WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, изложенных на 115 страницах машинописного текста, имеет 5 приложений, 4 таблицы, библиографический список, содержащий 175 работ, из которых 122 на русском и 53 на иностранных языках.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается общая характеристика диссертации.

С целью получения объективных сведений по изучаемому вопросу в первой главе анализируются отечественные и зарубежные литературные источники по проблемам подготовки яхтсменов. В ходе работы углубленно изучались аэро- и гидродинамические основы движения яхты, особенности техники управления яхтой и взаимосвязь физических качеств и двигательных навыков у яхтсменов. Значительное внимание было уделено анализу источников литературы по вопросу о роли функций двигательного и вестибулярного анализаторов в парусном спорте.

Во второй главе описываются методы исследования, применяемые при решении поставленных задач и организация исследования.

Третья глава содержит анализ результатов педагогических наблюдений, описание методики проведения исследования, экспериментальное обоснование эффективности использования в процессе подготовки яхтсменов-гонщиков в классе «Лазер» экспериментальной программы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты анализа специальной литературы.

По оценкам специалистов парусный спорт является одним из наименее исследованных видов олимпийской программы, а современная система подготовки яхтсменов далека от совершенства. В изученной литературе достаточно широко освещены вопросы технической подготовки высококвалифици-рованных яхтсменов, но весьма ощутим недостаток материала, содержащего выводы и практические рекомендации, касающиеся вопросов подготовки спортивного резерва в парусном спорте. Причем, методические аспекты физической и технической подготовки юных спортсменов с учетом наиболее характерных ошибок при управлении яхтой представляются наименее разработанным. За последние 15-20 лет фактически не менялись методики формирования технического мастерства яхтсменов. Подавляющее большинство изученных нами работ содержит рекомендации на основе обобщения практики спортивной подготовки ведущих яхтсменов мира. Несомненно, это весьма ценная информация, однако, она не достаточно полно, с точки зрения научного обоснования, раскрывает механизм формирования того или иного явления. Следовательно, наблюдается отставание теории от практики.

Изучение литературы позволило выявить недостаток теорети-ческого, методического и практического материала, касающегося работы с яхтсменами на этапах, предшествующих этапу высшего спортивного мастерства. Практика диктует необходимость исследо-вания процесса подготовки яхтсменов-гонщиков в классе «Лазер» на учебно-тренировочном этапе с целью его совершенствования с учетом факторов, обуславливающих результативность соревнова-тельной деятельности. В этой связи нами были проведены исследования общей протяженностью в два года и шесть месяцев.

Результаты педагогических наблюдений.

Анализируя данные радиотелеметрии и хронометрирования гоночной деятельности в классе «Лазер», можно сказать следующее. Работа, выполняемая яхтсменом в гонке, относится к работе переменной мощности. Статическое напряжение четырехглавых мышц бедер и икроножных мышц присутствует практически все время гонки при силе ветра выше 3 м/с, увеличиваясь прямо пропорционально силе ветра. С усилением ветра в статическую работу включаются прямые мышцы живота и прямые мышцы спины. Все это предъявляет высокие требования к силе и силовой выносливости работающих мышц. При определенных условиях мышцы живота и спины переходят в режим динамической работы скоростно-силового характера и, чем сильнее ветер, тем значительнее доля такого режима работы в общем бюджете времени гонки. Кроме того, при выполнении поворотов спортсмен выполняет ациклические движения скоростно-силового характера, при которых сила должна быть строго дозированной, в зависимости от ветро-волновых условий, а скорость – максимальной. Таким образом, интенсивность двигательной деятельности яхтсмена-гонщика в классе «Лазер» находится в прямой зависимости от силы ветра. Самым тяжелым элементом техники управления яхтой является динамическое откренивание, вызывающее значительное усиление деятельности сердечно-сосудистой системы. И чем чаще спортсмену приходится выполнять сгибательно-разгибательные движения, тем более выражена эта реакция. Однако наиболее длительно выполняемым является такой технический элемент, как статическое откренивание. Именно этот элемент определяет основной характер двигательной деятельности яхтсмена с точки зрения общей (относительной) мощности выполняемой работы.

Работа по управлению яхтой выполняется преимущественно в диапазоне ЧСС 130-155уд./мин (в зоне умеренной мощности) и имеет аэробную направленность. Особенностью такой работы является наличие устойчивого состояния (равенства величин кислородного запроса и потребления кислорода в единицу времени). С усилением ветра от 6 м/с и выше определенную долю в общей работе составляет анаэробный компонент (режим динамического откренивания). При силе ветра свыше 9 м/с работа яхтсмена проходит преимущественно в зоне большой мощности и носит аэробно-анаэробную направленность. Подобная работа совершается на уровне кажущегося устойчивого состояния и характеризуется, как известно, некоторым превышением кислородного запроса над кислородным долгом.

