WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |

Среди аналогичных исследований на русском языке необходимо назвать работы, изданные в 60-80 годы прошлого столетия, но не утратившие своей ценности и в наше время. Это труды А.Алексеева «Клавирное искусство», И. Браудо «Артикуляция», М.Друскина «Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков», О.Захаровой «Риторика и западно-европейская музыка XVII- первой половины XVIII века: принципы, приемы», М.Сапонова «Искусство импровизации», Н.Копчевского "Клавирная музыка. Вопросы исполнения" и некоторые другие.

Глава 1 «Северная и южная (венецианская и неаполитанская) итальянские органно-клавирные композиторские школы. Джироламо Фрескобальди» – посвящена изучению особенностей композиторских школ и индивидуальных авторских стилей ярчайших представителей итальянского органно-клавирного искусства. Это искусство занимало важное место в жизни свободных городов-государств, из которых состояла Италия на рубеже XVI-XVII веков. Среди музыкантов, находившихся на церковной службе, органисты и клавесинисты, в чьи обязанности входило исполнение, сочинение музыки, а также обучение музыкальным дисциплинам, игре на музыкальных инструментах и пению, играли важную роль.

Исторически сложилось так, что в Италии на рубеже XVI-XVII веков образовались две яркие композиторские органно-клавирные школы – северная (или венецианская) и южная (неаполитанская). Это не означает, что в других городах и областях Италии вообще не существовало клавирных традиций. Известно, что музыкальная культура, в том числе органная, существовала не только в таких крупных городах, как Венеция, Неаполь, Рим, Милан, Флоренция, но и в тех мелких городах-герцогствах, где влиятельные покровители были поклонниками изящных искусств, в том числе, музыки. Культ искусств процветал в Ферраре, где родился и провел свою юность, выказав свои великолепные способности во всем блеске, Джироламо Фрескобальди. В Мантуе, где под покровительством герцогов Гонзаго также развивались разнообразные искусства, жил и творил Клаудио Монтеверди. Этот перечень можно продолжать.

В разделе 1 Главы 1 рассматривается органное творчество композиторов Севера Италии, прежде всего, трех самых крупных из них – А. и Дж. Габриели и К.Меруло, живших в Венеции.

Северная органно-клавирная композиторская школа связана, прежде всего, с одним из самых древнейших (построен во второй половине XI века), богатейших и великолепнейших соборов Западного мира – собором S.Marco в Венеции. Здесь, как, впрочем, и в некоторых других крупных итальянских базиликах (например, S.Petronio в Болонье) имелось два органа (так же, как и две хоровые группы, располагавшиеся в двух противоположных нефах собора). Наличие двух инструментов давало возможность развития одной из характерных черт венецианской школы – антифонному сопоставлению двух звуковых комплексов, подобно перекличкам двух хоров (cori spezzati), практике, которая использовалась композиторами, работавшими в S.Marco, и получила позже название Венецианского многохорного стиля.

Творчество двух наиболее продуктивных в органно-клавирной области композиторов – Клаудио Меруло и Андреа Габриели связано с собором и во многом предопределено его акустическими возможностями и звуковыми характеристиками инструментов.

Андреа Габриели – первый представитель венецианской школы, получивший широкую известность. Кроме большого количества духовных хоровых сочинений и мадригалов Андреа Габриели написал немало органно-клавирной музыки. Она представлена в шести сборниках, отчасти изданных самим автором, отчасти – его племянником уже после смерти Андреа. Органно-клавирные сочинения Андреа Габриели предназначены для инструмента, имевшегося в его распоряжении в S.Marco. В этих произведениях можно найти весь спектр жанров органной музыки того времени. Интонация (Intonatio) виртуозна и импровизационна, само название происходит от первоначальной функции этого жанра – давать строй певцам4

. Это небольшая пьеса, зачастую не превышающая десяти тактов, начинающаяся обычно аккордовым вступлением, иногда оживляемым имитационной фигурацией и продолжающаяся фрагментом, чередующим аккорды и гаммообразные пассажи в правой и левой руках. Пассажи иногда сменяются очень небольшим полифоническим эпизодом. Близкий характер формообразования находим в токкатах Андреа Габриели, более развернутых, чем интонации5

. Но токката не явилась тем жанром клавирной музыки, в котором Андреа проявил бы свой композиторский талант наиболее ярко.

К органно-клавирным полифонических жанрам в Италии конца XVI века относятся ричеркар, канцона, фантазия и каприччио. У композиторов венецианской школы (в отличие, например, от Фрескобальди) найти специфические черты каждого жанра сложно. Габриели написал не менее 24 ричеркаров, 8 канцон, Каприччио на тему Con lei foss’io и Фантазию, которую озаглавил оригинально – Fantasia allegra.

