WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |

Препятствием на пути преобразований можно назвать и историческую традицию изоляционизма, которая была обусловлена геополитической спецификой Испании. В различные периоды ее истории изолированность на суше от более развитых стран континента способствовала культурно-политической и экономической замкнутости страны. Эта традиция существовала с XVIII в. и сыграла значительную роль в развитии национального самосознания испанцев35.

Перед испанскими политиками и общественностью страны во второй половине 1970-х годов стояла сложная задача – осуществить переход от диктатуры к демократии, восстановить многопартийную политическую систему и окончательно вывести Испанию из многолетней изоляции.

Одним из главных способов достижения этих целей правящая испанская элита считала, в первую очередь, интеграцию в ЕЭС, расширение и восстановление дипломатических связей, развитие экономики страны с помощью стран Западной Европы и других союзников.

Важнейшую роль на этом этапе становления парламентской монархии и создания демократической системы сыграл король Хуан Карлос I.

В условиях трансформирующегося и развивающегося общества изменялись и внешнеполитические приоритеты: определилась тенденция к открытости, переходу от традиционного нейтралитета к более активному участию в мировой политике, проведению линии на разрядку международной напряженности. Правительства этого периода поддерживали курс на расширение политических и экономических контактов во всех значимых для Испании регионах: Западной Европе, Латинской Америке, США, странах Варшавского Договора и т.д.

Значительную роль в успешном завершении переходного периода сыграла политика временных компромиссов по наиболее важным вопросам между основными политическими силами Испании, а также принятие основного законодательного акта – Конституции 1978 г., позволившей осуществить поэтапный переход ко все более широкой демократизации общества.

Важнейшим событием этого периода можно считать восстановление 9 февраля 1977 г. дипломатических отношений между Испанией и СССР, расширение политических, экономических и культурных связей между ними.

Серьезной проблемой, вокруг которой шла борьба в предвыборный период 1981--1982 гг., был вопрос о членстве Испании в НАТО. Он стал одной из главных причин поражения кабинета министров Кальво Сотело на выборах. Испанские социалисты, возглавившие антинатовскую кампанию, по этой и еще ряду причин одержали победу в октябре 1982 г. и образовали новое правительство.

Во второй главе «Международная деятельность Испании во время нахождения у власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Ф. Гонсалеса (19821996)» показан новый этап в развитии внешней политики Испании во время правления Ф. Гонсалеса, а также рассматривается позиция Мадрида в вопросах отношений с НАТО, углубления европейской интеграции и развития традиционных для испанского государства внешнеполитических направлений с учетом изменений международной конъюнктуры (1989 г. – окончание «холодной войны»). Правительство ИСРП начало свою работу в условиях, в корне отличавшихся от тех, в которых приступил к работе его предшественник – Союз демократического центра. Стратегической задачей ИСРП было усиление роли Испании на международной арене, присоединение к европейским организациям, получение статуса полноправного партнера в отношениях с США.

Основной проблемой в начале 1980-х годов для вновь образованного правительства стало неприязненное отношение к участию страны в НАТО ряда партий и общественных течений. Однако желание испанского общества влиять на европейскую политику и тактические ходы правительства Ф. Гонсалеса позволили, несмотря на антиатлантические настроения, утвердить в общественном мнении необходимость участия в политической структуре альянса.

Несомненный интерес в обществе вызывали шаги правительства ИСРП по дальнейшей интеграции Испании в военные структуры альянса. Эти шаги стали закономерным следствием изменения самой структуры НАТО в условиях прекращения «холодной войны». Не последнюю роль в этом процессе сыграла личность Х. Соланы – известного испанского общественного деятеля, а также желание многих испанцев повысить авторитет и значимость своей страны в Европейском сообществе.

Важнейшим событием этого периода стало вступление Испании в ЕЭС 1 января 1986 г., которое позволило правительству Гонсалеса выйти на уровень полноправного члена Евросоюза со всеми вытекающими из этого статуса экономическими и политическими привилегиями.

Необходимо обратить внимание на стратегию внешнеполитического ведомства Испании, которое в условиях отставания страны в сфере экономики основной упор сделало на продвижение в других областях интеграции: в вопросах политики безопасности, развития межгосударственных отношений, оборонной политики и др.

