WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

загрузка...
   Добро пожаловать!

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 6 |

На правах рукописи

АНИКЕЕВА Наталья Евгеньевна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

ИСПАНИИ (19762004 гг.)

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

(новая и новейшая)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре истории и политики стран Европы и Америки в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России.

Научный консультант: доктор исторических наук,

профессор

Пожарская Светлана Петровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор

Красиков Анатолий Андреевич

доктор исторических наук,

профессор

Сагомонян Александр Артурович

доктор исторических наук,

профессор

Рогинский Вадим Вадимович

Ведущая организация: Дипломатическая академия

МИД России

Защита состоится «____» ____________2009 г. в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д209.002.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Московском государственном институте международных отношений (У) МИД России по адресу: 119454, Москва, пр-т Вернадского, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России.

Автореферат разослан «___» __________________2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

д.и.н., проф. А. Л. Емельянов

Общая характеристика диссертации

Научная значимость и актуальность темы исследования

Главное место в диссертации отводится рассмотрению связей внутренней и внешней политики Испании в процессе демократизации, в частности вопросам изучения внешней политики. Условно ее можно разделить на несколько уровней: национальный, региональный и глобальный. Национальный подразумевает изучение взаимосвязи внутренней и внешней политики страны, региональный – участие Испании в международных процессах на региональном уровне и глобальный – политическое подключение испанского государства к процессам глобализации.

Актуальность темы обусловлена повышением роли Испании в мировом и региональном сообществе, усилением значимости ее внешней политики, расширением сотрудничества испанского государства и России как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций.

Актуальность исследования обусловлена также интересом современной исторической науки к «особому пути» Испании, политическое руководство которой после революционных потрясений первой половины XX в., Гражданской войны и диктатуры Ф. Франко сумело путем постепенных преобразований политической и экономической жизни страны интегрировать ее в Европейский союз.

В середине 1970-х годов, после смерти диктатора Франко, начинается постфранкистский период внешней политики Испании. В последующие годы происходит переход от авторитарной диктатуры к государству, базирующемуся на основных принципах демократии. Во внешнеполитическом аспекте этому периоду соответствуют переход от международной изоляции к активному участию Испании в общемировых и европейских институтах, ее интеграция в значимые политические, экономические, социальные и правовые структуры Европы и всего мира. Эти процессы сопровождались становлением Испании как политически активной страны европейского континента.

Актуальной с точки зрения исторической науки является проблема преемственности внешнеполитического курса испанского правительства и его эволюции в сторону большей прагматичности. Демократизация внутриполитической жизни Испании после ухода Франко с политической арены в 1975 г. оказала существенное воздействие и на ее внешнюю политику, открыла перед ней новые перспективы. Со второй половины 1970-х годов наблюдается активизация внешнеполитической деятельности Испании, направленная на участие в решении актуальных международных проблем. К концу 1970-х – началу 1980-х годов одной из основных черт испанской внешней политики стало стремление ее руководства к большей, чем при Франко, сбалансированности внешнеполитической линии. Испанская дипломатия при правительстве Союза демократического центра (СДЦ) А. Суареса (1976–1981) высказалась в поддержку идеи созыва Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе и приняла активное участие в его работе в последующие годы (в ноябре 1980 г. Мадрид стал местом проведения очередной встречи представителей стран – участниц этого совещания). После попытки государственного переворота, которая была предпринята военными 23 февраля 1981 г., в период правительственного кризиса СДЦ, произошел сдвиг вправо в курсе правящей партии, отразившийся не только на внутренней, но и на внешней политике государства. В новом правительстве СДЦ во главе с Л. Кальво Сотело (1981–1982) произошло усиление проатлантических настроений, и в мае 1982 г. вопреки воле подавляющего большинства испанцев страна стала 16-м членом НАТО. Углубление кризиса в СДЦ сопровождалось быстрым усилением влияния Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП).

