WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |

Местное населениеПредкавказья активно воспринималокочевнические приемы декора одежды,положившие начало кавказскому золотномушитью. В то же время в современномэтнографическом кавказском платьесохранились приемы убранства одеждыметаллическими нашивными украшениями, чтоследуетсвязать, вероятно, с иранской традицией.

Глава 3. Костюмы и тканикочевников

Кавказского улусаЗолотой Орды

В XIII–XIV вв. СеверныйКавказ входил в состав Золотой Орды.Включенность Северного Кавказа ввоенно-административную систему улусаДжучи открывала широкие возможности дляполитических и культурных влиянийдоминирующей группы – монголов. Прямоемонгольское влияние проявилось ввоенно-административной сфере, аименно в системе поясных наборов, прическеи вооружении. В более широкойкультурно-бытовой сфере (производствокерамики,тканей, предметов украшения) был неизбеженсинтез традиций покоренных монголаминародов, так как политико-культурнаянаправленность Монгольской империизаключалась не столько в расширениипастбищных территорий, сколько в подчинении«территорий с инымхозяйственно-культурным типом»125.

3.1 Костюмныекомплексы

В данном параграферассмотрены северокавказские костюмныекомплексывторой половины XIII–XIVвв. Реконструированы костюмызолотоордынского населения, обнаруженные впогребальных памятниках Джухта иНовопавловский, а также кочевническиекостюмы, найденные на сопредельнойтерритории вмогильнике Вербовый Лог, расположенном вмеждуречье Дона и Сала. Исследование проведено спривлечением широкого кругаархеологических аналогий, изобразительныхи письменныхисточников.

3.2 Этнокультурныеособенности одежды

Различные признакикостюмов кочевников позволяют обозначитьузкую культурную традицию исоответственно классифицировать костюмыпо этнокультурной принадлежности. Правыйзапах одежды, женский головной убор боктаги отсутствие пояса в женском платье,различия в форме женской и мужской одежды – монгольскаятрадиция. Левый запах или застежка «встык»,стоячийворотник, наличие пояса в женском платье иголовные уборы с коническим навершием,тождество кроя женской и мужской одежды– тюркскиечерты.

3.3 Имперское наследствов костюме кочевников улуса Джучи

Отраженные в костюмезнаки и символы, которые маркировалистатус индивида в имперской культуре,упорядочивали социальное пространствомонгольского общества. Золотой пояс,шапки, украшенные системой перьев цапли,ритуальные топоры указывали напринадлежность их владельца к элитарнойгруппе. Шелковые одежды при массовыхраздачах очерчивали значительно более широкуюгруппу, что следует рассматривать какинтегрирующий фактор. Шелковые одеяния,независимо от этнической принадлежностиих носителей, выступали как признак включенности вновую социальную среду.

3.4 Женские головныеуборы Золотой Орды. Соотношениеэтническогои политического содержания

Политическая функциямонгольского женского головного уборабоктаг выражалась в том, что его носили теженщины, мужья которых были причастны куправлению Империей. Головные уборы сконическим навершием, выявленные взолотоордынских погребениях, продолжаюттюркскую традицию, связанную с кыпчаками,половцами или другимицентральноазиатскими племенами.

Параллельноесуществование в золотоордынской культуребоктаг и конических головных уборовсвидетельствует о сохранении тюркамисвоих этнокультурных стереотипов поведения и осуществовании автономных кочевых групп,чьи лидеры не были включены в жесткуюиерархию новой власти и потому их жены немогли носить боктаг. Копирование ивоспроизведение некоторых элементов декора натюркских головных уборах свидетельствуето значимости боктаг как символа высокого статуса.

В имперском ландшафтеформа кыпчакских головных уборовоставалась значимым символом дляобозначения этнической и культурнойсамоидентификации.

3.5 Проблемы атрибуциишелковых тканей из золотоордынскихпогребальных памятников

Анализ шелковых тканеймонгольского периода позволил установитькритерии дляопределения художественной традициидизайна и технологические параметры,характерные для китайских,центрально-азиатских и восточно-иранскихткацких центров. Хотя сами по себетехнологические признаки в условиях контаминациитекстильных традиций не указывают на центризготовления ткани, но важны в совокупноманализе технологии ткачества, красителей идизайна.Основными критериями определенияхудожественной доминанты в дизайне тканейявляются устойчивая иконографическаятрадиция, соблюдение стилистических норм,четкая символика образов, находящаяподтверждение в определенной мифологической системе,детали орнамента, не несущие вхудожественном отношении основнойнагрузки, но наделенные важнымсемантическим смыслом, который, какправило, известен носителю культурнойтрадиции, а при заимствованииутрачивается, приводя к искажению илиисчезновению самих деталей.

