WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 |

Дипломатическая академия
МИД РоссиЙской федерации

На правах рукописи

ГЕЙДАРОВ НАМИК АРИФоВИЧ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ «ТРЕУГОЛЬНИК»
РОССИЯКИТАЙСША:
ЕВРАЗИЙСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 23.00.04 – политические проблемы
международных отношений и глобального развития

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук

Москва – 2008 г.

Работа выполнена в Центре Трансатлантических исследований Дипломатической академии МИД России

Научный руководитель: Матяш

Владимир Николаевич

доктор политических наук

Официальные оппоненты: Задохин

Александр Григорьевич

доктор политических наук,

профессор

Григолая

Вахтанг Григорьевич

кандидат политических наук

Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится «___» _________ 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, Б. Козловский пер., д. 4.

С текстом диссертации можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.

Автореферат разослан «___» _________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук С.С. Жильцов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Введение

Стратегическое значение Большого Евразийского региона определяется его ролью одной из главных движущих сил мирового развития, политический и экономический вес которой в обозримой перспективе будет неуклонно возрастать. Ключевое значение при этом имеет подъем Китая и Индии, а также динамичный рост целого ряда других стран региона.

Реагируя на этот вызов, США активно проводят линию на сохранение своего влияния в регионе через консолидацию двусторонних стратегических альянсов с Японией, Республикой Корея и Австралией в сочетании с продвижением собственных позиций в интеграционных структурах1.

Необходим серьезный учет совокупности данных обстоятельств при выстраивании российской политики в регионе при максимально эффективном сопряжении внутренних и внешнеполитических задач обеспечения национальной безопасности России, в том числе путем ускоренного развития районов Сибири и Дальнего Востока. «Стратегической целью России является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами Евразии, гарантирующих ее долгосрочную стабильность»2.

Актуальность темы исследования состоит в том, что Россия располагает достаточным влиянием для поддержки решения практических проблем региона на основе признания и уважения законных интересов, национальных особенностей и традиций партнеров. Отличительной чертой региона является быстрое развитие интеграционных процессов. Рост активности действующих здесь объединений отражает общую тенденцию к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений. На этом фоне попытки создания группировок стран эксклюзивного состава с участием внерегиональных сил для решения узких задач не могут не вызывать обеспокоенности.

Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало стратегическим выбором, сделанным Россией совместно с другими пятью государствами Евразийского континента перед лицом вызовов и угроз XXI века в целях достижения прочного мира и устойчивого развития в регионе. Сегодня ШОС является эффективным средством сопряжения интересов государств-участников, включая Россию и Китай, а также действенный инструмент обеспечения стабильности в Центральной Азии.

Полностью оправдывает себя курс на усиление участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) – уникальном интеграционном механизме региона, который эффективно содействует развитию многосторонней дипломатии.

Россия успешно развивает отношения диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), последовательно добивается обеспечения полномасштабной представленности в Восточноазиатских саммитах. Прочные позиции России в указанных структурах – эффективный элемент влияния на развитие региональной ситуации, противодействия созданию новых многосторонних механизмов в Евразии без российского участия3.

На наш взгляд, следует, во-первых, добиваться повышения роли России в рамках стратегического «треугольника» РФ–КНР–США в интеграционных процессах и наращивания российского участия в многосторонних объединениях в Евразии; во-вторых, прилагать усилия с тем, чтобы ШОС могла эффективно служить декларированным целям и задачам, вносить весомый вклад в укрепление мира, взаимодействие и развитие в регионе4.

На высокий уровень взаимного доверия вышли отношения Российской Федерации с Китаем, ставшие важным фактором мировой политики. Свидетельством углубляющегося сотрудничества между двумя странами стал майский (2008 г.) первый государственный визит Президента России Д.А. Медведева в Китай, в ходе которого подписана совместная декларация по основным международным вопросам. В основе российского сотрудничества с КНР лежат долгосрочные национальные интересы России и близость подходов наших двух государств к основополагающим вопросам современного мироустройства. Продолжая линию на всестороннее укрепление и расширение сфер равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, на нынешнем этапе во главу угла политики на китайском направлении необходимо ставить повышение практической отдачи от отношений с этой страной.