Победа ИСРП на парламентских выборах 28 октября 1982 г. привела к изменению внешнеполитической линии страны в сторону более сбалансированной и независимой политики, строящейся с учетом прежде всего национальных интересов. Лидер социалистов Ф. Гонсалес заявил о намерении осуществлять такую политику, которая усилила бы роль Испании на международной арене и была нацелена на первоочередное развитие исторически сложившихся связей со странами Западной Европы, Латинской Америки и Северной Африки.

Правительство Ф. Гонсалеса (1982–1996), рассматривая свою политику сотрудничества с США в «рамках отношений с западным миром в целом», внесло коррективы в свой антиатлантический курс и провело в 1986 г. референдум, в результате которого Испания осталась в политической организации Североатлантического договора.

Одним из приоритетных направлений внешней политики ИСРП являлись отношения с западноевропейскими странами, в частности с ЕЭС. Курс на западноевропейскую интеграцию во внешней политике сочетался с развитием традиционных связей со странами Латинской Америки и арабского мира. Установлению дружеских связей со странами «третьего мира» способствовала позиция правительства социалистов по проблемам урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке и в Центральной Америке. Особое место в отношениях с развивающимися странами правительство Гонсалеса отводило связям со странами Северной Африки.

Формирование современного этапа внешней политики Испании происходило в годы пребывания у власти правительства ИСРП во главе с Гонсалесом и последовавшего за ним правления Народной партии (НП) во главе с Х. М. Аснаром. В этот период в стране завершился процесс формирования институтов парламентской монархии, Испания вступила в европейские социально-экономические и евроатлантические военно-политические институты, стала полноправным и активным членом политической и военной структуры НАТО.

Не меньшего внимания заслуживает и внешняя политика современной Испании на рубеже XX–XXI вв., которая развивается в духе преемственности общегосударственных интересов и достижения по ним согласия между основными политическими силами страны. После победы на всеобщих парламентских выборах 14 марта 2004 г. новое правительство ИСРП, действуя в русле предвы­борных обещаний, взяло курс на возврат к так называемым традиционным внешнеполитическим ориентирам с целью восстановления широкого консенсуса в испанском обществе в отношении национальной внешней политики. Была поставлена задача выравнивания проамериканского крена, доминировавшего в последний период правления Народной партии, и усиления европейского ориентира внешней политики Мадрида, заявленного в ка­честве «естественного геостратегического направления для Испании», а также активизации в этом контексте партнерских взаимоотношений с Франци­ей и Германией.

Лейтмотивом международных усилий Мадрида является повышение роли страны при решении европейских и мировых вопросов сообразно увеличению ее экономического потенциала. Испанская сторона добивается реализации этой задачи через повышение своего статуса в международных структурах, проведение в них инициативной линии, энергичное участие в международных усилиях по поддержанию мира, продвижение представителей Испании на руководящие международные посты, укрепление и расширение политического и экономического присутствия в тех регионах мира, которые входят в зону ее приоритетного внимания (Европа, Средиземноморье, Ближний Восток, Латинская Америка). Главным политическим приоритетом Испании остается Евросоюз. В то же время в 1996–2003 гг. приверженность правящей Народной партии идеям атлантизма позволила правительству Х. М. Аснара достаточно плавно перейти к новому этапу отношений с Вашингтоном, ориентированному на углубленное партнерство.

Политическая элита страны всегда занимала активную дипломатическую позицию по вопросу мирного урегулирования на Ближнем Востоке и исходила из того, что в основе этого процесса должны находиться резолюции 242 и 338 СБ ООН, принципы Мадридской конференции (1991) по ближневосточному урегулированию, прежде всего «мир в обмен на территории». Мадрид выступал за всемерное содействие мирового сообщества становлению Палестинской национальной автономии. Испания являлась одним из наиболее последовательных сторонников полноправного вовлечения ЕС в переговорный процесс по ближневосточному урегулированию. Следствием претворения в жизнь этого курса стало назначение в 1996 г. на пост специального представителя ЕС на Ближнем Востоке гражданина Испании М. А. Моратиноса.

