WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 |

2. Следующим этапом в формировании внешней политики Испании стал период завершения стабилизации и укрепления в стране институтов парламентской монархии. Это произошло во время пребывания у власти правительства ИСРП во главе с Ф. Гонсалесом (1982–1996) и последовавшего затем периода правления кабинета Народной партии во главе с Х. М. Аснаром (1996–2004). Это был период интеграции Испании в комплекс европейских социально-экономических и военно-политических институтов, превращения ее в полноправного и активного члена НАТО, участвующего не только в проведении общей политики этого блока, но и в его военных мероприятиях.

Испания в 1990-е годы активно выступала за вооруженную акцию НАТО в Косово, трактуемую испанским руководством как «исключительный случай» применения силы на основе «моральной потребности» и оправдываемую как «право на гуманитарное вмешательство». 90 процентов испанских парламентариев поддерживали в эти годы испанское военное вмешательство. Такая позиция испанского государства придавала ему больший вес в глазах НАТО при проведении им европейской политики.

В период правления Х. М. Аснара приоритетным для внешней политики стал так называемый атлантизм, который проявился во многих аспектах, и особенно в участии Испании наряду с Великобританией и другими партнерами по НАТО в созданной США антииракской коалиции (2003). Кабинет Аснара последовательно оказывал морально-политическую и дипломатическую поддержку линии США и Великобритании в иракском вопросе, а именно в подготовке и проведении силовой акции против Ирака, при этом использовалось положение Испании как непостоянного члена Совета Безопасности в 2003–2004 гг. Необходимо также отметить, что правительство Аснара приняло решение об участии в силовой операции против Ирака.

Тем не менее активное участие в Евросоюзе, членом которого Испания стала с 1 января 1986 г., не утратило своего значения для правительства Аснара. Для выполнения рекомендаций ЕС было принято решение продолжить модернизацию и выравнивание диспропорций в развитии экономики. По мере интеграции Испании в ЕС и делегирования ему значительной части суверенитета все более актуальной стала тема расширения участия автономных сообществ в коммунитарной политике страны. В результате все 17 испанских автономий получили законную возможность открывать свои представительства в Брюсселе. Таким образом, частично была решена внутриполитическая проблема прямого выхода испанских автономий на общеевропейские структуры и усилен баланс взаимовлияния центра и автономий на внешнюю политику Испании.

Принятое ЕС весной 1998 г. решение о вхождении Испании в первую группу стран Экономического и валютного союза было воспринято кабинетом министров Аснара как его крупный успех. 1 января 1999 г. Испания вошла в группу стран – основателей единой европейской валюты. Таким образом, правительство решило задачу адаптации национальной экономики к евро. 1 января 2002 г. Испания перешла на наличный евро.

Эти показатели являются ярким свидетельством глубоких изменений, произошедших в испанской экономике, а также стабилизации демократических институтов Испании к началу XXI в.

3. Новым направлением участия Испании в политике Североатлантического альянса и ЕС стали ее активизировавшиеся контакты со странами Средиземноморья. Примером тому служит Барселонский процесс, где Испания явилась инициатором и активным участником переговоров с государствами региона. Средиземноморская политика Испании в эти годы стала играть все более значительную роль в Европейском сообществе в целом – тем самым это традиционное направление внешней политики Мадрида вышло на межгосударственный уровень. Правящие испанские круги выступали за то, чтобы сложные проблемы Средиземноморья рассматривались в том числе в контексте вопросов безопасности как в этом регионе, так и во всей Европе.

Испанская сторона стала организатором проведения крупных международных мероприятий, посвященных изучению и выработке необходимых мер по улучшению обстановки в этом регионе. Те трудности, с которыми пришлось столкнуться в рамках этого сотрудничества, связаны с объективными историческими причинами. Прежде всего, это вопрос неоднородности и мозаичности самого Средиземноморья, разный уровень экономического и политического развития стран — участниц данного процесса. Цель руководства Испании – придать дополнительный импульс так называемому Евросредиземноморскому сотрудничеству для укрепления национальных позиций в Южном и Восточном Средиземноморье, инициировать проведение саммитов стран-участниц в рамках Барселонского процесса.

Таким образом, в диссертации показано значение и влияние международных конфликтов (проблемы Магриба, ближневосточный кризис) на внешнюю политику Испании.

4. Успехи в экономическом развитии Испании толкали ее не только к интеграции в европейские структуры, но и к активному использованию новых возможностей, открывающихся на Востоке Европы, в государствах постсоветского пространства и балканских государствах. Это во многом новое и представляющее большой научный и практический интерес направление испанской внешней политики.

