WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 9 |

Археологическиенаходки одежд из собственно хазарскихпамятников практически неизвестны. Весьмаограниченный круг изображений носитусловныйхарактер, не позволяющий достоверновосстановить хазарский костюм. Вопрос о хазарскомкостюме как этнокультурном признакеостается открытым. Но на широкойтерритории Евразии тюркоязычные кочевникиносили одежду практически одинаковой формы:приталенный, расклешенный, распашнойкафтан длиной до колен, с характернымиотворотами ворота, образующими лацканы.Эти признаки, очевидно, характеризовали ихазарскую одежду. Вероятно, что, находясь внепосредственном контакте с хазарскойправящей верхушкой, аланская знать носилакостюмы, принятые при хазарском дворе, какпоказатель социальной престижности. Имеющиеся насегодняшний день материалы из могильников ПодорваннаяБалка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др.позволяют с документальной точностьюреконструировать именно аланский костюм ина основанииизобразительных источников установить егосоответствие не столько хазарскому,сколько общетюркскому средневековомукомплексу.

Аланский мужскойкостюм состоял из коротких штанов сшироким шагом, чулок, кафтана, конструкциякоторого основана на распашном характерекроя, мягкой кожаной обуви без подметок иголовного убора. Этот набор был основным у населенияСеверного Кавказа в VII–XI вв., чтоподтверждают аланские изобразительные памятники.Необходимым элементом мужского костюма,неразрывносвязанным с оружием и утилитарно, исемантически, был пояс с металлическимгарнитуром.

Поясная женская одеждаи обувь не отличались от мужских форм.Характерными элементами женскогокостюма было верхнее платье прямогосвободногосилуэта с запазушным карманом и сложныеголовные уборы, конструкция которых былаподчинена необходимости тщательноспрятать женские волосы. Девичьи шапочки иначельные диадемы оставляли волосыоткрытыми. Возрастных отличий в верхнейодежде алан не было. Детские платья шили потой же выкройке, что и одежду для взрослых.

Убранство аланскогокостюма отличается многообразием иразнородностью предметов, а такжеполифункциональностью некоторых из них.Женщины использовали большое количествоукрашений, амулетов и аксессуаров.

В раннем средневековьебусы были характерным украшением женскогоплатья. Аланки закрепляли ожерелья вплечевых петлях на платьях узлами илифибулами. Аланским амулетам посвященамногочисленная археологическая литература. Нашазадача состояла в том, чтобы рассмотретьамулеты как элемент костюма и застереотипным и массовым материаломувидеть индивидуальные предпочтения ичастное отношение человека к выборуамулетов. При таком подходе специальноевнимание обращено на редкие нестандартныенаходки: ожерелья, состоящие из раковин, косточекперсика, плодов водяного ореха,использование в магических целях зеренчерного перца, сандалового дерева и т.п. Впроникновении в аланские языческиепредставления элементов из другихверований, подчас из очень далеких культур,видна уникальность времени. Вместе с теммногочисленные амулеты, находящиепараллели в этнографическихсеверокавказских материалах, можноинтерпретировать как свидетельствоматериального и духовного единства приформировании северокавказскогокультурно-исторического ландшафта.Несмотря на принятие аланами христианства,языческиепредставления еще долго сохранялись вкультуре северокавказских народов.

2.2 Костюмные комплексыв. п. XI – п. п. XIII вв.

Крушение Хазарскогокаганата привело к восстановлениюнезависимости и политическойцентрализации Алании, в состав которойвходили многие народы Северного Кавказа. Во второйполовине XI–XIIIвв. Северный Кавказ оказывается под мощнымвлиянием половцев. Костюмысеверокавказского населения в этот периодизвестны по археологическим материалам изаланских могильников Змейский (Северная Осетия),Рим-Гора и Кольцо-Гора (в Кисловодскойкотловине).Сравнительный анализ археологическихнаходок и одежд, изображенных на половецкихизваяниях, позволяет говорить о том, что вобозначенный период Северный Кавказ испыталвлияние новой волны тюркской моды. Именно вполовецкое время определился силуэтэтнографического северокавказскогоженскогоплатья, которое по форме стало максимальносхожим с мужской верхней одеждой:приталенным, расклешенным и распашным,требующим пояса как конструктивногоподкрепления, в отличие от предшествующегопериода, когда женщины носилинеподпоясанное платье прямого кроя.Изменения происходят и в манере ношенияверхней мужской одежды: более короткое итонкое платье стали надевать поверхдлинного и плотного. Появилась новаядеталь костюма – набедренная юбка бельдек.

Отсутствие большогоколичества узорных шелков в костюмахXI–XII вв. и замена ихзолочеными аппликациями в одежде связаны ссокращением поступления импортных тканей, что ненашло пока должного объяснения. Возможно,сокращение торговых отношений в какой-томере отразилось и на исчезновении бус изженского костюма.

