WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |

Местное населениеПредкавказья активно воспринималокочевнические приемы декора одежды,положившие начало кавказскому золотномушитью. В то же время в современномэтнографическом кавказском платьесохранились приемы убранства одеждыметаллическими нашивными украшениями, чтоследуетсвязать, вероятно, с иранскойтрадицией.

Глава 3. Костюмы и тканикочевников

Кавказского улусаЗолотой Орды

В XIII–XIV вв. СеверныйКавказ входил в составЗолотой Орды. Включенность СеверногоКавказа в военно-административную системуулуса Джучиоткрывалаширокие возможности для политических икультурных влияний доминирующей группы– монголов. Прямое монгольскоевлияние проявилось в военно-административной сфере, аименно в системе поясныхнаборов, прическе и вооружении. В болееширокой культурно-бытовой сфере(производство керамики, тканей, предметов украшения)был неизбежен синтез традиций покоренныхмонголами народов, так какполитико-культурная направленностьМонгольской империи заключалась нестолько в расширении пастбищныхтерриторий, сколько в подчинении «территорий с инымхозяйственно-культурным типом»125.

3.1Костюмные комплексы

В данном параграферассмотренысеверокавказские костюмныекомплексы второй половины XIII–XIV вв.Реконструированы костюмы золотоордынского населения,обнаруженные в погребальных памятниках Джухта иНовопавловский, а также кочевническиекостюмы, найденные на сопредельной территории в могильникеВербовый Лог, расположенном в междуречьеДона и Сала. Исследование проведено спривлечением широкого кругаархеологических аналогий, изобразительныхи письменныхисточников.

3.2Этнокультурные особенности одежды

Различныепризнакикостюмов кочевников позволяют обозначить узкую культурнуютрадицию и соответственноклассифицировать костюмы по этнокультурнойпринадлежности. Правыйзапах одежды, женский головной уборбоктаг и отсутствие пояса вженском платье, различия в форме женской имужскойодежды – монгольскаятрадиция. Левый запах или застежка «встык», стоячийворотник, наличие пояса вженском платье и головные уборы сконическим навершием, тождество кроя женской и мужскойодежды –тюркскиечерты.

3.3Имперское наследство в костюме кочевниковулусаДжучи

Отраженные в костюмезнаки и символы, которые маркировалистатус индивида в имперской культуре,упорядочивали социальное пространствомонгольского общества. Золотой пояс, шапки,украшенные системой перьев цапли,ритуальные топоры указывали напринадлежность их владельца к элитарнойгруппе. Шелковые одеждыпри массовых раздачахочерчивали значительно более широкуюгруппу, что следует рассматривать какинтегрирующий фактор. Шелковые одеяния,независимо от этнической принадлежностиих носителей, выступали как признак включенности в новую социальнуюсреду.

3.4 Женские головные уборы ЗолотойОрды. Соотношение этнического и политическогосодержания

Политическая функциямонгольского женского головного уборабоктаг выражалась в том, что егоносили теженщины, мужья которых были причастны куправлению Империей. Головные уборы с коническимнавершием,выявленные взолотоордынских погребениях, продолжают тюркскуютрадицию, связанную с кыпчаками, половцами илидругими центральноазиатскимиплеменами.

Параллельноесуществование в золотоордынской культуребоктаг и конических головных уборовсвидетельствует о сохранении тюрками своих этнокультурныхстереотипов поведенияи о существовании автономныхкочевых групп, чьи лидеры не были включеныв жесткую иерархию новой власти и потому ихжены не могли носить боктаг. Копирование ивоспроизведение некоторых элементов декора натюркских головных уборах свидетельствуето значимости боктаг как символа высокого статуса.

В имперском ландшафтеформа кыпчакских головных уборов оставалась значимымсимволом для обозначенияэтнической и культурнойсамоидентификации.

3.5Проблемы атрибуции шелковых тканей иззолотоордынских погребальных памятников

Анализ шелковых тканеймонгольского периода позволил установитькритерии дляопределения художественной традициидизайна итехнологические параметры, характерныедля китайских, центрально-азиатских ивосточно-иранских ткацких центров. Хотя сами по себетехнологические признаки в условиях контаминациитекстильных традиций не указывают на центризготовления ткани, но важны в совокупноманализе технологии ткачества, красителей идизайна.Основными критериями определения художественной доминанты вдизайне тканей являютсяустойчивая иконографическая традиция,соблюдение стилистических норм, четкая символикаобразов, находящая подтверждение вопределенной мифологической системе,детали орнамента, не несущие вхудожественном отношении основнойнагрузки, но наделенные важнымсемантическим смыслом, который, как правило, известенносителю культурной традиции, а призаимствовании утрачивается, приводя кискажению или исчезновению самих деталей.

