WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |

На правах рукописи

Доде ЗвезданаВладимировна

Костюм населения

Северного КавказаVII–XVII веков

(Реконструкцияэтносоциальной истории)

Специальность 07.00.06–археология

Авторефератдиссертации

на соискание ученойстепени

доктора историческихнаук

Москва – 2007

Работа выполнена вотделе теории и методики Институтаархеологии РАН

Официальныеоппоненты:

Д.и.н. Афанасьев Г.Е.

Д.и.н. ПолосьмакН.В.

Д.и.н. Кузнецов В.А.

Ведущаяорганизация:

Государственный музейискусств народов Востока.

Защита диссертациисостоится «_____»____________2007 г. на заседаниидиссертационного совета Д 002.007.01 по защитедиссертаций на соискание ученой степенидоктора исторических наук при Институтеархеологии РАН по адресу: Москва, ул. Дм.Ульянова, 19, 4-ый этаж, конференц-зал.

С диссертацией можноознакомиться в библиотеке Институтаархеологии РАН

Автореферат разослан«_____»____________2007

Ученый секретарь

Диссертационногосоветад.и.н. Дэвлет Е.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ

Актуальность темы. Многовековое культурное развитиеСеверного Кавказа отличает отдругих регионов сложноеэтнографическое разнообразие. В то же время в рамкахэтого региона сформировался единыйкомплекс народного костюма, которыйявляется ярким показателем общностиисторического пути, культурных иэкономических связей, основных этапов этническогоразвития проживающих здесьнародов. Костюм не только непременныйатрибут культуры, связанный с этническимии социальными категориямифункционирования человеческого общества, но и полноценныйисторический источник, несущий важную информацию оразличных областях деятельностичеловека. Этотисточник обретает особое значение в техслучаях, когда изучаетсябесписьменный период истории северокавказскихнародов. Информативность костюма основанана его материальных и идеальныхсвойствах, которые определяют утилитарные и символические функциикостюма. Для исследователя практическиефункции костюма сопряжены с информацией оприродной среде и экономическойорганизации общества, содержат сведения одеятельности по производству одежды иобуви, ландшафтно-климатических условиях,определяющих использование тех или иныхматериалов, крой, выбор колорита. Семиотическиефункции костюма отражают этносоциальноеустройство общества, религиозно-магические представления,политическую организацию,художественно-эстетические воззрения ит.п.

За последнее столетиеархеологическихисследований Северного Кавказа накоплен материал, позволяющийотразить единый процесс складываниянародногокостюма и выделить основныекультурно-хронологические этапы егоформирования,что представляется особенно актуальным нафоне описательного и узколокальногохарактера предшествующих изысканий.Актуальным является рассмотрение костюмакак элемента структурыповседневности.

Современный уровеньразвития археологии ориентируется наинтегральныйхарактер исследований. В этой связиактуальным является метод междисциплинарногоизучения археологического костюма,позволяющий реконструировать средневековыекостюмные комплексы, их практические и символические свойства.

Исследуя этапы развитиякостюма на тысячелетнем отрезке времени,возможно вотдельных случаях установить соответствиемежду определенными элементами костюма иэтнокультурной средой, с которой этиэлементы генетически связаны. Для СеверногоКавказа, являющегося зоной культурноговзаимодействия Востока и Запада, этоособенно важно. Выявление заимствований в области костюмапозволяет прояснить некоторые моментыэтнополитической истории региона.

Использование костюмовв качестве археологического источника дляреконструкции социальной,политической, этнической истории, а такжеидеологических системсредневековых обществявляется особенно актуальным длянародовСеверного Кавказа, не имевших в прошломсобственной письменности.

В условияхвозрастающего интереса к археологическомукостюму и разобщенности используемых авторамиметодик актуальным является созданиеновой концепции исследования костюма, снаибольшей полнотой охватывающей всеявления и процессы, которые может отражатькостюм как исторический источник.

