WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |

Психоаналитическаяконцепция К.Г. Юнга дает богатый материалдля анализа бессознательных истоковрелигиозной формы репрезентации, однако его идеяврожденности (архетипичности) такихистоков вызывает возраженияавтора. Поэтомуприоритетным в изучении бессознательнойприроды языка религии представляетсяонтопсихологическое учение А. Менегетти,привлекающее реализмом ижизнеутверждающим принципом, а такжевесьма гармоничным соединением идейпсихоанализа, феноменологии,экзистенциализма и гуманистическойпсихологии. Вместе с тем, тенденцияоригинальным образом «биологизировать»психические процессы, которая просматривается внекоторых концептах онтопсихологии, непредставляется приемлемой. Что касаетсяпринципов гуманистической психологии,разработанных А. Маслоу, Э. Фроммом, В. Франклом, тоони являются необходимой основой для анализаэкзистенциальной семантикиязыка религии.

Философско-когнитивный анализрелигии, предложенный в диссертационномисследовании в качестве методологиикогнитивного религиоведения, не следуетотождествлять с методологией «когнитивнойтеории религии», или «когнитивной школырелигиоведения» (С. Гатри, Т. Лоусон, Л.Мартин, Й. Серенсен, А. Гирц и др.), котораяявляется сегодня в США, Канаде и ЗападнойЕвропе одной из влиятельных научных школ истратегий междисциплинарного изучениярелигии42.

Диссертант систематизирует когнитивную методологию,руководствуясь принципамирепрезентационной теории разума,разработанной в когнитологии, опираясь надва тезиса репрезентационализма, которые,по существу, наследуют идеи Э. Кассирера: 1)человеческий интеллект может изучатьсякак символогическая система,структурирующая ментальные репрезентации;2) свойства символогической системыизучаются на функциональном уровнеанализа, который позволяетабстрагироваться от физической илибиологической специфики ихоперациональных механизмов.

Вместе с тем,задачи философско-когнитивного исследования языка религиипотребовали выработать оригинальнуюинструментальную методологию, котораяконцептуализируется в диссертации каконтосемантическая и основана на единствеонтологического и семантическогодискурсов языка религии.Онтосемантический подход лежит в руслекогнитивной методологии, объединяющейпознавательные средства философскойонтологии, психосемантики илингвокультурологии. Автор исходит из того, что изучение языка религии – это изучениеспособов бытия религиозного смысла, асимволизирующий процесс и символ как егопродукт и инструмент являются способомобъективации и онтологизации, сохранения ипередачи религиозных смыслов, значений,ценностей. В онтосемантическом дискурсеязык концептуализируется какрепрезентация смысла бытия религии испособ бытия религиозного смысла всознании и культуре, как система свойств, связей,механизмов религиозногосмыслообразования и смысловыражения.

Сутьонтосемантического подхода заключается втом, чтобы исследовать когнитивные механизмы изакономерности связи специфики смысла и способов его онтологизациидля обоснования детерминированности религиознойспецифики смысла спецификойспособа его сакрализации(символизации). Системный анализ языка религиипредпринят с целью постижения природы и сущностныхособенностей бытия религии.Религия как «мыслящее и говорящее» бытие вонтосемантическом дискурсе предстает как«говорящее бытие смысла» – религиозноесознание и культура, поэтому язык религиикак репрезентатор и онтологизатор«говорящего» смысла неотделим от«говорящего» бытия религии, составляет егосущность, субстанциональную основу.

В рамкахфилософско-когнитивного анализаязыка религии в фокус исследованияпопадают категории религиозного смыслаявлений и смысла самой религии, которыеоперационализируются через категориюрелигиозного символа исимволизирующего(репрезентационного)процесса как способов онтологизации ибытия смысла. Посколькусмысл не бытует отдельно отязыка психики и культуры, являясьнедостижимым вне репрезентационногопроцесса, постольку способом бытия смыслав языке является символ, который исвязывает понятия языка исмысла, бытия и смысла. Операционализацияпонятия «символ» представляетсянепременным условием философско-когнитивного анализа языкарелигии, где религиозное сознание ирелигиозная культура рассматриваются каксимволизирующий процесс, семасфера исимволосфера, как смыслообразующиесоставляющие религиознойжизнедеятельности.

Ориентируясь на указанные методологические приоритеты онтосемантическогоанализа и мощнуюопору «в лице» методологииклассического религиоведения, автор последовательно отстаиваетсимвологическиепринципы изучениясакрализации религиозного смысла в полемике с категориальноблизкими, но методологически чуждымиконцепциями когнитивизмаи символизма.Философско-когнитивныйрелигиоведческий дискурс обладаетнесомненным диалоговым потенциалом,однако весьма далеко отстоит откогнитивистско-теологического ирелигиозно-философского,ориентирующихся на феноменологический символизм как свойство иерофании итеофании. Суть когнитивизмазаключается в поиске надежныхэмпирических и теоретических свидетельствв пользу теизма и конфессионализма, с цельюсогласования выводов когнитивных наук с«истинами» веры и религиозного опыта, в товремя как философско-когнитивный анализязыка религии предпринимается в диссертации спозиций академического объективизма ирелигиоведческого рационализма, сиспользованием аналитическогоинструментария когнитологии.

