WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 |

На правах рукописи

 

 

Бродзели Альбина Олеговна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ Концепция мира и человека

в романе Алима Теппеева «Мост Сират»

10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Нальчик 2008

Работа выполнена на кафедре отечественной и зарубежной литературы Пятигорского государственного лингвистического университета

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Казиева Альмира Магометовна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Чанкаева Татьяна Азаматовна

Северо-Кавказский государственный

технический университет (г. Ставрополь)

кандидат филологических наук

Узденова Фатима Таулановна

Институт гуманитарных исследований

Правительства КБР и КБНЦ РАН

Ведущая организация:

Адыгейский республиканский институт

гуманитарных исследований

Защита состоится 28 ноября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.076.04 в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Автореферат разослан «27» октября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Борова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества наряду с экономическими, социально-политическими изменениями, происходящими в стране, наблюдается устойчивый исследовательский интерес к осмыслению духовно-нравственных национальных традиций, что выражается в стремлении представить мир в единстве, взаимосвязанности и взаимообусловленности всех его составляющих.

Концепция мира и человека представляет собой своего рода ключевое понятие, применяемое для изучения художественного произведения. Употребление понятия «концепция мира и человека» позволяет учитывать авторскую интенциональность, выраженную в контексте времени (принципы историзма), а также такой важнейший когнитивный аспект как перцепция исследователя и непосредственно автора, применительно к художественному тексту произведения. Именно данное понятие – «концепция мира и человека» – мы используем для системного изучения такого объемного и сложного произведения как роман Алима Теппеева «Мост Сират».

Известно, что литература как часть культуры – прежде всего явление национальное, отражающее через ментальное сознание картину мира того или иного народа. Ч. Айтматов писал: «...литература, впрочем, всегда стремилась мыслить глобально, не забывая при этом, что ее краеугольный камень – отдельная человеческая личность. Это самая суть сути. Отдельную человеческую личность можно сравнить с фокусом, в котором собраны все воздействия действительности, их изучение дает нам возможность познать через человека содержание, сущность и тенденцию времени» (Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. – М.: АПН, 1988). Таким образом, система взглядов автора на взаимодействие человека и окружающего его мира выражается в определении места человека в мире, его взаимоотношениях с действительностью, формирует концептуальность художественного текста и самого автора.

В свете этих положений актуальность заявленной темы, посвященной творчеству Алима Теппеева и, в частности, его роману «Мост Сират», не вызывает сомнений.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена и возросшим вниманием к проблеме национальной специфики мира и человека, что подразумевает целостный подход к художественному тексту, постулирующему нерасчленимость человека и истории, человека и социальной среды, материи и духа, что в полной мере проявляется в эстетической системе творчества Алима Теппеева, характеризуя особенности мышления писателя.

Интерес к проблемам взаимоотношения мира и человека в романе Алима Теппеева развернут в нескольких планах: социальном, культурно-историческом и нравственно-духовном, – и поэтому они концептуально своеобразны и актуальны для современного литературоведения.

Выявление и определение в литературе этнопоэтического аспекта художественного сознания дает представление о культуре народа, особенностях его мышления и мировоззрения. Исследование романа А. Теппеева в этом аспекте позволяет проследить и развитие самого художественного сознания писателя, сложившегося в весьма специфических исторических и социальных условиях.

Научная новизна обусловлена тем, что автор диссертационного исследования впервые, опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, предпринял попытку комплексного многоаспектного подхода к изучению художественной концепции мира и человека в романе балкарского писателя А. Теппеева. При этом решаются проблемы недостаточной изученности творчества А. Теппеева и исследования его с позиции нравственной аксиологии. Кроме того, предмет исследования – категория художественной концепции мира и человека – представляет собой безусловную значимость для современного литературоведения. Включенный в диссертацию анализ эволюции данной категории выявляет всю сложность и неоднозначность ее функционирования на современном этапе литературоведческой науки.

Комплексный подход предполагает не только анализ философских аспектов проблемы мира и человека в целом, но учитывает специфику традиционной балкарской этнической культуры, конфессиональных взглядов, особенностей сознания народа, что в должной мере выявляет концептуальность автора, дает понимание того, какие творческие приемы и средства использованы писателем при создании целостного художественного текста.

Степень разработанности темы. В отечественном литературоведении проблема художественной концепции мира и человека стала систематически разрабатываться с 60-х годов. Существенное значение для изучения этой темы имеют труды мыслителей и ученых XX века, посвященные общим вопросам теории литературы в контексте философии, истории и культуры. Это, прежде всего, работы А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, В. Проппа, В. Жирмунского, Н.И. Конрада, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Г.Д. Гачева, Н.К. Гея и др.

