WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 ||

В-третьих. Данный период в истории Италии был спокойным с точки зрения геополитической обстановки. Отсутствие катаклизмов, которые приводили бы к разрушению или гибели инструментов также сыграло определенную роль в консервации классического типа итальянского органа.

Особое внимание мы уделили в нашем исследовании вопросам исполнения старинной итальянской органно-клавирной музыки. В эпоху, когда складывался музыкально-риторический словарь, формулы которого становились узнаваемыми и потому знаковыми, использование их в том или ином контексте указывало на определенный аффект. "Расшифровка" эмоционального плана сочинения предопределяет нахождение адекватных средств музыкальной выразительности – диктует выбор темпа и темповых соотношений внутри формы, способ произнесения текста, исполнения ритмических рисунков, возможность импровизационных исполнительских добавлений и т.д. Все эти вопросы рассматриваются нами в контексте стилевой принадлежности музыки.

Предпринимая исследование, мы не только хотели выявить своеобразие, новаторские черты итальянской органно-клавирной культуры XVI-XVII веков, ее отличие от органно-клавирных культур других европейских стран соответствующего периода, но и создать панораму органно-клавирного искусства Италии во всем его многообразии и взаимосвязи музыковедческого, исторического, инструментоведческого и исполнительского аспектов, а также привлечь нашей работой еще большее внимание современных отечественных исполнителей к старинной итальянской музыке, достойной своего возрождения в наши дни.

Публикации по теме диссертации в рецензируемых журналах,

рекомендованных ВАК

1.Бурундуковская Е. Некоторые проблемы темпоритма и агогики в музыке итальянских клавиристов рубежа XVI-XVII веков // Музыка и время. 2007, №2 (принята к печати 21.06.2007). С.18–22 [0,6 п.л.]

2.Бурундуковская Е. Джованни Мария Трабачи. Зарождение нового клавирного стиля в Италии в начале XVII века // Музыковедение, № 4, 2008. С. 7–12 [0,7 п.л.]

3.Бурундуковская Е. Итальянское органное искусство до Фрескобальди // Искусство и образование, № 2, 2008. С. 4–11 [0, 5 п.л.]

4.Бурундуковская Е. Итальянские клавесины и клавикорды XVI–XVII веков. Энармонические инструменты // Вестник Челябинского государственного университета. Филология и искусствоведение. Вып. 22,20/2008. С. 181–187 [0,7 п.л.]

5.Бурундуковская Е. Некошеный луг аутентики, или соло московских гостей // Музыкальная академия, №2, 2008, С. 64–65 [0,3 п.л.]

6.Бурундуковская Е. Органное творчество венецианских композиторов 2-й пол. XVI- начала XVII века // Старинная музыка, №4 2008. С.12–20 [0,8 п.л.]

7.Бурундуковская Е. Асканио Майоне // Музыкальная жизнь, № 1, 2009, С. 35–36 [0,3 п.л.]

Другие публикации

8. Бурундуковская Е. Некоторые вопросы исполнения органно-клавирной музыки Фрескобальди на органе. Деп. в НИО Информкультура Рос. гос. библиотеки 24.03.92 г., № 2587. - 28 с., [1, 2 п.л.]

9. Бурундуковская Е. Характерные особенности полифонических форм у Фрескобальди. Деп. в НИО Информкультура Рос. гос библиотеки 24.03.92г., №2586. - 43 с., [1,8 п.л.]

10. Бурундуковская Е. Некоторые особенности стилистически корректного исполнения клавирной музыки барокко (на примере органно-клавирных сочинений Фрескобальди) // Наука и художественное образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Красноярской государственной академии музыки и театра 14-16 ноября 2003г. Красноярск: Красн. гос. академия музыки и театра, 2003. С. 123–129 [0,7 п.л.]

11. Бурундуковская Е. Итальянская практика исполнения basso continuo на органе (XVII век) // Старинная музыка, №№ 3­4 (25–26), 2004. С. 15–20 [0,6 п.л.]

12. Бурундуковская Е. Золотой век итальянской органной музыки: Лекция по курсу Истории органного искусства. Казань: КГК им. Н.Г. Жиганова, 2004, [2,5 п.л.]

13. Бурундуковская Е. Опыт изучения бестактовых прелюдий Луи Куперена» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Сборник статей. Казань: КГК им. Н.Г. Жиганова, 2005. С. 310–320 [0,9 п.л.]

14. Бурундуковская Е. Клавирная аппликатура в Италии в XVI–XVII веках и ее связь с артикуляцией // Старинная музыка. №№ 1-2 (31-32) 2006. С. 10–15 [0,5 п.л.]

