WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |

Источниковедческая база.Источниками пореконструкции и изучению средневековогосеверокавказского костюма являютсяархеологические материалы, иконография, письменныесвидетельства, фольклор и этнологическиеданные. В работе рассмотренытолько те комплексы, в которых сохраниласьодежда как системообразующая основакостюма. В исследовании используютсяматериалы, полученные вовремя полевых работ, сборы из музейныхколлекций в России, Китае, Франции,Великобритании, США, а также из частнойколлекции Артура Липера, любезнопредоставленные в наше распоряжение.Последние рассматриваются в качествеисторико-культурного фона. В работеиспользовано более 100комплексов, содержащих различные данные отканях, одежде, убранстве костюмов, сшироким фоном аналогий и параллелей изразных стран Передней, Центральной иЮго-Восточной Азии (в том числе Ирана,Турции, Китая, Кореи, Монголии).

Основное преимуществоархеологических находок одежды, обуви иголовныхуборов заключается в том, что онипредставляют собой достоверную основу костюма. Такимобразом, реконструкция и исследованиесредневековых костюмов народов СеверногоКавказа базируется на подлинныхматериалах.

Археологическиематериалы не дают полной картины дляреконструкции. Информация, которая в нихсодержится, требует соответствующейдешифровки и интерпретации. В этой связи напомощь приходят источники другогохарактера –изобразительные, письменные, фольклор.

Важное место висследовании отведено изобразительнымпамятникам –храмовой фресковой росписи, миниатюрнойживописи, каменным изваяниям и рельефам,которые являются ценным подспорьем дляреконструкции полного комплекса костюма,манеры ношения и расположения деталейодежды.

Среди письменныхисточников особой информативностьювыделяются сообщения иностранных авторов,в разные периоды средневековья посетившихСеверный Кавказ. Особое место занимаеткорпус источников, сведения которыхнепосредственно с историей региона несвязаны, но в них содержатся данные окультуре народов и государств, в разныепериоды контактирующих с СевернымКавказом: Византии, Ирана, МонгольскойИмперии. Содержащаяся в этих источникахинформация, например, о костюме кочевников,тканях, изготовлявшихся в Монгольской империи,системе раздачи наградных одежд и т.п.,помогает нетолько реконструировать костюм кочевниковКавказского улуса Джучи, но и понять егосемантическое содержание.

Информация о костюмныхкомплексах содержится в устных эпическихпреданиях и фольклоре народов СеверногоКавказа. Изучая костюм по нартскимпреданиям, можно уточнить некоторые деталиархеологических форм костюма: манеруношения, связь с идеологическимипредставлениями и социальной историей общества. Вэпосе содержатся упоминания практическивсех составляющих кавказского костюма вконтексте погребального обряда, торговыхвзаимоотношений, экономическойдифференциации общества. Нартскиепредания запечатлели историческуюдействительность, в которой бытовалсредневековый костюм.

Исследованиеархеологического костюма в совокупности сэтнографическими материалами способствуетустановлению соотношения междуавтохтоннымикавказскими, а также тюркскими и иранскимикомпонентами в формировании культурынародов Северного Кавказа. Проникновениетюркских и иранских элементов в культуру степнойполосы Евразии и Северного Кавказа имеломесто и привело в итоге к сложному синтезу,вопрос о котором не может быть решеноднозначно. Этническая атрибуцияотдельных элементов костюма как показателя культурынародов Северного Кавказа способствуетвыявлениюбаланса всех ее составляющих.

В силу слабойразработанности проблем, связанных скочевническим костюмом и шелковым текстилеммонгольского времени, в отечественнойнауке, мы привлекали зарубежные источникиисториографического характера, средикоторыхследует назвать работы китайскогоисследователя Ж. Фена, рассматривавшего в своих трудаходежду средневековых китайцев династииЛяо и монгольские костюмы периода династииЮань94. Некоторые вопросы, связанные сособенностями технологии ихудожественного оформления китайских,иранских и центральноазиатских шелковпериода владычества монголов, рассмотреныв каталогевыставки «Когда шелк был золотом»,проведенной музеем Метрополитен иКливлендским музеем95.

Каталог ифундаментальное исследование персидскихшелков издали немецкие исследователи Р. Ньюман и Г.Мурза96. В этом же направлении работаетроссийский специалист Н.В. Сазонова,которая ввела в научный оборот коллекции сефевидскихтканей из фондов Музея искусств народовВостока97. Богатейший фактическийматериал по истории восточногосредневекового текстиля содержит монографияН.Н. Соболева98.