Теоретическое обоснование значения концепции мира и человека в формировании индивидуального стиля писателей, особенностей образной системы и общих особенностей литературы находим в трудах отечественных литературоведов. Несомненный интерес представляют работы М.Б. Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» и «Художественное творчество, действительность, человек», в которых автор отмечает, что вопрос «о мировоззрении писателя следует рассматривать, прежде всего, как вопрос о видении мира, о характере и особенностях раскрытия явлений действительности, об отношении к ним... Качественную определенность, «системность» представлениям и наблюдениям художника придает его общий взгляд на мир, складывающийся в процессе жизненной практики, в конкретных общественно-исторических условиях» (Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М.: Советский писатель, 1975). В.И. Воронов в работе «Художественная концепция» определяет, что художественная концепция действительности предполагает: обращенность художника к миру, к жизни; определенный познавательный уровень отношения писателя к жизненному материалу – не только мироощущение или мировосприятие, а именно самостоятельную, оригинальную концепцию; активное отношение к действительности (Воронов В.И. Художественная концепция: из опыта советской прозы 60-80-х годов. – М., 1984). Концепция личности рассматривается в работе Л.А. Колобаевой «Концепция личности в русской литературе рубежа ХIХ-ХХ вв.». В связи с поставленной нами проблемой актуально понятие художественного мира, которое в различных аспектах разработано в трудах Н.К. Гея «Художественность литературы», Д.С. Лихачева «Литература – реальность – литература», «Внутренний мир художественного произведения», М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества», «Эпос и роман», Г.Д. Гачева «Национальные образы мира», «Национальные образы мира. Евразия». Комплекс теоретических и методологических проблем, связанный с концепцией мира и человека, разрабатывался и в работах В.Р. Щербины «Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия», В.И. Борщукова «История литературы и современность», А.Г. Бочарова «Требовательная любовь», «Литература и время», М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси», Н.Г. Жулинского «Человек в литературе», Г.Д. Гачева «Ментальности народов мира» и «Национальные образы мира», М. Хайдеггера «Избранные работы», М. Элиаде «Космос и история», К.К. Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы», А. Лосева «Знак. Символ. Миф», Н.С. Надъярных «Ритмы единения», Х. Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства и другие работы: Эссе о литературе и искусстве» и др.

Различные проблемы мира и человека в северокавказском литературоведении рассматривались в работах Х. Бакова, Т. Биттировой, Л. Бекизовой, А. Гутова, З. Кучуковой, И. Маремшаовой, А. Мусукаевой, А. Теппеева, З. Толгурова, Т. Толгурова, Ю. Тхагазитова, Ф. Урусбиевой, Р. Фидаровой, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, К. Шаззо, Н. Шогенцуковой, Т. Эфендиевой и др. В них мы находим ряд выводов и заключений, помогающих определить особенности художественной концепции балкарских писателей. Среди современных исследований темы депортации, которая является основной в романе «Мост Сират», следует отметить статьи М.П. Иванова и А.Д. Койчуева (Карачаевск), К.Л. Корнеева и А. Балакаева (Элиста), М.Ч. Кучмезовой и С.И. Эфендиева (Нальчик), Х.И. Тугуз (Майкоп) и Х.Х. Бокова (Ингушетия), А.Г. Агаева (Махачкала), Т.Х. Ужаховой (Грозный) и др. Многое дают для исследования данной проблемы материалы сборника под ред. В.Б. Убушаева «Мы из высланных навечно. Воспоминания депортированных калмыков (1943-1957 гг.)» (Элиста, 2003. – 454 с.), художественно-документального сборника «Так это было» (составитель С.У. Алиева), а также диссертаций С.Ж. Додуева «Балкарская проза 1960-1980-х годов: жанровая специфика и национальное своеобразие» (2007), Л.М. Хочуева «Формирование конфликта в балкарской прозе» (2005), З.А. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики» (2006).

Целью данной работы является исследование национальных особенностей концепции мира и человека в романе Алима Теппеева «Мост Сират».

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- выявить основные составляющие концепции мира и человека в романе А. Теппеева;

- рассмотреть роман А. Теппеева как одну из тенденций развития историко-литературного процесса, как эстетическую индивидуальность и художественную систему;

- определить эволюцию выявленных концептов;

- определить представленные в рамках художественного мира романа аксиологические модели и характер их взаимодействия с особенностями повествовательной организации;

- провести анализ структуры художественного мира романа и выделить основные его составляющие, актуальные для ценностной интерпретации рассматриваемого текста;

- установить и систематизировать диалектику движения концептуальных составляющих хронотопа романа.

Предметом исследования выступает балкарская проза второй половины XX века, рассматриваемая в процессе становления, а также принципы взаимодействия мира и человека на уровне этноконцептуальных составляющих в различных контекстах.

Объектом исследования диссертационной работы является роман балкарского писателя Алима Теппеева «Мост Сират» как уникальная художественная система в контексте современной литературно-критической и философско-культурологической мысли.

Методологическую основу исследования составили работы В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.В. Кожинова, В.Е. Хализева, М.Б. Храпченко, А.Г. Бочарова, Г.Д. Гачева, в которых определены методологически важные для нас подходы и принципы изучения произведений литературы. Исследования (мнения, позиции) северокавказских ученых по различным аспектам национальной литературы содействовали уточнению концепции исследования и непосредственному анализу произведения.

Основные методы исследования: в ходе работы применялись как исторически сложившиеся методы исследования, так и современные в их взаимосвязи и взаимодействии. Филологический, культурно-исторический, структурно-семантический, историко-типологический методы при этом выступают как базовые.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление о творчестве Алима Теппеева в частности и о балкарской прозе в целом, а также определяет роль творчества Алима Теппеева в истории балкарской и северокавказской литератур.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться при разработке учебных, специальных курсов по северокавказской и балкарской литературе, этнокультуре в высших учебных заведениях.

Материалом для исследования послужил роман А. Теппеева «Мост Сират», написанный на балкарском языке. В нашем исследовании мы использовали перевод романа на русский язык М. Эльбердом.

Pages:     || 2 | 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»