По нашему мнению, необходимо продолжать линию на развитие диалога и расширение взаимодействия в трехстороннем формате Россия–Китай–США.

Интересы России, Китая, Америки неразрывно связаны, и российско-китайско-американский «треугольник» объективно существует, присутствует взаимная заинтересованность в согласовании интересов у России и Китая, России и США, Китая и США, хотя есть и противоречия между сторонами.

России необходимы нормальные мирные и равноправные отношения с Китаем и с Америкой при сохранении своей полной самостоятельности и независимости. Это исключает союзы с одним из этих партнеров против другого. России необходимо действовать так, чтобы, обеспечивая свои интересы, в то же время быть необходимой и для Китая, и для США.

Целью данной работы является выявление специфики стратегии взаимодействия стратегического «треугольника» Россия–Китай–США в регионе Евразии, анализ последовательного укрепления связей России с ключевыми евразийскими гигантами – Китаем и Индией, с центрально-азиатскими республиками бывшего Союза ССР с целью укрепления национальной и международной безопасности, а также определение основных направлений межгосударственного сотрудничества, являющихся наиболее перспективными и отвечающими национальным интересам каждой из держав в рамках «треугольника».

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

  • проследить эволюцию «треугольника» Вашингтон–Москва–Пекин, который сформировался еще в начале 1970-х годов после разрыва Пекина с Москвой, до последнего времени;
  • рассмотреть нынешнюю роль евразийского «треугольника» в мировой политике;
  • выявить азиатский вектор в российской внешней политике и определить соотношение сил в «треугольнике» РФ–КНР–США;
  • проанализировать подходы российского руководства к налаживанию отношений по линии Россия–Китай, Россия–США;
  • выработать рекомендации относительно оптимальной линии России на евразийском направлении, в том числе в рамках «треугольника».

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования и эволюции «треугольника» Россия–Китай–США как важнейшего фактора политической и экономической жизни Большой Евразии.

Предметом исследования является совместная деятельность участников «треугольника» на всем протяжении его становления и развития в последние годы, процесс формирования российских подходов к Китаю и США в различные исторические периоды, их сравнительный анализ и изучение их воздействия на общественное сознание и внешнюю политику государств, входящих в «треугольник».

Практическая значимость исследования обусловлена важностью рассматриваемых проблем для российской дипломатии при выработке эффективного курса в связях с Китаем и США, в выяснении современных российских намерений и ожиданий в отношении этих членов евразийского «треугольника».

Это позволит более точно прогнозировать будущие внешнеполитические шаги России по отношению к восточному соседу и к США и их реакцию на них, а также моделировать развитие международных отношений в Евразии.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных планах, лекционных базовых и специальных курсов факультетов международных отношений системы высшей школы и институтов повышения квалификации.

Источниковая база диссертации. Прогнозирование развития «треугольника» РФ–КНР–США на ближайшие десятилетия стало за последние годы весьма распространенной исследовательской темой. Связано это, безусловно, с упрочением роли и влияния указанных держав в мировой политике и экономике.

Серьезное содействие в выработке методологических подходов автору оказали труды наших ученых Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, О.Н. Быкова, А.Д. Воскресенского, Ю.М. Гале­новича, Г.И. Чуфрина, Л.П. Делюсина, В.И. Денисова, А.Г. Задо­хина, И.А. Зе­велева, В.А. Кре­менюка, Б.Н. Кузыка, Б.Т. Кулика, Вл.Ф. Ли, О.В. Литвинова, А.В. Лу­кина, В.В. Михеева, Е.М. Примакова, В.Я. Портякова, Ю.М. Панченко, В.Б. Петровского, П.Т. Подлесного, Г.А. Рудова, А.А. Свешникова, К.Л. Сыроежкина, М.Л. Титаренко, А.В. Торкунова, Д.В. Тренина, М.А. Троицкого, А.М. Хазанова, С.И. Чернявского и др.5

