WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Изучению различных аспектов коммуникации посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Д. Арутюнова, О.С. Ахманова, И.А. Зимняя, Е.В. Падучева, Н.И. Формановская, Т.А. Ван Дейк, Дж. Остин, Дж. Серль и др.). О коммуникативной роли языка в развитии и функционировании личности написано к настоящему времени большое количество работ (Якобсон 1975; Белл 1980; Hermanns 1988; Иванова 1989; Блинова 1989; Goodwin 1990; Богданов 1990, Шкатова 1994; Рыжов 1994; Тимофеев 1995; Станкевич 1997; Макаров 2003; Смирнова 2000; Услугина 2000: Мечковская 2000; Чуфаровский 2002; Казаковская 2003; Прохоров 2006; Зубкова 2003; Чернышева 2004; Саломатина 2005 и др.).

Актуальным и активно разрабатываемым направлением в современной лингвистике является исследование коммуникативного поведения (КП). Термин «коммуникативное поведение», введенный в научный обиход И.А. Стерниным в 1989 году, первоначально определялся как совокупность норм и традиций общения того или иного народа [Прохоров, Стернин 2006: 5]. Сегодня в теоретическом плане можно говорить о существовании трех основных разновидностей КП – национальном (межкультурном), групповом и личностном (межличностном). Теория КП призвана определить его понятие, выявить структуру и основные черты, разработать понятийно-терминологический аппарат и методику описания КП. Подобное описание раскрывает особенности КП и коммуникативного сознания народа, группы или человека и имеет лингвистическую, психолингвистическую, этнолингвистическую, культурологическую и дидактическую ценность.

Интерес к изучению КП как такового следует признать важным и своевременным, поскольку его считают одним из важнейших компонентов языкового сознания и этнической культуры, а личностные коммуникативные характеристики являются определяющими при организации межличностного пространства человека и его адаптации в социальной среде. Именно КП становится базой для описания коммуникативной личности.

До сих пор термины «коммуникативная личность», «языковая личность» и «речевая личность» часто смешиваются в научной литературе, используются как синонимичные, а критерии разграничения этих понятий являются предметом обсуждения в современной коммуникативной лингвистике. Существуют разные трактовки понятия «коммуникативная личность»: В.Б. Кашкин под ней понимает совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида [Кашкин 2000: 127]; по мнению В.И. Карасика, коммуникативная личность – это языковая личность в условиях общения [Карасик 2002: 26]; М.С. Саломатина определяет коммуникативную личность как коммуникативную индивидуальность человека (индивидуальную коммуникативную личность), представляющую собой совокупность интегральных и дифференциальных языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности, воспринимаемых членами соответствующей лингвокультурной общности как характерные для данного типа личности» [Саломатина 2005: 6].

При всем многообразии подходов к определению данного понятия большинство лингвистов признают, что термины «языковая личность» и «коммуникативная личность» необходимо разграничивать, так как понятие коммуникативная личность представляется более широким, чем понятие языковая личность, поскольку включает в себя такие характеристики, как коммуникативные стратегии и тактики, правила и приемы речевого воздействия, тематику общения, характеристики невербальной коммуникации и другие коммуникативные параметры (См.: Лемяскина 2004; Попова, Стернин 2003).

Коммуникативная личность – это личность, которая характеризуется некоторым конкретным коммуникативным поведением, отличающимся от коммуникативного поведения других личностей, поэтому описание коммуникативной личности осуществляется через классификацию дифференциальных признаков ее КП. Таким образом, под комплексным описанием КП личности мы понимаем не что иное, как особенности общения этой личности, описанные в совокупности, в системе. Описание КП личности производится на основе моделей и максимально приближает исследователя к реальному говорящему индивиду, к реальной коммуникативной практике.

Несмотря на то, что интересы исследователей КП весьма широки и разнообразны (активно исследуются возрастное, гендерное, профессиональное, социальное КП), описание КП отдельных личностей пока не может считаться активно развивающимся направлением, хотя именно оно позволяет создать коммуникативно-психологический портрет конкретных людей, что представляет несомненный интерес также для биографов и историков.

Говорить о сложившемся терминологическом аппарате, а тем более устойчивых схемах описания КП пока преждевременно. Максимально полно, на наш взгляд, терминологическая база описания КП отражена в работах воронежских ученых: И.А. Стернина, Н.А. Лемяскиной, Ю.Е. Прохорова. В работе используются следующие основные понятия, предложенные авторами данной концепции:

вербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями речевой организации общения в определенных коммуникативных условиях;

невербальное коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к используемым в процессе общения невербальным знакам (жестам, мимике, взгляду, позам, движению, физическому контакту в ходе общения, выбору места общения, расположению относительно собеседника и др.);

коммуникативная ситуация – типовая, повторяющаяся коммуникативная ситуация, характеризующаяся использованием стандартных речевых средств и включающая как основные компоненты отправителя и получателя информации, цели каждого, предмет речи, форму ее преподнесения, условия общения (как внутренние, так и внешние);

социальный символизм – совокупность символических значений, приписываемых действиям, поступкам, явлениям, предметам окружающей действительности;

коммуникативный признак – отдельная черта КП, выделяющаяся как релевантная для описания;

параметр коммуникативного поведения – совокупность однотипных коммуникативных черт (признаков), характеризующих КП данного народа, группы или личности;

коммуникативный фактор – совокупность сходных коммуникативных параметров (наиболее обобщенная единица описания);

Используемые нами в работе термины «коммуникация» и «общение», как известно, имеют свои оттенки значения в зависимости от особенностей ситуации и цели, которые ставят перед собой коммуниканты. Но для описания КП подобное разграничение несущественно, поэтому эти слова мы употребляем как синонимичные.