Объект ипредметисследования.Предмет изучения – социальная, экономическая, политическая,этническая история и идеологическиесистемы средневековых обществ СеверногоКавказа. Объектом исследования являетсясредневековый костюм народовСеверного Кавказа как культурная форма,содержащаясовокупность характерных признаков,отражающих его утилитарные и символические функции.

Степень изученностипроблемы. Описание предметов средневековогокавказского костюма отражено главнымобразом в археологической литературе.Материалы, полученные в результатеархеологических раскопок, как правило,вводились в научный оборотавторами раскопок илипередавались ими в музейное хранение безпубликации памятников. Впоследствии к этимматериалам в разное время обращалисьдругие исследователи. В силу спецификитемы исследования историографический обзорпостроен в соответствии спроблемно-хронологическим принципом: отсамых первых упоминанийнаходок одежд досовременных исследований в рамках одногоархеологического памятника; исследованийотдельных элементов средневековогокостюма народов Северного Кавказа;методологических работ, касающихсяреконструкции археологического костюма иметодов его историко-культурнойинтерпретации.

Фиксированиеодежды относится к началуархеологического изученияпамятников Северного Кавказа вовторой половине XIX в.представителями русской археологической школыП.С. Уваровой,исследовавшей могильник XIV в. у селенияМахческ1, иН.И. Веселовского,раскопавшего курганы XIV–XV вв. в районе станицыБелореченской2.Спустя 50 лет после раскопок к материалам Белореченского могильника обратиласьВ.П. Левашева3.Ее исследование было первымопытом классификации и типологизацииданных материалов.

Н.И. Веселовский иН.И. Воробьевв скальном могильнике Мощевая Балка(западнаячасть Карачаево-Черкесской Республики, вблизиверховьев реки Большая Лаба) обнаружилиодежды и ткани уникальной сохранности.Впоследствииэти коллекциибыли объединены в отделе Востока Государственного Эрмитажа усилиями академика И.А. Орбели и дополненынаходками, сделанными на этом памятникедиректором школы поселка КурджиновоЕ.А. Миловановым и старшим научнымсотрудником отдела Востока А.А. Иерусалимской4.Одежды и ткани, аналогичныематериалам из Мощевой Балки, обнаружилМ.М. Ковалевский в 1885–1886 гг. в результатеархеологического исследования могильникаХасаут в долине реки Клухор. Часть этихнаходок, дополненная позже коллекцией, собранной в 1959 г.А.П. Руничем,хранится в фондах ГИМа5.

В начале XX в. случайныенаходки одежды из могильников Балкарии были приобретены А.С.Собриевичем для Музея народов СеверногоКавказа. Материал был впоследствии опубликованГ.Н. Прозрителевым6.В настоящий момент находкихранятся в фондах Ставропольскогокраеведческого музея (О.ф. № 14442; 14453). К этимматериалам при реконструкции аланскогокостюма обращалась З.В. Доде7.

Одежда и своеобразныеженские головные уборы были зафиксированыпрофессором Л.П. Семеновым при изучениисклеповых памятников горной Ингушетии в 1925–1932 гг.8Изучение ингушских склепов былопродолжено Е.И. Крупновым. Исследователем были описанынаходки женских и мужских одежд, а такжеубранство костюмов, обнаруженных впогребальных памятниках9.

В 1983 г. профессорВ.Б. Виноградов поставил вопрос онеобходимости изучения «портняжногопромысла у позднесредневековыхвайнахов»10.В этомнаправлении работали егоученики: Б.Б.-А.Абдулвахабова11, З.А.Мадаева12, З.И. Хасбулатова13, Д.Ю.Чахкиев14. В.Б.Виноградов совместно с Б.Б.-А. Абдулвахабовой и Д.Ю. Чахкиевым провелвсестороннее исследование женскихголовных уборов «кур-харс»15.

