрантом РГНФ (научно-исследовательский проект№ 05-06-06227а,2005-2006) и грантом губернатораТюменской области (2005), в проведенииавтором обучающихметодических семинаров для учителей иметодистов ДО, работниковСМИ и органов местного самоуправленияТюменского региона («Актуальные проблемы диалогаорганов власти ирелигиозных объединений»,«СМИ и религия: Актуальныепроблемы освещения религиозной жизни врегиональных СМИ», «Диалоговое религиоведение:пропедевтика и дидактика», «Диалоговоерелигиоведение в современной школе:методологические проблемы и практическиезадачи» и др.), а также в проведении дискуссий, круглых столов, в процессе методическо-просветительскойработы совместно сПравлением областнойорганизации общества «Знание», ввыступлениях автора на страницах региональныхпериодических изданий, врадиопрограммах и т.п.

Теоретические иметодологические результатыдиссертационного исследованияапробированы в учебно-методической работена кафедрах тюменских вузов, используютсяавтором в преподавании базовых курсовфилософии, религиоведения, социологии,культурологии, а также авторскихспецкурсов «Компаративноерелигиоведение», «Социология религии», «Социологиядуховной жизни общества», «Культура каксимвологическая система», «Духовные основыэкономической жизни общества», «Этикаделового общения» и др., в руководственаучно-исследовательской работойстудентов Тюменскогогосуниверситета, Тюменской академиикультуры иискусств, в руководстведипломными и курсовыми проектамистудентов специальностей «социология»,«история» и «культурология».

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»