WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 || 4 |

В силу исторической и географической близости, интегрированности нефтетранспортной инфраструктуры Казахстан рассматривает сотрудниче­ство с российскими компаниями как приоритет­ное. Одним из экономи­чески привлекательных направлений развития внешнеэкономической деятельности является экспорт казахстанской нефти в западный Китай. Реали­зация проекта нефтепровода «Казахстан - Китай» открывает новое экс­портное направление для транспорти­ровки казахстанской нефти на пер­спективный рынок Поднебесной, возрастающие потребности в энергоре­сурсах которой обусловлены стремительными темпами экономического развития страны. Важно отметить, что проекты, реализуемые казах­станскими трубопроводчиками, бу­дут способствовать дальнейшему укреп­лению позиций крупнейших нефтетранспортных компаний наших стран, как на евразийском простран­стве, так и на мировом рынке транспортировк­и углеводородов. Принимая во внимание максимальную мощность трубоп­ровода Казахстан - Китай в 50 млн. т., возможно и целесооб­разно дол­говременное участие российских компаний в данном нефтет­ранспортном проекте.

Особое место в развитии сотрудниче­ства Казахстана и России занимает при­граничное сотрудничество. Наиболее стабильные торгово-экономические связи с различными региона­ми Казахстана поддерживают Оренбур­гская, Курганская, Омская, Астра­ханская, Челябинская, Новосибирская, Саратов­ская области, г. Моск­ва и Алтайский край. В целом товарооборот приграничных субъектов РФ с Казахстаном возрос с 1,6 млрд.долл. в 1998 г. до 6,7 млрд.долл. в 2005 г., т.е. более чем в 4 раза.

Развитие приграничных торгово-экономических связей сдерживается в определенной мере низким уровнем инвестиционного сотрудничества, отсутствием надежных механиз­мов взаиморасчетов и урегулирования экономических споров, высокими транспортными тарифами, различными требованиями к сертификации продукции, необорудованностью погранперехо­дов.

Вместе с тем, несмотря на ряд имеющихся достижений в области взаимного инвестиционного сотрудничества, целесообразно выделить ряд проблемных моментов:

- недостаточный удельный вес взаимных инвестиций в казах­станско-российском сотрудничестве;

- отраслевые диспропорции в направлениях инвестиций.

Политика взаимного инвестирования пока еще не имеет системного характера, хотя участие казахстанского капитала в развитии России может принести крупные дивиденды как экономического, так и политического характера. В последние годы стано­вится очевидной активизация рос­сийского бизнеса в Казахстане.

Одним из перспективных направлений развития финансового сотрудничества между Казахстаном и Россией является взаимодействие в банковской сфере. В развитие сотрудничества стран СНГ, в частности российско-казахстанского, в январе 2006 г. в Астане было подписано межпра­вительственное Соглашение об учреждении Евразийского банка развития (уставный капитал - $1,5 млрд). При этом доля России составляет $1 млрд, доля Казахстана - $500 млн. Деятельность данного банка направлена на расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей между Казахстаном и Россией, а в перспективе - между государствами - участни­ками ЕврАзЭС и ЕЭП. Активное развитие межбанковских связей двух го­сударств становится важным фактором их устойчивого экономического роста и будет способствовать успешной реализации совместных проектов в реальном секторе экономики, а так же в вопросах интеграции финансово-экономических инфра­структур России и Казахстана.

Вместе с тем, следует констатировать, что рынок ценных бумаг Казахстана в настоящее время еще не в полной мере выполняет свои основные функции по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции, в том числе в межгосударственном отношении. Хотя обладает огром­ным потенциалом развития, в том числе в части финансирования инвести­ций в реальном секторе экономики.

До настоящего времени инфраструктура российского фондового рынка не так доступна для полной интеграции внешних инфраструктур (обслуживания иностранных депозитариев), как и инфраструктура фондового рынка Казахстана. В первую очередь, это законодательные ограничения в Российской Федерации, препятствующие работе депозитариев-нерезиден­тов в качестве номинальных держателей. Ситуация, когда казахстанские компании упорно не хотели выходить на фондовый рынок постепенно ме­няется. Однако необходимо отметить, что наибольшей популярно­стью при проведении первичного размещения акций у казахстанских компаний пользуется Лондонская фондовая биржа, а не российские или ка­захстанские биржи.