В 1926 г. сотрудникЦентрального музея народоведения Б.А.Куфтин исследовалпозднесредневековые осетинские склеповыемогильники, в которых собрал предметыженской одежды. Кнаходкам из этой коллекции обращалисьЕ.Н. Студенецкая16, Т.Д. Равдоникас17, З.В. Доде18.

В результатеисследования парного женского захороненияв могильнике Подорванная Балка в НижнемАрхызе Л.Н. Глушков выявил полный комплекскостюма, от которого в настоящее времясохранился только один головной убор (СГКМ.О.ф. Инв. №26640/211). Эта находка была исследованаЗ.В. Доде19.

В результатеархеологических раскопокЗмейского катакомбного могильника XI–XII вв.С.С. Кусаевой20 и В.А. Кузнецовым21 были выявленыизделия, выполненные из шерстяных ишелковых тканей, кожаные одежды,отделанные золоченой аппликацией,разнообразные головные уборы и обувь,декорированные металлическими украшениями ибубенчиками. Часть этихнаходок спустя много летбыла представлена на выставке «Аланскийвсадник», организованной Государственныммузеем искусств народов Востока, в разделе «СредневековаяАлания VI–XIIвв. н.э.»22. К этим материалам неоднократнообращался В.А. Кузнецов в контексте исследованияистории средневековой Алании23.

В результатеархеологических раскопок богатыхпогребений конца XI –первой половины XII вв. могильникаКольцо-Гора в районе г.Кисловодска С.Н. Савенко выявилодежды, во многом повторяющие формы итехнологию изготовления известных находок изЗмейского катакомбного могильника24.

Комплексженского костюма XIII–XIV вв. из могильникаБайрым был отреставрирован иопубликован Т.Н. Никитиной25 и И.М.Мизиевым26. Последний продолжил исследованиеархеологических костюмов карачаевцев ибалкарцев по материалам могильниковВерхний Чегем, Байрым, Курнаят, Ташлы-Тала,Карт-Джурт и др., представив результаты вмонографии «Очерки истории и культурыБалкарии и Карачая XIII–XVIIIвв.», в главе, посвященнойописанию одежды и украшений27.

Фрагменты одежд,выполненных из шелка и парчи, войлока игрубого холста,также зафиксированы в археологическихпамятниках Карачая XIV–XV вв.Х.Х. Биджиевым28.

Т.Б. Мамукаев,исследовавший склеповый могильник Даргавс(«Город мертвых»), реконструировалсредневековый свадебный наряд осетинки в«шелковойодежде типа пыльника»29. Наиболее подробно находкикостюмов (одежды,обуви, головных уборов,украшений и тканей) из «Города мертвых»описаны в монографии В.Х.Тменова30.

Скальные погребения вНижнем Архызе и Мощевой Балкеисследовались В.Н. Каминским и И.В.Каминской. Находки тканейвизантийского, иранского, китайского исогдийского производства из этихпамятников упомянуты в работе И.В. Каминской31. Часть собранных материаловпоступила в фонды Краснодарскогогосударственногоисторико-археологическогомузея-заповедника имени Е.Д.Фелицина иКарачаево-Черкесского музея-заповедника.Материалы текстильной коллекции VIII–IX вв. изКарачаево-Черкесского музея опубликованыО.В. Орфинской32.

Могильник Мощевая Балкабыл также исследован экспедициямиИнститутаархеологии РАН под руководством И.С. Каменецкого иЕ.И. Савченко33. Коллекция тканей, полученная врезультате работы на памятнике, передана вСтавропольский краеведческий музей(О.ф. Инв. №29494/1-91). Факт наличия импортных шелков взахоронениях Мощевой Балки был отмечен вработах Е.И. Савченко, без подробного описаниянаходок34. Находки одежд и обуви изпогребенийНижнего Архыза на горе Пароход, на горе Церковной иу поселка Буковый описаны В.А.Кузнецовым, отметившим, что«холщовые и полотняные ткани, из которыхшились одежды жителей Нижне-Архызскогогородища, производились на месте в пределахСеверо-Западного Кавказа»35.