Мышцы яхтсмена должны быть адаптированы к работе в аэробных и аэробно-анаэробных условиях. Работа мышц яхтсмена, связанная с управлением яхтой в режимах динамического откренивания и глиссирования, а также с выполнением поворотов яхты, является скоростно-силовой. При управлении яхтой в режиме статического откренивания яхтсмен осуществляет длительные статические усилия большого количества мышц, что предъявляет высокие требования к развитию статической выносливости икроножных мышц, четырехглавых мышц бедер, прямых мышц живота и широчайших мышц спины. Работа в режиме динамического откренивания определяется ее мощностью, т.е. отношением развиваемого яхтсменом усилия к затраченному на его выполнение времени. Чем выше скорость ветра, тем больше мощность выполняемой работы, т.к. у спортсмена все чаще возникает необходимость в выполнении резких сгибательно-разгибательных движений. В этой связи предъявляются высокие требования к динамической выносливости прямых мышц живота, прямых мышц спины и четырехглавых мышц бедер. Данные мышцы должны обладать значительной силой, обеспечивающей мощность откренивающего момента, а также способностью в нужный момент быстро сокращаться. Способность этих мышц к быстрому расслаблению позволяет яхтсмену более эффективно и длительное время работать в режиме динамического откренивания.

Движения яхтсмена в гонке разнообразны и сложны по координации. Спортсмен должен не только владеть двигательными навыками по управлению яхтой, но и уметь использовать эти навыки в сложных ситуациях, иногда при мгновенном изменении гоночной ситуации (сила и направление ветра и течения, тактические маневры). Для этого требуется такое комплексное качество, как ловкость, определяющееся точностью движений в пространстве и во времени, а также способностью изменять координацию движений в зависимости от внезапной смены внешних условий. Яхтсменам приходится в течение длительного времени управлять яхтой в стесненных для свободного дыхания условиях (значительная экипировка, использование дополнитель-ных утяжелителей, откренивание в неудобных статических позах). В связи с этим в парусном спорте возрастают требования к силе дыхательных мышц и эффективности легочной вентиляции.

Парусный спорт предъявляет большие требования к анализаторам (двигательному, зрительному, слуховому, вестибулярному и тактильному). Импульсы от рецепторов двигательного аппарата обеспечивают информацию о степени напряжения мышц, силе, амплитуде и скорости движений. Особенно велика роль этих импульсов при откренивании и управлении рулем яхты. Импульсы от вестибулярного анализатора обеспечивают сохранение равновесия в неустойчивой лодке, способствуют созданию у яхтсмена «чувства крена», и «чувства скорости». Кроме того, яхтсмену важно обладать совершенным механизмом отсчета времени.

Работа яхтсмена преимущественно осуществляется в условиях высокой температуры и большой влажности воздуха, частными случаями являются условия охлаждения. В виду того, что в один день может быть назначено несколько гонок, спортсмен проводит на воде несколько часов, с другой стороны, парусные гонки связаны не только с физическими, но и с умственными затратами. В слабый ветер (до 5 м/с) утомление обусловлено влиянием таких факторов, как высокие температура и относительная влажность воздуха, пребывание на воде несколько часов, утомление высших отделов головного мозга (тактика гонок), приводящее к ухудшению функций двигательного анализатора (снижение кинестетической чувствительности). В этом случае скрытым резервом в совершенст-вовании подготовки яхтсменов может выступать повышение уровня развития общей выносливости, устойчивости вестибулярного анализатора и улучшение дифференциальных порогов раздражения двигательного анализатора. При силе ветра 6-12 м/с и выше основной причиной утомления является трудность длительного поддержания на высоком уровне функций кардио-респитаторной системы. Однако при силе ветра 9-12 м/с и выше в роли факторов, способствующих развитию утомления, также выступают ухудшение функционального состояния мышц (снижение их силы), снижение силы и скорости сокращения мышц, затягивание фазы расслабления, повышение порога возбудимости и снижение коэффициента полезного действия мышечного сокращения. Кроме того, происходит частичное истощение углеводных запасов, которое снижает уровень сахара в крови и отрицательно сказывается на деятельности центральной нервной системы, что приводит к снижению скорости и координированности движений и ухудшению функции некоторых анализаторов.