2.3 Внешностьраннесредневекового населения СеверногоКавказа

Представления овнешности раннесредневекового населенияСеверного Кавказа позволяют составитьписьменные свидетельства византийскихавторов Аммиана Марцеллина, МихаилаПселла, Анны Комниной, арабского историка ипутешественника ал-Масуди, а также данныенартского эпоса. Археологическизасвидетельствовано, что волосы и бородыаланы окрашивали хной, женщиныиспользовали румяна из охры. Наборрастений, произрастающих на СеверномКавказе, позволяет предположить, чтоаланки, славившиеся своей свежей инежнойкожей, умывались отварами особых трав ииспользовали их для ухода за своейвнешностью.

2.4 Костюмы персонажейКяфарской гробницы

В качестве примератого, как сами аланы изображали свой костюми какие детали одежды художники выбирали вкачестве знаковых, рассматриваютсяизображенияКяфарской гробницы аланского правителяXI в. Средиизображенных на стенах гробницы костюмоввыделяются мужские и женские одежды,разные по силуэту, облачениесвященнослужителя христианского культа идве разновидности светского мужскогокостюма. Фигура женского персонажаизображена в просторном неподпоясанномплатье прямого силуэта и тюрбанообразномголовномуборе. Фигуры в одежде приталенного ирасклешенного силуэта атрибутируются всодержании рельефных сцен, как мужскиеперсонажи. На рельефах Кяфарскогомавзолея, на каменной плите изКочубеевского района Ставропольского края, нарельефах храма Тхаба-Ерды в Ингушетии и наизваянии, изображающем аланского воина с ДлиннойПоляны в Архызе, воспроизведен один и тотже силуэт верхней мужской одежды. Костюмглавного героя, для которого создаваласьКяфарская гробница, отличается от другихперсонажей остроконечным навершиемголовного убора, высокими сапогами исекирой, символом царского статуса. Все формы одежды,изображенные на рельефах, имеют прямыеаналогии среди археологических находок, ихсемантика раскрыта в преданиях нартскогоэпоса.

2.5 Кавказский текстильVII – первой половиныIX вв.

Решение вопроса охарактере и происхождении текстильныхволокон имеет важное значение для историихозяйственно-культурного развитиясеверокавказских народов в раннемсредневековье. Определениетаксономической принадлежности текстильного сырьяпроводили на основе микроскопическогоисследования волокон вполяризованном свете, а также на основехимического воздействия специфическимиреагентами. При этом в поляризованномсвете для волокон льна и пеньки наблюдалисьразличные картины. В работе обоснованаметодикаопределения видовой принадлежностилубяных волокон. В результате исследования213 образцов установлено, что 143 (67,1 %)выполнены из волокон льна, 28 (13,1 %) – конопли, 31 (14,5 %)являются смеском конопли и льна. Небольшой процентсоставляют хлопковые ткани, смесок хлопкаи льна, льна и шерсти.

С уверенностью можносказать, что для населения СеверногоКавказа в раннем средневековье лен былсырьем для одежды основной массынаселения. Льняное сырье выращивали иобрабатывали на месте, что подтверждаетсяписьменнымиисточниками, сведениями нартского эпоса иданными палеоботаники. Конопляное сырьеиспользовали значительно меньше, чемльняное. Расчеты показали, что культивирование льнабыло более экономичным. Чтобы изготовитьодинаковое количество изделий,производство конопли требовало в 2,3 разабольше посевных площадей, чем производствольна. Кроме того, для изготовления конопляныхтканей высокого качества требовалосьбольше трудозатрат, чем для изготовленияльняного текстиля.

Производство пряжи ихолста исторически всегда было делом руксамих земледельцев. Частые находки деталейткацких станков и пряслиц в женскихзахоронениях свидетельствуют о том,что прядение и ткачество повсеместноявлялисьдомашними промыслами.

2.6 Реконструкциясоциально-ценностной прагматики вкостюмах средневекового населенияСеверного Кавказа

В костюме с помощьюконкретных символов половозрастной илисоциально-экономическойдифференциации, этнической илирелигиозной принадлежности получали выражениеценностные и этические представления. Валанскомкостюме оппозиция «мужское – женское» связанане только с дифференциацией социальной роли мужчин иженщин, но и с этическими ценностями,принятыми в обществе. Функциямужчины-воина противопоставленарепродуктивной функции женщины. Внешне этовыразилось в обязательности пояса, неразрывносвязанного с оружием в мужском костюме, ипринципиальном отсутствии пояса в женском платьепрямого широкого силуэта с нашитыми на егоподоламулетами плодородия. В аланском обществеотношения полов базировались на главныхгендерных функциях мужчин и женщин,представлявших собой более древнееобщественное явление, чем отношениясобственности.

Представления ожизненном цикле и его этапахпрослеживаются в аланском костюме визменении длины нагрудного разреза платьяи последовательной смене женских головныхуборов (детские, девичьи, уборженщины-матери). Девичий головной убор маркировал несоциальное положение, а биологическийвозраст, указывающий на потенциальнуюспособность к деторождению. Только послереализации женщиной фертильной функцииона приобретала социально-значимый статус,который был обозначен новой формойголовного убора.

