WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

Лев Николаевич очень общителен, отличается богатым набором эмоциональных реакций, внимателен к окружающим, проявляя высокий уровень эмоциональной отзывчивости. Обладает развитой интуицией, способностью создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности: «Лев Николаевич был проницателен. Понимал, что творится в душе собеседника» [Маковицкий 1960а: 272]; «Толстой сразу замечал перемену моего настроения: от его быстрого взгляда исподлобья мне ни разу не удалось скрыть ни одного движения души в продолжение всех тех 17 лет, когда я часто встречался с ним и бывал в Ясной Поляне» [Новиков 1978: 441].

Одним из достоинств речи Льва Николаевича можно считать ее естественность, непринужденность. Это ощущение комфортного состояния передается и слушающему, вызывая положительные эмоции и снимая напряженность. Одним из самых эффективных средств создания комфортной коммуникативной обстановки служит тематика беседы, которая, как правило, концентрируется вокруг интересов и нужд собеседника: «Надо было поскорее ответить, в котором часу они вышли, какой шли дорогой, и на ряд других самых обыденных житейских вопросов, заданных таким простым, домашним тоном, что, отвечая на них, нельзя было и в свою очередь не войти в такой же обиходно-житейский тон. И незаметно простой и непринужденный тон сделался доминирующим, а возбужденное состояние исчезло само собою» [Сергеенко 1960а: 290].

Л.Н. Толстой – находчивый полемист, свободно владеющий средствами, требующими особого искусства, – иронией и сарказмом: «У него не то, чтобы некрасивое лицо, – продолжала Татьяна Львовна о мальчике, – а прямо нехорошее, как бывает у мальчика, который пьет, курит...» «Недоедает», – добавил Лев Николаевич» [Булгаков 1970: 70]. Речь Толстого подкупает ясностью, логичностью, полнотой раскрытия содержания. Афористичность, изящество, легкость речи, теплота юмора, тонкость намека, смысловая емкость, неисчерпаемое богатство и образность – вот черты, определяющие Толстого-собеседника: «Плохие пословицы... подобны песку или мякине в хлебе...» [Иванов 1978: 392]; «...Нужно, чтобы была такая потребность писать, чтобы от нее нельзя было отделаться, как от кашля...» [Булгаков 1955: 284]; «Писать стихи – это все равно что пахать и за сохой танцевать» [Гусев 1960: 302]; «Каждый человек – дробь; достоинства – это его числитель, а то, что он о себе думает, – знаменатель» [Сухотина-Толстая 1981: 171].

Высоко развита ролевая пластичность в общении, очень велик репертуар ролевого поведения: «...Я иногда на протяжении одного вечера видел перед собой двух, трех и больше Львов Николаевичей, не имеющих как будто друг с другом ничего общего» [Тимковский 1978: 432]. В основе поведения Л.Н. Толстого, его коммуникативного стиля, который может быть охарактеризован как продуктивный, – отношение к собеседнику как к ценности, признание этого человека в качестве свободного, ответственного, имеющего право быть таким, каков он есть: «А если и поддаюсь этому желанию учить других, то поступаю дурно» [Сухотин 1978: 383]. Психологически это выражается в стремлении к равноправным партнерским отношениям, к совместному решению возникающих проблем, в способности понять другого, умении децентрироваться, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости: «Любить дальних, «человечество», «народ», – не хитрое дело! Нет, ты ближних, ближних твоих сумей полюбить, тех, с которыми ты встречаешься каждый день, которые раздражают тебя и причиняют тебе огорчения» [Наживин 1978: 391]. В поведенческом плане это установка на диалог и сотрудничество, гибкость в использовании языковых средств, оперативный учет ситуации общения и особенностей коммуникантов, умение отойти от своего «Я» и приблизиться к «Я» другого человека, встать на точку зрения собеседника, посмотреть на мир его глазами: «Единственный выход, который я вижу, это жить хорошо, всегда ко всем поворачиваться доброй стороной» [Толстой С.Л. 1965: 135].

При том числе посетителей и просителей, с которыми Толстому ежедневно приходилось общаться, удивляет отсутствие формального отношения к человеку, способность сохранить к любому живой, неподдельный интерес: «Спросил каждого, как его зовут, и потом все время называл по имени-отчеству и ни разу не сбился. Слушал всех внимательно и с интересом, и у каждого из нас было впечатление, что мы ему интересны сами по себе» [Вересаев: 1960: 213]. В бесконечной веренице посетителей Ясной Поляны Толстой выделяет каждого в отдельности, самим актом коммуникации демонстрируя человеку его уникальность, неповторимость. Это достигается за счет использования целой палитры разнообразных коммуникативных средств, среди которых основными, обеспечивающими успешность коммуникации, можно считать следующие:

1) стремление к паритетности в общении на фоне низкой выраженности самоподачи, сдержанная самопрезентация достижений;

2) обязательный диалогический характер как устного, так и письменного общения;

3) внимательное слушание;

4) почти полное отсутствие стремления к модификации поведения собеседника (чаще оно выражается в форме совета или намека);

5) обязательность следования этикетным нормам в отношении незнакомых, старших и находящихся ниже по статусу, когда общение осуществляется по модели «высший – низший»;

6) ориентация на создание максимально комфортного коммуникативного пространства и сохранение лица собеседника, в целях чего обеспечивается легкое вхождение в общение, отсутствие давления на адресата, использование родного языка собеседника, чуткое внимание к его коммуникативным потребностям, комплиментарность общения, отсутствие коммуникативного эгоцентризма;

7) широкая тематика обсуждаемых в речевом общении Л.Н. Толстого проблем, регуляция тематического ряда осуществляется с помощью большого количества индивидуализированных реакций;

8) высокая степень искреннего интереса к собеседнику и всему, что с ним связано;

9) жесткий коммуникативный самоконтроль, анализ собственного коммуникативного поведения в целях исправления отрицательных и культивирования, развития положительных черт характера.

