WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 9 |

Археологические находки одежд изсобственно хазарских памятниковпрактически неизвестны. Весьма ограниченный кругизображений носит условный характер, непозволяющий достоверно восстановитьхазарский костюм. Вопрос о хазарскомкостюме как этнокультурном признакеостается открытым. Но на широкой территорииЕвразии тюркоязычныекочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный,расклешенный, распашной кафтан длиной доколен, с характерными отворотами ворота,образующими лацканы. Этипризнаки, очевидно, характеризовали ихазарскую одежду. Вероятно, что,находясь в непосредственном контакте схазарской правящей верхушкой, аланская знатьносилакостюмы, принятые при хазарском дворе, какпоказатель социальной престижности. Имеющиеся насегодняшний день материалыиз могильников Подорванная Балка, Хасаут,Улукол, Эшкакон, Амгата и др.позволяют с документальной точностьюреконструировать именноаланский костюм и наоснованииизобразительных источников установить егосоответствие не столько хазарскому,сколько общетюркскому средневековомукомплексу.

Аланский мужской костюм состоял из короткихштанов с широким шагом, чулок, кафтана,конструкция которого основана нараспашном характере кроя,мягкой кожаной обуви без подметок иголовного убора. Этот набор был основным у населенияСеверного Кавказа в VII–XI вв., чтоподтверждают аланские изобразительныепамятники. Необходимым элементом мужскогокостюма, неразрывно связанным с оружием иутилитарно,и семантически, был пояс с металлическимгарнитуром.

Поясная женская одеждаи обувь не отличались от мужских форм.Характерными элементами женскогокостюма было верхнее платьепрямого свободного силуэта с запазушнымкарманом и сложные головныеуборы, конструкция которых была подчиненанеобходимости тщательно спрятать женскиеволосы. Девичьи шапочки и начельные диадемыоставляли волосы открытыми. Возрастныхотличий в верхней одежде алан не было.Детские платья шили по той же выкройке, что иодежду для взрослых.

Убранство аланскогокостюма отличается многообразием иразнородностью предметов, а такжеполифункциональностью некоторых из них.Женщины использовали большое количествоукрашений, амулетов и аксессуаров.

В раннем средневековье бусыбыли характерным украшением женскогоплатья. Аланки закрепляли ожерелья вплечевых петлях на платьях узлами илифибулами. Аланским амулетам посвящена многочисленнаяархеологическая литература. Наша задача состояла в том, чтобырассмотреть амулеты как элемент костюма иза стереотипным и массовым материаломувидеть индивидуальные предпочтения ичастное отношение человека к выборуамулетов. При таком подходе специальноевнимание обращено на редкие нестандартныенаходки: ожерелья, состоящие из раковин, косточекперсика, плодов водяного ореха,использование в магических целях зеренчерного перца, сандалового дерева и т.п. В проникновении валанские языческие представленияэлементов из других верований, подчас изочень далеких культур, видна уникальностьвремени. Вместе с тем многочисленныеамулеты, находящие параллели вэтнографических северокавказскихматериалах, можно интерпретировать каксвидетельство материального и духовногоединства при формировании северокавказскогокультурно-исторического ландшафта.Несмотря на принятие аланами христианства, языческиепредставления еще долго сохранялись вкультуре северокавказских народов.

2.2Костюмные комплексы в. п. XI – п.п. XIIIвв.

Крушение Хазарскогокаганата привело к восстановлениюнезависимости и политическойцентрализации Алании, в состав которойвходили многие народы Северного Кавказа. Во второй половине XI–XIII вв. СеверныйКавказ оказывается под мощным влияниемполовцев. Костюмы северокавказскогонаселения в этот период известны поархеологическим материалам из аланскихмогильниковЗмейский (Северная Осетия), Рим-Гора иКольцо-Гора (в Кисловодской котловине).Сравнительный анализ археологическихнаходок и одежд, изображенных на половецкихизваяниях, позволяет говорить о том, что вобозначенный период Северный Кавказ испыталвлияние новой волны тюркской моды. Именно в половецкое времяопределился силуэт этнографическогосеверокавказского женского платья,которое по форме стало максимально схожимс мужской верхней одеждой: приталенным,расклешенным и распашным, требующим поясакак конструктивного подкрепления, вотличие от предшествующего периода, когдаженщины носили неподпоясанное платье прямогокроя. Измененияпроисходят и в манере ношения верхней мужскойодежды: более короткое и тонкое платьестали надевать поверх длинного и плотного.Появилась новая деталь костюма – набедренная юбкабельдек.

Отсутствие большогоколичества узорных шелков в костюмахXI–XII вв. и замена ихзолочеными аппликациями в одежде связаны с сокращением поступления импортныхтканей, что не нашло пока должногообъяснения. Возможно, сокращение торговыхотношений в какой-то мере отразилось и наисчезновении бус из женскогокостюма.