Научная новизнаисследования определяетсяавторским подходом к постановке проблемы,обоснованиюпредмета анализа, стратегической цели иконкретных задач исследования, а такжеспособами их решения. Инструментальная методологияконцептуализирована в диссертации каконтосемантическое направлениекогнитивного дискурса языка религии.Соответственно, новизной отличаются ивыводы, полученные в результате реализацииавторского подхода к проблемерелигиозного сознания иязыка, к определениюспецифики религиозного смысла и закономерностей егоонтологизации в языкерелигии.

В поискахаргументацииметодологических выводов автор не толькосистематизирует основные концептуальныеподходы к языку под новым углом зрения, но ивводит в поле анализа ряд новых зарубежныхкогнитологических источников, кактеоретических, так иэкспериментально-прикладных. Степеньновизны демонстрируют, вчастности, следующиенаучные результаты.

  1. Обоснованаавторская методология философско-когнитивного анализа языкарелигии, концептуализированная каконтосемантическая. Соответственноконцептуализированы пролегомены ипонятийный аппарат онтосемантики, включающий рядавторских терминов.
  2. Предложено новоерешение проблемы взаимодействиярелигиозного сознания и языка религии набазеобоснования закономерностейонтологизации религиозного смысла,специфика которого детерминированаонтологической спецификой языка религии.
  3. Аргументированоновое решение проблемы организациирелигиозной ментальности наоснове экспликации понятий«символизирующий процесс», «символосферарелигии», «семасфера религии», соответственнообоснованы авторскиеконцепты архитектоники и механикирелигиозного репрезентационногопроцесса.
  4. Обоснованпотенциал философско-когнитивнойметодологии в решении проблемы генезиса иэволюции религиозного сознания. Понятиерелигиозного смысла эксплицировано вединстве его когнитивных механизмов,онтологических оснований исоциокультурных закономерностей эволюции.
  5. Предложено обоснованиеатрибутивной и модусной типологизации языкарелигии посредством экспликации понятий языка религии ирелигиозных языков и их соотношения,соответственно обоснованонтосемантический механизм идентификациии диагностики религиозных явлений, их инвариантных и динамичныхэлементов.
  6. Обоснованэвристический и диалоговый потенциал философско-когнитивного анализа языкарелигии; концептуализировано понятиеязыка диалогового религиоведения.

Основные положения, выносимые назащиту:

1. В когнитивномдискурсе язык религии – не простовыражение религиозных значений, афундаментальное понятие, вмещающее в себякатегории религиозного смысла и смысла бытия религии.Философско-когнитивный анализ эксплицирует специфическиемеханизмы и закономерностиконструирования и онтологизациирелигиозного смысла в языке религии,который изучается в единстве егосемантических и онтологических признаков.Инструментальной методологией такогоисследования служит онтосемантика(онтологическая семантика),позиционируемая как междисциплинарныйподход, интегрирующий методологическийпотенциал когнитологии, философии ирелигиоведения и рождающий на этой основеновые экстралингвистические способыизучения религии через категории смысла,символа и языка.

2. Бытие религиозногосмысла неотделимо от языка религии,поскольку последний является единственнымспособом смыслообразования,онтологизации, сохранения ивоспроизводства религиозного смыслапосредством когнитивных механизмоврелигиозного репрезентационного процесса.Язык религии как способ бытия смысла вединстве своей статики и динамики, а такжепространственно-временных характеристикпредставляет собой когнитивныйпроцесс символизации смысла(символизирующий процесс) исоциокультурнодетерминированноепространствосимволизированных смыслов (символосферу).

3. Онтологическиепризнаки языка религии являютсяпервичными по отношению к семантическим,поэтому специфика религиозного смыслаопределяется спецификой его онтологизациив языке религии. Поскольку в когнитивном игенетическом измерении природарелигиозного смысла являетсясимвологической, а религиознаясимволизация смысла представляет собойего сакрализацию, постолькурелигиозный смысл – этосакрализованный продуктонтологизацииреферентно-реалитивного(достоверного)смысл-предмета в языке религии ипревращения его вреферентно-имажинативный(сакрализованный)смысл-объект. Следовательно, когнитивнаяспецифика и структурные закономерностиязыка религии определяются не врожденнойспецификой природы когнитивныхрелигиозных процессов, а спецификой изакономерностями онтологизациирелигиозного смысла в языке религии,онтосемантический статус которого вышестатуса религиозного сознания.