В результате опыта установления соответствия междуархеологическими находками текстиля иназваниями тканей, известными посредневековым письменным источникам, удалось выявить шелковыеткани насидж, сендал и нак, обнаруженные в улусе Джучи, а такжеустановить основные характеристики тканейбукаран, балдакин, банбасин, кремози,камлот.

Государственный интерес к шелку вМонгольской империи был основан не толькона его высокой стоимости иатрактивности, но также наего гигиенических свойствах. Шелковые тканинесовместимы с жизнедеятельностьюплатяных вшей, которыеявляются наиболееопаснымвозбудителем, вызывающимэпидемиисыпного тифа и других массовых заболеваний.Очевидно,этим свойством шелка объясняется егоширокое использование не только в костюме,но и в дворцовых интерьерах, изготовлениипостельных принадлежностей,предназначенных как для ханских покоев, так и для постоялых дворов на почтовых станциях.

Глава 4.Костюмы северокавказского населения вXIII–XVII вв.

Анализ материалов измогильников XIII-XVIIвв. на обширной территории Северного Кавказапоказывает единую линию развития костюмасеверокавказского населения потерриториальному ихронологическомупринципам.Единыеформы нательной плечевой ипоясной одежды, а также обуви имеют прямыеаналогии в аланских памятниках раннеговремени –VII–X вв.Сохраняется крой мужской плечевой одежды– кафтановсеверокавказского типа. Общностьсеверокавказского костюма прослеживаетсятакже в едином комплексе украшений,выявленных в памятниках Осетии,Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Чечни и Ингушетии. Вместе стем, прослеживается влияние со стороны имперского монгольского костюмана костюм северокавказской знати. Такиеодежды северокавказского нобилитета выявлены вБелореченском могильникеи засвидетельствованы наизображениях одежды северокавказскойаристократии на фресках Нузальского храма.Они имеют прямые соответствия визобразительных памятниках иранскогокруга, а также в одежде другихнародов, которые находились в непосредственнойсфере монгольского влияния. Иран, входящийв государство Ильханидов, иКавказ как часть ЗолотойОрды находились в единомполитико-культурном пространстве Империи,поэтому возникла такая общность костюмов.Основное население Северного Кавказа впериод монгольского владычества сохраняло традиционныеформы костюма. Это прослеживается по материалам Дзивгисскогонекрополя и могильника Байрым.

У местного населениясохраняласьтрадиция выделки домашних тканей изшерстяного и кендырного сырья. Но анализполотняных тканей из позднесредневековых склеповпоказывает резкое сокращениеиспользования растительных волоконместным населением по сравнению с раннимпериодом VII–Xвв. С XV–XVIвв. начинается преобладаниепривозных хлопчатобумажных тканей. Средиимпортных шелков доминирует продукцияиранского производства. Персия использовала шелковые лицевые тканис сюжетнымиизображениями в качестве средствараспространения ислама на СеверномКавказе для установления своегогосподства в этом регионе.Вместе с тем, иранские тканимогли поступать сюда также из России,которая стремилась укрепить на Кавказесвои позиции. С другой стороны, импортные тканисвидетельствуют о доступе тех или иных территорий СеверногоКавказа к торговым рынкам.

К XVI–XVII вв. уже сложилисьосновные элементы северокавказскогокостюма –женские кафтанчики и платья распашногокроя с металлическими нагрудниками ипоясами, а также мужские бешметы и черкескис газырницами. Между тем, в северокавказских костюмныхкомплексах прослеживаются локальныеособенности. «Кур-харс» и массивныевисочные подвески являются своеобразнымиэлементами ингушского костюма,нехарактерными для общегосеверокавказского комплекса. Этосвоеобразие начинает фиксироваться впериод позднего средневековья.

Глава5. Костюм какэтнорегиональный символ

культурно-исторического ландшафтаСеверного Кавказа

5.1Сложение цветовых предпочтений в костюменародов Северного Кавказа

Возможностьиспользовать дляокрашивания тканей местныерастения, была одинаковой у всех народовСеверного Кавказа, и не влияла на формирование цветовых предпочтений. Но в костюме адыгских и тюркскихнародов Кавказа преобладает красный цвет.Вайнахи предпочитают пестрые и яркие тканиоднотонным. Колористические предпочтения ипонятия о цветовой гармонии у северокавказскогонаселения формировались под влияниемокружающей среды и ее красок. Разнообразие северокавказскихландшафтов и пейзажей сформировали различноеотношение к выбору цвета. Важную роль в складывании цветовыхпредпочтений играла цветоваясимволика. В этнографическом материале иархеологических находках костюмовотчетливо прослеживается социальнаясимволикакрасного цвета. Знаком социального статусав этнографическом северокавказскомкостюме является белый цвет черкески,бурки, папахи, которые категорическизапрещалось носить людям неблагородногопроисхождения.