2.3 Внешностьраннесредневекового населения СеверногоКавказа

Представления овнешности раннесредневекового населенияСеверного Кавказа позволяют составитьписьменные свидетельствавизантийских авторов Аммиана Марцеллина, МихаилаПселла, Анны Комниной, арабского историка ипутешественника ал-Масуди, а также данныенартского эпоса. Археологическизасвидетельствовано, что волосы и бородыаланы окрашивали хной, женщиныиспользовали румяна из охры. Набор растений, произрастающих наСеверном Кавказе, позволяетпредположить, что аланки, славившиесясвоей свежей и нежной кожей, умывались отварамиособых трав и использовали их для ухода за своейвнешностью.

2.4Костюмы персонажей Кяфарскойгробницы

В качестве примератого, как сами аланы изображали свой костюми какие детали одежды художники выбирали вкачестве знаковых, рассматриваются изображенияКяфарской гробницы аланского правителяXI в. Средиизображенных на стенах гробницы костюмов выделяются мужские иженские одежды, разные посилуэту, облачениесвященнослужителя христианского культа идве разновидности светского мужскогокостюма. Фигура женского персонажаизображена в просторном неподпоясанном платье прямогосилуэта и тюрбанообразном головном уборе.Фигуры в одежде приталенного ирасклешенного силуэта атрибутируются всодержании рельефных сцен, как мужскиеперсонажи. На рельефахКяфарского мавзолея, на каменной плите изКочубеевского района Ставропольского края, нарельефах храма Тхаба-Ерды в Ингушетии и наизваянии, изображающем аланского воина с ДлиннойПоляны в Архызе, воспроизведен один и тотже силуэт верхней мужской одежды. Костюм главногогероя, для которогосоздаваласьКяфарская гробница,отличается от других персонажейостроконечным навершием головного убора,высокими сапогами и секирой, символомцарскогостатуса. Все формы одежды,изображенные на рельефах, имеют прямыеаналогии среди археологических находок, ихсемантика раскрыта в преданиях нартскогоэпоса.

2.5Кавказский текстиль VII – первой половины IX вв.

Решение вопроса охарактере и происхождении текстильныхволокон имеет важное значение для историихозяйственно-культурного развитиясеверокавказских народов в раннем средневековье.Определениетаксономической принадлежности текстильного сырьяпроводили на основе микроскопическогоисследования волокон вполяризованном свете, а также на основехимического воздействия специфическимиреагентами. При этом в поляризованном свете для волокон льна ипеньки наблюдались различные картины. Вработе обоснована методика определения видовойпринадлежности лубяных волокон. Врезультате исследования 213 образцовустановлено, что 143 (67,1%) выполнены из волокон льна,28 (13,1 %)– конопли, 31(14,5 %)являются смеском конопли и льна. Небольшой процентсоставляют хлопковые ткани, смесок хлопкаи льна, льна и шерсти.

С уверенностью можносказать, что для населения СеверногоКавказа в раннем средневековье ленбыл сырьем для одежды основной массынаселения. Льняное сырье выращивали иобрабатывали на месте,что подтверждаетсяписьменнымиисточниками, сведенияминартского эпоса и даннымипалеоботаники. Конопляное сырьеиспользовали значительно меньше,чем льняное. Расчеты показали, что культивирование льнабыло более экономичным. Чтобы изготовитьодинаковое количество изделий,производство конопли требовало в 2,3 разабольше посевных площадей, чем производствольна. Кроме того, для изготовления конопляныхтканей высокого качества требовалосьбольше трудозатрат, чем для изготовленияльняного текстиля.

Производство пряжи ихолста исторически всегдабыло делом рук самих земледельцев. Частыенаходки деталей ткацких станков и пряслицв женских захоронениях свидетельствуют о том,что прядение и ткачествоповсеместно являлись домашнимипромыслами.

2.6Реконструкция социально-ценностнойпрагматики в костюмах средневековогонаселения Северного Кавказа

В костюме с помощью конкретныхсимволов половозрастной или социально-экономическойдифференциации, этнической илирелигиозной принадлежности получаливыражениеценностные и этическиепредставления. В аланском костюме оппозиция «мужское– женское»связана не только с дифференциациейсоциальной роли мужчин и женщин, но и сэтическими ценностями, принятыми вобществе. Функция мужчины-воинапротивопоставлена репродуктивной функцииженщины. Внешне это выразилось вобязательности пояса, неразрывносвязанного с оружием в мужском костюме, ипринципиальном отсутствии пояса в женском платьепрямого широкого силуэта с нашитыми на егоподоламулетами плодородия. Валанском обществеотношения полов базировались на главныхгендерных функциях мужчин и женщин,представлявших собой более древнееобщественное явление, чем отношениясобственности.

Представления ожизненном цикле и его этапахпрослеживаются в аланском костюмев изменении длинынагрудного разреза платья ипоследовательной смене женских головныхуборов (детские, девичьи, уборженщины-матери). Девичий головнойубор маркировал не социальное положение, абиологический возраст, указывающий напотенциальную способность к деторождению.Только после реализации женщиной фертильной функции онаприобретала социально-значимый статус,который был обозначен новой формойголовного убора.

