WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |

Основы отечественнойкогнитивной методологиизаложены в трудах Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, И.Г Франк-Каменецкого, А.Н.Веселовского, А.А. Потебни, А.Ф. Лосева, О.М.Фрейденберг, А.А. Тахо-Годи, В.Г.Богораз-Тана, Ф.И. Буслаева, А.Ф. Анисимова,И.М. Дьяконова, М.И. Шахновича, а когнитивныйповорот в отечественном религиоведениибыл начат в исследованиях Д.М. Угриновича,который анализировал символ как важнейшуюформу религиозного сознания, и И.Н.Яблокова, осуществившегосистематизацию понятиярелигиозного символа25. Изучениерелигиозного способа познания иментального структурирования мирапредпринималось также в трудах Ю.Ф.Борункова, К.И. Никонова, З.А. Тажуризиной,Е.Г. Яковлева, Г.А. Габинского, З.П.Трофимовой и др26. В философиирелигии когнитивные аспекты анализируютсяв трудах И.Н. Яблокова, Л.Н. Митрохина,Ю.А. Кимелева, М.Г. Писманика, Е.И. Аринина и др. Всоциологии религии когнитивные традиции М.Вебера, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Дж.Г. Мида, Т.Парсонса, А. Маслоу, А. Щюца, Р.Н. Беллыразвиваются в исследованиях И.Н. Яблокова,В.И. Гараджи.27

Теоретические основыизучения языка религии заложили в своихфундаментальных работах Д.М. Угринович иИ.Н. Яблоков. Подчеркивая важную роль мифа исимвола в системе религиозного сознания,Д.М. Угринович называл язык религиимифологически-символическим28. И.Н.Яблоков концептуализирует язык религиикак совокупность элементов (включаясимволы), которые несут в себе определенныезначения и смыслы29. Философскийанализ языка религии предпринят вмонографии Ю.А. Кимелева, гдеконцептуализируется соотношениелингвистического и эпистемологическогоподходов к проблеме,30 а также втрудах Д.В. Пивоварова, разработавшегооперационалистскую концепцию языкарелигии.31

Экстралингвистическийгоризонт религиозного языка и егосемантическая проблематика получилисерьезную разработку в исследованиях А.П.Забияко, который полагает, что язык религииобразуют культовый язык и существующая врелигиозной традиции совокупностьязыковых стратегий, которые имеютконфессиональную основу32. Капитальныйтруд Н.Б. Мечковской посвящен исследованиюлингвокультурологических илингвосемантических аспектов языкарелигии33. Блестящий анализязыка философии в сравнении с языкомбогословия демонстрирует монография В.В.Бибихина34.Систематическое исследованиекогнитивного направления предпринимаетсяв работах М.М. Шахнович (в рамкахрелигиоведческой антропологии)35.Лингвистическая икультурологическая семантика врелигиоведческом дискурсеразрабатывается Г.В.Хомелевым, С.А Гудимовой и рядом другихисследователей36. Методологияструктурной герменевтики и логическойсемантики в анализе религиозных текстов представлена вработах А. Вежбицкой (семантика ипрагматика), Г.В. Гриненко(логическая семантика), В.И. Рудого, Е.П.Островской (структурная герменевтика), И.А.Тульпе, С.И. Головащенко и др37.

Вместе с тем, изучениесовременных публикаций убеждает, чтопроблема религиозного символа, как и языкарелигии, по-прежнему остаетсядискуссионной, хотя успехи когнитивныхнаук позволяют оптимистично взглянуть наперспективы ее решения.38 Приходитсяпризнать, что когнитивное изучение языкарелигии в отечественном религиоведениипри всей своей актуальности находится покав начальной стадии разработки, что иопределило задачи данногоисследования.

Объектом диссертационногоисследования является языкрелигии как система репрезентациирелигиозного сознания, деятельности,институциональных форм религии ирелигиозной культуры.

Предмет исследования – язык религии как способонтологизации религиозного смысла явленийи смысла бытия религии, в единстве егосемантической и онтологической специфики.

Материалом для диссертационногоисследования, которое являетсямеждисциплинарным, послужилиразнообразные теоретические иэмпирические источники, как философские,так и когнитологические, психологические,социологические, этнологические,культурологические и теологические: трудызарубежных и отечественныхисследователей, религиозные тексты, итогиконкретно-социологических исследованийрелигиозности, культурно-религиозныхфеноменов и процессов, а также полевыематериалы экспериментальнойпсихосемантики и когнитивной психологиирелигии.

Язык религииисследуется в диссертации на материалесмысловых универсалий религиозногосознания, конструируемых на основесравнительного анализа его конфессиональных модификаций– различных семантических стратегий,социокультурно детерминированных. Приэтом другие элементы религиозногокомплекса (деятельность, отношения,институции) рассматриваются черезсмысловую призму сознания в егосоциокультурном измерении. Религиозныеязыки как модусы языка религии и егопродукты исследуются на материалесакральных текстов, элементов культовойдеятельности, конфессиональных символов ит.п.

