WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 || 3 |

Методология исследования. Методологическая основа диссертации базируется на диалектическом подходе А.Ф. Лосева к основным эстетическим антиномиям в сочетании с логикой троичности синергетики. Для последовательного решения исследовательских задач по принципу историзма автор опирается на труды выдающихся представителей классической и современной эстетики, а также на те работы, в которых рассматриваются и интерпретируются идеи, позиции, концепты эстетического многообразия и философии искусства, особенности восприятия выразительных форм.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы логико-теоретический, сравнительный анализ и герменевтический метод; особое значение имеет сочетание данных методов с синергетическим подходом к объекту и предмету исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- обоснована научная целесообразность использования ряда положений синергетики, таких как теория хаоса, гармония и красота – фактор взаимосвязи порядка и деструкции, фрактальной теории подобия отдельной части целому, резонансного возбуждения при раскрытии онтологических оснований и гносеологических аспектов эстетического;

- выявлены и обоснованы дополнительные возможности смыслового углубления и расширения понятийного аппарата эстетики в соответствии с принципом антиномий (хаос-гармония, свет-тьма, творчество-деструкция и т.п.);

- проведен анализ концепций генезиса выразительных форм; соотнесены традиционные и нетрадиционные подходы к явлению эстетического разнообразия в ракурсе линейной и волновой моделей развития;

- доказано, что состояние художественной практики может быть объяснено посредством сочетания концепций «однолинейного», «многолинейного» и «волнового» развития»;

- выявлены причинно-следственные аспекты трансформации идеала гармонии в качестве «аттрактора» эстетических процессов;

- раскрыт вибрационно-волновой характер чувственного восприятия и природы эстетического переживания.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Рефлексия над эстетическим аспектом мироустройства не сводима только к диалектическому методу познания, а открыта для использования нелинейной теории возникновения различных явлений. С этой точки зрения правомерно обращение к синергетической концепции генезиса бытия, суть которой состоит в утверждении вибрационно-волнового характера эманации энергии как первоначала всего сущего.

2. Пространство мировой эстетической мысли включает в себя философский, научный и религиозно-мистический подходы к пониманию природы явления множественности выразительных форм и одновременно – синергетическую теорию подобия отдельной дробной части целому. Такой подход позволяет выделить различные смысловые нюансы эстетического.

3. Феномен эстетического многообразия может быть раскрыт в ракурсе дихотомии таких понятий, как «свет-тьма», а также диалектической логики.

4. Идеал гармонии как «образец образцового» и «аттрактор» являет собой катализатор философско-эстетических исканий и художественных инноваций и носит конкретно-исторический характер.

5. Опыт эмоциональных впечатлений – от эффекта катарсиса до эстетического наслаждения – способствует активизации интереса к подвижному явлению выразительно-изобразительного разнообразия в контексте «диалектики приобретений и утрат».

6. Проецирование основных принципов синергетики на художественную сферу создает дополнительные возможности для более глубокого изучения сущности искусства как сферы образного мышления и «самосознания культуры».

7. Эстетический плюрализм постмодернизма и ряд моментов деструктивного характера правомерно рассматривать как ситуацию перехода от порядка к хаосу, от симметрии к асимметрии, от гармонии к дисгармонии. Однако современное состояние культуры дает основание полагать, что наряду с деструктивными тенденциями постмодернизм создает предпосылки для возникновения новых возможностей эстетического освоения мира.

Теоретическая значимость исследования состоит в соотнесении понятийно-категориального аппарата эстетики с фундаментальными категориями философии («пространство и время», «бытие и сознание», «движение») и раскрытии причинно-следственных связей в онтологии и гносеологии эстетического на основе сочетания классической и синергетической моделей развития. Путем сопоставительного анализа достижений зарубежной и отечественной эстетики в осмыслении онтологических оснований и гносеологических аспектов явления эстетического разнообразия выявлен продуктивный характер использования познавательных возможностей различных моделей развития сферы выразительных форм и искусства. В диссертации показано, что сочетание отличающихся друг от друга способов понимания и объяснения эстетического в целом и художественного в частности не означает исследовательского релятивизма и отказа от критериев научности: речь идет о попытке реализовать целостный подход к объекту и предмету исследования в соответствии с принципами теории самоорганизации. Некоторые положения, связанные с эвристическим потенциалом синергетического подхода к эстетическому, могут способствовать расширению исследовательского пространства эстетики.

