WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 | 4 |

Однако, реальная практика вхождения в мировое хозяйство обеих стран достаточно убедительно показала, что взаимные экономические связи обладают весомым потенциалом для развития. Причинами такого положения, на взгляд автора, являются следующие:

В-первых, наличие целого ряда систем­ных связей, сформированных ещё в советский период, но тем не менее объективно подталкивавших новые независимые государства к воссозданию в новых условиях комплекса междуна­родных связях интеграционного типа. Речь идет, в частности, о единой энерге­тической системе, единой системе транспорта, связи, теле­коммуникаций, неф­те- и газопроводов, стандартов и т.д. Строительство таких собственных си­стем в каждой из стран Содружества весьма дорогостоящее удовольствие, осо­бенно в условиях трансформационного кризиса и нехватки финансовых средств, требует длительного периода вре­мени (порядка 10-20 лет), а кроме того и экономически неэффективно в силу «эффекта масштаба».

Во-вторых, в результате технического отставания от мировых аналогов произ­водственных процессов, доставшихся в наследство от когда-то единого производственно-хозяйственного механизма, не удалось массово выпустить на рынок конкурентоспособные и идущие в ногу со временем товары (услуги), чтобы получать средства для модернизации и развития производства и эконо­мики в целом (исключения, безусловно, есть). Поэтому доминировала идея, что выпускаемые промышлен­ным комплексом обеих стран товары можно было бы продавать внутри СНГ, ведь вза­имный обмен между ними остается основным каналом реализации их экс­портной продукции.

В-третьих, многие члены мирового экономического сообщества видели и видят в лице России и Казахстана своих конкурентов и поэтому не испытывают желания помогать им в разви­тии перспективных отраслей экономики, отводя этим странам роль сырьевой базы. Иностранных инвесторов ин­тересуют здесь, главным образом, полезные ископае­мые, но никак не восстановление и поддержание конкурентоспособности национального производствен­но-хозяйственного комплекса. Именно поэтому практически все инвестиции вкладываются либо в добывающую промышленность (или в разведку недр с це­лью обнаружения и последующей разработки найден­ных месторождений), либо в строительство (или модернизацию) путей транспортировки добываемых для собствен­ных нужд местных полезных ископаемых.

В новейшей истории российско-казахстанские отношения прошли несколько этапов развития:

- формулирование новых принципов отношений между двумя странами и конституирование их правовых рамок (1991-1994 гг.);

- моделирование межгосударственного экономического и политического сотрудничества (1994-1998 гг.);

- реализация стратегического партнерства (с 1998 г. по настоящее время).

Российская Фе­дерация и Республика Казахстан объективно заинтересованы в сохранении так называемого «общего экономического пространства», поскольку именно это со­здает ём­кий рынок, привлекательный для отечественных предпринима­телей и зарубежных инвестиций, о чем сказано выше. Не сомневаюсь, что рабо­та над сохранением и разви­тием двусторонних отношений сможет придать экономикам двух стран импульс к динамичному развитию и выходу с наименьшими потерями наших стран из полосы кризисного состояния мировой экономики на современном этапе. Вместе с тем, данное экономическое простран­ство станет подлинно общим лишь в том случае, если оно будет рыночным.

Перед Россией и Казахстаном стоит задача не только наладить взаимовыгодное сотрудничество, но предпринять все усилия и меры для завер­шения процесса реформирования экономик обеих стран. В работе обосно­вывается тезис, что перспективы развития взаимной казахстано-российской торговли тесно связаны с состоянием их экономик. Анализ социально-эко­номической ситуации в двух государствах позво­ляет сделать вывод о том, что эти страны наиболее синхронно идут по пути рыноч­ного реформирова­ния. Казах­стан и Россия строят социально ориентиров­анное общество, кото­рое обеспечивае­т высокое качество жизни всех слоев населения страны, сво­бодное, открытое и демократическое обще­ство. Оба госу­дарства рассматрив­ают друг друга как полноправных и ответственных членов международного сообщества, которые обеспечивают геополитическую стабильность и безо­пасность в евразий­ском регионе.

Во второй главе – «Факторы повышения эффективности внешне­экономических связей Ка­захстана и России», - освещается состояние двусторонних внешнеэкономических связей, рассматриваются институциональные предпосылки углубления двустороннего сотрудничества, анализируется влияние интеграционных инициатив на постсоветском пространстве на вза­имные внешнеэкономические связи между Рос­сией и Казах­станом.

