WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |

Практическаязначимость работы определяется также тем,что изучение большого количества древнихтканей позволило усовершенствоватьметодики исследования природных лубяныхволокон и природных красителей различнымимикроскопическими, химическими ихроматографическими методами.Результаты иопыт, полученные при исследовании древнихтканей, применяются в настоящее времясотрудниками Ставропольской ЛСЭ115при производстве экспертиз поисследованию волокон растительногопроисхождения и тканей, окрашенныхсинтезированными антрахиноновымикрасителями.

Апробация работы.Теоретические положения ипрактические результаты работы изложены вмонографиях и публикациях общим объемом 45авторских листов. Идеи и некоторые итогиисследования излагались на международных,всероссийских и региональных научныхфорумах. В их числе Международнаяконференция «Международноесотрудничество археологов на великихторговых и культурных путях древности исредневековья (Кисловодск, 1994); III Всероссийский научныйсеминар «Интеграция археологических иэтнографических исследований», посвященный 110-летиюсо дня рождения С.И. Руденко (Омск, 1995);научно-практическая конференция«Культурное и природное наследие врегиональной политике» (Ставрополь, 1997);конференция, посвященная 100-летию со днярождения Т.М. Минаевой (Ставрополь, 1997);Межрегиональная научная конференция«Интеллигенция Северного Кавказа вистории России» (Ставрополь, 1998); XX МеждународныеКрупновские чтения по археологии Северного Кавказа(Железноводск, 1998); Крупновские чтения поархеологии Северного Кавказа (Майкоп, 1992; Москва,1996; Кисловодск, 2000; Ессентуки – Кисловодск, 2002;Москва, 2004; Нальчик, 2006); Всероссийскаяконференция к 10-летию Российскогонаучно-практического центра по проблемаммузейной педагогики «Образовательнаядеятельность художественного музея»(Ставрополь, 2000); ПервыеСанкт-Петербургские этнографическиечтения «Этническое единство и спецификакультур» (Санкт-Петербург, 2002); X и XI коллоквиумы«Ювелирноеискусство и материальная культура»(Санкт-Петербург, 2002, 2003); Первая Всероссийскаянаучная интернет-конференция «Новаялокальная история» (Ставрополь, 2003);Международная научная конференция (врамках конкурса «Адмиралтейская игла-2002,2004») «Мода и дизайн: исторический опыт– новыетехнологии (Санкт-Петербург, 2002, 2004);Международный конгресс востоковедов (Москва, 2004);Ежегодный конгресс Европейской Ассоциацииархеологов (Санкт-Петербург, 2003; Франция,Лион, 2004; Ирландия, Корк, 2005); Международный симпозиум«Шелковый путь и монгольское искусствоэпохи Юань» (Китай, Ханчжоу, 2005); Международнаянаучная конференция «Золотая Орда. История и культура»(Казань, 2006); III Международная научнаяконференция «Город и степь в контактнойЕвро-Азиатской зоне», посвященная 75-летиюсо дня рождения Г.А. Федорова-Давыдова(Москва, 2006); Первая Абхазская международнаяархеологическая конференция, посвященнаяпамяти Ю.Н. Воронова (Сухум, 2006); 21-й Международныйконгресс византинистов (Лондон, 2006).Отдельныеположения диссертации изложены насеминаре в Институте археологии иклассической древности в университетеБермингема (Великобритания, 2002), а также нанаучно-методическом семинаре «Textus» вСтавропольском государственномуниверситете (Ставрополь, 2003, 2004, 2005).

Структура диссертации.Работа состоит из введения,пяти глав с выделенными параграфами, заключения,библиографического списка и приложения.

СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Во введении отражена общая характеристикаработы: обоснована актуальность и степеньизученности археологических костюмовсредневекового населения Северного Кавказа нашироком хронологическом отрезке – VII–XVII вв., обозначеныобъект и предмет исследования, определеныцель и задачи, методологические основы исследования,установлены хронологические итерриториальные рамки, очерченаисточниковая база работы,охарактеризованы научная новизна,практическая значимость и апробациянекоторых результатов диссертации.

