WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |

На правах рукописи

Доде ЗвезданаВладимировна

Костюм населения

Северного КавказаVII–XVII веков

(Реконструкцияэтносоциальной истории)

Специальность 07.00.06–археология

Авторефератдиссертации

на соискание ученойстепени

доктора историческихнаук

Москва – 2008

Работа выполнена вотделе теории и методики УчрежденияРоссийской академии наук Институтаархеологии РАН

Официальныеоппоненты:

Д.и.н. Гаджиев М.С.

Д.и.н. ПолосьмакН.В.

Д.и.н. Кузнецов В.А.

Ведущаяорганизация:

Государственный музейискусств народов Востока.

Защита диссертациисостоится «27» марта 2009 г. на заседаниидиссертационного совета Д 002.007.01 по защитедиссертаций на соискание ученой степенидоктора исторических наук при УчрежденииРоссийской академии наук Институтеархеологии РАН по адресу: Москва, ул. Дм.Ульянова, 19,

4-ый этаж,конференц-зал.

С диссертацией можноознакомиться в библиотеке УчрежденияРоссийской академии наук Институтаархеологии РАН

Автореферат разослан«_____»____________2008

Ученый секретарь

Диссертационногосоветад.и.н. Дэвлет Е.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ

Актуальность темы.Многовековое культурноеразвитие Северного Кавказа отличает отдругих регионов сложное этнографическоеразнообразие. В то же время в рамках этогорегиона сформировался единый комплекснародного костюма, который является яркимпоказателем общности исторического пути,культурных и экономических связей,основных этапов этнического развитияпроживающих здесь народов. Костюм нетолько непременный атрибут культуры,связанный с этническими и социальнымикатегориями функционирования человеческого общества,но и полноценный исторический источник,несущий важнуюинформацию о различных областяхдеятельности человека. Этот источникобретает особое значение в тех случаях,когда изучается бесписьменный периодистории северокавказских народов.Информативность костюма основана на егоматериальных и идеальных свойствах,которые определяют утилитарные и символические функциикостюма. Для исследователя практическиефункции костюма сопряжены с информацией оприродной среде и экономическойорганизации общества, содержат сведения одеятельности по производству одежды иобуви, ландшафтно-климатических условиях,определяющих использование тех или иныхматериалов, крой, выбор колорита.Семиотические функции костюма отражаютэтносоциальное устройство общества,религиозно-магические представления, политическуюорганизацию, художественно-эстетическиевоззрения и т.п.

За последнее столетиеархеологических исследований СеверногоКавказа накоплен материал, позволяющийотразить единый процесс складываниянародногокостюма и выделить основныекультурно-хронологические этапы егоформирования,что представляется особенно актуальным нафоне описательного и узколокальногохарактера предшествующих изысканий.Актуальным является рассмотрение костюмакак элемента структурыповседневности.

Современный уровеньразвития археологии ориентируется наинтегральныйхарактер исследований. В этой связиактуальным является метод междисциплинарного изученияархеологического костюма, позволяющийреконструировать средневековые костюмныекомплексы, их практические и символические свойства.

Исследуя этапы развитиякостюма на тысячелетнем отрезке времени,возможно вотдельных случаях установить соответствиемежду определенными элементами костюма иэтнокультурной средой, с которой этиэлементы генетически связаны. Для СеверногоКавказа, являющегося зоной культурноговзаимодействия Востока и Запада, этоособенно важно. Выявление заимствований вобластикостюма позволяет прояснить некоторыемоменты этнополитической истории региона.

Использование костюмовв качестве археологического источника дляреконструкциисоциальной, политической, этническойистории, а также идеологических системсредневековых обществ является особенноактуальным для народов Северного Кавказа, не имевших впрошлом собственной письменности.

В условияхвозрастающего интереса к археологическомукостюму и разобщенности используемых авторамиметодик актуальным является созданиеновой концепции исследования костюма, снаибольшей полнотой охватывающей всеявления и процессы, которые может отражатькостюм как исторический источник.

Объект ипредмет исследования. Предмет изучения – социальная, экономическая, политическая,этническая история и идеологическиесистемы средневековых обществ СеверногоКавказа. Объектом исследования являетсясредневековый костюм народовСеверного Кавказа как культурная форма,содержащаясовокупность характерных признаков,отражающих его утилитарные и символические функции.

Степень изученностипроблемы. Описаниепредметов средневекового кавказскогокостюма отражено главным образом вархеологической литературе. Материалы,полученные в результате археологическихраскопок, как правило, вводились в научныйоборот авторами раскопок или передавалисьими в музейное хранение без публикациипамятников. Впоследствии к этим материаламв разное время обращались другиеисследователи. В силу специфики темыисследованияисториографический обзор построен всоответствии с проблемно-хронологическимпринципом: от самых первыхупоминаний находок одежд до современных исследований врамках одного археологического памятника;исследованийотдельных элементов средневековогокостюма народов Северного Кавказа;методологических работ, касающихсяреконструкции археологического костюма иметодов его историко-культурнойинтерпретации.

