WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||

Всеобъемлющее партнерство стран «треугольника» с акцентацией на интересы создания системы евразийской безопасности, сотрудничества и развития открывает дорогу идее проведения единой евразийской внешней политики, которая будет нацелена не на сколачивание узкой военно-блоковой структуры, а на широкое доверительное партнерство в области безопасности и развития.

8. В «треугольнике» США – Китай – Россия основная задача Вашингтона в краткосрочной перспективе – предотвращение формирования враждебной коалиции, которая могла бы бросить вызов американскому первенству. В среднесрочной перспективе США будут искать партнерства с теми странами, чье поведение и вес предотвратили бы российско-китайский союз. В долгосрочной перспективе Вашингтон попытается предотвратить консолидацию Евразии за счет надежного партнерства с Китаем как лидером евразийского экономического развития.

К середине 2002 года в Пекине пришли к выводу, что можно не выступать против США в тех вопросах, где речь идет о конфронтации американцев с международным терроризмом. В то же время было решено сохранять отношения с возможно большим числом сил в мусульманском мире.

По сути дела, Пекин вынужден считаться с новыми веяниями в политике США и НАТО. Он не только не желает обострять отношения с США и НАТО или находиться в некой оппозиции к ним, но намекает на возможность неких новых отношений между Пекином и Западом, в том числе и НАТО.

Великодержавная стратегия не предполагает противостояния с Америкой. Необходимо вести борьбу с американским гегемонизмом, особенно в тех случаях, когда он прямо затрагивает национальные интересы КНР. Однако борьба с гегемонизмом является не китайской стратегией, а лишь одним из методов достижения Китаем политики модернизации, мира и стабильности на международной арене в целом и в Евразии в частности.

Во-вторых, Америка выступает важным поставщиком требующихся Китаю капиталов, технологий, персонала, информационных ресурсов, а также опыта управления.

В-третьих, китайско-американские отношения прямо затрагивают интересы Китая в области национального единства и национальной безопасности. Неслучайно, все китайские руководители, начиная с Мао Цзэдуна, уделяли первостепенное внимание установлению нормальных отношений с США.

9. Подписанный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой имеет важное историческое значение не только для отношений нашей страны с её великим дальневосточным соседом, но и для международных отношений наступившего XXI столетия в целом. Можно с большой степенью вероятности полагать, что российско-китайские связи будут успешно развиваться и дальше.

Россия и Китай выступают за создание многополюсного мира – новой структуры международных отношений, реально складывающейся в связи с объективными условиями развития отдельных стран. Эта концепция поддерживается многими государствами на различных континентах, потому что она призвана создать оптимальные условия для реализации их национальных интересов.

10. Шанхайская организация сотрудничеств (ШОС) постепенно превращается во влиятельную международную силу. В случае успешного решения стоящих перед ШОС задач перспективы становления ШОС в качестве основного каркаса евразийского пространства выглядят вполне реально.

Если при создании ШОС для КНР главным представлялось обеспечение своих интересов в регионе, в странах Центральной Азии, вынуждая Россию считаться с интересами Пекина, с развитием им таких отношений с государствами этого региона, которые далеко не всегда отвечали интересам России, то теперь Пекину пришлось взглянуть на дело, прежде всего, учитывая интересы США.

Отсюда следовали новые подходы. Во-первых, согласие с тем, чтобы наряду с КНР, учитывались интересы США, а далее и РФ. Во-вторых, чтобы главный акцент в предстоящей деятельности ШОС был обращен на экономическую сторону отношений. Наконец, в-третьих, в Пекине склонялись к мысли о том, что необходимо в будущем строить некий механизм, который состоял бы из двух частей. С одной стороны, США, и, с другой стороны, ШОС, в которой ведущую роль играла бы КНР.

11. Ядерная политика Китая как составная часть военной политики в Евразии направлена на обеспечение условий реализации национальной стратегии развития, целью которой является достижение КНР к середине XXI в. статуса великой державы, занимающей доминирующее положение в Евразии, равной по политическому влиянию, экономической и военной мощи другим великим державам.