Глава 1.Методологические основыисследования источниковедческого потенциалакостюма

Как культурная формакостюм представляет собой совокупностьодежды, головного убора и обуви,отражающих, главным образом, егоутилитарные функции, а также убранства(отделка одежды аппликацией, вышивкой,нашивнымибляшками и т.д., пояса, украшения, амулеты,оружие, косметика, прическа), котороепревращает утилитарный комплекс вобразно-семантическую систему. К костюму могутотноситься также аксессуары (сумочки,кошельки, туалетные принадлежности и т.д.), то естьнабор предметов, дополняющих костюм, носемантическая значимость которых вконтексте комплекса сведена к минимуму иих наличие или отсутствие не нарушаетструктуру костюмного ансамбля. Очевидно, что вкомплексе костюма не все элементы являютсясистемообразующими. При отсутствии отдельныхэлементов убранства костюмный комплексбудет носить некую долю условности. Междутем отсутствие информации (не толькособственно находок одежды, но и косвенныхисточников – изобразительных и письменных) обазе костюма – одежде вообще – не позволяетреконструировать костюмный ансамбль.Таким образом, рассматривая толькоэлементы костюма, мы имеем дело лишь сфрагментарной информацией. В таком случаеможно говорить лишь об элементах костюмаили его убранства, употребление же рядомархеологов понятия «костюм» применительнок отдельным предметам некорректно.

1.1 Методикареконструкции костюма

Характерреконструкции зависит от степенисохранности артефактов, количества икачества дополнительных источников(письменных, изобразительных, эпических ит.п.). В этой связи в работе обосновано тритипа реконструкции костюмов.

Аутентичная (прямаяполная) реконструкция полностью основывается напервоисточнике, то есть на артефактах,позволяющих восстановить крой одежды, еепространственную форму, манеру ношения,комплекс убранства. При воспроизведении формыкостюма учитываются конституциональныеособенности индивида. Графическая реконструкциявыполняется с учетом пропорциональногосоотношения антропологических данных иразмеров одежды. Выполнение аутентичнойреконструкции предусматриваетвоспроизведение подлинного орнамента и колоритатканей. В результате мы получаемреконструкцию подлинного костюма,выполненную в графической форме.

Обобщающая(аподиктическая) реконструкция используется в том случае, когдаприходится составлять образ костюма по егоостаткам из разных комплексов. Истинностьреконструкции проверяется поизобразительным и письменным источникам.Аподиктическая реконструкциярепрезентирует не конкретный археологическийкомплекс, а культурную форму, характернуюдля определенного историко-культурногопространства.

Гипотетическаяреконструкция используетсяв тех случаях, когда присутствуют лишьэлементы костюма и нет возможностивосстановить системоообразующую основукостюма –одежду, головной убор или обувь. Модель вэтом случае строится на основанииобоснованных материалами предположений.Гипотетический тип наиболееприменим к первобытным эпохам, для которыхнет иконографических и этнологическихпараллелей.

1.2 Теоретические основыисследования костюма

как историческогоисточника

Новыйрепрезентационный метод исследования,предложенный для всестороннего раскрытия содержаниякостюма как исторического источника,базируетсяна основных направленияхгерменевтико-феноменологической традиции,рассматривающей артефакт как факт историии культуры. При разработке репрезентационногометода исследования костюма мы опиралисьна теоретические положения известныхроссийских и зарубежных философов икультурологов: М.А. Барга116, Х.-Г.Гадамера117, М.Вартофского118, Ю.Б.Борева119, Э.Гуссерля120, Ж.-Ф.Лиотара121, К.А.Свасьяна122, Ю.М.Лотмана123 и др. Этотметод позволил реконструироватьматериальный и социокультурный фон,объективированный в костюме. Репрезентацияобладает свойствами релевантности, то естьсмыслового соответствия междуинформационным запросом и сообщением,содержащимся в костюме какисследуемом объекте, а такжеинтенциональности, в которой следуетразличать намерения субъекта иисследователя. С одной стороны, костюмявляется результатом целеустремлений идействий субъекта, сознательностремящегося наделить объект определеннойдолей информативности, а с другой, костюмотражает явления не связанные снамерениями субъекта, но являющиесязначимыми для исследователя при изученииисторико-культурной ситуации, чтозначительно расширяет источниковедческийпотенциалкостюма.

Опираясь наинтенциональные и релевантные свойстварепрезентации в пространстве текстакостюма как исторического источника,выделены и подробно рассмотрены четыре уровняинформации, характер которых инвариантенотносительно любых костюмныхкомплексов. Эти уровни не обособлены, азачастуюинформация на одном уровне служит ключом кпониманию смысла другой информативнойчаститекста.

1.3 Костюм какисторический текст

Сенсуально-рационалистическийуровень информациипозволяет составить представление обобъекте: его утилитарно-функциональныхсвойствах, форме костюма, составляющих егоэлементах, эстетических и утилитарныхпредпочтениях, качестве используемыхматериалов и т.д. На этом уровнеустанавливаются определенные сведения одеятельности по производству костюмныхформ, занятиях населения,ландшафтно-климатических условиях,определяющих использование тех или иныхматериалов, крой, выбор колорита и т.п.Данный уровень сопряжен с информацией о природнойсреде и экономической организацииобщества. Наэтой ступени применялисьестественно-научные методы исследования(метод микроскопического и химическогоанализа, инструментальные методыисследования) и специальные подходы дляустановления технологии изготовления одежды.