Ричеркары Андреа Габриели – это тот жанр, в котором он достиг наибольших высот. Четыре из них озаглавлены Ricercar arioso. Ricercar arioso больше, чем "обычный" ричеркар, насыщен инструментальной фигурацией, его тематизм ближе к тематизму канцон, более мелодичному и выразительному. Некоторые ричеркары Андреа Габриели по нашему мнению представляют собой инструктивные пьесы, обучающие игре или композиции и предназначены более для домашнего музицирования, нежели для публичного исполнения.

Ричеркары Габриели можно подразделить на два типа по количеству тем – монотематические (написанные на одну тему) и политематические, то есть написанные на несколько тем при их последовательном экспонировании. В пяти ричеркарах Андреа Габриели разрабатывает одну тему, в нескольких – две или три темы, и только в одном – четыре. Ричеркар del Primo tono (из сборника 1596 года) показателен в отношении серьезной полифонической работы с единственной тематической "идеей", объединяющей всю композицию. Тема здесь проводится в разных вариантах, в том числе и в четырехкратном увеличении. В других монотематических ричеркарах увеличенная тема проводится одновременно с темой, изложенной начальными длительностями. В монотематических ричеркарах, как, например, в упомянутом ричеркаре, встречаются разделы в трехдольном размере. Нередко в каденциях полифоническое развитие уступает место весьма интересным фигурационным фрагментам. Подобные эпизоды в ричеркарах и канцонах Андреа Габриели выказывают изобретательность композитора в области виртуозного клавирного письма, они интересны и совсем не механистичны. В тоже время фигурация в интонациях и токкатах того же автора весьма однообразна. Создается впечатление, что, либо у Андреа Габриели не хватало "дыхания" на целую фигурационную форму, либо на практике токкаты и интонации импровизировались по вдохновению, а записанные образцы могли предназначаться для начального обучения игре на клавишных инструментах (несколько напоминая более поздние инструктивные этюды).

Клаудио Меруло (Мерлотти) написал 4 тома мадригалов, 2 тома Месс, 6 – мотетов, 6 – органно-клавирной музыки и 1 том инструментальных ричеркаров, некоторые из которых были изданы посмертно его племянником. Мадригалы Меруло искусны, но вполне традиционны. Так как Меруло принадлежал к венецианской школе, и творчество его было так же, как и у Андреа Габриели инспирировано грандиозными возможностями базилики S.Marco, Меруло писал и мотеты для двойного хора. Но наибольшую известность композитору принесло его органно-клавирное творчество. Он разрабатывал формы клавирного ричеркара и канцоны, однако, самые яркие его произведения – органно-клавирные токкаты.

Токкаты Меруло – это пьесы, сочиненные в ярком, импровизационно-имитационном стиле, весьма индивидуальном, учитывающем, однако, достижения других композиторов, в частности, Андреа Габриели. Меруло был первым, кто начал писать протяженные токкаты, более разнообразные по фактуре, чем одноименные сочинения его предшественников. Импровизационные фрагменты сменялись здесь контрапунктическими, эпизодами аккордового склада, разделами, напоминающими сольную импровизацию с аккомпанементом, похожим на расшифровку цифрованного баса. Две книги токкат, изданных в Риме в издательстве Симоне Веровио в 1698 и 1604 годах, содержат девятнадцать произведений – девять в Первой книге и десять во Второй, – написанных в десяти модальных ладах6

. Возможно, такая организация токкат означала, что их использовали в Литургии в качестве прелюдий к тем или иным моментам службы.

Композиционно токкаты Меруло построены из ряда фрагментов, часто не отмеченных явным кадансом. По масштабам эти произведения значительно превосходят аналогичные сочинения Андреа Габриели. Многие из токкат Меруло имеют протяженность более 70 тактов. Некоторые исследователи говорят о пятичастной форме токкаты Меруло, как предшествующей аналогичной форме у Д. Букстехуде, но нам кажется, что в этом суждении присутствует определенная "натяжка". В токкатах Меруло сложно усмотреть четкую структуру, главное в них то, что в этих сочинениях последовательно проводится идея чередования разнообразных типов фактуры. Начала токкат у Меруло в отличие от токкат его предшественников, открывавшихся аккордовым эпизодом, нередко изложены имитационно. Такие случаи встречаются, например, в Токкате VIII и Токкате IX из собрания 1598 года. Иногда токкаты Меруло начинаются так, как будто это переложения вокальной полифонии, но затем постепенно в них начинают появляться украшения, и развитие продолжается до тех пор, пока не наступает кульминационный момент, ознаменованный достижением уровня значительной виртуозности. Иногда, особенно в токкатах 1604 года, украшение становится мотивом, который последовательно разрабатывается на протяжении всего сочинения.

