WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |

Практическаязначимость работы определяется также тем,что изучение большого количества древнихтканей позволило усовершенствоватьметодики исследования природных лубяныхволокон и природных красителей различнымимикроскопическими, химическими ихроматографическими методами.Результаты иопыт, полученные при исследовании древнихтканей, применяются в настоящее времясотрудниками Ставропольской ЛСЭ115при производстве экспертиз поисследованию волокон растительногопроисхождения и тканей, окрашенныхсинтезированными антрахиноновымикрасителями.

Апробация работы. Теоретическиеположения и практические результатыработы изложены в монографиях и публикацияхобщим объемом 45 авторских листов. Идеи инекоторые итоги исследования излагалисьна международных, всероссийских ирегиональных научных форумах. В их числеМеждународная конференция «Международноесотрудничество археологов на великихторговых и культурных путях древности исредневековья (Кисловодск, 1994); III Всероссийский научныйсеминар «Интеграцияархеологических и этнографических исследований», посвященный 110-летию со днярождения С.И. Руденко (Омск, 1995); научно-практическая конференция«Культурное и природное наследие врегиональной политике» (Ставрополь, 1997);конференция,посвященная 100-летию со дня рожденияТ.М. Минаевой(Ставрополь, 1997); Межрегиональная научнаяконференция «Интеллигенция СеверногоКавказа в истории России» (Ставрополь, 1998);XXМеждународные Крупновские чтения поархеологии Северного Кавказа (Железноводск,1998);Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа(Майкоп, 1992; Москва, 1996; Кисловодск, 2000;Ессентуки – Кисловодск, 2002; Москва, 2004; Нальчик,2006); Всероссийская конференция к 10-летиюРоссийского научно-практического центрапо проблемам музейной педагогики«Образовательная деятельностьхудожественного музея» (Ставрополь, 2000);Первые Санкт-Петербургскиеэтнографические чтения «Этническоеединство и спецификакультур» (Санкт-Петербург,2002); X иXIколлоквиумы«Ювелирноеискусство и материальная культура»(Санкт-Петербург, 2002, 2003); Первая Всероссийскаянаучная интернет-конференция «Новаялокальная история» (Ставрополь, 2003);Международная научная конференция (врамках конкурса«Адмиралтейская игла-2002,2004») «Мода и дизайн: исторический опыт– новыетехнологии (Санкт-Петербург, 2002, 2004); Международныйконгрессвостоковедов (Москва, 2004); Ежегодный конгрессЕвропейской Ассоциации археологов(Санкт-Петербург, 2003; Франция, Лион, 2004;Ирландия, Корк, 2005); Международный симпозиум«Шелковый путь и монгольское искусствоэпохи Юань» (Китай, Ханчжоу, 2005); Международнаянаучная конференция «Золотая Орда. История и культура» (Казань,2006); IIIМеждународная научная конференция «Город и степь в контактнойЕвро-Азиатской зоне»,посвященная 75-летию со дня рожденияГ.А. Федорова-Давыдова (Москва, 2006);Первая Абхазская международнаяархеологическая конференция, посвященнаяпамяти Ю.Н. Воронова (Сухум, 2006); 21-й Международныйконгресс византинистов (Лондон, 2006). Отдельные положениядиссертации изложены на семинаре вИнституте археологии и классическойдревности в университете Бермингема (Великобритания, 2002), атакже нанаучно-методическом семинаре «Textus» в Ставропольском государственномуниверситете (Ставрополь, 2003, 2004, 2005).

Структурадиссертации. Работа состоит из введения, пятиглав с выделенными параграфами, заключения,библиографического списка и приложения.

СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ

Во введении отражена общая характеристикаработы: обоснована актуальность и степеньизученности археологических костюмовсредневекового населения Северного Кавказа нашироком хронологическом отрезке – VII–XVII вв., обозначеныобъект и предмет исследования, определены цель изадачи, методологические основыисследования, установленыхронологические и территориальные рамки,очерчена источниковая базаработы, охарактеризованынаучная новизна, практическая значимость иапробация некоторых результатовдиссертации.

