WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |

Лидирующее положение России в данной сфере очевидно. Этот вид сотрудничества изначально активно проявлялся в его подвиде – энерго-трубопроводной сфере, в связи с чем в октябре 1999 г. в СНГ была утверждена Межгосударственная программа «Высоконадежный трубопроводный транспорт». Программа предусматривала создание единого нормативно-технического пространства государств-членов СНГ в области трубопроводного транспорта, гармонизацию соответствующих норм и стандартов с нормами и стандартами государств Евросоюза, а также США и Канадой. Удалось это сделать лишь частично.

Перспективы сотрудничества государств-членов СНГ в данной сфере внушают оптимизм. Россия и государства Средней Азии в данном вопросе объективно тяготеют друг к другу. Большие резервы энергетического сотрудничества между государствами-членами СНГ основаны на просчитанных долгосрочных связях между энергетическими компаниями этих государств (горизонтальные связи). «Политическая вертикаль» играет и здесь свою роль. Но экономическая выгода все более влияет и на эту «вертикаль». Свидетельство - договоренность в мае 2007 года России и Казахстана о переработке в России казахстанского газа.

Нефть и газ государств СНГ привлекает и третьи государства, часть которых стремятся участвовать в работе органов СНГ. Так, в Межправительственном совете по нефти и газу на правах государств – наблюдателей присутствуют представители Венгрии, Словакии, Словении, Румынии, Чехии. Именно благодаря деятельности Электроэнергетического Совета СНГ сегодня связаны воедино, «закольцованы» энергосистемы практически всех государств СНГ (кроме Армении), а также государств Балтии. Но важно, что разрабатывается вопрос о подключении к этой объединенной системе и государств Восточной Европы, а в перспективе – и Центральной Европы. Соответственно, следует ожидать, эти европейские государства будут опираться на привычные для них европейские договорные традиции.

Все более активно обсуждается идея создания в СНГ организации, объединяющей энергоизбыточные и энергодефицитные страны, а также государства, обеспечивающие транзит энергоносителей. Важно, что во время 30-го заседания Электроэнергетического Совета СНГ в 2006 году обсуждались совместные предложения по правовому обеспечению взаимодействия государств-членов СНГ и Евросоюза в области создания общего электроэнергетического рынка СНГ и ЕС. Это говорит о формировании общей энергетической политики государств-членов СНГ, во всяком случае – для взаимоотношений с «третьими сторонами» - и соответствующей базы для ее международно-правового обеспечения.

В отношениях между государствами-членами СНГ по понятным причинам все большое внимание уделяется проблематике трансграничного трубопроводного транспорта (газопроводного и нефтепроводного).

Здесь замешана большая мировая политика, и не секрет, что европейские государства (в том числе - прибалтийские) «нервничают» из-за того, что Россией и некоторыми другими государствами-членами СНГ (в частности, среднеазиатскими) удается действовать совместно в этом вопросе. То, что российско-немецкий газопровод по дну Балтийского моря вызывает положительные (Еврокомиссия поддерживает проект газопровода) и отрицательные эмоции в Европе и США - отдельный вопрос. Важно другое: Россия не пытается «абсолютно интегрироваться» со своими коллегами по СНГ в вопросе транспортировки «вовне» газа и нефти, а в тех случаях, когда может это сделать самостоятельно, так и поступает, сотрудничая в данном вопросе с европейскими и иными государствами, не имеющими отношения к СНГ. Казахстан ведет собственную политику в борьбе за ресурсы Евразии (в которой участвуют государства Европы, США, Китай и Россия). «Многовекторность» в данном случае означает равную удаленность и независимость Казахстана от основных участников схватки за центральноазиатские углеводородные ресурсы. В том числе дистанцируясь и от России, у которой возрастает напряженность в отношениях с Западом по проблемам энергобезопасности.

Транзитная роль России для казахстанского экспорта сохраняется. Последнее развитие событий в данной области показательно. Визит В. Путина в Казахстан прошел 9 и 10 мая 2007 года, а 12 мая в Ашхабаде состоялась встреча лидеров России, Казахстана и Туркмении на высшем уровне. Ключевыми на данной встрече были вопросы энергетики, в том числе - совместные проекты по оптимизации маршрутов транспортировки природного газа.