Юношу, включенного всостав дружинной организации, от мальчика отличал пояс сбоевым оружием.

Количество шелка валанском костюме обозначало социально-правовое положение,определяемое знатностью рода и воинскойдоблестью индивида, что выразилось всеверокавказской пословицео людяхзнатного происхождения, впавших вбедность:«Ветхая тряпка, да шелковая». Золотые навершияна мужскихголовных уборах, как свидетельствуютданные эпоса, символизировали солнце.Солнечный свет и тепло, дающие жизнь и силу,ассоциировали с положительными категориями, которыесоотносили с морально-этической оценкойдоблестного героя. Человек, стоящий ниже насоциальной лестнице, обладал меньшей долейкачеств, олицетворявших благородство, илине обладал ими вовсе.Морально-этическая оценка «мелких»,«ничтожных» людей через сравнение сэлементами костюма выражена в эпизоде нартскогоэпоса, где сафьяновый чувяк говоритсыромятному:«Мерзкое ты дерьмо, ведь меня шила юная девушка, а ты щетина, ты же дрянь»124.

Костюм отражал некуюментальную составляющую, которая и определяласеверокавказский костюм какэтнорегиональный символ.

2.7Костюм в историческом контексте средневековья

Трактовка элементоваланского костюма в исторических событияхи явлениях.Являясь знаковой системой всредневековом обществе, костюм нес самыеразличные смысловые нагрузки. В том числе дары одежд отвизантийского двора варварским правителямзаключали в себе определенный смысл. Такойрод гостинцев в форме одежд и тканей объяснялся нетолько драгоценностью последних. Привизантийском дворе покрой, цвет, характернашивок являлись знаком социальногоположения обладателя. Таким образом,жаловались не столько сами одежды, сколькосоциальный статус, который онисимволизировали. Поэтомупристрастие варваров квизантийскому облачению объяснялось непросто желанием обладать драгоценнымитканями, а именно одеждами царскими.Это связано с политическойситуацией в варварских обществах,переживавших процесс образованиягосударственности, длякоторых византийские облачения считалисьсимволом законности власти.

Средневековый костюмнародов Предкавказья в контекстенартского эпоса. Важная роль в раскрытиивнутреннего содержания средневековогокостюмапринадлежит устным народнымпреданиям.В нартскомэпосе костюму уделено самоебольшое место по сравнению с описаниемдругих элементов материальной культуры. Рукоделие и шитье отмечены всказаниях особо, при этом подчеркнуто, чтопоследние были основным занятиемкавказских женщин. Умение рукодельничать ставилось водин ряд с красотой при выборе невесты.Имеющиеся в эпосе описанияодежды соотносятся с археологическиминаходками. Впериод VII– первой половиныXIII вв. каких-либопринципиальных локальных различий в формированиикостюма на всей территории СеверногоКавказа, по археологическимматериалам,не выявлено. В преданияхвсех северокавказских народовупоминаются одинаковые составляющиекостюма в единой интерпретации, что подтверждаетобщность условий развития материальнойкультурынародов Северного Кавказа и формированиянартского эпоса как художественнопереработанного отражения историческойдействительности.

2.8Истоки и этнографические параллелисредневекового северокавказскогокостюма

Костюмные комплексы древнихираноязычных и тюркоязычных кочевников обнаруживаютбольше сходства, чем различия. Одежда и техи других была сшита по сложной выкройке,что, собственно, и отличало ее отклассической одежды античного мира,которую просто драпировали вокруг фигуры.Причина сходства в том, что оба комплексасформировались как одежда всадника иокончательно сложились еще до серединыIтысячелетия до н.э.

Крой аланского кафтанавполне соответствует крою этнографическойчеркески. Покрой верхней одежды не толькосохранился в этнографическом платье, ностал господствующим в одежде народовСеверного Кавказа. Среди археологических видовпоясной аланской одежды выявляются прямыепараллели с этнографическими аналогами. Преждевсего это штаны с широким шагом,исключительно удобные для верховой езды ишироко распространенные в костюме северокавказских народов. Распространениенаборных поясов относится к VII в. и связывается стюрками.

Крой аланскогоженского платья полностью соответствуетэтнографическим женским рубахам, которые унекоторых народов Северного Кавказаявляютсядостаточным видом одежды;в нихпозволительно находиться не только в доме,но и за его пределами. Покрой верхнейженской одежды изменился в результатеконтактов со степняками-половцами. Единовременный отказ от векамисложившихся форм – кроя, конструкции, силуэта верхнего платья– нельзяобъяснитьтолько влиянием моды. Очевидно, здесьскрыты более сложные причины. Они могутбыть связаны и с изменением положенияженщины в обществе, и с переменой характераее занятий, ибо народный костюм всегдаотвечает потребностям повседневной жизни.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 | 7 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»