WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |

Источниковедческая база. Источниками по реконструкции иизучению средневековогосеверокавказского костюма являютсяархеологические материалы, иконография, письменныесвидетельства, фольклор и этнологическиеданные. В работе рассмотренытолько те комплексы, в которых сохраниласьодежда каксистемообразующая основа костюма. Висследовании используются материалы, полученные вовремяполевых работ,сборы из музейных коллекций в России,Китае, Франции, Великобритании, США, а такжеиз частной коллекции Артура Липера, любезнопредоставленные в наше распоряжение.Последние рассматриваются в качествеисторико-культурного фона. В работеиспользовано более100 комплексов, содержащих различные данныео тканях, одежде, убранстве костюмов, сшироким фоном аналогий и параллелей изразных стран Передней, Центральной иЮго-ВосточнойАзии (в том числе Ирана, Турции, Китая, Кореи,Монголии).

Основное преимуществоархеологических находок одежды, обуви иголовныхуборов заключается в том, что онипредставляют собой достоверную основу костюма.Таким образом, реконструкция иисследование средневековых костюмовнародов Северного Кавказа базируется наподлинных материалах.

Археологическиематериалы не дают полнойкартины для реконструкции. Информация, которая в нихсодержится, требует соответствующейдешифровки и интерпретации. В этой связи напомощь приходят источники другогохарактера –изобразительные, письменные, фольклор.

Важное место висследовании отведено изобразительнымпамятникам – храмовой фресковой росписи, миниатюрной живописи, каменным изваяниям и рельефам,которые являются ценным подспорьем дляреконструкции полного комплекса костюма,манеры ношения и расположения деталейодежды.

Средиписьменных источниковособой информативностью выделяются сообщенияиностранных авторов, в разные периоды средневековьяпосетивших Северный Кавказ. Особое местозанимает корпус источников, сведениякоторых непосредственно с историейрегиона не связаны, но в них содержатсяданные о культуре народов и государств, в разные периодыконтактирующих с Северным Кавказом:Византии, Ирана, Монгольской Империи.Содержащаяся в этих источникахинформация, например, о костюме кочевников,тканях, изготовлявшихся в Монгольской империи, системе раздачи наградныходежд и т.п., помогает не только реконструироватькостюм кочевников Кавказского улуса Джучи, но ипонять его семантическоесодержание.

Информация о костюмныхкомплексах содержится в устных эпическихпреданиях ифольклоре народов Северного Кавказа.Изучая костюм по нартским преданиям, можноуточнить некоторые детали археологическихформ костюма: манеру ношения, связь сидеологическими представлениями исоциальной историей общества. В эпосе содержатсяупоминания практически всех составляющихкавказского костюма в контекстепогребального обряда, торговыхвзаимоотношений, экономическойдифференциации общества. Нартскиепредания запечатлели историческуюдействительность, в которой бытовалсредневековый костюм.

Исследование археологическогокостюма в совокупности с этнографическими материаламиспособствует установлению соотношениямежду автохтонными кавказскими, а такжетюркскими и иранскими компонентами вформировании культуры народов СеверногоКавказа. Проникновение тюркских ииранскихэлементов в культуру степной полосыЕвразии и Северного Кавказаимело место и привело витоге к сложному синтезу, вопрос о которомне может быть решен однозначно. Этническаяатрибуция отдельных элементов костюма какпоказателякультуры народов Северного Кавказаспособствует выявлению баланса всех еесоставляющих.

В силу слабойразработанности проблем, связанных скочевническим костюмом и шелковым текстилеммонгольского времени, в отечественнойнауке, мы привлекали зарубежныеисточникиисториографического характера, среди которых следует назвать работыкитайского исследователя Ж.Фена, рассматривавшего в своихтрудах одежду средневековых китайцев династииЛяо и монгольские костюмы периода династииЮань94. Некоторые вопросы,связанные с особенностями технологии ихудожественного оформления китайских,иранских и центральноазиатских шелковпериода владычества монголов, рассмотрены вкаталогевыставки «Когда шелк был золотом»,проведенной музеем Метрополитен иКливлендским музеем95.

Каталог ифундаментальное исследование персидскихшелков издали немецкие исследователи Р. Ньюман и Г. Мурза96. В этом женаправлении работает российскийспециалист Н.В. Сазонова, которая ввела в научныйоборот коллекции сефевидских тканей из фондовМузея искусств народов Востока97. Богатейший фактическийматериал по истории восточногосредневекового текстиля содержит монографияН.Н. Соболева98.

В качествеэтнографических параллелейпривлекались материалы исследований ведущихэтнографов, специалистов посеверокавказской одежде: С.Ш. Гаджиевой99, Г.А. Сергеевой100, Е.Н. Студенецкой101, а также по костюму Средней Азии и Казахстана:О.А. Сухаревой 102, Н.П.Лобачевой103, Г.П. Васильевой104и др.