Цель исследования – эксплицировать закономерности имеханизмы взаимосвязи религиознойспецифики смысла и способовего бытия в языке религии иаргументировать детерминанты онтологизации религиозногосемантического пространства (семасферы).

В соответствии споставленной целью в диссертации решаютсяследующие задачи:

  • Определитьсемантические и онтологическиезакономерности и особенности языкарелигии, раскрывающие егосвойства, а также механизмырелигиозного смыслообразования ионтологизации смысла в религиозномсознании и культуре.
  • Исследоватькогнитивные и социокультурныезакономерности генезиса, трансформации иконтаминации смыслов, онтологизированныхв языке религии.
  • Эксплицироватьинвариантные и динамичные структуры языкарелигии и его когнитивные функции.
  • Аргументироватьдифференциальную и интегральную спецификуконцептуальной модели языка религии ирелигиозных языков.
  • Исследоватькогнитивные механизмы структурированиясемантического пространства религии, еесмыслообразующие возможности.
  • Обосновать диалоговыйпотенциал онтосемантическогодискурса39 языка религиии эксплицировать модусы перевода языкарелигии на религиозные языки и на другиеязыки культуры.

Гипотеза исследования.Язык религии в когнитивномдискурсе концептуализируется в качествеспособа репрезентации и онтологизациирелигиозного смысла явлений и смысла бытиясамой религии, в единстве егосемантической и онтологической специфики.Бытие религиозного смысла неотделимо отязыка, а способом бытия смысла в языкерелигии является символизирующий процесси символосфера(пространство символизированныхсмыслов) как егопространственно-временные характеристики.За основу гипотезы языка религии принятыдва взаимосвязанных признака религиозногосмысла –репрезентативность и «двуипостасность»его бытия, причем последняяобусловлена двумя видами репрезентации–субъективным (язык психики) иинтерсубъективным (язык культуры).

Гипотеза исследованиясодержит три концепта: 1) язык религиивыступает в единстве его когнитивной исоциокультурной ипостасей – как языкрелигиозного сознания и религиознойкультуры; 2) хронотопность языка религииэксплицируется как единство егопроцессуальности и пространственности,соответственно, язык религиирассматривается как когнитивный процесс исемантическое пространство; 3)атрибутивная и модусная специфика языкарелигии обусловлена его диалектическимсвойством интегральности идифференциальности, позволяющимдифференцировать язык сущности религии(язык религии как репрезентация смыслабытия религии) и языки социокультурныхпроявлений религии (религиозные языки, илиязыки религиозной культуры, личности,институций).

Методология исследования. Диссертационное исследованиепредставляет собой систематическую экспликацию языка религии вшироком понимании, где языкрассматривается не как вербальнаярепрезентация средствами естественного(национального) языка или знаковая системакоммуникации (текст), а как способрепрезентации смыслового содержаниялюбого явления действительности,предметного или ментального, средствамичеловеческой психики и культуры. Расширяя область исследования ивыводя его за методологические границылингвофилософии и семиотики, авторкомпенсирует неизбежнуюмеждисциплинарную пространность строгойопределенностью и ограниченностьюпроблемно-целевых рамок систематизации, непретендуя на исчерпывающие весь кругпроблем языка религии выводы. В границах авторскойметодологии язык религииисследуется как способ онтологизациирелигиозного смысла посредствомкогнитивных механизмов религиозногорепрезентационного процесса.

Психолингвистика,лингвосемантика, лингвокультурологиярасполагают ныне внушительным потенциаломдля исследования языка религии, обогащаякогнитивный дискурс, но, вместе с тем, неисчерпывая его. Языковые процессы истратегии –лишь часть когнитивных процессов,составляющих предметфилософско-когнитивного анализа, поэтому лингвистическиеконцепции бессильны объяснить сущностныесвязи, закономерности и механизмысмыслообразования и структурноговзаимодействия элементов религиозногосознания, явленного в языке религии, как испецифику этого языка. Психосемантика, всвою очередь, предлагает широкиевозможности исследования не тольковербального, но и визуального мышления,однако ее методы применимы, прежде всего,для анализа индивидуального смысловогопространства и языка религиозной личности,в то время как автора интересуеткогнитивное поле религии и религиознойкультуры в целом.

Поиск общихзакономерностей религиозногосмыслообразования и онтологизациирелигиозного смысла неизбежно приводит кнеобходимости «усиления»психосемантического дискурсаонтологическим. Когнитивный анализ требуетфилософской систематизации, поскольку егоглавная проблема состоит в изученииприроды познания, которая всегданаходилась в исключительном ведении эпистемологии. В этом смысле когнитология составилаконкуренцию философии,однако в оптимальном взаимодействии они являются взаимодополняющимиметодологиями.