Испания в период правления Х. М. Аснара проявляла осторожность в вопросе расширения ЕС за счет восточноевропейских стран, рассматривая их в качестве своих потенциальных конкурентов в получении дотаций из различных фондов Евросоюза. В то же время, ссылаясь на свой опыт вступления в ЕС, в Испании полагали, что членство в Союзе принесет странам Восточной Европы существенные выгоды в плане укрепления демократических институтов и позволит повысить их роль в международных делах.

Новое правительство ИСРП приветствовало состоявшееся 1 мая 2004 г. расширение ЕС, которое, по его мнению, было значительным шагом вперед по пути формирования демократической, стабильной и процветающей Европы.

Однако, оценивая перспективы интеграционных процессов в ЕС, в политических и общественных кругах Испании осознавали, что период 2004–2013 гг. обернется для страны скорее экономическими минусами, чем плюсами, ведь государство потеряет существенную часть дотаций. Вместе с тем правительство социалистов рассчитывало на усиление инвестиционной активности испанского бизнеса на перспективном пространстве экономических рынков новых стран – членов ЕС, расширение политического и торгово-экономического взаимодействия с Польшей, Венгрией и Чехией.

На прошедшем в Испании в феврале 2005 г. референдуме о ратификации Конституции Европейского союза большинство голосов (76,7%) было отдано «за». Именно такой результат прогнозировали социологи и политологи, ведь с момента вступления в Евросоюз в 1986 г. уровень жизни в Испании заметно вырос – не в последнюю очередь благодаря трансфертам из общеевропейского бюджета.

5. Испанское руководство, независимо от того, какая партия находилась у власти, усиленно стремилось наверстать все то, что было упущено в деле укрепления международных позиций страны за долгие годы ее политической изоляции при франкизме. Новые важные ресурсы в этом отношении оно усматривало и в активизации своей политики на постсоветском пространстве. Испания весьма умело использовала прежние контакты, которые она наладила в предыдущие десятилетия в отношениях с Россией и другими странами бывшего СССР.

Позитивно в Мадриде оценивали опыт последних лет партнерства НАТО с Россией в деле укрепления европейской безопасности, противодействия угрозе терроризма. Приоритетной задачей для российской и испанской сторон всегда оставалось наращивание позитивной динамики российско-испанского политического диалога.

6. Активная экономическая политика Испании в Латинской Америке положительно повлияла на уровень доверия латиноамериканских партне­ров к внешней политике Мадрида. Латиноамериканские страны все чаще приглашали Испанию на переговоры по различному кругу вопросов, тем самым отмечая особую роль, которую она была призвана сыграть в регионе.

По целому ряду аспектов развитие отношений между Испанией и странами Латинской Америки представляется взаимовыгодным. Во-первых, она активно вовлекает страны Латинской Америки в сферу интересов ЕС. Так, при посреднической роли Испании удалось подписать соглашение о сотрудничестве между ЕС и МЕРКОСУР, ЕС и Мексикой, а потом и заключить договоры о создании зон свободной торговли с этими регионами, а также провести встречу на высшем уровне глав государств и правительств стран – членов ЕС и Латинской Америки. Во-вторых, испанские компании заинтересованы в обширном латиноамериканском рынке, причем рассчитывают они в основном не на получение быстрой прибыли, а на установление прочных взаимовыгодных отношений. Кроме того, крепнут культурные связи, становится все более очевидной необходимость совместно бороться с терроризмом, незаконной торговлей наркотиками и оружием. Именно эти направления сотрудничества обсуждаются в ходе иберо-американских встреч на высшем уровне, которые проходят ежегодно, начиная с 1991 г.

Однако необходимо отметить, что в отношениях Испании со странами Латинской Америки все же возникают некоторые проблемы, обусловленные новыми тенденциями в политической и экономической конфигурации латиноамериканского региона, возникшими в конце 1990-х годов.

7. На Ближнем Востоке в 1980–1990-е годы линия Мадрида в целом была направлена на усиление влияния на процесс поиска решения проблем региона.

Официальная позиция Испании в отношении проблемы ближневосточного урегулирования в 2000-е годы сводилась к тому, что в создавшихся условиях необходимо перейти от вооруженного конфликта к переговорному процессу и найти компромиссное решение проблемы. Х. М. Аснар выразил активную поддержку идее реализации плана «дорожной карты», который был разработан международными посредниками, видя в нем лучшее средство стабилизации положения.