Методологическаяоснова исследования.В самом общем виде методологической основой работыявляется принцип историзма,подразумевающий подход к истории обществакак к изменяющейся во времени,развивающейся действительности, а такжепринцип детерминизма, которыйпредполагает объективное существование взаимосвязейявлений, пространственных и временныхкорреляций, функциональных зависимостей.Но для создания историко-культурной моделинеобходим более конкретный методисследования костюма как историческогоисточника. В качестве такого метода былиспользован метод репрезентации,базирующийся на основных направленияхгерменевтико-феноменологической традиции,рассматривающей артефакт как факт историии культуры. Этот метод позволилреконструироватьматериальный и социокультурный фон,способствующий объективному взгляду накостюм, как на исторический источник.Материальные и идеальные свойства костюмаобусловили обращение к естественно-научным методам и методам структурно-семиотическогоанализа. На основе междисциплинарногохарактера использованных методов быласоздана новая концепция исследованиякостюма как исторического источника, котораяпозволяет с наибольшей полнотой раскрытьаккумулированные в костюмекультурно-исторические явления и процессы.Новая концепция базируется на принципесоответствия, подразумевающего связь спредшествующими теоретическимипостроениями в области исследованиякостюма. Методология и методические приемыподробно изложены в первой главедиссертации.

Научная новизна работы состоит в том, что в ходеисследования разработана концепция использованияархеологического костюма какисторико-культурологического источника. Вработе археологический костюм впервыерассматривается как источник дляреконструкции этносоциальнойистории народов Северного Кавказа напротяженном хронологическом отрезке– VII–XVII вв.

Для всестороннегораскрытия источниковедческого потенциалакостюма предлагается новыйрепрезентационный метод исследования, позволяющийреконструировать материальный исоциокультурный фон, объективированныйв костюме. В результате применения данногометода были получены новыеданные, характеризующие динамикухозяйственно-экономического развитиясеверокавказского региона в эпохусредневековья и ценностные культурныеориентации,принятые и разделяемые всемисеверокавказскими обществами.

Костюм впервыерассматривается как источник дляхарактеристики народной ментальности,которая определяет общее понимание мира иотношение к происходящим в нем явлениям.

Впервые на широкомкультурно-историческом фонепроанализированы костюмы кочевниковЗолотой Орды. Это дало возможностьсравнить комплексы, обнаруженные вКавказском улусе Джучи, с реальными параднымимонгольскими костюмами, известными понаходкам одежд династии Юань, обнаруженнымна территории Китая, а также поизобразительным источникам, выявить общееи особенное.

Впервые проведеноширокое исследование шелковых тканеймонгольского времени и предложена методикаатрибуции техники и дизайна дляустановления их культурной принадлежности.Принципиально новым является опытсоотнесениянаходок археологического текстиля сназваниями тканей, известных по средневековым письменнымисточникам,и составление атрибутивного текстильногословаря.

По-новомуинтерпретированы иранские «лицевые»ткани, обнаруженные в позднесредневековыхсклеповых могильниках Северного Кавказа. Висследовании они рассматриваются как способперсидской идеологической пропаганды встремлении установления контроля надтерриторией Северного Кавказа со стороны Ирана, а такжекак одно из средств вовлечения северокавказскихнародов в орбиту мусульманскогомира.

Впервые проведенкомпаративный анализ костюмов народовСеверного Кавказа иСреднеазиатско-Казахстанского региона, врезультате которого были выявлены формыодежды, имеющие общие древние прототипы,что позволяет наметить пути длядальнейшего исследования механизмовкультурного взаимодействия сопредельных регионов вдревности и в средние века. Сравнительныйтипологический анализ показалсуществование контактной зоны культурноговзаимодействия, где аккумулированыпризнаки северокавказских исреднеазиатско-казахстанских костюмныхкомплексов. Такой зоной является Дагестанс особымтипом костюмов, совмещающихсеверокавказские и среднеазиатские черты.Установление контактной зоны культурноговзаимодействия, выявленной в результатетипологического сравнения разныхкостюмных комплексов, позволяет ставитьвопрос о существовании подобныхпереходных зон для контактирующихархеологических культур древности исредневековья.

В научный оборотвпервые вводится ряд новых памятников.По-новому интерпретированы материалы изстарых музейных коллекций, предшествующееисследование которых, как правило, имелоописательный характер. Также в работе представленынаучные каталоги неопубликованныхколлекций одежды и тканей из средневековыхпамятников Северного Кавказа.