Фиксирование одеждыотносится к началу археологическогоизучения памятников Северного Кавказа вовторой половине XIX в. представителями русскойархеологической школы П.С. Уваровой,исследовавшей могильник XIV в. у селенияМахческ1, и Н.И. Веселовского, раскопавшегокурганы XIV–XV вв.в районе станицы Белореченской2.Спустя 50 лет после раскопок к материаламБелореченского могильникаобратилась В.П. Левашева3. Ееисследование было первым опытомклассификации и типологизации данныхматериалов.

Н.И. Веселовский и Н.И.Воробьев в скальном могильнике МощеваяБалка (западная часть Карачаево-ЧеркесскойРеспублики, вблизи верховьев реки БольшаяЛаба) обнаружили одежды и ткани уникальнойсохранности. Впоследствии эти коллекции былиобъединены в отделе ВостокаГосударственного Эрмитажа усилиями академика И.А.Орбели и дополнены находками, сделаннымина этом памятнике директором школы поселкаКурджиново Е.А. Миловановым и старшимнаучным сотрудником отдела Востока А.А.Иерусалимской4. Одежды и ткани,аналогичные материалам из Мощевой Балки,обнаружил М.М. Ковалевский в 1885–1886 гг. в результатеархеологического исследования могильникаХасаут в долине реки Клухор. Часть этихнаходок, дополненная позже коллекцией, собранной в 1959 г.А.П. Руничем, хранится в фондах ГИМа5.

В начале XX в. случайныенаходки одежды из могильников Балкариибылиприобретены А.С. Собриевичем для Музеянародов Северного Кавказа. Материал былвпоследствии опубликован Г.Н.Прозрителевым6. В настоящиймомент находки хранятся в фондахСтавропольского краеведческого музея (О.ф.№ 14442; 14453). К этим материалам приреконструкции аланского костюма обращалась З.В.Доде7.

Одежда и своеобразныеженские головные уборы были зафиксированыпрофессором Л.П. Семеновым при изучениисклеповых памятников горной Ингушетии в 1925–1932 гг.8Изучение ингушских склепов былопродолжено Е.И. Крупновым. Исследователембыли описаны находки женских и мужскиходежд, а также убранство костюмов,обнаруженныхв погребальных памятниках9.

В 1983 г. профессор В.Б.Виноградов поставил вопрос онеобходимости изучения «портняжногопромысла у позднесредневековыхвайнахов»10. В этомнаправлении работали его ученики: Б.Б.-А.Абдулвахабова11, З.А.Мадаева12, З.И.Хасбулатова13, Д.Ю.Чахкиев14. В.Б.Виноградов совместно с Б.Б.-А. Абдулвахабовой и Д.Ю.Чахкиевым провел всестороннееисследование женских головных уборов«кур-харс»15.

В 1926 г. сотрудникЦентрального музея народоведения Б.А.Куфтин исследовал позднесредневековыеосетинские склеповые могильники, в которыхсобрал предметы женской одежды. К находкамиз этой коллекции обращались Е.Н.Студенецкая16, Т.Д.Равдоникас17, З.В.Доде18.

В результатеисследования парного женского захороненияв могильнике Подорванная Балка в НижнемАрхызе Л.Н. Глушков выявил полный комплекскостюма, от которого в настоящее времясохранился только один головной убор (СГКМ.О.ф. Инв. № 26640/211). Эта находка былаисследована З.В. Доде19.

В результатеархеологических раскопок Змейскогокатакомбного могильника XI–XIIвв. С.С. Кусаевой20 и В.А.Кузнецовым21 были выявленыизделия, выполненные из шерстяных ишелковых тканей, кожаные одежды,отделанные золоченой аппликацией,разнообразные головные уборы и обувь,декорированные металлическими украшениями ибубенчиками. Часть этих находок спустямного лет была представлена на выставке«Аланский всадник», организованнойГосударственным музеем искусств народовВостока, в разделе «Средневековая АланияVI–XII вв. н.э.»22. Кэтим материалам неоднократно обращалсяВ.А. Кузнецовв контексте исследования историисредневековой Алании23.

В результатеархеологических раскопок богатыхпогребений конца XI –первой половины XII вв. могильника Кольцо-Гора в районег. Кисловодска С.Н. Савенко выявил одежды,во многом повторяющие формы и технологиюизготовленияизвестных находок из Змейскогокатакомбного могильника24.

Комплекс женскогокостюма XIII–XIVвв. из могильника Байрым был отреставрирован иопубликован Т.Н. Никитиной25 и И.М.Мизиевым26. Последнийпродолжил исследование археологическихкостюмов карачаевцев и балкарцев поматериалам могильников Верхний Чегем,Байрым, Курнаят, Ташлы-Тала, Карт-Джурт идр., представив результаты в монографии«Очерки истории и культуры Балкарии иКарачая XIII–XVIIIвв.», в главе, посвященной описанию одежды иукрашений27.