Проблема спецификиязыка религии непосредственно связана сизучением особенностей религиозногосознания. Философские принципы такого анализа можнообобщить по следующим основаниям:религиозное сознание рассматривается какотражающее или как конституирующее. Впервом случае религиозное сознаниевыступает продуктом специфическогоотражения предметной реальности (внешнегомира), и именно последняя продуцируетобъект религиозного отражения ирелигиозные образы. Философскую основу авторского подходасоставляетантропоцентрический принцип изучениярелигиозного сознания,который заложен в традиции И. Канта и отодвигает свойства отражения навторой план, а за основу берет креативныесвойства сознания, созидающегособственную область бытия40.

Методологиядиссертационного исследования базируетсяна определяющем религиоведческуюфилософию религии интегрирующем подходе.Поскольку философия религии как основамеждисциплинарного религиоведческогокомплекса требует интеграции исистематизации данных различных наук,постольку интегративность философско-когнитивного анализа языкарелигии органично соответствует этимзадачам. Здесь взаимодействуют триметодологических интегратора:религиоведческая философия религии – интегратор наук орелигии, симвология – интегратор наук о символе,когнитология – интегратор наук о смысле.Субординирующий методологический принциписследования можно назватьантропоцентрическим, а его теоретическойбазой является синтез философского ипсихологического подходов к изучениюязыка религии. Работаявляется философскимисследованием, хотя междисциплинарныйстатус когнитивного дискурса предполагаетиспользование и психологическихэкспликаций.

Поскольку исследованиеявляется религиоведческим, постольку вопределении его методологии авторобращается к религиоведческой классике иберет за основу традиционные методырелигиоведения, концептуализированные втрудах Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Л.Н.Митрохина, М.Г. Писманика, А.П. Забияко,Ю.А. Кимелева, И.Е. Аринина, М.М. Шахнович, А.Н.Красникова, Е.С. Элбакян и другихотечественных религиоведов41. Авторская методологияпредставляет собой философско-когнитивный подход в компаративномрелигиоведении, который базируется накогнитологической семантике исравнительной символогии,что подразумеваетиспользовать генетический и эволюционныйметоды школы антропологии и этнологии, атакже метод апостериоризма, завещанныйоснователями и классиками современногорелигиоведения М. Мюллером и К. Тиле.

Стратегия исследованияязыка религии базируется наобщеметодологическом основании, подразумевающем, что религиоведческая программаисследования любого объекта, феномена илизакономерности в фокус анализа ставитизучение специфики религии через изучениерелигиозной специфики этого объекта,феномена или закономерности. Поэтому вполе изучения любогорелигиозного явления неизбежно попадает сама религия,ее специфика, раскрываемая посредствомметодологического инструментариякогнитологии. Религиоведческие цели, такимобразом, подчиняют себе весь комплексисследовательских стратегий на всехэтапах и уровнях когнитивного дискурса,оставляя его в рамках религиоведения, носущественно раздвигая эти рамки за счеткогнитивной методологии.

Отдавая приоритетсущностному подходу к изучению религии,автор, тем не менее, использует комплекснуюметодологическую стратегию, в которой, всоответствии с логикой исследования,синтезированы эссенциальный,функциональный и субстратный уровниэкспликации. Функциональный методпозволяет анализировать процессуальныехарактеристики языка религии,семантические отношения и когнитивныефункции. При анализе закономерностейэволюции языка религии, речь, по сути, идето закономерностях его социокультурногофункционирования, где также вполнеоправдано использование методологиифункционализма. В исследованииструктурных элементов языка религии иархитектоники репрезентационныхпроцессов не представляется возможнымигнорировать методологию классическогоструктурализма, позволяющую соединитьсоциокультурный анализ языка религии скогнитивным в поиске инвариантныхкогнитивных структур.

Анализируяинвариантные механизмы религиозногосмыслообразования, автор используетсубстанциональную стратегию, а в изученииисторических особенностей языков религиипереходит на субстратный уровень анализа.Поэтому в исследовании рассматриваютсяфилогенетические и онтогенетическиеособенности смыслообразования ионтологизации смысла в языке религии, афилософские спекуляции не отрываются отисторического социокультурного материала.Метод историзма предполагает рассмотрениерелигиозных явлений в историческомконтексте, в единстве с их логическиманализом. Именно в таком методологическомключе осуществляется атрибутивная имодусная типологизация языка религии,эксплицируются его константные идинамические элементы. Религиозные языкианализируются как языки историческихпроявлений религии и социокультурныеформы языка религии, которые предстают какисторические модификации его инвариантнойсемантики и онтологии. Исторический подход и методкомпаративизма, кроме всего прочего,корректируют методологию аналитическойфилософии, ограничивая рамкиредукционизма и релятивизма, которыенеизбежно сопровождают когнитивноеисследование.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»