WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

Апробация исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры отечественной и зарубежной литературы Пятигорского государственного лингвистического университета (октябрь 2008 г.), основные положения диссертации заслушаны и обсуждены на пленарных и секционных заседаниях международных, общероссийских, региональных, университетских научных конференций, а также отражены в научных публикациях автора. Результаты исследования апробированы при чтении курса «История литературы народов Северного Кавказа» в Пятигорском государственном лингвистическом университете.

Структура и объем диссертации определены его материалом, основной целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность исследования, дается обзор предыдущих работ по схожей тематике, обозначаются цель и задачи диссертации.

Понятие «концепции мира и человека» в последнее время широко используется литературоведческой, а также смежными с ней науками. Однако толкование данного понятия существенно различается. В первой главе «Проблема мира и человека в отечественном литературоведении: теоретический аспект» предпринята попытка систематизации существующих толкований «концепции мира и человека», определения его содержания и объема.

Нами рассматривались две отличные друг от друга модели концепции мира и человека – научная и когнитивная. Первая, создаваемая научным путем, анализирует объективный мир, что, в конечном итоге, определяет концепцию мира и человека как научную модель реальности. Вторая – индивидуально-субъективная модель концептуальной картины мира каждого человека (мировоззрение, миропонимание, мировосприятие). Эта модель также реальна и принадлежит к психоэмоциональной сфере человека. В художественном тексте происходит слияние двух моделей, так как автор создает свое произведение, опираясь на объективную реальность. Создавая художественное произведение, писатель отражает понимание мира и человека, преломленное через субъективное авторское «Я». Таким образом возникает особая художественная концепция мира и человека конкретного произведения. Художественный текст сохраняет все признаки реального, объективного мира и в то же время создает свой собственный художественный мир и художественный образ (человек).

Данный подход обеспечивает, на наш взгляд, соблюдение авторской интенциальности и применение когнитивной перцептивной составляющей при изучении художественного текста. Такая позиция позволяет наиболее продуктивно решить основную проблему нашего исследования – изучение мира и человека в романе балкарского писателя Алима Теппеева, путем системного анализа основополагающих концептуальных элементов, что позволит не только определить авторское «Я» в романе, но и выйти в конечном итоге на концепцию всего произведения.

В литературоведении проблема художественной концепции мира и человека всегда была основополагающей. На современном этапе развития ученые-литературоведы уделяют особое внимание осмыслению национальных традиций, учитывая в первую очередь духовно-нравственный аспект. Современные авторы пытаются дать ответы на сложные вопросы: что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире. Осознание человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности на различных этапах истории наполняется конкретным содержанием. Таким образом, постигая суть человека, писатель выходит на уровень философского познания самого реального отношения «человек-мир», что подразумевает познавательный и социально-ценностный аспекты.

Обращение к проблеме «мир и человек» невозможно без обращения к национальной истории и культуре, ибо литература как вид искусства, прежде всего, развивается как явление национальное. Литература как часть культуры отражает специфику национального мировидения. Мировоззренческая специфика балкарского народа во многом определяется своеобразием ментального сознания, сформировавшегося, в свою очередь, под воздействием географического ландшафта страны и образа жизни народа, а также особенностями синтеза двух конфессиональных философско-религиозных систем – тенгрианства и мусульманства.

Исторические эпохи отличаются друг от друга уровнем развития культуры, экономическим строем, политическим устройством общественной жизни, социальной структурой общества, уровнем развития познания, так же различна и изменчива совокупность мировоззренческих, смысложизненных вопросов, на первый план выступают то одни, то другие проблемы, но постоянным остается то, что все они группируются вокруг одного стержня – отношения человека и мира.

Различные периоды времени активизируют и обусловливают определенные художественные особенности литературы, и современная балкарская литература характеризуется тенденцией усиления философского начала в произведениях – при всей конкретности изображения действительности.