Для обеих рассматриваемых в диссертации стран внешнеторговое сотрудничество играет весьма заметную роль. Так, Россия для Казахстана является партнёром № 1: на её долю при­ходится треть всего внешнеторгового оборота стра­ны, который в 2006 г. достиг 12,8 млр­д.долл. В свою очередь Казахстан занимает 13-е место во внешней торговле России со всеми странами, что сопоставимо с уровнем внешней торговли, например, России с Японией. В относи­тельных показателях доля Казахстана в об­щем внешнеторговом обороте Рос­сийской Федерации составляла в 2006 г. 2,9%, а доля России во внешней торговле Казахстана превышает 20%.

При этом обращает на себя внимание заметно ускорившийся темп роста несба­лансированности взаим­ной торговли в последние три года, объяснение чему следует искать в структуре взаимных поставок и динамике мировых цен на основные по­ставляемые товары. Вместе с тем, возможно, и другое объяснение, связан­ное с развитием инте­грационных проектов на постсоветском пространстве. В частности, в 2002 г., т.е. в преддверии старта процесса формирования ЕЭП, показатели россий­ского товароо­борота с Украи­ной были на уровне 9 млрд.долл., с Белорусси­ей - 10 млрд.долл., С Казахста­ном - чуть больше 4 млрд.долл. В 2004 г. товар­ооборот России и Украины достиг уже 16 мил­лиардов долла­ров, столько же России и Белоруссии, 8 миллиардов долл. с Казахстаном. А в 2006 г. вновь последовало увеличение примерно в 1,5 ра­за. Можно предположить, что в данном случае в увеличе­нии динамики товарооборота определённый вклад занимает фактор инте­грации нацио­нальных экономик. По­литики пока обсуждают возможн­ость создания ЕЭП, но бизнес стран-участниц уже чувствует все потенциа­льные выгоды от на­мечаемого устранения ненужных ба­рьеров. Таким об­разом, в интегра­ционном инструментарии скрываются возмож­ности повыше­ния конку­рентоспособности продукции наших стран.

Изучение товарной структуры казахстанского экспорта показало довольно высокую степень его концентрированности, что с одной стороны, свидетельствует о наличии отраслей специализации казахстанской экономики, но с другой стороны, говорит о её недостаточной дифференцирован­ности, что в свою очередь может стать уязвимым элементом в случае на­растания неопределённости функционирования мировой экономики, при­знаки чего мы наблюдаем в 2007-2008 гг.

Товарная структура экспорта России и Казахста­на представлена в основном сырьевыми ресурсами. В частно­сти, половину от общего объёма экспортных поста­вок в Россию составляет продукция только од­ной товарной группы - «минеральные продукты» (51,1%; главным образом уголь). В российском экспорте преобладают такие товары, как нефть и нефтепродукты, черные металлы, древесина, хи­мическое сырье. На их долю приходилось 67,1% всего экспорта.

Фактически, рост взаимного товарооборота наблюдается за счёт поставок сырья и материалов, а не готовой продукции с высокой добавленной стои­мостью. Скорее всего, это является результатом сложившейся системы производственных связей, и в какой-то степени следствием недостаточной реформированности хозяйственных комплексов обеих стран, не позволяю­щей (или не стимулирующей) собственникам предприятий более эффектив­но организовать производственную и снабженческо-сбытовую деятель­ность.

Как представляется, подобная сырьевая ориентация является одной из серьёзных проблем двусторонних отношений, находящейся в рамках общей задачи по облагораживанию товарной структуры экспорта обеих стран. Другой не менее значимой проблемой развития двустороннего внешнеторгового сотрудничества России и Казахстана является организация внешне­торговых перевозок и комплекс факторов, воздействующих не неё. Одним из таких факторов выступает таможенное администрирование. Помимо тамо­женных проблем одним из главных прио­ритетов в разви­тии взаимного то­варооборота должно стать достижение согласованных тари­фов в области транспорта и энергетики. Осложняет развитие внешнеторговых связей и применение антидемпин­говых и защитных мер во взаимной торговле.

Особую роль во внешнеторговом взаимодействии двух стран играет инвестиционное сотрудничество. Принимаемые в странах меры по улучшению инвестиционного климата способствовали активизации российско-казахстанского сотрудничества. Так, прямые российские инвестиции в экономику Казахстана в 2005 году состави­ли более 1,3 млрд. долл. Казахстанский капитал, в свою очередь, также участвует в экономических проектах Российской Федерации.

В качестве институцио­нальных предпосылок углубления двусто­роннего сотрудниче­ства в диссертации рассматриваются вопросы формирования единого экономического пространства. Этот процесс исследуется с двух точек зрения: как необходимый элемент для развития внутреннего рынка и как предпосылка для интеграции нескольких государств.