Практическая значимость исследования. Использование естественнонаучных открытий синергетики в области теории хаоса и признание общей природы микро- и макрокосмоса открывает возможности «возврата» в художественное творчество смыслового и миметического принципа искусства. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогической работе и в научной деятельности. Ряд содержательных моментов диссертации может быть введен в лекционные курсы по эстетике, культурологии, философии культуры, а также в спецкурсы по выбору и художественную практику.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав (каждая глава состоит из двух параграфов), заключения и библиографии (всего 129 наименований).

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются методологические основания работы, ее цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, предлагается гипотеза, выделяются основные положения, выносимые на защиту; сформулированы основные моменты научной новизны работы, ее теоретической и практической значимости.

Первая глава – «Философские проблемы явления эстетического многообразия» посвящена онтологическим и гносеологическим аспектам эстетического, а также рассмотрению их через призму историко-логического и синергетического принципов. Основу главы составляют проблемы генезиса эстетического, познания его сущности и места в «космоантропном бытии». За основу берутся труды таких исследователей, как В.В. Бычков, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В. Оствальд, М. Хайдеггер, С.С. Хоружий и др.

В параграфе 1.1. «Онтологический аспект эстетической сферы» раскрывается процесс поиска ответа на эстетические вопросы онтологической, гносеологической и аксиологической направленности, методологически связанные с основным вопросом философии. Особое внимание уделяется задачам раскрытия и сопоставления различных воззрений философов прошлых культурно-исторических эпох и современности на природу и назначение эстетического. При этом методологическое значение для диссертанта имело использование познавательных возможностей онтологического и диалектического подходов к эстетическому многообразию включая искусство как художественный опыт духовно-практического освоения мира.

Поскольку онтология «выразительных форм бытия» включает вопросы их возникновения и трансформации, в данном параграфе воспроизводятся прежде всего идеи античных мыслителей: в качестве общего момента космологической, антропоцентрической и эйдологической традиций в античной философии выделена тема «первоначала» эстетического. В Древней Греции представители космологии связывали происхождение мира в целом и его выразительных форм в частности с «первоэлементами», относя к ним огонь, воздух, воду, землю, которые обладают, по сути, определенным потенциалом энергии. Согласно натурфилософу Эмпедоклу, многообразие мира включая его эстетические реалии обусловлено динамичным соотношением первоэлементов – энергоносителей, подвластных «свету любви и тьме ненависти». В свете синергетического подхода к проблеме образования сложных систем идея вечного противостояния «света и тьмы», хаоса и порядка может быть использована для объяснения причин возникновения и механизма поддержания «живого» мироустройства. Присущее природным и социально-культурным реалиям явление множественности выразительных форм может рассматриваться как источник чувственного восприятия.

Применительно к явлению эстетического многообразия вопрос о проявлениях энергии как первоосновы бытия может быть рассмотрен в трех аспектах: с точки зрения множественности различных выразительных форм, в ракурсе философии искусства и в связи с чувственным восприятием. Взаимосвязь этих аспектов обусловлена тем, что эстетические переживания субъекта также обладают своей энергетикой – силой ощущений и впечатлений от воспринимаемого объекта, интенсивностью «обратной» эмоциональной реакции.

При осмыслении высказываний древнегреческих авторов (Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др.) обнаруживается их убежденность в том, что рождение мира произошло именно тогда, когда мировой Разум выделил из инертной Бесконечности сконцентрированный свет, активизируя его в качестве огня. Судя по представлениям древних мыслителей о трансформации света в «первоогонь», вокруг него – соответственно его концентрации – естественно организовалось бытие материи, которое выявляется во «вне» как тьма. Отсюда и разделение единого бытия на противоположности (свет и тьму), единство и борьба которых обладают порождающей силой.