В результате опытаустановления соответствия междуархеологическими находками текстиля иназваниями тканей, известными посредневековым письменным источникам, удалось выявитьшелковые ткани насидж, сендал и нак,обнаруженные в улусе Джучи, а такжеустановить основные характеристики тканейбукаран, балдакин, банбасин, кремози,камлот.

Государственныйинтерес к шелку в Монгольской империи былоснован не только на его высокой стоимостии атрактивности, но также на егогигиенических свойствах. Шелковые тканинесовместимы с жизнедеятельностьюплатяных вшей, которые являются наиболееопасным возбудителем, вызывающимэпидемиисыпного тифа и других массовыхзаболеваний. Очевидно, этим свойствомшелка объясняется его широкоеиспользование не только в костюме, но и вдворцовых интерьерах, изготовлениипостельных принадлежностей,предназначенных как для ханских покоев, таки для постоялых дворов на почтовыхстанциях.

Глава 4. Костюмысеверокавказского населения в XIII–XVII вв.

Анализ материалов измогильников XIII-XVIIвв. на обширной территории СеверногоКавказа показывает единую линию развитиякостюма северокавказского населения потерриториальному и хронологическомупринципам. Единые формы нательной плечевойи поясной одежды, а также обуви имеютпрямые аналогии в аланских памятникахраннего времени – VII–Xвв. Сохраняется крой мужской плечевойодежды –кафтанов северокавказского типа. Общностьсеверокавказского костюмапрослеживается также в едином комплексеукрашений, выявленных в памятниках Осетии,Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Чечни и Ингушетии. Вместе стем, прослеживается влияние со стороныимперского монгольского костюма на костюмсеверокавказской знати. Такие одеждысеверокавказского нобилитета выявлены вБелореченском могильнике и засвидетельствованы наизображениях одежды северокавказскойаристократии на фресках Нузальского храма.Они имеют прямыесоответствия в изобразительныхпамятникахиранского круга, а также в одежде другихнародов, которые находились в непосредственнойсфере монгольского влияния. Иран, входящийв государство Ильханидов, и Кавказ какчасть Золотой Орды находились в единомполитико-культурном пространстве Империи,поэтому возникла такая общность костюмов.Основное население Северного Кавказа впериод монгольского владычества сохранялотрадиционные формы костюма. Этопрослеживается по материалам Дзивгисского некрополяи могильника Байрым.

У местного населениясохранялась традиция выделки домашнихтканей из шерстяного и кендырного сырья. Ноанализ полотняных тканей изпозднесредневековых склепов показывает резкоесокращение использования растительныхволокон местным населением по сравнению сранним периодом VII–Xвв. С XV–XVIвв. начинается преобладание привозныххлопчатобумажных тканей. Среди импортныхшелков доминирует продукция иранскогопроизводства. Персия использовалашелковые лицевые ткани с сюжетнымиизображениями в качестве средствараспространения ислама на СеверномКавказе для установления своегогосподства в этом регионе. Вместе с тем,иранские ткани могли поступать сюда такжеиз России, которая стремилась укрепить наКавказе свои позиции. С другой стороны,импортные ткани свидетельствуют о доступетех или иных территорий Северного Кавказа к торговымрынкам.

К XVI–XVII вв. уже сложилисьосновные элементы северокавказскогокостюма –женские кафтанчики и платья распашногокроя с металлическими нагрудниками ипоясами, а также мужские бешметы и черкескис газырницами. Между тем, в северокавказскихкостюмных комплексах прослеживаютсялокальныеособенности. «Кур-харс» и массивныевисочные подвески являются своеобразнымиэлементами ингушского костюма,нехарактерными для общегосеверокавказского комплекса. Этосвоеобразие начинает фиксироваться впериод позднего средневековья.

Глава 5. Костюм какэтнорегиональный символ

культурно-исторического ландшафтаСеверного Кавказа

5.1 Сложение цветовыхпредпочтений в костюме народов СеверногоКавказа

Возможностьиспользовать для окрашивания тканейместные растения, была одинаковой у всехнародов Северного Кавказа, и не влияла наформирование цветовых предпочтений. Но вкостюме адыгских и тюркских народовКавказапреобладает красный цвет. Вайнахипредпочитают пестрые и яркие ткани однотонным.Колористические предпочтения и понятия оцветовой гармонии у северокавказскогонаселения формировались под влияниемокружающей среды и ее красок. Разнообразиесеверокавказских ландшафтов и пейзажейсформировали различное отношение к выборуцвета. Важную роль в складывании цветовыхпредпочтений играла цветовая символика. Вэтнографическом материале и археологическихнаходках костюмов отчетливопрослеживается социальная символика красногоцвета. Знаком социального статуса вэтнографическом северокавказскомкостюме является белый цвет черкески,бурки, папахи, которые категорическизапрещалось носить людям неблагородногопроисхождения.