Семиотический уровеньинформации. Семиотическийанализ раскрывает понятия значения исмысла признаков объекта. Информация наэтом уровне сопряжена с этносоциальнымустройством общества,религиозно-магическими представлениями,политической организацией,художественно-эстетическими воззрениями.Рассматривая костюм на данном уровнеинформации, мы опираемся насемиотический подход, предполагающийвыделение синтаксиса, прагматики и семантики.

Синтаксис – это определенныйнабор элементов костюма, которыеконституируют положение владельца вкультурном контексте. Понятие значения исмысла признаков костюма (элементовсинтаксиса) раскрывает семантика,котораяопределяет элементы синтаксиса какзнаки-признаки и знаки-символы. Знаки-признакиявляются показателем того, что ониобозначают. Так, количество используемогошелка в костюмах алан было показателемсоциального расслоения и соответственно положениявладельца в обществе. В знаках-символахзаключеннаглядный образ содержащегося в немсмысла. Золотые навершия на шлемовидныхголовных уборах символизировали солнце, начто прямо указано в нартском эпосе.Прагматика – конкретное информационноесодержание, заключенное в определенных элементахкостюма, которое определяетсоответствующую реакцию и поведение тех, ктоиспользует и воспринимает костюм каксигнальнуюсистему.

Прагматический смыслсемиотики костюма лежит в поле ценностныхориентаций,принятых в обществе. Разделяемые обществомценности характеризуют его ментальность,которая определяет общее понимание мира иотношение к происходящим в нем явлениям.Именно это обстоятельство делаетсеверокавказский костюм этнорегиональнымсимволом, а не набором сходных форм одежды,обуви и головных уборов.

Культурологическийуровень информации.Культурологический аспект изучениякостюма строится на известных принципахподхода к проблеме формированиякультуры как к процессу взаимодействиямоноэтнических традиций и полиэтническихинноваций на синхронном и диахронномуровнях. Это позволяет рассматривать костюм вконтексте культурной динамики отначального момента формирования дозаключительного этапа складываниянародной культуры в результатедиахронного и синхроного взаимодействия.Исследование костюма в территориальномаспекте культурогенеза позволяетустановить векторы культурноговзаимодействия и причины изменения ихнаправлений, диагностировать механизмытерриториально-культурных контактовместного северокавказского населения ипришлых групп кочевников, констатироватьхарактерные признаки зонкультурно-исторического взаимодействия,определить степень влияния основныхцивилизационных факторов (кочевнического,христианского, мусульманского) наформирование культуры Северо-Кавказскогорегиона.

Исторический уровеньинформации.Вышеперечисленные информационные аспектыкостюма как исторического источника могутбыть поняты и правильно оценены лишь прирассмотрении их в конкретных историческихусловиях исвязях.

Культура не всегдапервична, и в определенных случаях именноисторические события являются импульсомдля культурного процесса. Так, например,появлениешелка в горах Северного Кавказа в VII веке было вызваноконкретной исторической ситуацией.Шелковые ткани у аланских племен появилисьпосле изменения направления одной из трассВеликого шелкового пути в результатеирано-византийских войн. На историческомуровне информации выявляются не толькособытия или явления, отразившиеся вкостюме, но также культурно-историческиевзаимодействия, которые выявляютматериально-ценностные контакты,семантически знаковые соприкосновения,социально-политические связи иидеологический обмен.

1.4 Денотаты и номинации.К вопросу о терминологии

Для археологическихпредметов существует достаточноустойчивая терминология, чего нельзя сказать опредметах одежды. Общеупотребительныхназваний невсегда достаточно для адекватногоописания сохранившихся артефактов. Поэтому вработе аргументирован выбор номинаций дляпредметов одежды из средневековыхпамятников Северного Кавказа и вприложении приведен словарьиспользованных терминов.

Глава 2.Раннесредневековые костюмы

северокавказскогонаселения (VII– перваяполовина XIIIвв.)

В рамках исследованияраннесредневекового аланского костюмавыделены двахронологических периода: VII – первая половинаXI вв.,связанный с историей Хазарского каганата, ивторая половина XI –первая половина XIII вв., проходивший в контакте состепняками-половцами.

2.1 Костюмные комплексыVII – первой половиныXIII вв.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»