Заключение. В результате проведенного исследования автор сде­лал следующие выводы:

- основу российско-казахстанского сотрудничества составляют исторически сложившиеся гуманитарные, духовные и культурные традиции, а также многообразные формы социально-экономических отношений. Их современное содержание и направленность в значительной степени являет­ся следствием длительного периода функционирования единого советского народно-хозяйственного комплекса, когда экономики двух стран как его элементами были связаны множеством производственно-кооперационных, тех­нологических, научно-технических связей. Это предопределило, с одной сто­роны, высокую взаимоза­висимость экономик двух государств, особенно в та­ких отраслях как нефтяная и газовая промышленность, ме­таллургия, машиностроение, агропромышленный комплекс, а с другой стороны, оказало сти­мулирующее воздействие на структуру национальных экономик, в условиях новой государственности и суверенитета объективно стремившейся к комплексности, обратной стороной чего было опре­делённое дублирование. Кроме того, Казахстану необходим экономически сильный сосед-партнер, а России - доступ к казахстанским природным ресурсам. Во взаимоотношени­ях двух крупнейших государств постсовет­ского пространства – Республики Казахстан и Российской Федерации, с учетом со­держательного и многообразного прошлого, динамичного и по­ступательного настоящего и многообещаю­щего будущего, нет альтернати­вы нормальной и взаимовыгодной многосто­ронней интеграции при уважении принципов суверенитета и независимости;

- Россия - главный экономический партнер Казахстана. Россия и Казахстан со­храняют устойчивые взаимоотношения практически во всех сферах деятельности, которые непрерывно укрепляются в процессе возникновения необходимости реше­ния новых задач. Проводится интенсивная работа на региональном уровне. Стабильное и динамичное развитие казахстанско-российских связей обеспечивается серьезной договорно-правовой базой. Двусторонним от­ношениям Казахстана и России при­сущи устой­чивость, содержательность и динамизм. Заданное направление во взаимоотношени­ях двух стран опре­делило продуктивность взаимодей­ствия на разных уров­нях для решения конкретных проблем. На межгосу­дарственном уровне - это дальнейшее укрепление отношений стратегиче­ского парт­нерства и углуб­ление интеграции между двумя странами во всех областях. На межправительственном уровне - решение практических задач в обеспече­нии благопри­ятных условий деятельности хозяйствующих субъектов, реше­ние других во­просов взаимовыгодного участия в разработке многоцелевых крупно­масштабных экономических программ. В целом, во взаимоотноше­ниях с Россией Казахстан заинтересован в установлении рав­ноправного и взаимовыгодного партнерства. Сотрудниче­ство с Россий­ской Федерацией про­должает оставаться приоритетным направ­лением во внешнеэкономиче­ской политике республики, и в свою очередь, ак­цент в данном сотрудниче­стве направлен на создание совместных проектов в ре­альном секторе экономики;

- сотрудничество Казахстана и России в топливно-энергетической сфере носит стратегический характер и является важнейшей составной частью казахстанско-российских отношений. Эффективное взаимодействие в данной области будет служить необходимым условием жизнедеятельности экономических комплексов и социальной сфе­ры двух государств. Вместе с тем, необходимо отметить недостаточный уровень согласованности в реализации двумя государствами внешнеэкономической политики, узкоотраслевой характер инвестиционного сотрудничества. Доби­ваясь расширения доступа на внешние рынки наши страны вступают в конку­ренцию друг с другом. В частности, многие предприятия металлургического комплекса России и Казахстана, реализуя продукцию на внешних рынках, не согласовывают свои позиции в части формирования ценовой политики. Многие виды металлургической продукции реализуются по демпинговым ценам. Указанные факторы позволяют крупным государствам-импортерам прово­дить линию дифференцированного подхода к выборам партнера и принимать жесткие антидемпинговые меры по отношению к российским и казах­станским товаропроизводителям, что отрицательно сказывается на развитии отраслей горно-металлургического комплекса и в целом всей экономики на­ших стран.