Состоятельность такого взгляда античных философов на мироустройство признается многими современными учеными и особенно сторонниками теории самоорганизации различных систем – от Вселенной до эстетической. В границах синергетического подхода к генезису самоорганизующихся систем сам хаос, соотносимый мыслителями со «злом» тьмы, не сводим исключительно к деструктивному началу, а наравне со светом и порядком рассматривается как необходимое условие бытия во всем разнообразии процессов, явлений и выразительных (эстетических) форм. Согласно представителям синергетического направления в науке, хаос как «сложная взаимосвязь порядка и беспорядка» является одним из «способов рождения красоты». Для понимания онтологических оснований эстетического особое значение имеет следующее обстоятельство: в современной картине мира и бытия свет определяется как излучения некоей энергии, которая, переходя из одного состояния в другое и тепловое излучение, дает возможность осуществления жизненного процесса в материальной сфере и быть объектом его субъективного восприятия. Такое содержательное «созвучие» древних мыслителей и современных исследователей в отношении проблемы первоначал бытия включая и его эстетическую сферу свидетельствует о том, что до сих пор традиция космологического подхода к проблеме мироустройства имеет своих сторонников. К ним относятся и представители синергетического направления, эвристические возможности которого могут использованы и при осмыслении явления эстетического разнообразия.

На основании работ ученых-космистов и синергетиков можно сделать вывод о том, что зарождение энергии, вероятно, начинается с того момента ее движения, когда противоположности, активизируясь в своей динамичной борьбе, осуществляют свой потенциал уже как эмпирический свет с его числовыми волнообразными излучениями, которые, таким образом, обретают пространственные и временные характеристики в их числовых измерительных параметрах. Представляется, что организованная вокруг света тьма, которая проявляет себя здесь как «фильтр», задерживает и постепенно пропускает свет, в напряжении сопротивления порождая таким образом движение, благодаря которому возникает энергия – источник и жизни в целом и ее эстетической сферы в частности.

Благодаря активности света, проникающего в инертную бесконечность тьмы, эта бесконечность обретает свойство сопротивления. Конфликт такого космогонического типа получает самые разнообразные формы художественного воплощения, а принцип контраста, т.е. эстетизация дуального начала, до сих пор сохраняет свою значимость. Особый акцент в синергетике делается на том, что не только природные и социально-культурные реалии, но и человеческая личность «заряжены» энергией в ее различных типах – от жизненной до творческой.

Для понимания природы эстетического особое значение имеет положение Аристотеля о начальном единстве света и тьмы посредством такого понятия, как «прозрачное»: согласно ему, там, где прозрачное имеется лишь в возможности, там – тьма, свет же является как бы «цветом» прозрачного. Проявленный и чувственный свет, как и его акустический эквивалент, может быть зафиксирован только в срединной волновой шкале своего излучения, образуя тем самым эстетическую категорию «гармония» и обусловливая эстетические характеристики всей «светосферы» и антропологической реальности. Особо отмечается устойчивость традиции размышлений над явлениями света и тьмы в эпоху эллинизма и в Средние века: новым нюансом стала духовная составляющая концепции «светоносности» прекрасного.

Автор диссертации приводит и комментирует эстетические воззрения неоплатоников (Плотина, Порфирия), византийских богословов (особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина), а также западноевропейских теологов (Августина Блаженного и Фомы Аквинского); каждый из них по-своему стремился объяснить дуальность света и тьмы и проблемы их художественного воплощения. Особое внимание уделено вкладу выдающихся художников Ренессанса в разработку символики света и тьмы, обогащение световой палитры искусства.

Новая волна интереса к «световому» концепту и проблеме «невидимого света» возникла в эпоху модернизма. Здесь рассматривается вопрос о вкладе В.С. Соловьева, русских космистов, П.А. Флоренского, а позднее А.П. Чижевского и А.Ф. Лосева в осмысление этого явления, которое, как известно, получило свое воплощение в различных видах и жанрах искусства.

Pages:     | 1 || 3 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»