8. В последние годы XX и в начале XXI в. в мире очевидным стало понимание того, что Азиатско-Тихоокеанский регион и Восточная Азия будут играть очень важную роль в экономической жизни планеты37. Такой же точки зрения придерживалось и внешнеполитическое руководство Мадрида. Сотрудничество Испании с Республикой Корея стало одним из важных этапов в развитии отношений со странами АТР. В обозримом будущем новые перспективы для Испании обещает и сотрудничество с Китаем.

9. Внешнеполитическая стратегия испанских социалистов во главе с Х.Л. Родригесом Сапатеро в некоторых направлениях отличается от той, что придерживались консерва­торы. Тем не менее новое испанское руководство собирается продолжать курс на сбалансированное партнерство Мадрида с США и европейскими державами. Сохраняя преемственность внешнеполитических подходов, правительство ИСРП рассматривает НАТО в качестве основного элемента евроатлантической безопасности. Правительство Сапатеро выступает за обеспечение ведущей роли ООН в мировых делах в качестве действенного многостороннего механизма решения ключевых глобальных и региональных проблем.

Необходимо отметить, что впечатляющие на фоне некоторых крупнейших стран Европы показатели экономического развития Испании, основы которого были заложены еще правительством консерваторов Х. М. Аснара, позволяют ИСРП увереннее держать руку на пульсе социально-экономической жизни страны, позиционировать Испанию в качестве одного из лидеров Европейского союза и даже одной из мировых держав (борьба за подключение к работе «Большой восьмерки»). ИСРП в основном придерживается традиционной линии во внешней политике, за исключением вопроса о чрезмерном акцентировании проатлантического вектора, что с очевидностью наблюдалось при Х. М. Аснаре.

Так, спустя чуть больше года после на­чала военной операции в Ираке (2003) новая власть Испании сделала ставку на дистанцирование от соответствующих установок Великобритании и США при одновременном сближе­нии с франко-германскими позициями и в июне 2004 г. вывела войска из этого региона.

Таким образом, первый период пребывания у власти правящей ИСРП (2004 – по март 2008 г.), учитывая заметные успехи в экономике, тенденции стабилизации социальной обстановки, а также определенные достижения во внешней политике способствовал росту авторитета страны в системе международных отношений.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что определенные расхождения политических взглядов в руководящих кругах Испании по вопросу внешней политики страны существовали на протяжении всего периода консолидированной демократии и были обусловлены сменой правительств, находившихся у власти. Различие между внешнеполитическими курсами ИСРП и НП заключалось в том, что партии ИСРП была свойственна меньшая приверженность атлантизму во внешней политике, а Народная партия, наоборот, стремилась укреплять партнерство с Вашингтоном. Что касается европейской интеграции, то при всех правительствах, находившихся у власти в исследуемый период, по данной проблеме наблюдался политический консенсус. Серьезных расхождений во взглядах ИСРП и Народной партии по вопросу отношений с ЕС никогда не наблюдалось.

Внешняя политика Испании, безусловно, всегда зависела от международной конъюнктуры. Поэтому период распада биполярной системы и сопутствующее ему завершение «холодной войны» в конце 1980-х годов, а также вопрос европейского строительства (Маастрихт, 1993 г.) явились катализатором активизации роли Испании в международных отношениях в начале 1990-х годов. Таким же важным моментом, повлиявшим на испанскую внешнюю политику, стали события 11 сентября 2001 г. в США и последствия теракта в Мадриде в марте 2004 г. В результате Испания подключилась к борьбе с международным терроризмом и предложила программу «Альянс цивилизаций», которая стала совместной инициативой Испании и Турции, направленной на укрепление связей между Западом и мусульманским Востоком, а также на сотрудничество в борьбе против исламистского экстремизма.

На рубеже XX–XXI вв., с учетом значимости и престижа Испании на мировой арене, соотношение глобальных и региональных тенденций во внешней политике страны в целом представляется равноценным. Вместе с тем увеличение в последнее время роли глобального компонента во внешней политике делает региональные тенденции менее важными. При этом участие Испании в общеевропейском и средиземноморском интеграционных объединениях, в военно-политическом сотрудничестве в рамках евро-атлантического блока, а также в политическом диалоге с иберо-американским сообществом является одинаково значимым. В то же время общеевропейское и евроатлантическое сотрудничество всегда оставались главными приоритетами внешней политики в исследуемый период, а в 1990-е годы средиземноморское и иберо-американское международное взаимодействие достигло того же уровня.

Pages:     | 1 |   ...   | 3 | 4 || 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»