Актуальность темы в практическом и теоретическом плане также связана с тем, что в Испании и в России сложились научные школы, занимающиеся иберо-американскими исследованиями, в том числе изучением внешней политики Испании.

Таким образом, рассмотрение связей внутренней и внешней политики Испании в процессе демократизации, вопросов изучения уровней внешней политики, исследование стратегических задач, которые стояли перед Испанией, и их реального воплощения в контексте изменений, происходивших в современном мире с конца 1980-х годов (речь идет о начале трансформации биполярной системы мироустройства) до начала 2000-х годов, представляется научно значимым и актуальным.

Предметом исследования являются основные приоритеты международной деятельности Испании в период пребывания у власти парламентских правительств постфранкистского периода; параметры изменений, происходивших в ее внешней политике, а также взаимосвязь внутренней и внешней политики, зависевшая от политических сил, находившихся у власти в исследуемый период, важнейшие направления современной внешней политики – европейское и атлантическое, средиземноморское и латиноамериканское, ближневосточное. В работе также затронут аспект отношений Испании со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), однако он не относится к основным направлениям исследования, поскольку связи Испании в этом регионе, особенно с Китаем и Республикой Корея, заметно диверсифицировались только в конце XX в.

Хронологические рамки диссертации охватывают период 1976–2004 гг., когда у власти в Испании находились парламентские правительства различных партий, которые последовательно сменяли друг друга.

Отправной точкой хронологии исследования является 1976 г. – дата, в политической истории Испании совпадающая с началом периода трансформации политического режима и перехода от франкистской диктатуры к демократии и с приходом к власти кабинета партии СДЦ во главе с А. Суаресом, который был назначен на должность премьер-министра в июле 1976 г. – еще до проведения выборов в Учредительное собрание Испании в 1977 г. Этот период сопровождался сменой внутриполитических условий деятельности испанской дипломатии. Верхняя хронологическая рамка исследования (2004) совпадает с периодом окончания правления консервативной Народной партии во главе с Х. М. Аснаром.

Цель работы – изучение эволюции основных направлений внешней политики Испании в постфранкистский период с точки зрения как коренных изменений, так и преемственности, в исторической ретроспективе, обращая особое внимание на изменения, связанные со сменой правительств, их пребыванием у власти в исследуемый период, а также с изменениями международной конъюнктуры (такими, как уход Франко, окончание «холодной войны», события 11 сентября 2001 г. и др.).

Задачи исследования:

- рассмотрение концептуальных основ и практического содержания внешней политики испанского государства, анализ динамики внешнеполитических устремлений правящих испанских кругов и определение факторов влияния на нее;

- формирование представления о роли Испании в мире путем изучения деятельности испанской дипломатии в годы пребывания у власти разных правительств – СДЦ во главе с его лидерами Адольфо Суаресом (1976–1981) и Леопольдо Кальво Сотело (1981–1982); ИСРП во главе с Фелипе Гонсалесом (1982–1996); Народной партии Хосе Марии Аснара (1996–2004), – а также практический анализ внешнеполитических доктрин этих правящих партий;

- комплексное исследование основных направлений внешней политики Испании в конце XX – начале XXI в. в контексте глобальных и региональных изменений, связанных с окончанием «холодной войны» и становлением новой системы международных отношений;

- влияние внутриполитических демократических преобразований на внешнюю политику Испании; соотношение глобальных и региональных тенденций во внешнеполитической деятельности Мадрида;

- степень участия Испании в общеевропейском и средиземноморском интеграционных объединениях, в военно-политическом сотрудничестве в рамках евроатлантического блока, а также в политическом диалоге в рамках иберо-американского сообщества;

- влияние международных конфликтов (проблемы Магриба, ближневосточный кризис) на внешнюю политику Испании;

- баланс взаимовлияния центра и автономий на внешнюю политику Испании;

- проблема прямого выхода испанских автономий на общеевропейские структуры.

Научная новизна исследования обусловлена новыми реалиями во внешней политике Испании конца XX – начала XXI в. и ее активным участием в практической реализации основных принципов современных международных отношений в мире.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 6 |






© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»