В качествеэтнографических параллелей привлекалисьматериалы исследований ведущих этнографов,специалистов по северокавказской одежде:С.Ш. Гаджиевой99, Г.А.Сергеевой100, Е.Н.Студенецкой101, а также покостюму Средней Азии и Казахстана: О.А.Сухаревой 102, Н.П.Лобачевой103, Г.П.Васильевой104 и др.

Методологическаяоснова исследования. В самомобщем виде методологической основой работы являетсяпринцип историзма, подразумевающий подходк истории общества как к изменяющейся вовремени, развивающейся действительности, атакже принцип детерминизма, которыйпредполагает объективное существование взаимосвязейявлений, пространственных и временныхкорреляций, функциональных зависимостей.Но для создания историко-культурной моделинеобходим более конкретный методисследования костюма как историческогоисточника. В качестве такого метода былиспользован метод репрезентации,базирующийся на основных направленияхгерменевтико-феноменологической традиции,рассматривающей артефакт как факт историии культуры. Этот метод позволилреконструировать материальный исоциокультурный фон, способствующийобъективному взгляду на костюм, как наисторическийисточник. Материальные и идеальныесвойства костюма обусловили обращение кестественно-научным методам и методамструктурно-семиотического анализа. Наоснове междисциплинарного характераиспользованных методов была создана новаяконцепция исследования костюма какисторического источника, которая позволяет снаибольшей полнотой раскрыть аккумулированные вкостюме культурно-исторические явления ипроцессы. Новая концепция базируется на принципесоответствия, подразумевающего связь спредшествующими теоретическимипостроениями в области исследования костюма.Методология и методические приемыподробно изложены в первой главедиссертации.

Научная новизна работы состоит в том, что в ходеисследования разработана концепция использованияархеологического костюма какисторико-культурологического источника. Вработе археологический костюм впервыерассматривается как источник дляреконструкции этносоциальной историинародов Северного Кавказа на протяженномхронологическом отрезке – VII–XVII вв.

Для всестороннегораскрытия источниковедческого потенциалакостюма предлагается новыйрепрезентационный метод исследования,позволяющий реконструировать материальный исоциокультурный фон, объективированный вкостюме. В результате применения данногометода были получены новые данные,характеризующие динамикухозяйственно-экономического развитиясеверокавказского региона в эпохусредневековья и ценностные культурныеориентации,принятые и разделяемые всемисеверокавказскими обществами.

Костюм впервыерассматривается как источник дляхарактеристики народной ментальности, котораяопределяет общее понимание мира иотношение к происходящим в нем явлениям.

Впервые на широкомкультурно-историческом фонепроанализированы костюмы кочевниковЗолотой Орды. Это дало возможностьсравнить комплексы, обнаруженные вКавказском улусе Джучи, с реальнымипарадными монгольскими костюмами, известными понаходкам одежд династии Юань, обнаруженнымна территории Китая, а также поизобразительным источникам, выявить общееи особенное.

Впервые проведеноширокое исследование шелковых тканеймонгольскоговремени и предложена методика атрибуциитехники и дизайна для установления их культурнойпринадлежности. Принципиально новымявляется опыт соотнесения находок археологическоготекстиля с названиями тканей, известных посредневековым письменным источникам, исоставление атрибутивного текстильногословаря.

По-новомуинтерпретированы иранские «лицевые»ткани, обнаруженные в позднесредневековыхсклеповых могильниках Северного Кавказа. Висследовании они рассматриваются как способперсидской идеологической пропаганды встремлении установления контроля надтерриторией Северного Кавказа со стороны Ирана, а такжекак одно из средств вовлечениясеверокавказских народов в орбитумусульманского мира.

Впервые проведенкомпаративный анализ костюмов народовСеверного Кавказа иСреднеазиатско-Казахстанского региона, врезультате которого были выявлены формыодежды, имеющие общие древние прототипы,что позволяет наметить пути длядальнейшего исследования механизмовкультурного взаимодействия сопредельных регионов вдревности и в средние века. Сравнительныйтипологический анализ показалсуществование контактной зоны культурноговзаимодействия, где аккумулированыпризнаки северокавказских исреднеазиатско-казахстанских костюмныхкомплексов. Такой зоной является Дагестанс особымтипом костюмов, совмещающихсеверокавказские и среднеазиатские черты.Установление контактной зоны культурноговзаимодействия, выявленной в результатетипологического сравнения разныхкостюмных комплексов, позволяет ставитьвопрос о существовании подобныхпереходных зон для контактирующихархеологических культур древности исредневековья.

В научный оборотвпервые вводится ряд новых памятников.По-новому интерпретированы материалы изстарых музейных коллекций, предшествующееисследование которых, как правило, имелоописательный характер. Также в работе представленынаучные каталоги неопубликованныхколлекций одежды и тканей из средневековыхпамятников Северного Кавказа.