Среди клавирной музыки Джованни Габриели находим токкаты, канцоны, ричеркары. Канцоны Джованни Габриели представляют значительный интерес. Совершенно очевидно, что они родственны канцонам Андреа Габриели, но в целом, более утонченные, как технически, так и в эмоциональном плане. Например, Канцона I из манускрипта Фоа-Джордано7

начинается, как у Андреа, с использованием имитационной техники, в строгом ритме, где орнаментика только отмечает завершения разделов. Здесь сохраняется принцип тесситурных сопоставлений между парами голосов, как во многих произведениях нидерландской полифонической школы. В пьесе есть эмоциональная кульминация, она находится в конце произведения и достигается благодаря внедрению новых ладов. Увеличение напряжения происходит с помощью приготовленных диссонансов, которые, хотя и не нарушают никаких "правил", зато значительно меняют характер пьесы. Канцона II из этого же собрания – по нашему мнению, одно из самых интересных и мелодически привлекательных сочинений Джованни Габриели. Она написана в форме рондо – форме, которая часто использовалась в вокальных канцонах в Венеции.

Большая часть органного репертуара Джованни дошла до нас из источников, происходящих из местностей, расположенных севернее Альп, то есть "германоговорящих" областей. В этих рукописях полифонические произведения называются фугами, что доказывает гипотезу о том, что термин "фуга" в начале XVII века в этой местности был синонимом терминов "канцона" и "ричеркар". Лучшая органная музыка Джованни, как и его дяди, написана в форме ричеркара или так называемой фуги. До нас дошло 11 ричеркаров и 3 фуги Джованни Габриели. Темы фуг-ричеркаров Джованни Габриели, как и у Андреа, часто ритмически похожи на темы канцон. Они протяженны, поэтому дают достаточно материала для дальнейшей разработки. С другой стороны, все эти темы очень схожи друг с другом: в 10 из 11 ричеркаров в темах используется ход на квинту или троекратное повторение одного звука, или и то и другое вместе.

Джованни был искусным полифонистом. В семидесяти девяти тактах монотематического Ричеркара V только финальный пассаж не имеет прямого интонационного отношения к теме. Среди более шестидесяти тактов другого ричеркара находим лишь два, где экспонируется новый материал, а так как в теме присутствует гаммообразный элемент, то и эти два такта могут рассматриваться как происходящие из тематического зерна.

В разделе 2 Главы 1 обсуждается творчество композиторов Неаполитанской школы.

Одними из первых представителей неаполитанской органно-клавирной школы были Рокко Родио и Антонио Валенте.

Известен единственный органно-клавирный сборник Родио, содержащий пять ричеркаров и четыре пьесы на cantus firmus8. Ричеркары написаны в имитационной технике, и это уже не те сочинения, которые могут быть исполнены не только на клавишных инструментах, а спеты квартетом певцов или сыграны ансамблем духовых. Здесь мы видим подлинно клавирную фигурацию, особенно в завершении Ричеркара I, где перед исполнителем ставятся сложные технические задачи.

Антонио Валенте с 1565 по 1580 год служил органистом в церкви S.Angelo a Nilo в Неаполе. Известен двумя сборниками своих органно-клавирных сочинений9

. В первом он единственный из итальянских композиторов записывает свои произведения в цифровой нотации, столь привычной для испанцев. Так записаны канонические ричеркары, вариационные циклы и другие пьесы, некоторые из которых кажутся примитивными в сравнении с сочинениями Родио. Валенте одним из первых в заголовке указывает конкретный инструмент, для которого написана музыка в сборнике – чембало. У Валенте впервые находим танцы (balli), крайне редко встречающиеся в это время у североитальянских композиторов. В первом сборнике Валенте содержатся вариации (они названы mutanze) на тему Romanesca и на тему Zefiro (Passamezzo antico), которые примечательны тем, что в них демонстрируется виртуозное клавирное письмо. Хотя гармония в этих сочинениях еще не выходит за привычные рамки модальности, но фигурация послужит позднее образцом для экспериментирования в вариационных циклах Майоне и Трабачи на эти же и другие темы. Второй сборник гораздо интереснее, чем первый по характеру письма, разнообразию содержания пьес. Здесь автор предлагает семь циклов версетов для поочередного исполнения с хором во время церковной службы. Необычно то, что нет никакой связи этих миниатюр с церковными песнопениями; кроме того, и озаглавлены они весьма нетрадиционно – не по модальным ладам, а по сольмизационным ступеням от ut до la.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 7 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»