Творчество любого писателя, прежде всего, национально, так как он сам является носителем культуры своего народа, его мировоззрения и самосознания. Обращение к проблеме «мир и человек» невозможно без обращения к национальной истории и культуре, ибо литература как вид искусства, прежде всего, развивается как явление национальное. Справедливо отмечает Г. Поспелов, что «каждая национальная литература развивается на основе исторического развития того народа, который эту литературу создает» (Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. – М., 1972). И всегда актуально не только исследование своеобразия национального мышления и отражения мира в художественной литературе, но и определение типологической общности взглядов различных писателей на мир и человека.

Балкарская проза, как и любая другая, с самого начала своего существования отражала процессы изменения действительности и развития человеческих характеров. Процесс развития балкарского романа в целом характеризуется становлением концепции, основанной на образном раскрытии сложного, порой драматического взаимодействия человека с историей, с ее социальными и духовными проблемами. Писатели, создавая характеры, стремились соединять в них конкретные национальные черты с типологизированными, когда бы частное перерастало в общечеловеческое.

Развивая художественно-концептуальные открытия, совершенные в предшествующие годы, писатели, творившие в хронотопе 80-90-х годов, осознают, что художественно осмысливают «нового» человека, находящегося в процессе роста и становления, с новых творческих позиций. Естественно, что при художественном его изображении острее возникает вопрос о том, как он связан с многовековыми национально-этническими, психологическими, этическими, литературными и другими культурными традициями.

Именно такая широта и глубина этнокультурного, социально-исторического, культурологического, традиционно литературного мышления писателей привлекают нас в таких романах как «Алые травы», «Голубой типчак», «Большая медведица» З. Толгурова, «Тяжелые жернова», «Воля», Мост Сират» А. Теппеева и др. Интерес к творчеству вышеупомянутых писателей продиктован тем, что отношения человека и мира в их романах развернуты в нескольких планах: социальном, культурно-историческом и нравственно-духовном, – и поэтому они концептуально своеобразны и актуальны для современного литературоведения.

Выявление и определение в литературе этнопоэтического аспекта художественного сознания дает представление о культуре народа, особенностях его мышления и мировоззрения. Исследование романа А. Теппеева в этом аспекте позволяет проследить и развитие самого художественного сознания писателя, сложившегося в весьма специфических исторических и социальных условиях.

Вторая глава «Национально-художественные основы концепции мира и человека в романе Алима Теппеева “Мост Сират”» состоит из трех параграфов (2.1. Концептуальные составляющие романа «Мост Сират»; 2.2. Новационные элементы образной системы А. Теппева в изображении мира и человека; 2.3. Хронотоп и архитектоника романа «Мост Сират») и посвящена исследованию особенностей художественного осмысления А. Теппеевым проблемы мира и человека, основанных на национальной истории, этнической культуре и конфессиональных воззрениях балкарского народа.

Темой своего романа А. Теппеев выбирает сложный период истории народа – депортацию. Сюжет определяется идеей испытания человека на крутом повороте истории. Герои стремятся осознать свое место в мире, проходя сложный путь жизненных ошибок, разочарований, непонимания и неприятия со стороны других людей. Особое внимание автор уделяет национально-историческим чертам народного характера, поэтому, исследуя внутренние начала народной жизни, А. Теппеев объектом повествования выбирает поворотный момент судьбы народа, сопровождающийся суровыми испытаниями сложившихся отношений на всех уровнях социальной общности – семейно-бытовом и классовом, индивидуально-человеческом и общенациональном.

Опираясь на традиции исторического романа, писатель создает произведения на совершенно особой идеологической основе. Модель жизни балкарцев, разработанная с учетом мировоззренческих принципов той эпохи, основывается во многом на синтезе конфессиональных идей тенгрианства и мусульманства. Идея единства мира и человека лежит в основе тенгрианства, которое в основном присуще сознанию героев романа.

Желая постичь сущность времени, исторического момента через тщательный анализ обыденной жизни, изобразить как можно разнообразнее мир, в котором живет человек, А. Теппеев в ходе изображения трагических сторон жизни приходит к созданию художественной модели личности и истории, решая в тексте вопросы: в силу каких причин человек совершает тот или иной жизненный выбор, есть ли возможность продуманного решения, которое бы опиралось на внутренний опыт человека, и шире – исторический опыт всего народа.