Глава 1.Методологические основыисследования источниковедческого потенциала костюма

Как культурная формакостюм представляет собой совокупностьодежды, головного убора и обуви,отражающих, главным образом, егоутилитарные функции, а также убранства(отделка одежды аппликацией, вышивкой,нашивнымибляшками и т.д., пояса, украшения, амулеты,оружие, косметика, прическа), котороепревращает утилитарный комплекс вобразно-семантическую систему. К костюму могутотноситься также аксессуары (сумочки,кошельки, туалетные принадлежности и т.д.), то естьнабор предметов, дополняющих костюм, носемантическая значимость которых вконтексте комплекса сведена к минимуму иих наличие или отсутствие не нарушаетструктуру костюмного ансамбля. Очевидно, что в комплексе костюма невсе элементы являются системообразующими. При отсутствииотдельных элементов убранства костюмныйкомплекс будет носить некую долюусловности.Между тем отсутствие информации (не толькособственно находок одежды, но и косвенныхисточников – изобразительных и письменных) обазе костюма – одежде вообще – непозволяет реконструировать костюмныйансамбль. Таким образом, рассматриваятолько элементы костюма, мы имеем дело лишьс фрагментарной информацией. В такомслучае можно говорить лишь об элементах костюмаили его убранства, употребление же рядомархеологов понятия «костюм» применительно к отдельным предметам некорректно.

1.1Методика реконструкциикостюма

Характер реконструкции зависит отстепени сохранности артефактов, количества икачества дополнительных источников(письменных, изобразительных, эпических ит.п.). В этой связи вработе обосновано три типареконструкции костюмов.

Аутентичная (прямаяполная) реконструкцияполностью основывается напервоисточнике, тоесть на артефактах,позволяющих восстановить крой одежды, еепространственную форму, манеру ношения,комплекс убранства. При воспроизведении формыкостюма учитываются конституциональные особенностииндивида.Графическая реконструкция выполняется сучетом пропорционального соотношенияантропологических данных и размероводежды. Выполнение аутентичной реконструкциипредусматривает воспроизведениеподлинного орнамента и колорита тканей. Врезультате мы получаем реконструкциюподлинного костюма, выполненную вграфической форме.

Обобщающая(аподиктическая) реконструкция используется в том случае, когдаприходится составлять образ костюма по егоостаткам из разных комплексов. Истинностьреконструкции проверяется поизобразительным и письменным источникам.Аподиктическая реконструкциярепрезентирует не конкретный археологическийкомплекс, а культурную форму, характернуюдля определенного историко-культурногопространства.

Гипотетическаяреконструкция используетсяв тех случаях, когда присутствуют лишьэлементы костюма и нет возможностивосстановить системоообразующую основукостюма –одежду, головной убор или обувь. Модель вэтом случае строится на основанииобоснованных материалами предположений.Гипотетический тип наиболее применим к первобытнымэпохам, для которых нет иконографических иэтнологических параллелей.

1.2Теоретические основы исследованиякостюма

как историческогоисточника

Новыйрепрезентационный метод исследования,предложенный для всестороннего раскрытия содержаниякостюма как исторического источника,базируетсяна основных направленияхгерменевтико-феноменологической традиции,рассматривающей артефакт как факт историии культуры. При разработке репрезентационногометода исследования костюма мы опиралисьна теоретические положения известныхроссийских и зарубежных философов икультурологов: М.А. Барга116, Х.-Г. Гадамера117, М. Вартофского118, Ю.Б. Борева119, Э. Гуссерля120, Ж.-Ф. Лиотара121, К.А. Свасьяна122, Ю.М. Лотмана123 идр. Этотметод позволил реконструироватьматериальный и социокультурный фон, объективированный в костюме.Репрезентация обладает свойствамирелевантности, то есть смысловогосоответствия между информационнымзапросом и сообщением, содержащимся в костюме какисследуемом объекте, а такжеинтенциональности, в которой следует различатьнамерения субъекта и исследователя. Содной стороны, костюм является результатомцелеустремлений и действий субъекта,сознательностремящегося наделить объект определеннойдолей информативности, ас другой, костюм отражаетявления не связанные с намерениямисубъекта, но являющиеся значимыми дляисследователя при изученииисторико-культурной ситуации, чтозначительно расширяет источниковедческийпотенциалкостюма.

Опираясь наинтенциональные и релевантные свойстварепрезентации в пространстве текстакостюма как исторического источника,выделены и подробнорассмотрены четыре уровняинформации, характер которых инвариантенотносительно любых костюмныхкомплексов. Эти уровни не обособлены, азачастуюинформация на одном уровне служит ключом кпониманию смысла другойинформативной части текста.

1.3 Костюм какисторический текст

Сенсуально-рационалистическийуровень информациипозволяет составить представление обобъекте: его утилитарно-функциональныхсвойствах, форме костюма, составляющих его элементах, эстетических иутилитарных предпочтениях, качествеиспользуемых материалов и т.д. На этомуровне устанавливаются определенныесведения о деятельности по производствукостюмных форм, занятиях населения,ландшафтно-климатических условиях,определяющих использование тех или иныхматериалов, крой, выбор колорита и т.п.Данный уровень сопряжен с информацией о природнойсреде и экономической организацииобщества. Наэтой ступениприменялисьестественно-научные методы исследования(метод микроскопическогои химического анализа,инструментальные методы исследования) испециальные подходы для установлениятехнологии изготовления одежды.