15. Бурундуковская Е. Италия. Глава 2 // Из истории мировой органной культуры XVI–XХ века. Учебное пособие. Ред.-сост. М. Воинова, Е. Кривицкая. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007, С.270–291 [2.2 п.л.]

16. Бурундуковская Е. Италия. Глава 1 // Из истории мировой органной культуры XVI–XХ века. Учебное пособие. Ред.-сост. М. Воинова, Е. Кривицкая. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. С. 60–78 [1,9 п.л.]

17. Бурундуковская Е. Органно-клавирная культура Италии конца XVI-первой половины XVII века. Монография. Казань: КГК им. Н.Г. Жиганова, 2007 [20 п. л.]


1Здесь необходимо пояснить, почему в нашем исследовании используется термин «органно–клавирное искусство», а композиторы, писавшие в Италии музыку для органа и струнно–клавишных инструментов (клавесина, клавикорда), будут в дальнейшем иногда называться «клавиристами». В Италии вплоть до конца XVII века и музыка, имевшая непосредственно литургическое предназначение, то есть версеты частей мессы и церковных гимнов, токкаты для исполнения во время «возвышения» (l’elevazione), и другие сочинения, такие, как канцоны, ричеркары, каприччио, фантазии, партиты, которые могли быть с равным успехом исполнены и на органе, и на «перышковых» инструментах, издавались под одной обложкой без конкретного указания инстумента. В таком случае выбор инструмента во многих случаях оставался за исполнителем.

2 См.: Bastian,J. The Sacred Music of Claudio Merulo. University of Michigan, 1967; Brink R. The archicembalo of Nicola Vicentino. Ohio State University, 1966; Jackson R. The Keyboard Music of Giovanni Maria Trabaci. University of California, 1964; Dehmel J. Toccata und Prludien in der Orgelmusik von Merulo bis Bach. Yamburg, 1987; Keller W. The Italian Organ Hymn from Cavazzoni to Arresti. A Study of the Interrelation of Roman Plainchant and Liturgical Keyboard Music of the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Harvard University, 1958; Kelton R.H. The Instrumental Music of of Ascanio Mayone. North Texas, 1961; Marcase D.E. Adriano Banchieri. L’Organo suonarino: Translation, Transcription and Commentary; Perry S.C. The Development of the Italian Toccata 1550-1750. University of Kentucky, 1990.

3 Вообще итальянская клавирная музыка в современной нотации начала появляться только с середины XX века. Одним из первых на протяжении 10 лет (с 1953 по 1963 годы) опубликовал все клавирные сочинения Андреа Габриели в современной нотации Пьер Пиду (см.Gabrieli, Andrea. Orgel-und Klavierwerke, ed. Pierre Pidoux. Kassel: Brenreiter, 1953-1963).

4 Строй вокалистам давался не только в церкви. Аналогичная преамбула часто игралась и в условиях светского музицирования.

5 Жанр токкаты в Италии на самом деле был известен еще в 20-е годы XVI века. Ричеркары Марко Антонио Каваццони, изданные в 1523 году по сути не что иное как первые образцы токкатного стиля. Эти ричеркары не имеют ничего общего с полифоническим ричеркаром, впервые представленным в творчестве Джироламо Каваццони. Сочинения, названные токкатами, впервые издал малоизвестный композитор Бертольдо. См. Sperindio Bertoldo Toccate, Ricercari et Canzoni francese intavolate per sonar d'organo. Venezia, 1591.

6 Интересно, что в заглавиях всех своих органно – клавирных сборников Меруло, пожалуй, единственный из своих итальянских современников, упоминает конкретный инструмент –орган. Мы называем его сборники все же органно–клавирными, так как, например, его токкаты, канцоны, ричеркары прекрасно звучат и на клавесине и, по нашему мнению, нет никаких препятствий к исполнению этих сочинений на струнно–клавишных инструментах.

7 Так называемый манускрипт Фоа-Джордано или Туринская органная табулатура представляет собой шестнадцатитомное рукописное собрание органной музыки преимущественно венецианских композиторов и Фрескобальди. Рукопись предположительно южнонемецкого происхождения, так как записана в немецкой буквенной нотации. Рукопись была приобретена итальянскими гражданами Фоа и Джордано и подарена в 1920 году библиотеке Турина в память об их сыновьях, погибших на войне.