Писатель стремится через романное воспроизведение образной реально-бытовой картины мира постичь ее духовный смысл, в частном обнаружить общезначимое. Временная эволюция образа оказывается тесно связанной с диалектикой исторического времени. Более того, склонности и устремления человека обусловливают широкий философский поиск, начало которого подчас заложено далеко в прошлом и требует разрешения в настоящем. Наличие трех временных планов в структуре произведения становится возможным за счет введения легенд, что позволяет раздвинуть пространственно-временные рамки повествования и осуществить художественное познание действительности, как части непрерывного исторически целостного.

Романы балкарских прозаиков, увидевшие свет в промежутке между 80-м и 90-м годами, означали окончательное вступление национальной прозы на новую стадию развития. Тенденции, заложенные в произведениях авторов новой волны, получили развернутое воплощение в крупной прозаической форме, вплотную подведя национальную прозу к той границе, за которой начинается ее истинное своеобразие и национальное существование.

В эволюционном смысле можно констатировать, что балкарская проза начала выходить на новый качественный уровень развития. В смысле образного воплощения авторского замысла «Мост Сират» отмечен не только присутствием ярко индивидуальных, можно сказать – уникальных образов, свойственных конкретному автору и никому больше. Все чаще и чаще в повествовательную стихию прорываются конкретные детали национального мира, национального мировосприятия, все чаще объекты традиционного происхождения становятся выразителями эстетических переживаний автора.

Детальный анализ механизмов этого явления весьма сложен, но в общем и целом мы можем утверждать, что подобная структура восприятия, фиксации и обработки эстетической информации больше всего соответствует специфике национального общественно-культурного сознания, реализующего свои возможности в условиях урбанизированного окружения.

В подобных условиях особое значение приобретает концептуальная архитектоника творческого мышления автора. Для А. Теппеева, с этой точки зрения, особо важными представляются несколько концептуальных постоянных, пронизывающих все его творчество и во многом определяющих его общую генеральную семантику. Образ лирического «Я» А. Теппеева манифестируется как один из национальных вариантов общеевропейского типа рефлектирующей личности, то есть глубоко переживающего, творческого и добросовестного человека, который берет на себя груз ответственности за судьбу собственного народа и переживает кризис национального бытия как факт своего внутреннего самоопределения. Художественный образ авторского «Я» А. Теппеева приобретает символическое измерение как модель харизматичной творческой личности с ярко выраженным национальным характером.

Большое место в произведениях А. Теппеева занимают концепты традиционной этики. Варианты системы народного этического поведения и чувствования приобретают мощное символическое измерение как модель личности, способной как к жесткости, так и к удивительной чуткости и лояльности, тяготеющей к абсолютно ответственным поступкам, часто в основополагающих сферах бытия, и, что самое важное, – личности абсолютно свободной, как бы это ни противоречило самой сути этических канонов в целом. Подтекст философской рефлексии вопроса о моральном оправдании экстремальных поступков личности, в частности, в эмотивных сферах, у А. Теппеева определен с предельной ясностью.

Символьный ряд народной этики А. Теппеева выходит далеко за пределы собственно национального символа и получает значение общечеловеческого масштаба.

В непосредственной близости от концептов народной этики лежит архетипический слой «взаимоотношения с близкими», оснащенный у А. Теппеева богатым символическим обрамлением. Причем устойчивые модели лирического переживания существенно трансформировались и обогатились в направлении отображения тех трагических коллизий сферы взаимоотношений, которые происходят при разрушении спокойного и определенного уклада традиционной народной жизни. Топос дестабилизации человеческих взаимоотношений у А. Теппеева неразрывно связан с идеологией современности. Человек без этнических и родственных корней чужд миру вообще, современный же человек изначально обречен на одиночество и являет собой всего лишь часть некоего механизма.

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»