WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

На правах рукописи

БАРИНОВА Екатерина Евгеньевна

МЕТАТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ

ЛИТЕРАТУРНОМ НАРРАТИВЕ

(А. БИТОВ, С. ДОВЛАТОВ, Е. ПОПОВ, Н. БАЙТОВ)

Специальность 10.01.08 – Теория литературы. Текстология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Новосибирск – 2008

Работа выполнена в Институте филологии Сибирского отделения

Российской академии наук

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор

Игорь Витальевич Силантьев

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Нина Васильевна Семенова

кандидат филологических наук

Георгий Сергеевич Прохоров

Ведущая организация Томский государственный университет

Защита состоится « » ___________ 2008 г. в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, пр. Чайковского, 70, ауд. 48.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44а.

Автореферат разослан «....».............. 2008 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета С.Ю.Николаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последние десятилетия метатекст является объектом пристального внимания многих и различных гуманитарных наук. Понятие метатекст (МТ) используется в теории литературы, герменевтике, текстологии, семиотике искусства, библиографии, историографии, теории перевода, подвергается анализу в структурной лингвистике, психолингвистике, лингвистической поэтике и т.д.

Несмотря на востребованность понятия в литературоведении, МТ пока не стал предметом целостного монографического изучения. Вместе с тем, сам феномен метатекста описывается и анализируется гораздо чаще, и далеко не всегда с использованием самого термина. Так, речь может идти об «авторском повествовании в повествовании», «автометатекстуальности», «автометаописании», «метаописательном пласте текста», «метаописании», «саморефлексии», «автокомментарии», «метаповествовании» и т.д. Термин МТ употребляется также наряду с такими терминами, как «текст в тексте» («текст-в-тексте»), «текст о тексте», интекст, интертекст, гипертекст и пр.

Кроме узкоспециального использования понятия МТ в отдельных дисциплинах, существует и расширительное толкование МТ. Например, МТ понимается как некая совокупная целостность текстов, написанных одним писателем (Е. А. Гончарова, Н. А. Смирнова) или группой авторов – МТ журнала, альманаха (В. С. Киселев), литературного цикла (Я. О. Глембоцкая, Л. Е. Ляпина) или МТ целого литературного направления (Н. А. Смирнова). Часто встречается употребление термина, восходящее, скорее, к лингвистической традиции (А. Вежбицкая, И. Т. Вепрева, М. В. Ляпон, А. Н. Ростова, Н. П. Перфильева и др.), когда под МТ понимается не текст, а совокупность метатекстовых элементов, выполняющих преимущественно структурирующую и коммуникативную функции в тексте. В литературоведении и в целом в сфере семиотики одним из первых о метатекстуальности как о самостоятельной проблеме писал Ю. М. Лотман. Ценные сведения по МТ в интересующем нас аспекте мы найдем у М. П. Абашевой, Д. П. Бака, Х. Е. Кима, Н. А. Кузьминой, М. Н. Липовецкого, В. А. Лукина, Т. Л. Рыбальченко, С. Л. Скопкаревой, П. Х. Торопа и т.д.

Актуальность исследования вызвана необходимостью систематизации представлений о МТ и разработки его целостной теоретической модели, а также выработки принципов анализа постмодернистских нарративных литературных текстов с метатекстовой составляющей. Новизна и неоднозначность постмодернистской литературы порождают множественность интерпретаций, требуют новых подходов в изучении, обновления и уточнения терминологического аппарата литературоведения. Возникает новый инструментарий для осмысления и анализа актуальных литературных процессов. Появляются новые продуктивные исследовательские направления, в числе которых можно назвать нарратологию. Сегодня нарратология является одним из перспективных направлений в изучении литературных произведений. Вместе с тем, многие вопросы этой области знания остаются мало исследованными. Разработанные ранее на базе фольклорного материала (В. Я. Пропп, А. Дандес, К. Бремон) или литературы ХIХ–ХХ в. (Р. Барт, Ж. Женетт, В. Шмид) нарративные модели и схемы нарративного анализа далеко не всегда можно применить к современным литературным текстам. При анализе постмодернистских художественных произведений требуются новые подходы и существенные дополнения к ранее разработанным методам.