Второй параграф первой главы «Коммуникативное поведение в индивидуально-личностном ракурсе» содержит рабочую модель описания коммуникативного поведения, а также необходимые пояснения и уточнения к ней.

КП описывается как совокупность ядерных и периферийных коммуникативных признаков. Описание КП народа, группы или отдельной личности, как правило, проводится с использованием лингвистических и психолингвистических методик, направленных на получение первичной информации о предмете исследования: анкетирования и интервьюирования (устного или письменного) исследуемого лица; опроса лиц, контактировавших с исследуемой личностью; включенного наблюдения. При этом конечным результатом представляется составление исходного списка коммуникативных качеств, которыми обладает исследуемая личность, социальная группа или нация в целом, что достигается путем анализа полученных от информантов данных и обобщения результатов всех проведенных экспериментов.

Специфика нашего исследования заключается в невозможности использования подобных экспериментальных методик из-за отсутствия живого контакта с исследуемым лицом и носителями синхронической речевой культуры. Поэтому ведущим методом анализа и представления результатов стал описательный, предполагающий сбор, систематизацию и классификацию языкового материала.

Особенно важным стало сопоставление информации из разных источников для сведения к минимуму ее искажения. При выборе языкового материала предпочтение отдавалось источникам, обладающим максимальной степенью достоверности и точности в воспроизведении языка и поведения Л.Н.Толстого: стенограммам общения Толстого с различными собеседниками, письмам, интервью, дневниковым записям, воспоминаниям близких друзей и родственников.

Основными задачами, которые были решены в процессе составления рабочей модели описания КП Л.Н. Толстого, стали следующие:

1) определение перечня информантов;

2) вычленение корпуса текстов, содержащих фактологически точный речевой материал;

3) отграничение коммуникативных признаков от некоммуникативных (психологических, личностных и т. д.);

4) обозначение единым метаязыковым названием разных именований одного коммуникативного признака;

5) обобщение результатов путем суммирования признаков.

Коммуникативное поведение, в зависимости от целей исследователя и концепции исследования, можно проиллюстрировать различными моделями, воспроизводящими составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Для описания КП Льва Николаевича Толстого используется параметрическая модель изучения КП. В основе ее структуры – коммуникативные признаки, выделенные из проанализированного материала на эмпирической основе и обобщенные в коммуникативные параметры. Параметры для удобства описания объединены в коммуникативные факторы, а вербальные и невербальные признаки рассматриваются в рамках одних и тех же параметров как совпадающие по выполняемой функции и взаимно дополняющие друг друга. Эта модель представляется нам наиболее приемлемой в силу большей разработанности, целостности и полноты.

Содержательное параметрическое описание КП предполагает развернутую характеристику всех факторов, параметров и коммуникативных признаков с указанием коммуникативных ситуаций, в которых тот или иной признак реализуется. При содержательном описании указываются также различного рода коммуникативные ограничения на реализацию тех или иных коммуникативных признаков.

В базовую модель нами были внесены необходимые изменения и дополнения, актуальные при описании КП Л.Н. Толстого и обусловленные спецификой описываемого материала. Составленный единый итоговый список включает только выделенные всеми (или большинством) наиболее яркие, доминантные коммуникативные признаки, характерные для большинства или многих ситуаций общения Л.Н. Толстого. При составлении модели описания КП другой личности набор и количество параметров могут быть изменены или расширены.

Таким образом, используемая нами модель описания коммуникативного поведения Л.Н. Толстого имеет следующий вид:

Параметрическая модель описания коммуникативного поведения

Коммуникатив

ные факторы

Коммуникативные параметры

1. Контактность

Общитель

ность

Эмоциональ

ность

Коммуника

тивный демокра

тизм

Коммуника

тивная доминант

ность

Свобода

подключе

ния к общению

Свобода вступления в контакт

Зрительный контакт

Искренность

Откровен

ность в общении

Доброже

латель

ность привет

ствия

Потреб

ность в общении

2. Неформальность

Стремление к неформальному общению

Приоритет

ность нефор

мального общения

Эффектив

ность формально

го общения

Предпочитаемый регистр общения

3. Коммуникатив

ная самоподача

Самоподача личности

Самопрезентация достижений

4. Вежливость

Императив

ность этикетных норм

Допусти

мость грубости

Вежливость к незнакомым

Вежливость к знакомым

Вежливость к старшим

Вежливость к детям

Вежливость к женщинам

Вежливость к предста

вителям низших сословий

Внимание при слушании

5 Регулятивность

Возможность модификации поведения собеседника

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»