Новые мотивы возникают при обсуждении энергетического сотрудничества на евразийском пространстве, особенно при реализации договор­енностей в рамках стран СНГ, в частности между государствами ЕЭП по вопросам взаимодействия на Каспии, новых энергетических маршрутов в Европу. Вполне очевидно, что успешное кооперация между нашими стра­нами в этом взаимовыгодным сотрудничестве создает основу развития единого экономического пространства через масштабные и перспективные направления внешнеэкономической деятельности. Это своеобразный плацдарм формирования условий дальнейшего развития единого экономического пространства, как экономической категории, так и международной экономической организации интеграционного типа на пространстве СНГ. В связи с этим важное значение для России и Казахстана имеет прове­дение согласованной политики регулирования внешнеэкономической деятельнос­ти, стимулирования отечественных производителей и развития торго­вых связей с региональными партнерами;

- особое место в развитии сотрудниче­ства Казахстана и России зани­мает при­граничное сотрудничество. Несмотря на определенные положи­тельные сдвиги в торгово-экономических отношениях, не удалось пока со­здать эффективный механизм взаимовыгодного сотрудничества: уровень неэквивалентности обмена относительного объема внешне­торгового оборота субъектов РФ с Казахстаном остается значительным; остаются до конца несогласованными таможенная, налоговая, тариф­но-транспортная и миграционная политика; необходимо скоординировать действия по проведению демаркацион­ных работ на границе, введению в хозяйственный обо­рот земель, определен­ных к обмену в ходе делимитации; необходимо обустройство и оснащение переходов границ; недостаточный удельный вес взаимных инвестиций в казахстанско-российском сотрудничестве; отраслевые диспропорции в направлениях инвестиций;

- принятые в странах меры по улучшению инвестиционного климата способствовали активизации российско-казахстанского сотрудничества. Несмотря на ряд имеющихся достижений в области взаимного инвестиционного сотрудничества выделим ряд проблемных моментов: большая часть взаимных инвестиций направляется в горнодобываю­щую промышленность, что обусловливает сохранение структурных диспропорций в экономике двух стран и её сырьевой направленности. Поэтому большое значение приобретает разработка механизма проведения согласо­ванной инвестиционной и промышленной политики Казахстана и России, направленной на развитие производств с высокой добавленной стои­мостью и повышение конкурентоспособности национальных экономик;

- развитие интеграционных процессов в рамках СНГ предполагает разноуровневый и разноскоростной тип развития интеграции вообще и экономической в частности. На сегодняшний день один из перспективных субрегиональных образований является ЕЭП, где российско–казахстанское внешнеэкономическое сотрудничество призвано стать основой интеграционного сотрудничества как в рамках субрегиональной организации ЕЭП, так и для Содружества в целом, в случае осуществления поставленных перед на­шими странами целей по созданию ЕЭП. Для развития ЕЭП есть все необхо­димые условия. Во-первых, Россия является полноценным связующим звеном между Казахстаном, Белоруссией и Украиной. Во-вторых, объединению способствует не только политическая воля ли­деров «четверки», но и позитив­ная экономическая ситуация в наших странах. В этом смысле настал тот самый момент, когда стыковка прагматических интересов не только необходима, но и логична. Ведь созда­ние нового экономического объединения способно ускорить разви­тие национальных экономик, входя­щих в объединение государств. Вполне возможно, что со временем «чет­верка» пополнится новыми участника­ми - рамки единого экономического пространства могут расширяться за счет других членов при отсутствии раз­ногласий, что и определено концепцией ЕЭП;

- в эпоху глобализации для Казахстана и России одним из актуальных вопросов является поиск оптимального пути вхождения в мировую экономическую систему и конкурентоспособное позиционирование в региональных экономических блоках с использованием возможностей, условий и перспектив сотрудничества в финансово-экономической сфе­ре. Оно выступает одним из пер­спективных инструментов эффективной реализации прио­ритетных направлений двустороннего сотрудничества между Ка­захстаном и Россией. Активное развитие межбанковских связей двух государств становится важным фактором их устойчивого экономиче­ского роста и будет способствовать успешной реали­зации совместных проектов в реальном секторе экономики, а так же в вопро­сах интеграции инфраструктур фондовых рынков России и Казахстана.

На сегодняшний день в Казахстане и России в принципе создана полноценная система государственного регулирования рынка ценных бумаг, в со­ответствии с международной практикой, а также сформирована необходимая правовая, институциональная и техническая инфраструктура фондового рынка.

Основными сдерживающими факторами интеграции фондовых рынков России и Казахстана являются следующие:

Pages:     | 1 | 2 || 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»