Элементы метатекстуальности встречались в литературных произведениях с тех пор, как человек начал задумываться о специфике и сущности литературы, размышлять над творческим процессом как таковым. Обычно появление феномена метатекстуальности в литературе связывают с проникновением рефлексивного начала в структуру художественного текста. На раннее возникновение в литературе элементов метатекстуальности, «выявляющих рефлексивную составляющую художественного творчества», указывает Ю. М. Лотман. Действительно, на определенных этапах своего развития литература раздвигает свои границы, вводя в сферу эстетического анализа сам художественный процесс. Постепенно «метатекстовый пласт» становится все более самостоятельным компонентом произведения, наделенным особыми функциями и наполненным специфическим содержанием (Ю. Н. Тынянов).

Метатексты как таковые наиболее характерны для постмодернистского художественного творчества, и усиление внимания к данному феномену в настоящее время происходит в силу изменения самой природы литературной текстуальности. В эпоху постмодернизма перенос художественного внимания на творческий процесс становится все более акцентированным, и литературная рефлексия настолько преображает и преобразует некоторые художественные тексты, что иногда становится сложно последовательно разграничить текст и МТ.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые разработана целостная теоретическая модель МТ в составе постмодернистского литературного нарратива, а также принципы и схема анализа постмодернистских произведений с МТ. В работе описан и систематизирован обширный исследовательский материал по проблеме метатекстуальности. На основе предложенной в диссертации теоретической гипотезы дана новая интерпретация ряда прозаических произведений, занимающих видное место в современной русской словесности.

Объектом исследования являются произведения русской литературы последней трети ХХ в., содержащие МТ в составе постмодернистского нарратива. Предмет изучения – литературный МТ как значимый компонент постмодернистского повествования.

Материалом исследования стали произведения, написанные в период 70-90-х годов ХХ века: «Пушкинский Дом» (1971) А. Битова, «Зона» (1982) С. Довлатова, «Подлинная история "Зеленых музыкантов"» (1997) Е. Попова, «Не-Х» Н. Байтова. В перечисленных произведениях метатекстуальность представлена наиболее ярко и разнообразно.

Различны и разнообразны формы выражения МТ в выбранных произведениях (письма, комментарии, эстетический манифест и т.д.). Также разной оказывается локализованность МТ, который может обрамлять повествование, перемежаться с нарративом или прилагаться к нему в конце (в качестве комментария, например). Различно место и роль МТ в структуре текста, степень влияния МТ на рассказываемые события, на сюжет произведения и т.д. На фоне разнообразия, тем не менее, отчетливо прорисовываются специфические черты метатекстуальности в сфере постмодернистской литературы, выявляются те критерии, которые позволяют разграничить МТ и претекст, отличить МТ от других текстовых образований. Видны и те особенности, которые он привносит в литературный нарратив.

При анализе произведений нами учтен опыт критического и научного освоения творчества писателей. Мы попытались проанализировать как те произведения, что попадали в поле зрения литературоведов достаточно давно, так и те, изучение которых только начинается. В частности, творчеству А. Битова на сегодняшний день посвящено достаточно много критических и литературоведческих работ. Произведения С. Довлатова вызывают последнее время все больший интерес у исследователей и критиков литературы. Творчество Е. Попова исследовано в меньшей степени, а тексты Н. Байтова не только мало изучены, но и малоизвестны.

Выбор имен и текстов представляется репрезентативным как с позиций обозначенной темы, так и в хронологическом аспекте. «Пушкинский Дом» считается своего рода программным произведением, в котором А. Битов одним из первых в русской литературе реализовал многие существенные черты поэтики постмодернизма. В отличие от новаторского романа А. Битова, довлатовская проза воспринимается читателем как более традиционная. Тем не менее, она содержит ряд структурно-композиционных особенностей, характерных для постмодернистских произведений, и в «Зоне» феномен метатекстуальности реализован достаточно своеобразно (в виде писем). «Подлинная история "Зеленых музыкантов"» Е. Попова – яркий пример автокомментария, где сноски занимают гораздо больший объем, чем комментируемый рассказ «Зеленые музыканты». Замыкает этот ряд сборник произведений Н. Байтова, сформированный к концу 1990-х годов. Если выбранный нами текст Е. Попова являет также и пример излишней гипертрофированности МТ, формальности приема, что может указывать на то, что потенциал метатекстуальности исчерпывается, то проза Н. Байтова говорит об иной тенденции. Она являет пример неожиданного, весьма необычного использования возможностей МТ. В прозе Н. Байтова компоненты МТ выступают как своеобразный эстетический манифест и позволяют нарратору вести «непосредственный» диалог с читателем.