5.2Средневековый костюм народов СеверногоКавказа как историко-культурныйфеномен

Костюмнародов Северного Кавказа формировался врусле культурогенеза как одного из видовсоциальной и исторической динамикикультуры. Всредневековом костюме отразиласьсущность культурогенеза как процессапостоянного самообновления культуры.Костюмдостаточно полно вобрал в себясоставляющие феномена складывания культуры– традиции иинновации, взаимодействующие надиахронном и синхронном уровнях.

На диахронном уровнепередавалисьвзаимодействующие между собоймоноэтнические традиции.

На синхронном уровнекультурогенеза происходит трансформацияполиэтнических инноваций. В комплексеполиэтнического взаимодействия наСеверномКавказе в эпоху средневековья выделяютсянесколько основных компонентов: местный(автохтонные культуры, аланы), степнойцентрально-азиатский (авары, согдийцы,половцы, монголы), христианский (Византия,Грузия). Оказывали влияние эпизодическиеимпульсы из Китая и Италии.

5.3Сравнительный анализ костюмов народовСеверного Кавказа

иСреднеазиатско-Казахстанскогорегиона

В результате сравнениякомплексов женского и мужского костюмовнародов,населяющих сопредельные регионы – Северный Кавказ,Среднюю Азию и Казахстан, установленосходство в составе костюма, крое некоторыхвидов одежды, головных уборов и обуви.Сходствообъясняется не только длительнымикультурными контактами сопредельныхрегионов, в результате которых проходилизаимствования и обмен культурнымиценностями, но и существованием в прошлом общихэтнокультурных компонентов вкультурогенезе народов, проживающих наСеверном Кавказе и вСреднеазиатско-Казахстанском регионе.Наибольшее сходство прослеживается в техэлементах костюма, которые связаны с тюркскимкомпонентом культуры.

Однако крой и пространственная формаверхней женской и мужской одежды, ее силуэт,цветовая гамма и декор в костюме народовСеверного Кавказа иСреднеазиатско-Казахстанского регионапринципиально отличаются. Но между контактирующими регионамине было резкойкультурной границы. В связи с этимопределена переходнаязона культурноговзаимодействия, в качестве которой был рассмотрен Дагестан.Выявленыхарактерные признаки переходной зоныкультурно-исторического взаимодействия,определяющиеся в равной мере наличиемсеверокавказских и среднеазиатскихпризнаков в дагестанских костюмах.

На Северном Кавказерелигиозные установки ислама неотразились в семантике национального костюма в той степени,как это произошло в соседнем регионе, гдеони сыграли значимую роль в изменениисемантического значения женских головныхнакидок и складывании семантическогосодержания мужских поясов и чалмообразныхголовных уборов.

В заключении подведены итоги,соответствующие поставленным задачам.Археологические материалы по костюмурассмотрены как источник, позволившийреконструировать этносоциальные,политико-экономические и идеологические аспектысредневековой истории народов СеверногоКавказа. Разработанный метод исследования костюмапозволяет ответить на вопрос «почему», а нетолько «как» одевались люди той или инойкультуры или эпохи. Такая методика исследованиякостюма значительнорасширяет его возможностикак историко-культурного источника,поскольку позволяет рассматривать костюмне только как явление материальной идуховной культуры, но и как социальный акт,устанавливающий многообразные связи врамках той действительности, отражением которой онслужит.

Приложения включают альбом иллюстраций,каталоги одежд и тканей, альбомреконструкций, аналитические таблицы,методики ирезультаты таксономических исследований,терминологический словарь.

Работы, опубликованныеавтором по теме диссертации:

Монографии

  1. Доде, З. В.Средневековый костюм народов СеверногоКавказа :очеркиистории / З. В. Доде. – М.: Восточная литература, 2001.– 136 с.– 8,7 п. л.
  2. Доде, З. В. Одежды ишелка из могильника Вербовый Лог / З. В.Доде //Погребения знати золотоордынского временив междуречье Дона и Сала :материалы по изучениюисторико-культурного наследия СеверногоКавказа / М. В. Власкин, А. И. Гармашов, З.В. Доде, С. А.Науменко. –М. :Памятники исторической мысли, 2006.– Вып.VI. –С. 77–217.– 6,1п.л.

Cтатьи введущих рецензируемых научных журналах изперечня журналов, рекомендованных ВАКМинобразования России

Pages:     | 1 |   ...   | 4 | 5 || 7 | 8 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»