Альтернативными (и с очевидностью - конкурентными) здесь стали два проекта, которые кратко анализируются диссертантом: по дну Каспия и прикаспийский (по побережью Туркмении, Казахстана и России) с выходом на Украину и далее в страны Западной Европы. В конечном итоге последний вариант, после политических и правовых дискуссий, получил должную поддержку, что весьма усилило геополитические позиции России в регионе СНГ.

В какой мере Россия, Казахстан и Туркмения способны создать газотранспортный консорциум в этих целях (вопрос активно изучается) покажет время. Но, видимо, механизм консорциума в состоянии обеспечить должный уровень согласованности и инвестирования.

Вообще единообразия в международно-правовых механизмах управления трансграничными трубопроводами нет. В СНГ заключается межправительственное соглашение, устанавливающее: компанию – оператора трубопровода; положения, в соответствии с которым сами государства (а не компании, ими впоследствии определенные по тендеру, аукциону или иначе) являются акционерами; положения, предусматривающие, что управляющей компанией Консорциума является оффшорная компания, зарегистрированная на Бермудах.

В вопросе о транзите грузов через границы обычно в качестве примера используют Барселонскую конвенцию 1921 года и Статут о свободе транзита. Диссертант анализирует также другие, относящиеся к данному вопросу, важнейшие международные договоры. Это позволяет диссертанту констатировать складывающиеся в договорной практике государств три общих правовых подхода. Их, по его мнению, следует шире применять при урегулировании сходных вопросов освоения трансграничных месторождений государств-членов СНГ, а также транспортировки углеводородов по трансграничным трубопроводам.

Должное внимание уделено также такому важному направлению сотрудничества государств-членов СНГ как ядерная энергетика. Показан высокий интерес России и Казахстана в данной сфере, вплоть до официального визита Президента РФ В. Путина в Казахстан летом 2007 года для обсуждения вопросов совместного освоения казахстанских урановых месторождений и обогащения ядерного топлива и подписания российско-казахстанского плана действий на 2007-2008 годы, соглашения о создании международного ядерного центра.

Как полагает диссертант, необходима унификация «ядерного» законодательства и подзаконных актов государств-членов СНГ, вовлеченных в сотрудничество (интеграционное сотрудничество) по ядерной проблематике.

В последнее время настойчиво проявляет себя проблематика альтернативных источников энергии. Но, судя по всему, государства-члены СНГ не готовы к серьезному разговору на эту тему. Если относить ядерную энергию к разряду «альтернативных источников», то и здесь «общая политика на уровне СНГ» пока что не просматривается. Редкие исключения в двусторонних отношениях по данному вопросу только подтверждают справедливость этого вывода.

В тоже время, при всем несовершенстве международно-правового регулирования отношений государств СНГ в «традиционной» энергетической сфере, следует резко повысить внимание к их сотрудничеству (и выделить соответствующие инвестиции) в области внедрения альтернативных источников энергии.

По мнению диссертанта, «энергетические отношения» в СНГ при их разнообразном проявлении, предполагаются в общей формуле Концепции 2007 года: «разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов». Но рыночный аспект этих отношений в обстановке исторического взлета цены на нефть до максимума выше 100 долларов за баррель в феврале 2008 года во многом будет определять их содержание.

Должное внимание уделено международно-правовым проблемам информационной деятельности на пространстве СНГ. Свидетельством особого значения данных проблем (информационная тематика предусмотрена ещё Соглашением от 9 октября 1992 г.) в отношениях между государствами-членами СНГ является факт заключения соответствующих договоров и принятия за минувшие годы органами СНГ свыше 50 многосторонних документов, положенных в основу взаимовыгодного сотрудничества в информационной области.

Функционирует первый этап автоматизированной системы информационного обмена между государствами–членами СНГ (АСИО СНГ), геоинформационная система, системы сотовой подвижной связи и другие компании и органы. (Действуют также многочисленные правовые акты по обмену информацией между ведомствами). Для обеспечения дальнейшего развития АСИО СНГ Советом глав правительств СНГ утверждены три концепции.