4. На языке религиилюбой смысл становится религиозным по тойпричине, что, благодаря действиюспецифических когнитивных конструктов имеханизмов, язык религии сакрализует(«пересотворяет») окружающий мир ивнутренний мир религиозного человека,создает особый способ мотивации и образжизни. Онтологизированный в языке религиижизнеутверждающий смысл-предмет,сакрализованный, гипостазированный,деифицированный в смысл-объекте, детерминирует религиозноесмыслообразование. Язык религии как реализация проекта жизни всакрализованном миререпрезентирует сущностную характеристикурелигиозного сознания и, в качестветаковой, являет собой субстанциональнуюоснову и смысл бытия религии.Следовательно, субстанциональныйинвариант религии формируют не врожденныекогнитивные конструкты и механизмысознания и бессознательного, асоциокультурно детерминированныезакономерности архитектоники и механикирелигиозного смыслообразования ионтологизации смысла в языке религии,которые определяют специфику религиозной семасферы.

5.Амбивалентностьрелигиозного смысла обусловленаспецификой его онтологизации в языкерелигии, где происходит тройная перестановка смысла: 1) перестановка субъективного(актуального) и абсолютного (канонического,догматического) смысла, обусловившаяфеномен религиозногосубъективизма; 2) перестановкасмысл-объекта исмысл-предмета в религиозномсимволизирующем процессе,обусловившая когнитивный «прорыв» религии всакрализованный мир; 3)перестановкаобъективного и субъективного смысла, предметной инепредметной реальности,обусловившая религиозный проект жизни втриедином мире с цельюпреодоления дисгармонии иконечности бытия.

6. Главным когнитивнымдетерминантом сакрализации мира врелигиозном сознании является уникальныйкопулятивный43 механизм,реализованный в языке религии,обеспечивающий когнитивный «прорыв»религии в сакрализованный мир посредствомформирования и реализации религиозного проекта жизни.Благодаря действию онтосемантическихкопулятивных механизмов и перестановкесмысл-объекта и смысл-предмета, языкрелигии способен превращать семантикурелигиозных объектов в их онтологию (бытиесмысла как идея Бога превращается в бытиеБога), детерминируя когнитивную спецификугипостазирования, деификации, религиознойверы и религиозного опыта.

7. Религиозныйсубъективизм произрастает из копуляциидвух встречных когнитивных потоков – 1)смыслообразования как осмысленияконстантных значений и категорийрелигиозного языка в процессесимволизации-интерпретации; 2)смыслообразования как объективацииактуального религиозного смысла впроцессе символизирования. Религиозные значения, содержащие константные смыслы,в религиозном сознании и языке выполняюткогнитивную функцию религиозных «знаний»,в то время как когнитивнаяистинность репрезентативного смысла несвидетельствует о его адекватностиобъектам реальности, поскольку реальностьонтологизированного смысл-предмета непредполагает стоящей за ней реальностирепрезентируемого смысл-объекта.

8. Трансцендентныестремления человека, как ипотребности в высшем(абсолютном) легитимирующемсмысле,являются причиной, а не следствиемгенезиса религии, поскольку ониформируются самой когнитивной природойчеловека и реализуются в многообразныхформах культуры. Генезис религииобусловлен генезисом архитектоники и механики ее языка.Последний в процессе своейэволюции осуществляет многоуровневуюконтаминацию архаических и новейшихэлементов религиозной символосферы,формируя инвариантную семасферу религии,где «вневременные» символогическиеконструкции являются результатомсоциализации социокультурных инвариантов.Унаследованная от языка мифа инверсияобъекта и предмета языка религииобеспечивает легитимность иобщезначимость последнего, как и егосубстанциональный статус в системерелигии и основополагающую роль в еевоспроизводстве и историческомсамоутверждении.

9. Атрибутивная имодусная специфика языка религииобусловлена его диалектическим свойствоминтегральности идифференциальности, позволяющим дифференцировать язык сущностирелигии (язык религии как репрезентациясмысла бытия религии) и языкисоциокультурных проявлений религии(религиозные языки, или языки религиознойкультуры, личности, институций).Лингвосемантические константы,определяющие базовую схему и спецификуфункциональных религиозных языков, имеютподчиненный характер и детерминированыонтосемантическими константами, чтопредполагает наличие у любогорелигиозного языка атрибутивых признаковязыка религии. В этой связи главнымидентификационным принципом диагностикирелигиозных явлений являетсядифференциация внутреннего и внешнеговекторного модусатрансформации языка религии. Если внутренний модусонтосемантической транспозициидетерминирует формирование многообразиярелигиозных языков,то внешний – трансформациюязыка религии в языки других сфер культуры,где религия теряет свою когнитивнуюспецифику, функциональную ионтологическую определенность.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»