8 Rodio R. Libro di Ricercate a quattro voci con alcune Fantasie sopra varii canti fermi. Napoli, 1575.

9 Valente A. Intavolatura de Cimbalo, Ricercate, Fantasie et Canzoni francese desminuite con alcuni Tenor, Balli et varie sorte de contraponti, libro primo. Napoli, 1576.

Valente A. Versi spirituali sopra tutte le note con diversi canoni spartiti per sonar negli organi Messe, Vespere et altri Officii divini, libro secondo. Napoli, 1580

10 Перу де Мака принадлежат несколько сочинений стиля durezze: Consonante stravaganti, Durezze e ligature, Prime stravaganze, Seconde stravaganze. Многие исследователи считают, что пьесы под такими (или похожими) названиями, которые затем мы найдем у Майоне, Трабачи, Фрескобальди представляют специфический жанр «durezze» (см. Giovanni de Macque. Opere per tastiera – Vol. I, a cura di Liuwe Tamminga, Prefazione, — Andromeda Editrice, Colledara, 2002.).

11 Trabaci G. M. Ricercate, Canzone francese, Capricci, Canti fermi, Gagliarde, Partite diverse, Toccate, Durezze, Ligature, Consonanze stravaganti Et un Madrigale passaggiato nel fine. Opere tutte da sonare a quattro voci. Libro primo Napoli, 1603.

Trabaci G. M. Il secondo libro de Ricercate et altri varij Capricci, con Cento Versi sopra li Otto finali Ecclesiastici per rispondere a tutti i Divini Officij et in ogni altra sorte d'occasione. Napoli, 1615.

12 Р. Джексон предлагает и другое название для этой пьесы – Блуждающие Гармонии, так как все сочинение основано на смещениях тональных центров.

13 Frescobaldi G. Il primo libro delle fantazie. Milano,1608.

Frescobaldi G. Recercari et Canzoni. Venetia, 1615.

Frescobaldi G. Toccate e Partite. Libro Primo. Venetia, 1615.

Frescobaldi G. Il Primo Libro di Capricci,Venetia, 1624.

Frescobaldi G. Il Secondo Libro di Toccate. Roma, 1627.

Frescobaldi G. Fiori musicali. Venetia, 1635.

14 Хотя есть свидетельства о виртуозной игре на педальной клавиатуре (см. Tagliavini L.F. Note sull’uso del pedale nella prassi organo-cembalistica italiana // Libro de homenagen a Macario Santiago Kastner. Lisbon, 1992. P.

187), указания использовать педаль в итальянской музыке XVI-XVII веков встречаются редко. В сборнике Аннибале Падовано Toccate et ricercari d'organo (1604) педальные ноты обозначены с помощью букв, помещенных под нотоносцами (см. CEKM 34). Фрескобальдиевские указания, относящиеся к двум токкатам (Toccata Quinta и Toccata Sesta) из сборника"Il secondo libro delle toccate…" "sopra i pedali e senza", дают возможность играть эти токкаты на мануале, опуская педальные пункты.

15 Архитектура итальянских органов характеризуется расположением проспектных труб в форме «триумфальной» арки, что создает величественную, даже помпезную конструкцию. Кроме того, эта "арка" заключена в короб, створки которого открываются, когда на инструменте начинают играть. Створки всегда украшены живописными картинами на евангельские и библейские сюжеты, авторами которых в Венеции были такие великие мастера живописи, как, например, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Джованни Беллини.

16 Название такого стиля интерпретации по-английски звучит как ‘historically informed performance”или сокращенно HIP.

17 У Дируты видим единственный образец аппликатуры (нисходящая гамма в левой руке), где короткий палец перекладывается через длинный. И если при перекладывании длинного пальца через короткий возможно исполнение длинной последовательности штрихом legato, то при перекладывании короткого пальца через длинный такая задача кажется почти невыполнимой.

18 Sancta Maria, Tomas De. Libro Llamado. Arte de taer fantasia. — Valladolid. 1565, S.38.

19 Caccini G. Le nuove musiche. — Firenze, 1983, Al Lettore.

20 Полностью трактат, впервые переведенный на русский язык автором, дан в Приложении к диссертации.

21 Начиная с месс Дж. Каваццони (1630­е гг.), композиторы выбирали песнопения ординария из одних и тех же трех месс: Messa della Domenica (григорианская месса In Dominicus infra annum) Messa degli Apostoli (In Festis Duplicibus), Messa della Madonna (In Festis B.Marie Virginus), которые на практике охватывают весь год.

22 Saint-Lambert M. Nouveau traite de l’accompagnement du clavecin, de l’orgue et autres instruments. — Paris, 1707, 132.

Pages:     | 1 |   ...   | 5 | 6 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»