WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

Но, конечно, наибольший объем в творчестве Алима Теппеева занимает концептуальное понятийное поле Родины. Символы Родины – большой и малой – приобретают у балкарского писателя историософское значение: они выходят за пределы сугубо этнической и географической семантики и конституируются как сакральные символы идеального метаисторичного национального сообщества; при этом частные ипостаси символики Родины реализуются в виде традиционных фольклорных и фольклороподобных элементов и, таким образом, опосредствуют и обеспечивают преемственность традиционной идентичности и современной. Эта институирующая инновация А. Теппеева подпадает под категорию культурных метаморфоз, относительно которых Ю. Лотман отмечал важность, а иногда и решающий характер появления символических имен во взрывных, нелинейных культурно-исторических процессах. Немаловажно также и то, что в символе Родины А. Теппеев, во-первых, сделал наглядной конкретную микросимволику гор, а во-вторых, Родина у него символизирует не только «внешнюю» относительно человека систему, но и само состояние и процесс перерождения, обретения своего «Я» затерянного человека, что происходит через непосредственную, конкретную связь с родным ландшафтом.

Таким образом, невзирая на то, что в целом роман «Мост Сират» А. Теппеева внешне как бы лишен систематической рефлексии метафизических, историософских, этических и эстетических проблем, он несет в себе мощный потенциал оригинального и целостного национально-специфического философского осмысления исходных экзистенциальных проблем, поскольку представляет собой результат глубокого личного духовного опыта, связанного с напряженной эстетической рефлексией. Этот опыт, воплощенный в конкретных символах художественной картины мира, является неисчерпаемым предметом для рациональных интерпретаций и концептуализаций в современной балкарской прозе и одним из главных источников оригинальности писателя в контексте национальной балкарской художественной традиции.

В конечном итоге мы имеем дело как с процессом расширения рамок индивидуальной творческой свободы автора, так и с проявлением форм национального эстетического, художественного мышления на новом уровне.

Третья глава «Философские аспекты концепции мира и человека в романе А. Теппеева “Мост Сират”» состоит из двух параграфов: 3.1. Принципы эстетического отражения мира и человека в романе «Мост Сират»; 3.2. Общественное и индивидуальное в романе А. Теппева.

Исследовательское внимание сосредоточено на произведении, где объектом художественного осмысления писателя становятся человек и история, место и роль личности в общемировом, бытовом, социально-политическом процессе, при этом человек предстает не только в конкретно-историческом контексте эпохи, но и национальном, ментально-характерном.

А. Теппеев в своем романе обращается к этапу конфессионального сознания народа, связанного во многом с ведущими канонами ислама. Выявление и осознание мусульманского пласта художественного сознания дает выход на культуру народа, на национальные особенности мышления, что и формирует, на наш взгляд, специфику национальной концепции мира и человека в романе. Герои выводятся из плоскости только социальных устремлений, за описанием конкретных судеб и ситуаций видятся типологически общие и непреходящие проблемы жизни, которые осмысливаются художником в сложном переплетении этнопоэтических, конфессиональных и других национальных традиций, что особенно важно для автора и его героев, тесно связанных со своим народом, его обычаями и традициями.

Особая заслуга А. Теппеева в том, что он сумел на национальном и исторически конкретном материале показать, что и религиозно-сакрализированое сознание должно становиться концептуальной основой постижения человека и мира.

В главе рассматривается преломление духовно-нравственных, конфессиональных представлений сквозь призму философского осмысления и понимания человеком мира и времени. Осмысливая события, связанные с Кавказской войной, махаджирством, Революцией, установлением советской власти на Кавказе, Великой Отечественной войной, депортацией балкарского народа, А. Теппеев, избегая героических сцен, обращается к духовной жизни обычных тружеников. Автор выбирает главным героем романа ребенка-подростка Музафара, включая именно его в историческое движение времени. А. Теппеев задается целью показать историческую значимость простых, бытовых ситуаций, их наполнение высшим смыслом.

Национальное мировосприятие является основой поэтики А. Теппеева. Героев отличают особые связи с окружающим миром, отсюда и цельность характеров, принципы подхода к жизни. Образы природы, отдельные природные элементы в романе А. Теппеева – это метафоры-символы, составляющие законченный ряд художественных философем, которые тесно соотносятся с характером и мироощущением героев, формируя линию философского начала романа.

Диалектическое единство человека и времени А. Теппеев показывает через многозначную, философско-психологическую категорию памяти. Автор пытается воспроизвести многомерность жизненного потока, который невозможно разбить на составные – так в нем все взаимосвязано, переплетено друг с другом.

В формировании философских начал концепции мира и человека А. Теппеев был не одинок. Литературные поиски в балкарской романной прозе 70-90-х годов ХХ века характеризуются общей мыслью, что настоящее тесно связано с прошлым, диалектично вытекает из него. Стремление осознать место человека в исторических и общественных процессах, понять его как объект и субъект истории, глубже постичь проблемы настоящего объединяет А. Теппеева с писателями З. Толгуровым, Ж. Залихановым и др.

В заключении обобщены результаты, сделаны выводы по исследуемой проблеме. Намечены перспективы дальнейшей разработки избранной темы и подводятся итоги диссертационной работы.

