WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 | 2 ||

Для онтологии эстетического важным моментом является энергетическое излучение осуществленного света с точки зрения таких измерительных параметров бытия, как временные и пространственные характеристики, которые оцениваются субъектами восприятия чувственно, то есть эстетически. Одно из ярких свидетельств тому – огромный массив произведений искусства, в которых пространственно-временные аспекты человеческого бытия получают художественно-эстетическое выражение.

Согласно объективному идеализму (от Платона до Гегеля), высшая идея, реализуя себя в образе огня, света, красоты и Абсолютного духа, тем не менее, не может оставаться индифферентной и безучастной к материальному миру. Красота как «видимость» синтеза света, духа и идеи является предметом эстетического созерцания и индивидуальной оценки. Вследствие множественности вариантов субъективной оценки объективная красота как гармония идеи и чувственного первообраза в феноменальном мире обретает относительный характер.

Единство духа, выраженного в «прозрачном» единстве света и тьмы, а также в сложном взаимоотношении различных модификаций энергии, признается многими учеными прошлых эпох и современности. Основатель энергетической теории В. Оствальд утверждал, что мы можем понятием энергии исчерпать все, что обозначаем именем внешнего мира. Таким образом, автор диссертации приходит к выводу о том, что благодаря источникам энергии объективно-проявленный мир в разнообразии его выразительных форм есть чувственно переживаемая субстанция, которая обладает идейно-духовными и чувственно-материальными свойствами и вызывает определенные переживания у субъекта эстетического созерцания.

В параграфе 1.2. «Гносеологическая значимость объектов эстетического восприятия» акцентируется важность познавательного аспекта разнообразия выразительных форм. Значение данного аспекта обусловлено взаимосвязью идеального и реального и рядом эстетических антиномий. В проблемном пространстве гносеологии эстетического особое место отводится вопросу о дистанции между творческой идеей и уровнем ее воплощения; заслуживает исследовательского внимания и объектно-субъектная природа эстетического.

Для «гносеологической эстетики» имеет особое значение то, что генезис эстетического при синергетическом подходе связывается с понятием энергии в ее световой и динамической «явленности». В определенной мере гносеология эстетического соотносится, по мнению диссертанта, с такими направлениями, как философия жизни (В. Дильтей и Г. Зиммель), интуитивизм (А. Бергсон и Н. Лосский), экзистенциализм (Н. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр).

При рассмотрении энергии света в качестве «организатора» жизненного процесса на основе диалектического взаимодействия с тьмой следует учитывать то, что этот первозданный свет становится порождающим принципом Вселенной и ее диалектики. Не менее важно обратиться и к понятию движения, в границах которого происходят изменения во всех сферах бытия включая и эстетическую. От Платона и Аристотеля до А. Бергсона и В. Оствальда разделение космоса на антиподы связывается с движением. Само движение, сопряженное с понятием сопротивления, становится основой мироустройства и присущего ему эстетического разнообразия – объекта чувственного восприятия. Отсюда многовековая традиция обращения к проблеме ценностных установок субъекта эстетического созерцания.

В данном параграфе подробно рассматриваются особенности подхода к проблемам познания эстетического многообразия в различные культурно-исторические эпохи. Особый акцент делается на том, что в качестве объекта гносеологии эстетическое включено не только в сферу логического познания, но и в сферу интуитивного, мистического и художественного способов постижения выразительных форм. В последние годы явного усиления моментов деформации и деструкции во многих сферах реальности все острее чувствуется необходимость уточнения и ряда эстетических категорий и критериев оценки художественных процессов. В ситуации великого «брожения умов», переоценки ценностей, противоборства художественных традиций и новаторства, поиска новых концепций, идеалов и нового художественного языка повышается заинтересованность в обновлении и методологии исследования эстетических проблем. А поскольку искусство является, по мнению М.С. Кагана, саморазвивающейся системой, образной формой «самосознания культуры», правомерно и в области гносеологических проблем эстетики использование синергетического подхода в сочетании с уже апробированными методами познания.