Принципиально новойявляется предложенная автором методикареконструкции археологического костюма, еетеоретическая аргументация ипрактическая реализация. Различный уровеньисточников позволил обосновать три типареконструкции, имеющих аутентичный, достоверный игипотетический характер. В работе впервые представленполный визуальный ряд костюмов населенияСеверного Кавказа в различныеисторические периоды средневековья.

В отличие отпредшествующих работ, касающихся историикостюма, в диссертации приведены не толькорезультаты, но и подробные методикиисследования таксономической принадлежностиприродных материалов, использовавшихся вкостюме, красителей тканей, аутентичныхвыкроек, технологических приемовизготовления одежды, что придает имхарактер открытого источника для другихисследований.

Практическаяреализация результатовисследования. Материалы, содержащиеся в исследовании, ирезультаты работы существенно дополняют иконкретизируют представления о культурномобликесредневекового СеверногоКавказа и характере культурноговзаимодействия региона с Востоком иЗападом. Они могут быть использованы внаучных трудах, связанных с исследованиемразличных аспектов истории и культуры нетолько северокавказских, но и другихнародов Евразии в эпоху средневековья.Отдельные ранее опубликованные положениядиссертации нашли отклик и поддержку коллег,работающих в смежных направлениях. Предложенныйнами тезис о наличии поясной распашнойодежды на половецких изваяниях,использовании ее средневековымикавказскимиаланами и этнографических параллеляхэтому виду одежды в киргизском костюме былподдержан Н.П.Лобачевой105, М.С.Гаджиевым106, С.А. Яценко107. Изложенные висследовании идеи о влиянииестественно-природных факторов насложение цветовых предпочтений у народовСеверного Кавказа были поддержаны Л.В. Самариной108. А.Г.Юрченко согласился с нашейреконструкцией расположения лунного серпа и солярногодиска –украшений на рукавах женского халатазолотоордынского времени из могильникаНовопавловский, но выразил сомнение относительно аргументаопределения местоположения изображениясветил,в качестве которого мы рассматривалипространственную ориентацию монголов. А.Г. Юрченко предложилсвязать семантику правой и левой стороны сгендерным аспектом монгольскогоимперского этикета109. Результаты нашего исследованияаланских костюмов были использованыД.В. Белецкимпри анализеодежды персонажей, изображенных нафрескаххристианского храма XIII – начала XIV вв. в осетинскомселении Нузал в Алагирском ущелье110. С.С. Новиков провел историко-культурныепараллели между аланскими костюмами,представленными на нашихреконструкциях, и костюмами восточныхмарийцев111.

Материалы исследованиямогут быть использованы при разработкеучебныхкурсов и пособий по истории, культурологиии источниковедению народов СеверногоКавказа, а также ираноязычных итюркоязычных кочевников. Вопросы этнокультурнойистории народов Северо-Кавказского региона на примерекостюма рассматривались в курсах«Культурология» и «История культуры», прочитанных автором вСтавропольском государственномуниверситете112. Материалы монографии «Средневековыйкостюм народов Северного Кавказа»113используются коллегами в университетскихучебных курсах «История культуры народовКавказа», «Историко-культурное наследиеСеверо-Кавказского региона», а такжевключены в программу обучениямодельеров-конструкторов«История стилей в искусстве икостюме» Ставропольскоготехнологического колледжа.Материалы исследования и наша концепциякостюма как исторического источникаиспользованы также в лекционных курсах «Этнология народовРоссии» и «Основы археологии», читаемых вСамарском государственномпедагогическом университете.

Одним из важных аспектовпрактического применения исследованияявляетсявозможность использования реконструкцийкостюмов в музейных экспозициях.Реконструкции кочевнических костюмовзолотоордынского времени из могильникаДжухта представлены в экспозицииархеологического музея ГУП «Наследие» (Ставрополь)вместе с материалами, на основании которыхони выполнены. Реконструкции аланскихженских, мужских и детских костюмов былипредоставлены для экспозицииОтрадненского муниципальногоисторико-археологического музея (ст.Отрадненская Краснодарского края).Графические реконструкции аланскихдетских костюмов использованы приподготовке и проведении выставки «Археологиядетства: игрушки, игры и обряды втрадиционных обществах» в Самарскомобластном историко-краеведческом музее им.П.В. Алабина114. Реконструкция аланского костюмаXI–XII вв.использовалась на выставке «Аланскийвсадник. Сокровища князейI–XII веков»,организованной Государственным музеем Востока(Москва, 2005). На основании предложенных намиграфических реконструкций для экспозицииКазанского национального музеяпод руководством В.В. Хабарова подготовлены реальные аналогиикомплексовкостюмов золотоордынских кочевников.

Pages:     | 1 | 2 || 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»