Юношу, включенного всостав дружинной организации, от мальчикаотличал поясс боевым оружием.

Количество шелка валанском костюме обозначалосоциально-правовое положение,определяемое знатностью рода и воинскойдоблестью индивида, что выразилось всеверокавказской пословице о людяхзнатного происхождения, впавших вбедность: «Ветхая тряпка, да шелковая».Золотые навершия на мужских головныхуборах, как свидетельствуют данные эпоса,символизировали солнце. Солнечный свет итепло, дающие жизнь и силу, ассоциировали сположительными категориями, которыесоотносили с морально-этической оценкойдоблестного героя. Человек, стоящий ниже насоциальной лестнице, обладал меньшей долейкачеств, олицетворявших благородство, илине обладал ими вовсе. Морально-этическая оценка«мелких», «ничтожных» людей черезсравнение с элементами костюма выражена вэпизоде нартского эпоса, где сафьяновыйчувякговорит сыромятному: «Мерзкое ты дерьмо,ведь меня шила юная девушка, а ты щетина, тыже дрянь»124.

Костюм отражал некуюментальную составляющую, которая иопределяла северокавказский костюм какэтнорегиональный символ.

2.7 Костюм висторическом контекстесредневековья

Трактовка элементоваланского костюма в исторических событияхи явлениях.Являясь знаковой системой всредневековом обществе, костюм нес самыеразличные смысловые нагрузки. В том числедары одежд от византийского двораварварским правителям заключали в себеопределенный смысл. Такой род гостинцев в формеодежд и тканей объяснялся не толькодрагоценностью последних. Привизантийском дворе покрой, цвет, характернашивок являлись знаком социальногоположения обладателя. Таким образом,жаловались не столько сами одежды, сколькосоциальный статус, который онисимволизировали. Поэтому пристрастиеварваров к византийскому облачениюобъяснялось не просто желанием обладатьдрагоценными тканями, а именно одеждамицарскими. Это связано с политической ситуацией вварварских обществах, переживавшихпроцесс образования государственности,для которых византийские облачениясчитались символом законностивласти.

Средневековый костюмнародов Предкавказья в контекстенартского эпоса. Важнаяроль в раскрытии внутреннего содержаниясредневекового костюма принадлежит устным народнымпреданиям. В нартском эпосе костюмууделено самое большое место по сравнению сописанием других элементов материальнойкультуры. Рукоделие и шитье отмечены всказаниях особо, при этом подчеркнуто, чтопоследние были основным занятиемкавказских женщин. Умениерукодельничать ставилось в один ряд скрасотой при выборе невесты. Имеющиеся вэпосе описания одежды соотносятся сархеологическими находками. В период VII – первой половиныXIII вв.каких-либо принципиальных локальных различий вформировании костюма на всей территорииСеверного Кавказа, по археологическимматериалам, не выявлено. В преданиях всехсеверокавказских народов упоминаютсяодинаковые составляющие костюма в единойинтерпретации, что подтверждаетобщность условий развития материальнойкультурынародов Северного Кавказа и формированиянартского эпоса как художественнопереработанного отражения историческойдействительности.

2.8 Истоки иэтнографические параллели средневековогосеверокавказского костюма

Костюмные комплексыдревних ираноязычных и тюркоязычныхкочевниковобнаруживают больше сходства, чемразличия. Одежда и тех и других была сшитапо сложной выкройке, что, собственно, иотличало ее от классической одеждыантичного мира, которую просто драпироваливокруг фигуры. Причина сходства в том, чтооба комплекса сформировались как одеждавсадника и окончательно сложились еще до серединыIтысячелетия до н.э.

Крой аланского кафтанавполне соответствует крою этнографическойчеркески.Покрой верхней одежды не только сохранилсяв этнографическом платье, но сталгосподствующим в одежде народов СеверногоКавказа. Среди археологических видовпоясной аланской одежды выявляются прямыепараллели с этнографическими аналогами. Преждевсего это штаны с широким шагом,исключительно удобные для верховой езды ишироко распространенные в костюмесеверокавказских народов.Распространение наборных поясов относитсяк VII в. исвязывается с тюрками.

Крой аланскогоженского платья полностью соответствуетэтнографическим женским рубахам, которые унекоторых народов Северного Кавказаявляютсядостаточным видом одежды; в нихпозволительно находиться не только в доме,но и за его пределами. Покрой верхнейженской одежды изменился в результатеконтактов со степняками-половцами.Единовременный отказ от векамисложившихся форм – кроя, конструкции, силуэтаверхнего платья – нельзя объяснить только влиянием моды.Очевидно, здесь скрыты более сложныепричины. Они могут быть связаны и сизменением положения женщины в обществе, ис переменой характера ее занятий, ибонародный костюм всегда отвечаетпотребностям повседневной жизни.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»