- Проза А. Теппеева развивалась по пути усиленных исканий философского характера. Именно многочисленность вариантов осмысления окружающего бытия, разнообразие этико-эстетических истоков гносеологии национальной прозы – от норм социалистического реализма до самых новационных и модернистских находок западной романистики, ставших объектом осмысления балкарских авторов уже в середине 70-х-начале 80-х годов, – именно эта инвариантность и породила структурную сложность произведения «Мост Сират».

- В условиях определенной «мозаичности» этико-эстетических и философских детерминант романа А. Теппеева особую роль приобретает категория мира и человека, связанная, прежде всего, с этнической достоверностью повествования. При этом концептуальная проблема национальной достоверности, национальной определенности романа не может быть решена однозначно, будучи сведенной до некоего универсального способа этнической реальности, этнической атрибутации.

- Поэтика транспозиционных перемещений и временных сдвигов, наложение нескольких темпоральных планов, введение фантастического, экзистенциального и сакрального типов хронотопа, приемы ретроспекции и проспекции и другие формы взаимодействия с художественным пространством и временем существенным образом расширяют границы текстовой реальности романа А. Теппеева, способствуя созданию индивидуальной авторской категории мира и человека.

- Роман «Мост Сират» является уникальным сочетанием проникновения в глубины традиционного народного мировоззрения балкарского народа – с его радикальной модернизацией и моделированием будущей истории, благодаря чему художественная концепция мира и человека, представленная в ключевых концептах и символах, приобретает свою полную, классическую и потенциально неисчерпаемую форму и содержание, демонстрируя общую потенцию национальной культуры, ее способность отвечать на исторические и цивилизационные вызовы будущих времен.

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях

I

Ведущие рецензируемые журналы, рекомендованные ВАК:

  1. Бродзели А.О. Типологический ряд национальной модели мира в северокавказской литературе рубежа XIX-XX вв. // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии (раздел «Гуманитарные науки»). – № 10 (23), 2006. – С. 136-140.
  2. Бродзели А.О. Новационные элементы образной системы А. Теппеева в изображении мира и человека: на примере романа «Мост Сират» // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – №3, 2008. – С. 58-65.
  3. Бродзели А.О., Казиева А.М. Философские аспекты мира и человека в романе А. Теппеева «Мост Сират» // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – №3, 2008. – С. 74-77.

II

  1. Бродзели А.О. К проблеме типологического изучения северокавказских литератур: теоретический аспект // Материалы международной научно-методической конференции «Художественная литература и Кавказ». – Сочи: изд-во СГУ, 2005. – С. 66-70.
  2. Бродзели А.О. Философия обыденного в творчестве К. Кулиева // Материалы III международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград: ВолгГУ, 2005. – С. 27-31.
  3. Бродзели А.О. Национальная специфика эмоциональной бинарности в современной балкарской поэзии // Материалы международной научно-практической конференции «Кавказский текст: национальный образ мира как концептуальная поликультурная система». – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С. 142-145.
  4. Бродзели А.О. Трансформация фольклорного изображения объектов обыденного в северокавказской поэзии (на примере балкарской поэзии) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – № 2, 2005. – С. 18-20.
  5. Бродзели А.О. Роль эпитета в северокавказских фольклорных текстах // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ «Университетские чтения – 2006». Часть VI. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 170-175.
  6. Бродзели А.О. Художественное постижение бытийных основ посредством синтеза мифоэпических элементов и религиозной символики в северокавказской культуре // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – № 1, 2006. – С. 104-107.
  7. Бродзели А.О. Особенности развития балкарской прозы в 60-е годы XX века // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы современного литературоведения». – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 13-18.
  8. Бродзели А.О. Этико-эстетические системы в балкарской прозе конца 60-х – начала 70-х годов XX столетия (на примере творчества З. Толгурова и А. Теппеева) // Русский язык и межкультурная коммуникация. – № 1(6), 2006. – С. 68-76.
  9. Архитектонические особенности балкарского романа (на примере творчества А. Теппеева и З. Толгурова) // Материалы I Международной научной конференции «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения». Ч. I. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – С. 80-87.
  10. Бродзели А.О. Гуманистические традиции в северокавказской поэзии XX века // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ «Университетские чтения – 2007». Часть VII. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С. 91-95.
  11. Парадигматические свойства северокавказского типа культуры: этнопсихологический аспект // Caucasus philologia. – № 1, 2007. – С. 11-12.
  12. Бродзели А.О. Осмысление истории в северокавказской поэзии о Великой Отечественной войне // Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», 8-12 октября 2007 года. Симпозиум XI. Литературный процесс: кавказский контекст.– Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С. 23-24.
  13. Бродзели А.О. Диалогическая речь в прозе А. Теппеева / Caucasus philologia, № 2(3), 2007. – С. 34-38.
  14. Бродзели А.О. Роль внесюжетных фрагментов в прозе Алима Теппеева // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ «Университетские чтения – 2008». Часть VII. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С. 217-222.
  15. Бродзели А.О. Семантические поля концептуальных составляющих художественного мира Алима Теппеева // Материалы VI международной научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», 24-26 апреля 2008 года. – Майкоп: АГУ, 2008. – С. 68-69.
  16. Этноконцептуальные основы романа А. Теппеева «Мост Сират» // Материалы II Международной конференции «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения», 16-18 октября 2008 года. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – С. 14-20.
Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»