Из китайских источников наибольшую ценность для понимания мотивов, целей, направлений курса Пекина представляют материалы съездов КПК. Во внешнеполитических разделах отчетных докладов ЦК КПК содержатся оценки международной ситуации и четкие установки, касающиеся характера и задач внешней политики страны. Так, лозунг «мирного развития» был подтвержден в докладе Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК: «Китай будет неуклонно идти по пути мирного развития. Этот стратегический выбор был сделан правительством и народом Китая с учетом тенденций развития эпохи и собственных коренных интересов. Китайская нация – это нация, которая горячо любит мир, а Китай всегда был и будет надежной силой, защищающей мир во всем мире»6.

Выводы о стратегии китайского руководства можно сделать на основе изучения текстов двусторонних соглашений, деклараций, коммюнике, большинство из которых переведено на английский и русский языки. Информация о практических шагах КНР на международной арене и подходах Пекина к вопросам международных отношений содержится также в переведенных на английский язык статьях и выступлениях Дэн Сяопина, Ху Цзиньтао, Цзян Цзяминя, Цянь Цичэня, Вэнь Цзябао и других китайских руководителей.

Важное значение при написании работы имели материалы, почерпнутые из англоязычных источников. Ценными для решения поставленных исследовательских задач стали сведения из американских государственных документов. Основная масса этих документов сосредоточена в электронных архивах службы публикации документов правительства США (Government Printing Office)7 и была получена по каналам сети Интернет. К ним относятся документы министерств и ведомств, связанных с внешнеполитическими проблемами: аппарат президента, государственного департамента, министерства обороны, Центрального разведывательного управления. Ряд документов находится в свободном доступе на сайте президентской библиотеки Б. Клинтона в Литл-Рок, штат Арканзас и на президентском сайте Дж. Буша8. Ежегодные доклады директора ЦРУ США конгрессу за 1997–2007 годы взяты с официального сайта Центрального разведывательного управления. В них содержится анализ развития КНР как «первой великой державы», появившейся после Второй мировой войны.

Уточнить некоторые детали позволило знакомство с таким важным видом неофициальных источников, как мемуары политических и государственных деятелей, дипломатов, имевших непосредственное отношение к выработке политики на китайском направлении. Это воспоминания дипломатов М.С. Капицы, С.Л. Тихвинского, О.Б. Рахма­нина, О.А. Трояновского, В.П. Федотова. Из китайских свидетельств были использованы воспоминания сотрудников и родственников Дэн Сяопина, министра иностранных дел КНР Цянь Цичэня и других9. Ценные сведения об американо-китайских отношениях извлечены из мемуаров Г. Киссинджера, Б. Клинтона, М. Олбрайт и др.10 В целом, следует отметить, что перечень изученных при подготовке диссертации источников достаточно репрезентативен и позволяет раскрыть цели исследования.

Большую ценность для исследования представили научные разработки исследовательских центров Дипломатической академии, Института Дальнего Востока РАН, Института востоковедения РАН, МГИМО(У) МИД РФ, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института международных экономических и политических исследований РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, Московского Центра Карнеги и др.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее время в России вышли в свет ряд монографий и коллективных работ, сборников документов и материалов, статей в научных и общественно-политических журналах по данной проблеме.

С китайскими источниками дело обстоит сложнее из-за лингвистических трудностей и методологических проблем, связанных с выработкой критериев при отборе документов для публикации. В то же время, несмотря на ряд объективных недостатков, которыми страдает эта группа материалов, ее использование позволяет по-новому, более глубоко взглянуть на многие проблемы, а подчас они являются просто единственным источником по определенным аспектам истории взаимоотношений России, Китая и США в евразийском «треугольнике».

Pages:     || 2 | 3 | 4 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»