В совместной декларации, в частности, Москва и Пекин выступили за мирное использование космоса, против размещения там оружия и гонки космических вооружений и предложили закрепить это отдельным правовым актом. «Стороны выступают за мирное использование космоса, против размещения оружия в космосе и гонки космических вооружений, подчеркивают важность подготовки соответствующего международно-правового акта в рамках конференции по разоружению в Женеве», – говорится в документе. Также Россия и Китай выступают за дипломатическое решение проблем распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Москва и Пекин намерены и впредь «активно стимулировать процесс международного контроля над вооружениями без ущерба для безопасности какого-либо государства». Высказали стороны и озабоченность развертыванием глобальной системы ПРО. По мнению лидеров двух стран, развертывание такой системы в некоторых регионах мира не способствует поддержанию стратегического баланса и стабильности.

Издания, включенные в перечень ВАК:

  1. Гейдаров Н.А. Геополитический «треугольник» РоссияКитайСША в Евразии. Журнал «Обозреватель». Февраль 2008 г. № 2. 1 п.л.
  2. Шанхайская организация сотрудничества и Центральная Азия: геополитические последствия. Журнал «Власть». Июль 2008 г. 7. 0,7 п.л.
  3. Идеология глобальной гегемонии США. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения» 2008. - №1.- 0,5 п.л.

1 Обзор внешней политики Российской Федерации. Администрация Президента РФ. МИД РФ. – М., 2007.

2 Там же.

3 См.: Обзор внешней политики Российской Федерации. Указ. соч.

4 Там же.

5 Бажанов Е.П. Восточный экспресс с остановками на Западе. – М., 2008; Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. – М., 2007; Бажанов Е.П. Америка: вчера и сегодня. В 2-х т. – М., 2005; Бажанов Е.П. Современный мир. – М., 2004; Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. В 3-х т. – М., 2001; Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. – М., 1997; Быков О.Н. Международные отношения: трансформация глобальной структуры. – М., 2003; Воскресенский А.Д. Шанхайская организация сотрудничества и российско-китайское взаимодействие в Центральной Азии. – М., 2006; Галенович Ю.М. Россия, Китай, Америка. – М., 2006; Зевелев И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-российских отношениях. Конкуренция и сотрудничество на постсоветском пространстве. – М., 2006; Кременюк В.А. Россия и США в новых международных условиях: асимметричное партнерство – М., 2005; Кулик Б.Т. Фактор США в российско-китайских отношениях. В кн.: Российско-китайские отношения. – М., 2006; Ли Вл. Ф. Геополитические проблемы евразийского пространства. – М., 2006; Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII–XXI вв. – М., 2007; Матяш В.Н. Геополитический «треугольник» Россия–Китай–США в регионе Евразии. – М., 2006; Михеев В.В. Внешняя политика Китая при новом руководстве // Азия и Африка сегодня. – 2005. – № 12; Панченко Ю.М. Проблемы и перспективы формирования стратегического «треугольника» Россия–Китай–Индия. В кн.: Геополитические проблемы евразийского пространства. – М., 2006; Подолько Е.О. Эволюция внешнеполитических концепций Китайской Народной Республики. – М., 2006; Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. – 2002; Сыроежкин К.Л. Центральная Азия в «треугольнике» «Россия–Китай–Запад»: выбор приоритетов // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 10; Титаренко М.Л. Российско-китайские отношения. Руководитель проекта. – М., 2006; Торкунов А.В. ред. Китай в мировой политике. – М., 2001; Тренин Д. Российско-американские отношения после 11 сентября. Моск. Центр Карнеги. Сент. 2005; Хазанов А.М. Новые тенденции в международных отношениях в Азии. – М., 2002; Чернявский С.И. Центральная Азия в эпоху перемен // Россия в глобальной политике. – 2005. – № 6. Ноябрь-декабрь.

6 См.: Ху Цзиньтао. Доклад на XVII Всекитайском съезде КПК 15 октября 2007 года. Информационное агентство «Синьхуа». – Пекин, 2007. 24 окт.

7 http/www.gpo.us/gov.

8 http/www.clintonpresidentialcenter.org

9 Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. – М., 1995; Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. Культурная революция: годы испытаний. – М., 2001; Цэнь Цичэнь. Десять дипломатических событий. – Пекин, 2005.