10) уход от эскалации конфликта даже вопреки собственной бескомпромиссности и категоричности;

11) позитивное отношение к критике.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить в коммуникативном поведении Л.Н. Толстого конкретные приемы, способствующие максимальному эффекту коммуникации. При этом особенно важным представляется соответствие выявленных приемов имеющимся в русской культуре представлениям о том, как должно происходить речевое общение, то есть некому общему образцу – национальному коммуникативному идеалу речевого поведения.

В сознании каждого человека – носителя определенной культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. С учетом общих принципов выстраивания акта коммуникации этико-эстетический образец русской культуры подразумевает особую роль в общении категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, уравновешенности, что реализуется в диалогическом гармонизирующем воздействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего. Именно этих принципов придерживается в общении Л.Н. Толстой, структура коммуникативного поведения которого свидетельствует о высоком уровне сформированности коммуникативной личности писателя.

В свете переживаемой современным российским обществом масштабной дегармонизации межличностных коммуникативных связей следует признать целесообразным использование этих коммуникативных действий при обучении продуктивной коммуникации. Приобщение к коммуникативной культуре человека, чье поведение является ориентиром для общества в целом, соответствуя в основных чертах общеэстетическому и этическому (нравственному) идеалам, сложившимся исторически в русской культуре, позволяет обеспечить успешность общения с различными типами собеседников в широком спектре коммуникативных сфер.

Каждая глава диссертации заканчивается выводами.

В заключении обобщаются результаты работы, намечаются основные перспективы дальнейшего исследования.

Решение поставленных задач, предложенное в данной работе, следует рассматривать только как возможную (хотя, как мы полагаем, продуктивную) линию освещения серьезной проблемы, заслуживающей внимания и требующей дальнейшей разработки. Критерии, принятые в качестве базы типологической классификации коммуникативных особенностей Л.Н.Толстого, могут быть использованы для описания коммуникативного поведения любой личности. Кроме того, представляется, что детальное сопоставительное исследование релевантных особенностей протекания коммуникации в актах общения представителей культурной элиты может способствовать выявлению универсальных характеристик успешного общения и их личностно-детерминированных особенностей.

Дальнейшие пути исследования проблем коммуникативного поведения видятся нам в систематическом описании коммуникативного поведения конкретных современных и исторических личностей, а также в разработке на основе подобных исследований рекомендаций по межличностному общению.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Наумова, Т.С. Образное сравнение как коммуникативный прием Л.Н. Толстого: семантическая и типологическая сущность [Текст] / Т.С. Наумова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научный журнал. – 2008. – № 1 (2). – С. 40-44.
  2. Романов, Д.А., Наумова, Т.С. Л.Н. Толстой: «Непременно надо улыбаться душою...» [Текст] / Т.С. Наумова. – Русская речь, 2008. – № 5. – С. 104-111 (авторский вклад – 50 %).

Статьи в других изданиях:

    1. Наумова, Т.С. К проблеме реконструкции образа автора [Текст] / Т.С. Наумова // «Молодежь и наука – третье тысячелетие: Материалы студенческой науч.-практ. конф.: В 3 т. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. – Т. 2. – С. 175-178.
    2. Наумова, Т.С. Языковая личность автора и его коммуникативные установки [Текст] / Т.С. Наумова // Мир в гуманитарной перспективе: Сб. науч. тр., посвященный 65-летию со дня рождения В.Т. Бондаренко. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та. им. Л.Н. Толстого, 2006. – С. 70-76.
    3. Наумова, Т.С. Коммуникативные особенности эпистолярного творчества Л.Н. Толстого (на материале переписки с русскими писателями) [Текст] / Т.С. Наумова // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – М.: МФА, 2007. – Ч. 1. – С. 300-305.
    4. Наумова, Т.С. Речевые акты извинения в коммуникативном поведении Л.Н. Толстого [Текст] / Т.С. Наумова // «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований»: Сб. материалов III Международной научно-практической конференции (РГНФ) / Отв. ред. О.Г. Вронский. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – С. 105-109.
    5. Наумова, Т.С. Об одной черте коммуникативного поведения Л.Н. Толстого [Текст] / Т.С. Наумова // Язык. Человек. Ментальность. Культура. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ч. I. – Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. Изд-во «Вариант-Омск» 2008. – С. 165-171.
    6. Наумова, Т.С. Отдельные черты коммуникативного поведения Л.Н. Толстого [Текст] / Т.С. Наумова // Л.Н. Толстой – это целый мир // Материалы XXXI Международных Толстовских чтений, посвященных 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. В 2 ч. – Ч.1. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – С. 176-181.
    7. Наумова, Т.С. Оценочность речи Л.Н. Толстого [Текст] / Т.С. Наумова // Материалы XXXVI учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009 (в печати).

Наумова Татьяна Семеновна

Коммуникативное поведение Л.Н.Толстого

(на материале эпистолярного наследия и мемуаров)

Автореферат

Сдано в набор 09.2009 г. Подписано в печать 09.2009 г.

Формат. Бумага Объем 1,0 усл. печ. л.

Гарнитура Times New Roman.

Тираж 110 экз. Заказ №

Отпечатано:

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»