Испания установила стабильные связи со странами Восточной Европы. На протяжении 1990-х годов испанское руководство поддерживало процесс демократических реформ в России и других странах СНГ и способствовало стабилизации ситуации в этом регионе. Испания также выступала за повышение эффективности международных организаций, традиционно игравших важную роль в деле укрепления общемировой стабильности в постконфронтационную эпоху.

Традиционно приоритетное внимание Испания уделяла Средиземноморью, которое, по некоторым оценкам, после прекращения конфронтации по линии Восток – Запад превратилось в один из основных источников нестабильности для международных отношений. Мадрид стал организатором первой Евросредиземноморской конференции с участием стран ЕС и их партнеров из этого региона (Барселона, ноябрь 1995 г.) и делал ставку на углубление Барселонского процесса.

Достижениями правительства ИСРП стали инициирование Барселонского процесса, рост влияния в Средиземноморье и действия по превращению этого региона в зону мира, а также расширение контактов с ближневосточными государствами и странами Магриба, в том числе установление дипломатических отношений с Израилем, усилия по скорейшему решению ближневосточной проблемы. Мадрид занял активную дипломатическую позицию по вопросу мирного урегулирования на Ближнем Востоке, исходя из того, что в основе этого процесса должны были находиться резолюции 242 и 338 СБ ООН, принципы Мадридской конференции по ближневосточному урегулированию, прежде всего «мир в обмен на территории», и выступал за всемерное содействие мирового сообщества становлению Палестинской национальной автономии.

Испания являлась одним из наиболее последовательных сторонников полноправного вовлечения ЕС в переговорный процесс по ближневосточному урегулированию. Следствием претворения в жизнь этого курса стало назначение на пост специального представителя ЕС на Ближнем Востоке гражданина Испании М. А. Моратиноса.

Регионом повышенного внимания для Испании по экономическим, политическим, культурным причинам всегда была Латинская Америка. Мадрид стремился развивать двусторонние связи с латиноамериканскими странами и поддерживать интеграционные процессы в регионе. Испании принадлежит инициативная роль в развитии Иберо-американского процесса, начатого с проведения первой иберо-американской встречи в 1991 г. в Гвадалахаре (Мексика) и активизации диалога ЕС – ЛА (с ее «подачи» был подготовлен первый саммит Евросоюза и латиноамериканских стран в Рио-де-Жанейро летом 1999 г.).

В заслугу правительству ИСРП можно поставить расширение сотрудничества и активную политику налаживания многосторонних и двусторонних связей с государствами Латинской Америки, активизацию контактов с Кубой.

Продолжением курса предыдущих правительств стало углубление отношений с СССР, а затем с РФ.

В третьей главе «Курс Народной партии Х. М. Аснара (19962004) во внешней политике Испании» проведен анализ военно-политического сотрудничества Испании со странами Запада в период правления Х. М. Аснара, в деятельности которого с особой силой проявилось влияние тенденций глобализации, характерных для международных отношений конца XX – начала XXI в. В главе исследуется испанская внешняя политика в отношении НАТО и ЕС, Ближнего Востока, Средиземноморья, Иберо-Америки, России и Восточной Европы, а также Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом развития процесса глобализации.

Народная партия Испании пришла к власти в стране с развитой демократией, активной внутриполитической жизнью, одержав победу с небольшим перевесом голосов избирателей. Благодаря достижениям предыдущих правительств роль страны на международной арене значительно возросла. Испания стала влиятельной державой. Кардинальное изменение геостратегической ситуации способствовало ее дальнейшей интеграции в Североатлантический альянс, необходимость которой в новых условиях признавали и правительство, и народные избранники – депутаты Генеральных кортесов. Вхождение в военную структуру альянса было связано с проводимым правительством курсом на участие в создании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества на основе НАТО.

На этом этапе руководившие страной консерваторы во главе с Х. М. Аснаром прилагали большие усилия, чтобы разрешить прежние внешнеполитические проблемы, в частности проблему Гибалтара. НП стремилась укрепить свое влияние, включив в общеевропейское пространство, анклавы – Сеуту и Мелилью, активизировать Барселонский процесс и интеграцию Средиземноморского региона, а также реанимировать процесс урегулирования ближневосточной проблемы. Важным этапом их деятельности стало все более тесное участие Испании в Силах быстрого реагирования ЕС, миротворческих операциях под эгидой Европейского союза.