10 Клинтон Б. Моя жизнь. – М., 2005; Олбрайт М. Госпожа Госсекретарь. – М., 2004.

11 Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности / Отв. ред. член-корр. РАН Г.И. Чуфрин. – М., 2007.

12 Шевяков А., Кирута А. Измерение экономического неравенства. – М., 2002. – С. 53.

13 «Военная реформа: доктрина, войска, финансы» (Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 4. С. 5–21).

14 Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве / Пер. с англ. – М., 2007.

15 Brzezinski Zbigniew. Second Chance: Three Presidents and the Crisis of American Superpower. – N.Y., 2007.

16 Бжезинский З. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство. – М., 2004.

17 http//www.foia.cia.gov/2020/2020.pdf.

18 Это направление представлено работами таких авторитетных экспертов, как: Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика – М., 2002; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М., 1998.

19 Berger S. A Foreign Policy for the Global Age // Foreign Affairs, November/December, 2000. – P. 22–39; Shambo D. Facing Reality in China Policy // Foreign Affairs, January/February 2001. – P.50–61; Tucker N. If Taiwan Chooses Unification, Should the United States Care // Washington Quarterly, Summer, 2002. – P. 15–28; Clark С. Growing Cross-Strait Economic Integration // Orbis., 2002. – P. 753–765.

20 Bernstein R., Munro R.H. The Coming Conflict with China. – N.Y., 1997.

21 Allen K.W., Mevalon E.A. China’Foreign Military Relations. – Wash. (D.C.), 1999; Brzezinski Zbigniew. Second Chancе: Three Presidents and the Crisis of American Superpower. – N.Y., 2007; Бжезинский З. Выбор. – Н.-Й., 2004; Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1998; Бергстен К. Americas Two – Front Economic Conflict. Foreign Affairs. 2001. № 82. March-April; Berton P. Russia and Japan in the Post-Cold War Era // Asia Pacific in the New World Policy / Ed. By James C. Hsiung. – L., 1993; Bloomfield L. Rethinking International Governance. In: Facing the Challenges of the 21st Century. Anniversary Essays. Center for Applica studies of International Negotiations (CASIN). – Geneva, 2000; Brement M. Reaching Out to Moscow. From Confrontation to Cooperatin. – N. Y. – L., 1999; Woodward Bob. Bush at War. – N.Y., 2002; Daalder Aivo, Lindsay James. The World democracy and the Global Policy. «The American Interest». Dec. 2007; Ding H.S. Is China a threat. A. Defence Industry Analysis // Issues and Studies. 2000. Vol. 36. № 1 (Jan./Feb.); Drezner Daniel. All Politics is Global. Foreign Affairs. 2007. March/April. № 2; Yergin D., Gustafson T. Russia 2010 and What It Means for the World. The CERA Report. – N.Y., 1993; Faigenbaum Eivan. The Shanghai organization for cooperation and the Future of the Central Asia, Speech at the Nixon center, Wash. (D.C.), Sept 6.2007; Freeman Ch. On What China will stumble. Lecture; The Atlantic Centre «Le cercle». Brussels. June 2007; The Ambiguity of «National Interest» // Rethinking Russia’s National Interest / Ed. by S. Sestanovich. Wash.: Center for Strategic and International Studies, 1994; Киссинджер Г. Дипломатия. – М., 1997; Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика К дипломатии для XXI века. – М., 2002; Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. – М., 2007; Stephan J. The Russian Far East. A History. – Stanford, 1994; Scalapino R. Northeast Asia: Prospects for Cooperation // The Pacific Review, 1992; Simes Dimitri. Losing Russia. The Costs of Renewed Confrontation // Foreign Affairs, Nov. / Dec. 2007. Council on Foreign Relations.

22 Уткин А.И. Россия в мировом сообществе // Мир России. № 1. – М., 2007.

23 Ли Вл. Ф. Перспективы трансъевразийской интеграции. В кн.: Геополитические проблемы евразийского пространства. – М., 2006. – С. 5.

24 Гаджиев К. Геополитика. – М., 1997. – С. 8–9.

25 Российская газета. 2008. 24 мая.

26 Выступление В.В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политической безопасности. Президент России. Официальный сайт. 10 февраля 2007 г.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»