Во второй главе – «Эстетическое отношение как предмет онтологического и гносеологического осмысления» – выделяются и анализируются в русле синергетической трактовки главные параметры эстетических отношений, основу которых составляет взаимосвязь объекта и субъекта чувственного восприятия. В качестве основных характеристик объектно-субъектных отношений осмыслены идеал гармонии, чувственное восприятие, эстетическое переживание и художественный вкус. Ряд онтологических и гносеологических аспектов эстетического рассматривается в ракурсе рецептивной эстетики.

В параграфе 2.1. «Идеал гармонии: понятие и особенности влияния на эстетическую сферу бытия» выделяются основные параметры образа совершенства, т.е. «образца образцового». Эстетическое восприятие включает в себя оценку реалий посредством таких категорий, как «прекрасное и безобразное», «возвышенное и низменное», «трагическое и комическое» в их соотнесенности с идеалом.

На основе анализа трансформации эстетического идеала в истории культуры раскрывается его специфическая роль как «аттрактора», т.е. катализатора, инноваций в сфере художественного творчества. По сути, идеал гармонии задает установку на движение к совершенству. Таким образом, идеал в своем постоянном становлении и обновлении становится фактором активизации познавательных и творческих процессов.

Выступая в образе гармонии разума и чувств, идеал может рассматриваться в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического подходов. Стимулирующая роль идеала гармонии заключается в его позитивном влиянии на ценностные ориентации личности, на ее познавательную активность и творческие интенции. При этом автор диссертации обращает особое внимание на эволюцию идеала гармонии. В полном соответствии с тремя законами диалектики и с синергетической трактовкой поведения сложных нелинейных систем в природе и обществе стоит обратиться к динамическому аспекту идеала, т.е. к проблеме его развития. Идеал не может быть «застывшим» образцом совершенства по ряду причин. Во-первых, социокультурные изменения «корректируют» в каждую эпоху свой эстетический идеал. А во-вторых, как известно, нет человека, который бы в своей жизни не изменил много раз свои суждения, в том числе и представления о совершенстве.

Восприятие эстетических объектов и произведений искусства соотносится, как и художественное творчество, с идеей гармонизации противоположных начал на основе процессов познания и совершенствования. В этой связи подробно обосновывается положение о том, что «моделирование» идеала гармонии в истории систематической смены ситуаций стабильности (порядка) и кризисных состояний (близких к понятию «хаос») связано с уровнем эстетических отношений в обществе. И с этой точки зрения особое значение имеют такие «энергетические импульсы», как факторы активизации эстетического сознания и совершенствования эстетических отношений.

В параграфе 2.2. «Эстетическое переживание как специфический фактор активизации творческих потенций человека» раскрывается смысловая значимость такого типа реакции на объект восприятия, как неутилитарное «чувство удовольствия». Кантовские понятия «чувства удовольствия и неудовольствия» от выразительных форм рассматриваются в ракурсе контрастного принципа бытия. Диалектическое взаимодействие противоположностей – основа тех процессов, которые находят свое проявление в эстетическом многообразии, выявляющем сложные переживания. Отсюда и смысловая насыщенность таких категорий эстетики, как «прекрасное и безобразное», «возвышенное и низменное», «трагическое и комическое», которые отражают различные моменты отдаления от идеала гармонии или приближения к нему.

Особое значение для исследования природы эстетического переживания имеет тот факт, что многие ученые выделяют такую особенность эстетического восприятия, как «свойство динамичности», то есть энергетичности, или «резонансной возбудимости». Многовековая традиция размышлений над природой эстетических переживаний свидетельствует об устойчивом характере исследовательского интереса к проблеме восприятия выразительных форм в окружающем мире, а также произведений искусства. В то же время, когда определяется эстетическое как не утилитарное, то имеется в виду, что такое созерцание нередко приносит кроме удовольствия и чувство удовлетворенности: созерцаемый объект что-то нам открывает. Не случайно многие эстетики интерпретируют эстетическое отношение как фактор расширения и закрепления знаний.