5.2 Средневековый костюмнародов Северного Кавказа какисторико-культурный феномен

Костюм народовСеверного Кавказа формировался в руслекультурогенеза как одного из видовсоциальной и исторической динамикикультуры. В средневековом костюме отразиласьсущность культурогенеза как процессапостоянного самообновления культуры.Костюм достаточно полно вобрал в себясоставляющие феномена складывания культуры– традиции иинновации, взаимодействующие надиахронном и синхронном уровнях.

На диахронном уровнепередавались взаимодействующие междусобой моноэтнические традиции.

На синхронном уровнекультурогенеза происходит трансформацияполиэтнических инноваций. В комплексеполиэтнического взаимодействия наСеверномКавказе в эпоху средневековья выделяютсянесколько основных компонентов: местный(автохтонные культуры, аланы), степнойцентрально-азиатский (авары, согдийцы,половцы, монголы), христианский (Византия,Грузия). Оказывали влияние эпизодическиеимпульсы из Китая и Италии.

5.3 Сравнительный анализкостюмов народов Северного Кавказа

иСреднеазиатско-Казахстанскогорегиона

В результате сравнениякомплексов женского и мужского костюмовнародов,населяющих сопредельные регионы – Северный Кавказ,Среднюю Азию и Казахстан, установленосходство в составе костюма, крое некоторыхвидов одежды, головных уборов и обуви.Сходство объясняется не толькодлительными культурными контактамисопредельных регионов, в результатекоторых проходили заимствования и обменкультурными ценностями, но исуществованием в прошлом общихэтнокультурных компонентов вкультурогенезе народов, проживающих наСеверном Кавказе и вСреднеазиатско-Казахстанском регионе.Наибольшее сходство прослеживается в техэлементах костюма, которые связаны с тюркскимкомпонентом культуры.

Однако крой ипространственная форма верхней женской имужской одежды, ее силуэт, цветовая гамма идекор в костюме народов Северного Кавказаи Среднеазиатско-Казахстанского регионапринципиально отличаются. Но междуконтактирующими регионами не было резкойкультурной границы. В связи с этимопределена переходная зона культурноговзаимодействия, в качестве которой был рассмотренДагестан. Выявлены характерные признакипереходной зоны культурно-историческоговзаимодействия, определяющиеся в равноймере наличием северокавказских исреднеазиатских признаков в дагестанскихкостюмах.

На Северном Кавказерелигиозные установки ислама неотразились в семантике национального костюма втой степени, как это произошло в соседнемрегионе, где они сыграли значимую роль визменении семантического значения женскихголовных накидок и складываниисемантического содержания мужских поясови чалмообразных головных уборов.

В заключении подведены итоги, соответствующиепоставленным задачам. Археологические материалы покостюму рассмотрены как источник,позволившийреконструировать этносоциальные,политико-экономические и идеологические аспектысредневековой истории народов СеверногоКавказа. Разработанный метод исследования костюмапозволяет ответить на вопрос «почему», а нетолько «как» одевались люди той или инойкультуры или эпохи. Такая методика исследованиякостюма значительно расширяет еговозможности как историко-культурного источника,поскольку позволяет рассматривать костюмне только как явление материальной идуховной культуры, но и как социальный акт,устанавливающий многообразные связи врамках той действительности, отражением которой онслужит.

Приложения включают альбом иллюстраций,каталоги одежд и тканей, альбомреконструкций, аналитические таблицы,методики и результаты таксономическихисследований, терминологическийсловарь.

Работы, опубликованныеавтором по теме диссертации:

Монографии

  1. Доде, З. В.Средневековый костюм народов СеверногоКавказа : очерки истории / З. В. Доде. – М. : Восточнаялитература, 2001. – 136 с. – 8,7 п. л.
  2. Доде, З. В. Одежды ишелка из могильника Вербовый Лог / З. В.Доде //Погребения знати золотоордынского временив междуречье Дона и Сала : материалы поизучению историко-культурного наследияСеверного Кавказа / М. В. Власкин, А. И.Гармашов, З. В. Доде, С. А. Науменко. – М. : Памятникиисторической мысли, 2006. – Вып. VI. – С. 77–217. – 6,1 п.л.

Cтатьи введущих рецензируемых научных журналах изперечня журналов, рекомендованных ВАКМинобразования России

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»