Фрагменты одежд,выполненных из шелка и парчи, войлока игрубого холста, также зафиксированы вархеологических памятниках Карачая XIV–XV вв. Х.Х.Биджиевым28.

Т.Б. Мамукаев,исследовавший склеповый могильник Даргавс(«Город мертвых»), реконструировалсредневековый свадебный наряд осетинки в«шелковойодежде типа пыльника»29. Наиболееподробно находки костюмов (одежды, обуви,головных уборов, украшений и тканей) из«Города мертвых» описаны в монографии В.Х.Тменова30.

Скальные погребения вНижнем Архызе и Мощевой Балкеисследовались В.Н. Каминским и И.В.Каминской. Находки тканей византийского,иранского, китайского и согдийскогопроизводства из этих памятников упомянутыв работе И.В. Каминской31. Частьсобранных материалов поступила в фондыКраснодарского государственногоисторико-археологическогомузея-заповедника имени Е.Д. Фелицина иКарачаево-Черкесского музея-заповедника.Материалы текстильной коллекции VIII–IX вв. изКарачаево-Черкесского музея опубликованыО.В. Орфинской32.

Могильник Мощевая Балкабыл также исследован экспедициямиИнститутаархеологии РАН под руководством И.С.Каменецкого и Е.И. Савченко33. Коллекция тканей,полученная в результате работы напамятнике, передана в Ставропольскийкраеведческий музей (О.ф. Инв. № 29494/1-91). Фактналичия импортных шелков в захороненияхМощевой Балки был отмечен в работах Е.И.Савченко, без подробного описаниянаходок34. Находки одежди обуви из погребений Нижнего Архыза на гореПароход, на горе Церковной и у поселкаБуковыйописаны В.А. Кузнецовым, отметившим, что«холщовые и полотняные ткани, из которыхшились одежды жителей Нижне-Архызскогогородища, производились на месте в пределахСеверо-Западного Кавказа»35.

Основной вклад визучение аланского костюма VII–IX вв. внесла А.А.Иерусалимская. Результаты ееисследований изложены в ряде статей имонографии, посвященнойраннесредневековым находкам наСеверо-Кавказском Шелковом пути,обнаруженным в могильнике МощеваяБалка36. В центре внимания исследователя находитсяткань как неотъемлемая составная частьвсего комплекса костюма37. А.А.Иерусалимская рассматривает различныеаспекты, касающиеся истории раннегосредневекового текстиля. В поле еевнимания попадают не только технологияткачества и текстильные сюжеты, но ивопросы, связанные с художественнымизаимствованиями38.

Работы А.А.Иерусалимской соответствуют принципам,принятым в мировой практике исследованиятекстиля, и являются методологическойосновой для изучения технологическихособенностей и дизайна шелковых тканей.Опыт работы стекстилем отражен автором не только вмногочисленных статьях и монографии, но также вопубликованном «Словаре текстильныхтерминов», являющемся важным методическим пособиемдля исследователей39.

Интересна работа А.Я.Кузнецовой «Народное искусствокарачаевцев и балкарцев», где одна главапосвящена одежде40.

Опыт обобщенияматериалов, касающихся историисеверокавказского костюма, известных к 1982г.41, был предпринят Т.Д. Равдоникас. Ейпринадлежит первый монографический обзоркостюмных комплексов на широкомхронологическом отрезке (V в. до н.э. – конец XVII в.)42.

Таким образом,археологические находки костюмов изсеверокавказских памятников VII–XVII вв. известныпрактически на всей территории региона. Ноих освещение в литературе, как правило,носит повествовательный характер, ограниченныйтерриториальными и временными рамкамипамятника. Описание материалов, за редкимисключением, не было связано с проблематизацией исследования.Наиболее изученным оказался аланскийкостюм VII–IXвв., результаты исследования которого снаибольшей полнотой представлены вработах А.А. Иерусалимской.

В целом ряде работ вкачестве источника рассматриваютсяотдельные элементы аланского костюма – поясные наборы,украшения или амулеты.

В специальнойархеологической литературе массовыйматериал поясных наборов из аланскихпамятников проанализированпреимущественно как источник, позволяющийустановить направления передвиженийкочевников в раннем средневековье,этнический состав переселяющихся народов,а также для уточнения вопросов хронологии. Важнымрезультатом этих исследований являетсяреконструкция социальнойорганизации аланского общества в работахС.А. Плетневой43, В.Б.Ковалевской44, Г.Е.Афанасьева45, В.С.Флерова46, И.О.Гавритухина47, В.Ю.Малашева48, Д.С.Коробова49 и др.

Большой вклад визучение кавказских украшений VI–IX вв. внесла В.Б.Ковалевская (Деопик). Она уточнилахронологию и предложила классификациюаланских украшений, а также выявилаосновные пути торговых связей50.Украшениякостюма средневековых адыгов в общемкомплексе культуры народов СеверногоКавказа были проанализированы Е.П.Алексеевой51.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»