Амбициозность правительства Народной партии, его желание выдвинуться на первые роли при решении международных проблем привели к изменению традиционного (при ИСРП) внешнеполитического курса Испании в сторону более тесного сближения с США, в лице которых новая испанская администрация хотела видеть своих привилегированных партнеров.

Однако активная поддержка линии США – Великобритании в отношении Ирака, участие в военной операции в этой стране в 2003 г. привели к дестабилизации внутриполитической ситуации, потере НП значительной части голосов избирателей. Произошедшая в 2004 г. серия терактов, потрясшая Испанию, довершила дело, приведя к поражению Х. М. Аснара и его кабинета на выборах, – к власти снова пришла ИСРП.

Нельзя недооценивать роль администрации Х. М. Аснара в интеграции Испании в Евросоюз. Продуманная экономическая и финансовая политика, грамотное использование двух периодов председательства Испании в ЕС позволили ей стать полноправным членом этой организации, к голосу которого прислушивались остальные европейские страны.

Интеграция Испании в Европейский союз позволила ей выйти на новый уровень в отношениях как со средиземноморскими странами, так и с латиноамериканскими партнерами и начать налаживать более тесные взаимовыгодные экономические отношения и политический диалог.

Испания в условиях глобализации не могла не активизировать свои контакты со странами ЦВЕ и АТР, главным образом в экономической сфере, с пониманием относилась к России, находила точки соприкосновения во внешнеполитических позициях и поддерживала реформы правительства РФ.

Высокие экономические показатели свидетельствуют о месте и роли Испании в мировом сообществе. Ее экономика находится на 9-м месте среди ведущих государств мира 36. Испания в 2004 г. вышла на 8-е место по взносам в текущий бюджет ООН (2,59%, или 27 млн. долл.) и на 9-е – в бюджет Организации по поддержанию мира (ОПМ) с квотой в 2,52% на 2004–2006 гг., добилась пропорциональных своему вкладу руководящих постов и участия в исполнении проектов организации. Она активный участник миротворческих и гуманитарных организаций (ООН, ОБСЕ), а также член НАТО, ЕС, ПАСЕ.

Таким образом, Испания в современном мире является экономически и политически развитым демократическим государством и проводит в целом последовательный и сбалансированный внутри- и внешнеполитический курс.

В заключении диссертации делаются следующие выводы, которые выносятся на защиту.

1. Кризис во второй половине XX в. диктаторских режимов Европы (Испания, Португалия) повлиял на необходимость внесения принципиальных изменений как во внутреннюю политику Испании, так и в ее внешнеполитический курс. Важным фактором ускорения этих перемен стала победа Португальской революции в 1974 г. и уход из жизни Франко в 1975 г. Вскоре после этого руководство Испании взяло курс на мирную трансформацию политических структур страны из авторитарных в демократические, что было поддержано большей частью общества. В этот период влияние внутриполитических преобразований на внешнюю политику Испании было значительным.

Правительства, последовательно сменявшие друг друга в Испании в эти годы, стремились к тому, чтобы перемены не сопровождались бурными социально-политическими потрясениями, чему в решающей степени способствовал приход к власти Хуана Карлоса I и снятие запрета с деятельности прежде нелегальных политических партий и организаций. Во внешнеполитическом плане активизировалась деятельность испанского руководства по включению страны в евроатлантическую военно-политическую и европейские экономические и политические структуры. Правительства А. Суареса, а за ним Л. Кальво Сотело стремились обеспечить Испании достойное место в Европейском сообществе, включить ее в НАТО без проведения общенародного референдума, что им и удалось в мае 1982 г. Сюда же относилось подключение Испании к структурам СБСЕ. С этой точки зрения важным этапом являлись Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., а также международные форумы, проходившие во исполнение и развитие его решений, т. е. совещания в Белграде в 1977 г. и в Мадриде в 1980 г. Укреплению роли Испании на международной арене способствовало и достижение испано-американских договоренностей (Договор о дружбе и сотрудничестве между Испанией и США, 1976 г.), восстановление дипломатических отношений Испании с СССР (1977 г.) и странами Восточной Европы. Активизировалась средиземноморская политика Испании, что укрепило ее роль на международных форумах Европы, а также в рамках ООН.

Pages:     | 1 |   ...   | 2 | 3 || 5 | 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»