На практике нередко спортсмены, выигрывающие гонки при слабом ветре, проигрывают в гонках при сильном ветре и наоборот. Этот факт обычно объясняют весом спортсмена, так как чем меньше вес гонщика, тем с большей скоростью движется яхта в слабый ветер, а чем больший вес яхтсмена, тем эффективнее он может откренивать яхту в сильный ветер. Однако регата обычно состоит как минимум из 7 гонок, а, учитывая широкую вариативность ветро-волновых условий, практически все гонки могут проходить при различной силе ветра. Следовательно, возникает необходимость в так называемом универсальном гонщике, который смог бы показывать стабильно высокий спортивный результат в гонках при любой силе ветра. Для того, чтобы разработать методику подготовки такого спортсмена, необходимо выявить факторы, определяющие высокий спортивный результат в различных ветро-волновых условиях.

С целью изучения этих факторов у 15 взрослых высококвалифицированных яхтсменов-гонщиков в классе «Лазер» были определены следующие показатели:

  • функционального состояния двигательного анализатора: проприоцептивная чувствительность (точность воспроизведе-ния заданного угла в тазобедренном суставе) и кинестетическая чувствительность (точность воспроизведения мышечного усилия на тренажере «Руль»);
  • совершенности механизма отсчета времени (точность воспроизведения временного интервала);
  • функционального состояния вестибулярного анализатора (результат в тесте Яроцкого);
  • ловкости: пространственная точность движений (результат в тесте «Прыжок с поворотом на 360°») и точность и быстрота двигательных решений в ответ на внезапные сигналы (данные реакциометрии);
  • общей физической работоспособности (результат в тесте PWC170);
  • общей выносливости: МПК (определялся косвенно, по формуле, предложенной В.Л. Карпманом:

МПК=2,2 х PWC170 + 1070);

  • статической выносливости прямых мышц живота, широчайших мышц спины, четырехглавых мышц бедер и икроножных мышц (результаты в тестах «удержания позы 5», «удержание груза при разгибании ног в коленных суставах», «удержание груза при подъеме на носки, стоя со штангой на плечах»);
  • динамической выносливости прямых мышц живота, прямых мышц спины, четырехглавых мышц бедер и икроножных мышц (результаты в тестах «сгибание и разгибание туловища, сидя на скамейке», «приседания», «подъем на носки, стоя со штангой на плечах» «сгибание и разгибание туловища, стоя со штангой на плечах», выполняемых до отказа);
  • скоростно-силовые качества, которые определялись по результату в тесте «сгибание и разгибание туловища, сидя на скамейке, за 30 сек».

Затем был проведен корреляционный анализ между этими показателями и соревновательным результатом (коэффициенты корреляции определялись по t-критерию Стьюдента (rкр=0,684 на уровне значимости p<0,01) (Таблица 1). Результаты корреляцион-ного анализа позволили установить, что универсальный яхтсмен-гонщик в классе «Лазер» должен обладать высоким уровнем развития таких специальных физических качеств, как общая выносливость, статическая выносливость икроножных мышц, четырехглавых мышц бедер, прямых мышц живота и широчайших мышц спины, динамическая выносливость прямых мышц живота, прямых мышц спины, четырехглавых мышц бедер и икроножных мышц, ловкость, скоростно-силовые качества, а также совершенностью механизма отсчета времени. Кроме того, ему необходимо иметь минимальные абсолютные и дифференциальные пороги раздражения двигательного анализатора и высокую устойчивость вестибулярного анализатора.

Исследование процесса подготовки яхтсменов-гонщиков в классе «Лазер» на учебно-тренировочном этапе позволило выявить недостаток методических приемов обучения и тренировки на базе эффективного развития специальных физических качеств, снижения абсолютных и дифференциальных порогов раздражения двигательного анализатора и повышения устойчивости вестибулярного анализатора, а также совершенствования механизма отсчета времени и техники управления яхтой. В результате недостаточное развитие специальных физических качеств, высокие абсолютные и дифференциальные пороги раздражения двигательного анализатора, низкая устойчивость вестибулярного анализатора и не совершенность механизма отсчета времени отрицательно сказываются на технике управления яхтой и не позволяют повысить в достаточной мере интенсивность тренировочного процесса в навигационный период. Все это снижает эффективность учебно-тренировочного процесса и тормозит рост технического мастерства.

Таблица 1

Значения коэффициентов корреляции между соревновательным результатом в гонках при различной силе ветра и показателями уровней развития специальных физических качеств, функционального состояния двигательного и вестибулярного анализаторов, совершенности механизма отсчета времени

Pages:     | 1 || 3 | 4 |   ...   | 5 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»