Методы исследования определены с учетом специфики исследуемого материала и задачами его изучения. Методологической основой диссертации послужил структурно-семиотический подход, позволяющий рассмотреть МТ с точки зрения его референтной соотнесенности, проанализировать МТ с учетом его взаимоотношений с другими элементами текста, а также рассмотреть МТ в прагматическом аспекте, с точки зрения его значимости в эстетической коммуникации. При этом, как это допустимо в теоретико-литературных исследованиях, логико-дедуктивный метод преобладает над логико-индуктивным, а объектом анализа становятся не только литературные тексты, но и теоретические концепции, утвердившиеся в науке.

Поскольку в сфере нашего внимания оказались постмодернистские произведения, явилась необходимость опоры на теоретические труды по проблемам постмодернистской эстетики. Прежде всего, это работы Р. Барта, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, У. Эко и др., а также работы русскоязычных исследователей, учитывающих специфику русской постмодернистской литературы: В. М. Диановой, И. П. Ильина, Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, Н. Б. Маньковской, И. С. Скоропановой и др. Исследования в области интертекста (И. В. Арнольд, И. П. Ильин, Ю. Кристева, И. П. Смирнов, М. Б. Ямпольский) оказались продуктивными при осмысления онтологического статуса МТ и особенностей его референции. Учет гипертекстуальных характеристик МТ (М. Визель, Л. В. Зимина, Ж.-Л. Лебрав, М. М. Субботин и др.) оказался важным при определении места и роли МТ в структуре нарративного произведения.

Для освещения коммуникативной природы МТ, эксплицитно ориентированного на реципиента, на событийность встречи читателя с текстом, на проблему его интерпретации, были использованы идеи М. М. Бахтина, труды, связанные с проблемой постмодернистского автора (Р. Барт, М. Фуко) и читателя (У. Эко).

Особенно важную роль для методологического обеспечения диссертации играют методы нарратологического анализа, выработанные в трудах В. Я. Проппа, Р. Барта, Ж. Женетта, П. Рикера, В. Шмида, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы и др. Нарратологический подход необходим при определении места МТ в системе повествовательных уровней произведения. Опора на имеющиеся нарратологические понятия и модели позволяет произвести последовательное разграничение событий, о которых повествуется, и события самого рассказывания (М. М. Бахтин), а также прояснить субъектную организацию нарративов с МТ, дифференцировать вымышленных и реальных участников эстетической коммуникации (Н. Д. Тамарченко, В. Шмид).

Целью диссертации является исследование специфических свойств и характеристик МТ, разработка теоретической модели МТ в постмодернистском литературном нарративе, имеющем свои структурно-содержательные и функциональные особенности, а также разработка принципов анализа литературных нарративных произведений с метатекстовой составляющей.

В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся следующие задачи исследования:

- рассмотреть сложившиеся в науке теоретические представления и концепции МТ и систематизировать их;

- определить совокупность признаков и свойств МТ с учетом специфики функционирования МТ в постмодернистском литературном нарративе, очертить референтное поле МТ;

- установить, как МТ встраивается в структуру литературного нарратива, каким образом МТ взаимодействует с другими компонентами литературного текста, как соотносится с различными уровнями литературного произведения;

- определить коммуникативный потенциал МТ с учетом особенностей субъектной организации нарративного произведения;

- выявить основные функции МТ в литературном нарративе;

- рассмотреть соотношение нарративного и анарративного в МТ;

- в итоге, разработать целостную теоретическую модель МТ в постмодернистском литературном нарративе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В исследовании разработана теоретическая модель МТ в постмодернистском литературном нарративе. В рамках референтного поля МТ, определяемого на основе трехуровневой теоретической модели нарратива, основополагающим является событие рассказывания (история создания произведения, фигура нарратора-писателя, коммуникация с читателем). Вторым по значимости становится уровень нарративного текста, который подробно комментируется и интерпретируется в МТ. Уровень изображаемых в повествовании событий (претекст) затрагивается в МТ лишь косвенно.

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»