По объективным и субъективным причинам лишь в октябре 1996 г. СГП утвердил Концепцию формирования информационного пространства Содружества, а в октябре 1998 г. – Перспективный план подготовки документов и мероприятий по ее реализации18.

В 1999 году учрежден также Информационный совет СНГ, функции которого сосредоточены, в основном, в области организации сотрудничества СМИ (в первую очередь – информационных агентств) государств-членов СНГ. Кроме того, разработана система обоснованных отраслевыми органами СНГ проектов межправительственных соглашений и других документов в данной сфере. Вообще информационная сфера относится к числу немногих областей в сотрудничестве государств-членов СНГ, где ими использованы все реальные возможности. Важно, что основные государства-члены СНГ и органы СНГ уверенно владеют спецификой современной информационной деятельности и информационного обмена. И эти «основные» государства готовы в данной области помочь «отстающим» государствам СНГ.

Диссертант не мог не остановиться также на вопросах исследования и использования космического пространства. 30 декабря 1991 г. государства СНГ подписали Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. Эта деятельность осуществляется на основе межгосударственных программ, реализацию которых координирует Межгосударственный совет по космосу.

15 мая 1992 г. государствами СНГ заключено Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, а 13 ноября 1992 г. – Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства.

Государства, внесшие долевой вклад в создание и эксплуатацию космических средств в соответствии с межгосударственными космическими программами, имеют право на получение и использование в своих интересах космической информации и не допускают ее утечки. Объем получаемой информации определяется договором на создание и эксплуатацию космических средств, предусмотренных межгосударственными космическими программами. Государства, не являющиеся участниками Соглашения, получают космическую информацию на коммерческой основе через Межгосударственный совет по космосу.

Космическую деятельность в СНГ осуществляет, прежде всего, Россия. Для этого используются два космодрома – «Байконур» в Казахстане (основной космодром во времена существования СССР) и «Плесецк» в России. Россия и Казахстан подписали в этих целях ряд договоров. Можно отметить единство позиций России и Казахстана по всему кругу вопросов, связанных с обеспечением функционирования комплекса «Байконур» и высоко оценить их совместную деятельность по развитию сотрудничества в области исследования и использования космического пространства.

В последнее время на первый план выходит проблематика использования российской спутниковой системы ГЛОНАСС для различных целей, в том числе - контроля за воздушным движением и управления им. Показателем повышенного внимания к данной Системе является, кроме прочего, тот факт, что 17 мая 2007 года вышел Указ Президента Российской Федерации от № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации». Данная система, носящая глобальный характер, все больше начинает конкурировать со спутниковой американской системой GPS. Активное развитие и европейской системы «Галилео» многих аналитиков заставляет предполагать, что в ближайшем будущем не исключено слияние этих трех систем в Единую глобальную спутниковую систему. При центральной роли в этом процессе Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Трудно однозначно оценивать подобный прогноз. Но в любом случае выработка совместной позиции государств-членов СНГ в данном вопросе представляет исключительную важность как для России, так и для других государств-членов СНГ как пользователей соответствующей спутниковой системой. Желательно, чтобы до создания указанной Единой космической (точнее, аэрокосмической) системы это была система ГЛОНАСС.

Проблематика ЕврАзЭС занимает важное место в настоящем исследовании. ЕврАзЭС, хотя первоначально и замкнуто на членах Таможенного союза СНГ - открытая международная организация. Прием в его члены открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из учредительного Договора и других, действующих в рамках Сообщества, договоров по списку, определяемому решением Межгоссовета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.

Участие в работе органов ЕврАзЭС его члена, грубо нарушающего положения Договора и/или договоров, действующих в рамках Сообщества, может быть приостановлено решением Межгосовета. Если такой член АврАзЭС продолжает нарушать свои обязательства, Межгоссовет может принять решение о его исключении из Сообщества с даты, которую определяет сам Межгосовет. «Жесткость» данной нормы Договора приветствуется рядом аналитиков, полагающих, что к числу слабостей ряда других международных организаций, в том числе СНГ, относится отсутствие положений о санкциях в их уставных документах за нарушение основных положений внутреннего права. Диссертант с этим согласен.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»