Сам процесс познания, соотносясь с идеалом гармонии, осуществляется в контексте постоянного столкновения противоположных начал, каждое из которых вызывает определенный тип переживания. Наиболее высокий уровень эмоциональной реакции субъекта эстетического восприятия обозначается со времен Аристотеля понятием «катарсис». Эффект катарсиса достаточно подробно изучен в рецептивной эстетике и соотносится с рядом функций искусства.

Отсюда уникальная роль искусства как источника эстетического наслаждения, не сводимого исключительно к гедонистическим ощущениям. Ведь чувство восторга, восхищения, потрясения от художественного произведения нередко активизирует познавательные и нравственные потенции личности. Особый акцент диссертант делает на вопросе о субъективном характере эстетических оценок.

Эстетическому отношению присуща установка на гармонию как на единство противоположностей в дуальном характере идеала. В искусстве взаимосвязь между противоположностями находит свое образное воплощение через принцип контраста, где «столкновение» идей и контрастное «окрашивание» характеристик персонажей выявляют новые идеи, дающие обществу обновленные идеалы. Эстетическое наслаждение возможно только тогда, когда энергетическая структура объекта восприятия совпадает со схожими «вибрациями» в душе субъекта восприятия. На этом строится эстетика спорта и весь современный «шоу-бизнес», основываясь на специфических параметрах энергоструктур основной массы людей. По сути, речь идет о той интенсивности коллективного выражения чувств, которую синергетики определяют как «резонансное возбуждение». Этот тип реакции характерен для театральной публики и особенно для спортивных болельщиков.

Такое влияние эстетического на людей возможно потому, что сама идея, получившая художественное воплощение, имеет вибрационно-волновую характеристику своего определенного существования. Догадка о механизме эманации «первообраза» прекрасного античных мыслителей и научных открытий синергетики имеет прямое отношение к проблеме воплощения эстетического идеала и художественного замысла субъекта творчества по «законам красоты».

В онтологии и гносеологии эстетического понятие и сущность красоты составляют смысловое ядро всей проблематики. Так в границах космологического подхода к красоте, как и в синергетике, речь идет об определенных признаках совершенства в соотнесении с идеалом гармонии. Как объект эстетического наслаждения красота может осмысляться через призму энергетических процессов, с одной стороны, и плодотворного использования в искусстве выразительно-изобразительных средств моделирования прекрасного – с другой. По мнению ряда философов, красота есть гармония осуществленной идеи в ее чувственной и осуществленной форме в качестве принципа «София как Красота».

Особую значимость в восприятии эстетического многообразия обретает способность суждения, на основе которого формируется субъективный идеал гармонии. Несмотря на то, что И. Кант утверждал незаинтересованность способности суждения как наиболее объективный способ освоения мира, можно утверждать, что при оценке предмета восприятия важное значение обретает интуиция и субъективные представления о прекрасном. При этом стоит подчеркнуть, что субъект восприятия не лишен заинтересованности в том, чтобы его «способность суждения» получила определенный отклик.

Исследование же такой дихотомии целостного общественного явления, как искусство, и множества вариантов субъективного восприятия приводит к рассмотрению взаимодействия этих сложных энергетических структур в соотнесении с идеалом гармонии, с одной стороны, и общим состоянием культуры – с другой. Отсюда особая роль идеала и искусства в расширении и углублении эстетического пространства, в эффективном освоении богатства выразительных форм. Таким образом, эстетическая сфера, обладающая онтологическими и гносеологическими характеристиками, обретает в современном мире статус одного из основных факторов освоения и совершенствования мира.

В заключении представлены основные итоги по результатам осуществленного исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Pages:     | 1 | 2 ||






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»