Принципиально новойявляется предложенная автором методикареконструкции археологического костюма,ее теоретическая аргументация ипрактическая реализация. Различный уровеньисточников позволил обосновать три типареконструкции, имеющих аутентичный,достоверный и гипотетический характер. В работевпервые представлен полный визуальный рядкостюмов населения Северного Кавказа вразличные исторические периодысредневековья.

В отличие отпредшествующих работ, касающихся историикостюма, в диссертации приведены не толькорезультаты, но и подробные методикиисследования таксономическойпринадлежности природных материалов,использовавшихся в костюме, красителейтканей, аутентичных выкроек,технологических приемов изготовленияодежды, что придает им характер открытогоисточника для других исследований.

Практическаяреализация результатов исследования.Материалы, содержащиеся висследовании, и результаты работысущественно дополняют и конкретизируютпредставления о культурном обликесредневекового Северного Кавказа ихарактере культурного взаимодействиярегиона с Востоком и Западом. Они могутбыть использованы в научных трудах,связанных с исследованием различныхаспектов истории и культуры не толькосеверокавказских, но и других народовЕвразии в эпоху средневековья. Отдельныеранее опубликованные положениядиссертации нашли отклик и поддержкуколлег, работающих в смежных направлениях.Предложенный нами тезис о наличии пояснойраспашной одежды на половецких изваяниях,использовании ее средневековымикавказскимиаланами и этнографических параллеляхэтому виду одежды в киргизском костюме был поддержанН.П. Лобачевой105, М.С.Гаджиевым106, С.А.Яценко107. Изложенные висследовании идеи о влиянииестественно-природных факторов насложение цветовых предпочтений у народовСеверного Кавказа были поддержаны Л.В.Самариной108. А.Г.Юрченкосогласился с нашей реконструкциейрасположения лунного серпа и солярногодиска –украшений на рукавах женского халатазолотоордынского времени из могильникаНовопавловский, но выразил сомнениеотносительно аргумента определенияместоположения изображения светил, в качествекоторого мы рассматривалипространственную ориентацию монголов. А.Г. Юрченкопредложил связать семантику правой и левой стороны сгендерным аспектом монгольскогоимперского этикета109. Результатынашего исследования аланских костюмовбыли использованы Д.В. Белецким прианализеодежды персонажей, изображенных нафрескаххристианского храма XIII – начала XIV вв. в осетинскомселении Нузал в Алагирском ущелье110.С.С. Новиковпровел историко-культурные параллелимежду аланскими костюмами, представленными нанаших реконструкциях, и костюмамивосточных марийцев111.

Материалы исследованиямогут быть использованы при разработкеучебныхкурсов и пособий по истории, культурологиии источниковедению народов СеверногоКавказа, а также ираноязычных итюркоязычных кочевников. Вопросы этнокультурнойистории народов Северо-Кавказскогорегиона на примере костюмарассматривались в курсах «Культурология»и «История культуры», прочитанных авторомв Ставропольском государственномуниверситете112. Материалымонографии «Средневековый костюм народовСеверного Кавказа»113используются коллегами в университетскихучебных курсах «История культуры народовКавказа», «Историко-культурное наследиеСеверо-Кавказского региона», а такжевключены в программу обучениямодельеров-конструкторов «История стилей вискусстве и костюме» Ставропольскоготехнологического колледжа. Материалыисследования и наша концепция костюма какисторического источника использованы также влекционныхкурсах «Этнология народов России» и«Основы археологии», читаемых в Самарскомгосударственном педагогическомуниверситете.

Одним из важныхаспектов практического примененияисследования является возможность использованияреконструкций костюмов в музейныхэкспозициях.Реконструкции кочевнических костюмовзолотоордынского времени из могильникаДжухта представлены в экспозицииархеологического музея ГУП «Наследие»(Ставрополь) вместе с материалами, наосновании которых они выполнены.Реконструкции аланских женских, мужских идетских костюмов были предоставлены дляэкспозиции Отрадненского муниципальногоисторико-археологического музея (ст.Отрадненская Краснодарского края).Графические реконструкции аланскихдетских костюмов использованы приподготовке и проведении выставки «Археологиядетства: игрушки, игры и обряды втрадиционных обществах» в Самарскомобластном историко-краеведческом музее им.П.В. Алабина114.Реконструкция аланского костюма XI–XII вв.использовалась на выставке «Аланский всадник.Сокровища князей I–XIIвеков», организованной Государственныммузеем Востока (Москва, 2005). На основаниипредложенных нами графическихреконструкций для экспозиции Казанскогонационального музея под руководством В.В. Хабароваподготовлены реальные аналогиикомплексовкостюмов золотоордынских кочевников.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»