Основной вклад визучение аланского костюма VII–IX вв. внеслаА.А. Иерусалимская.Результаты ее исследований изложены в рядестатей и монографии, посвященнойраннесредневековым находкам наСеверо-Кавказском Шелковом пути,обнаруженным в могильнике МощеваяБалка36. В центре вниманияисследователя находится ткань какнеотъемлемая составная часть всегокомплекса костюма37. А.А. Иерусалимская рассматриваетразличные аспекты, касающиеся историираннего средневекового текстиля. В поле еевнимания попадают не только технологияткачества и текстильные сюжеты, но ивопросы, связанные с художественнымизаимствованиями38.

Работы А.А. Иерусалимскойсоответствуют принципам, принятым вмировойпрактике исследования текстиля, и являютсяметодологической основой для изучениятехнологических особенностей и дизайнашелковых тканей. Опыт работы с текстилемотражен автором не только в многочисленныхстатьях и монографии, но также в опубликованном«Словаре текстильных терминов»,являющемсяважным методическим пособием дляисследователей39.

Интересна работаА.Я.Кузнецовой «Народное искусствокарачаевцев и балкарцев», где одна главапосвящена одежде40.

Опыт обобщенияматериалов, касающихся историисеверокавказского костюма, известных к 1982г.41, был предпринят Т.Д.Равдоникас. Ей принадлежитпервый монографический обзор костюмныхкомплексов на широком хронологическом отрезке(V в. дон.э. – конец XVIIв.)42.

Таким образом,археологические находки костюмов изсеверокавказских памятников VII–XVII вв.известны практически навсей территории региона. Но их освещение влитературе, как правило, носитповествовательный характер, ограниченныйтерриториальными и временными рамкамипамятника. Описание материалов, за редкимисключением, не было связано с проблематизацией исследования.Наиболее изученным оказался аланскийкостюм VII–IXвв., результаты исследования которого снаибольшей полнотой представлены вработах А.А. Иерусалимской.

В целом ряде работ вкачестве источника рассматриваютсяотдельные элементы аланского костюма – поясные наборы,украшения или амулеты.

В специальнойархеологической литературе массовыйматериал поясных наборов из аланскихпамятников проанализированпреимущественно как источник, позволяющийустановить направления передвиженийкочевников в раннем средневековье,этнический составпереселяющихся народов, а также для уточнения вопросов хронологии. Важнымрезультатом этих исследований являетсяреконструкция социальнойорганизации аланского общества в работах С.А. Плетневой43, В.Б. Ковалевской44, Г.Е.Афанасьева45, В.С. Флерова46,И.О. Гавритухина47, В.Ю. Малашева48, Д.С.Коробова49 и др.

Большой вклад визучение кавказских украшений VI–IX вв. внесла В.Б.Ковалевская (Деопик). Онауточнила хронологию и предложилаклассификацию аланских украшений, а такжевыявила основные пути торговыхсвязей50. Украшения костюмасредневековых адыгов в общем комплексекультуры народов Северного Кавказабыли проанализированы Е.П. Алексеевой51.

Исследование амулетов италисманов является самостоятельнойтемой, о чем свидетельствуетмногочисленная литература, касающаясяданного вопроса. В.И. Абаев, Г.Е. Афанасьев, А.А.Иерусалимская, В.Б. Ковалевская,В.А. Кузнецов, С.А. Плетнева, В.С. Флеров, З.Х. Албегова и другие исследователи рассматривают амулеты изкатакомбных захоронений как один изкритериев определения аланской культуры, какматериал, позволяющий реконструироватьрелигиозныепредставления алан и мировоззренческие основы,послужившие базой консолидации аланскогоэтноса52.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 9 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»