Семиотический уровеньинформации.Семиотический анализ раскрываетпонятия значения и смысла признаковобъекта. Информация на этомуровне сопряжена с этносоциальнымустройством общества,религиозно-магическими представлениями,политической организацией,художественно-эстетическимивоззрениями.Рассматривая костюм наданномуровне информации, мы опираемся насемиотический подход, предполагающийвыделение синтаксиса, прагматики и семантики.

Синтаксис – это определенныйнабор элементов костюма, которыеконституируют положение владельца вкультурном контексте. Понятие значения исмысла признаков костюма (элементовсинтаксиса) раскрывает семантика,котораяопределяет элементы синтаксиса какзнаки-признаки и знаки-символы. Знаки-признакиявляются показателем того, что ониобозначают. Так, количество используемого шелка вкостюмах алан было показателемсоциального расслоения и соответственно положениявладельца в обществе. В знаках-символах заключен наглядныйобраз содержащегося в нем смысла. Золотыенавершия на шлемовидных головных уборахсимволизировали солнце, на что прямоуказано в нартском эпосе.Прагматика – конкретное информационноесодержание, заключенное в определенных элементахкостюма, которое определяетсоответствующую реакцию и поведение тех, ктоиспользует и воспринимает костюм каксигнальнуюсистему.

Прагматический смысл семиотикикостюма лежит в поле ценностных ориентаций, принятыхв обществе. Разделяемые обществом ценностихарактеризуют его ментальность, котораяопределяет общее понимание мира иотношение к происходящим в нем явлениям.Именно это обстоятельство делаетсеверокавказский костюм этнорегиональнымсимволом, а не набором сходных форм одежды,обуви и головных уборов.

Культурологическийуровень информации.Культурологический аспект изучениякостюма строится на известных принципахподхода к проблеме формированиякультуры как к процессу взаимодействиямоноэтнических традиций и полиэтническихинноваций на синхронном и диахронномуровнях. Это позволяет рассматривать костюм вконтексте культурной динамики отначального момента формирования дозаключительного этапа складываниянародной культуры в результатедиахронного и синхроного взаимодействия.Исследование костюма в территориальномаспекте культурогенеза позволяетустановить векторы культурноговзаимодействия и причиныизменения их направлений, диагностироватьмеханизмы территориально-культурныхконтактов местного северокавказскогонаселения и пришлых групп кочевников,констатировать характерные признаки зонкультурно-исторического взаимодействия,определить степень влияния основныхцивилизационных факторов (кочевнического,христианского, мусульманского) наформирование культуры Северо-Кавказскогорегиона.

Исторический уровеньинформации.Вышеперечисленные информационные аспектыкостюма как исторического источника могутбыть поняты и правильно оценены лишь прирассмотрении их в конкретных историческихусловиях исвязях.

Культура не всегда первична, и вопределенных случаях именно исторические событияявляются импульсом для культурногопроцесса. Так, например, появление шелка вгорах Северного Кавказа в VIIвеке быловызвано конкретной историческойситуацией. Шелковые ткани уаланских племен появились после изменениянаправления одной из трасс Великогошелкового пути в результате ирано-византийскихвойн. На историческом уровне информациивыявляются не только события или явления,отразившиеся в костюме, но такжекультурно-исторические взаимодействия,которые выявляют материально-ценностныеконтакты,семантически знаковые соприкосновения,социально-политические связи иидеологический обмен.

1.4Денотаты и номинации. К вопросу отерминологии

Для археологическихпредметов существует достаточноустойчивая терминология, чего нельзя сказать опредметах одежды. Общеупотребительныхназваний невсегда достаточно для адекватногоописания сохранившихся артефактов. Поэтомув работе аргументирован выбор номинацийдля предметов одежды из средневековыхпамятников Северного Кавказа и в приложенииприведенсловарь использованных терминов.

Глава 2.Раннесредневековые костюмы

северокавказского населения(VII – первая половинаXIII вв.)

В рамках исследованияраннесредневекового аланского костюмавыделены двахронологических периода: VII – первая половинаXI вв., связанный систориейХазарского каганата, и вторая половина XI – первая половинаXIII вв., проходивший в контакте состепняками-половцами.

2.1Костюмные комплексы VII – первой половиныXIII вв.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»