В отношении первого подхода отмечается, что единое экономическое пространство может возникать, расширяться, сужаться, исчезать, то есть находиться в постоянном движении и развитии. Его развитие предполагает четыре уровня экономического про­странства: пространственное раз­мещение предприятий всех сфер и отраслей и их произ­водственные отно­шения в рамках самодостаточного региона национальной экономики; объедине­ние регио­нов с едиными условия­ми хозяйствования, единой конку­рентной сре­дой и едиными правилами деятельности институтов рынка; всё пространство страны, отвечающее предыдущим требованиям; экономиче­ская интеграция без нарушения геополитических границ госу­дарства. Необходимыми признаками и условиями едино­го эконо­мического про­странства является общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструк­турных систем, а важней­шими состав­ляющими единого экономического про­странства яв­ляются национальные рынки товаров и услуг, труда, капиталов.

Применительно ко второму подходу указывается, что исходным пунктом интеграции являются прямые международ­ные эконо­мические (производственные, научно-технические, тех­нологические) связи на уровне первичных субъектов экономиче­ской жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хо­зяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих си­стем вплоть до определенного сращивания управленче­ских структур.

Одним из последних по времени появления интеграционных проектов является идея региональ­ного объединения с участием России, Казахстана, Белорусии и Украины (т.н. «Единое экономическое про­странство, (ЕЭП)»). Оно предполагает реализацию ряда осно­вополагающих принципов: безусловный приоритет экономических проблем над всеми прочими, вклю­чая по­литические; главенство наднациональных решений над нацио­нальными, добро­вольная уступка части суверенитета во имя экономических преобразований; чёткая последовательность шагов по пути эконо­мической инте­грации: зона свободной торговли - таможенный союз - единое экономическое простран­ство с общими экономическими и внешнеэкономиче­скими правила­ми - валютный со­юз.

Попытка гармонизировать не только законодательства четырех стран, но и дея­тельность существующих в них предприятий и фирм потребует серьезных экономи­ческих изменений. Во многом они будут связаны и необходимостью изменений в политике государств, прежде всего в экономиче­ской сфере. К тому же одновремен­но должна идти речь и о координации дей­ствий по вступле­нию в ВТО, где существу­ют достаточно жесткие правила.

В диссертации показано, что реализация интеграционных проектов находится в тесной зависимо­сти от состояния внешнеэкономических отношений, и наоборот. В связи с этим важно наращи­вать темпы взаимной тор­говли. Для этого надо срочно снимать ограничи­тельные меры во взаимной торговле и снижать транспорт­ные тарифы. Осо­бенно в части изъятий и ограничений из режима свободной торгов­ли, анти­демпинговых, компенса­ционных мер. Необходимо активизировать процесс создания Таможенного сою­за. С вопросом формирования Таможенного союза тесно связана пробле­ма скоординированного вступления государств Сооб­щества в ВТО. Все эти вопросы решаемы в рамках ЕЭП и это в свою очередь является при­чиной и мотивацией участия Казахстана и России в процессе фор­мирования единого экономического пространства.

В третьей главе – «Основные сферы внешнеэкономического взаимодействия России и Ка­захстана в условиях глоба­лизации», - проведён анализ перспектив российско-казахстанского сотрудничества в системе нефтепроводов, приграничного сотрудничества и взаимодействия в экономико-финансовой сфере.

Россия - главный экономический партнер Казахстана. Россия и Казахстан со­храняют устойчивые взаимоотношения практически во всех сферах деятельности, которые непрерывно укрепляются в процессе возникновения необходимости реше­ния новых задач.

В условиях глобализации экономики растущие объемы добычи углеводородного сырья в прикаспийском регионе, и прежде всего нефти, приобре­тают стратегическое значение для потребителей как в Европе, так и в других регионах мира. В этой связи к числу приоритетных, стоящих перед каспий­скими государствами, относятся задачи по выводу энергоресур­сов на миро­вой рынок.

Казахстан - одно из ключевых госу­дарств региона, как в силу своего геополитического положения, так и ввиду наличия крупных запасов энергоресурсов крайне заинтересован в решении этих задач и стремится проводить активную политику в области экспорта нефти. Это обуслов­лено тем, что богатый ре­сурсный потенциал страны представляет собой важный источник экономического ро­ста, обеспечивая не только значительную часть внутренних потребностей страны в сырье и топливе, но и формируя значитель­ную часть валютных поступлений от экс­порта.

Pages:     | 1 || 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»